Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 24.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 июня 2006 г. № 125-З

О занятости населения Республики Беларусь

Принят Палатой представителей 4 мая 2006 года
Одобрен Советом Республики 23 мая 2006 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 1 ноября 2007 г. № 280-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 264, 2/1377);

Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 348-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 157, 2/1445);

Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1451) - Закон Республики Беларусь вступает в силу 3 июля 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 6-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 16, 2/1558);

Закон Республики Беларусь от 12 мая 2009 г. № 19-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 119, 2/1571) - Закон Республики Беларусь вступает в силу 16 июля 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 6 июля 2009 г. № 37-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 171, 2/1589) - Закон Республики Беларусь вступает в силу 1 августа 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 94-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1646) - Закон Республики Беларусь вступает в силу 25 января 2010 г.;

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1666);

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 100-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1652) - Закон Республики Беларусь вступает в силу 31 января 2010 г.;

Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877);

Закон Республики Беларусь от 30 мая 2013 г. № 28-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.06.2013, 2/2026);

Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 106-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2014, 2/2104);

Закон Республики Беларусь от 1 января 2015 г. № 232-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2015, 2/2230);

Закон Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 277-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.06.2015, 2/2275);

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 409-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2016, 2/2407) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 24 октября 2016 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 января 2017 г.;

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 409-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2016, 2/2407) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 24 октября 2016 г. и 1 января 2017 г.;

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2020 г. № 50-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2020, 2/2769);

Закон Республики Беларусь от 19 мая 2022 г. № 171-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.05.2022, 2/2891);

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 300-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.07.2023, 2/3020);

Закон Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2024, 2/3085)

 

Приостановление действия:

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 191-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 3, 2/1288);

Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 4, 2/1400);

Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 288, 2/1546);

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 70-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 2, 2/1622);

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 14, 2/1625);

Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 173-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 251, 2/1725);

Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 261, 2/1728);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 329-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1881);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 331-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 5, 2/1883);

Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 430-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.11.2012, 2/1982);

Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 432-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 2/1984);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 95-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.01.2014, 2/2093);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 97-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.01.2014, 2/2095);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 221-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.01.2015, 2/2219);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 225-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.01.2015, 2/2223);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 339-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2016, 2/2337);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 341-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2016, 2/2341);

Закон Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 430-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.10.2016, 2/2428);

Закон Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 431-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.10.2016, 2/2429);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 85-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.01.2018, 2/2523);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 86-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.01.2018, 2/2524);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 158-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2019, 2/2593);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 160-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2019, 2/2595);

Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 268-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.12.2019, 2/2708);

Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 269-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.12.2019, 2/2707);

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 71-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2021, 2/2791);

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 73-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2021, 2/2793);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 140-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.01.2022, 2/2860);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 142-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.01.2022, 2/2862);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 229-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.01.2023, 2/2949);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 231-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.01.2023, 2/2951);

Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. № 317-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.12.2023, 2/3037);

Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 328-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.12.2023, 2/3041)

 

Настоящий Закон направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия и их определения:

занятость – деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь (далее, если не указано иное, – граждане), связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности), иной доход (далее – заработок);

безработица – явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, не может применить свою рабочую силу;

безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета (далее – орган по труду, занятости и социальной защите) в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней;

оплачиваемые общественные работы – общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым или гражданско-правовым договорам, имеющие социально полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки безработных и граждан, ищущих работу;

органы государственной службы занятости населения – Министерство труда и социальной защиты, комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов;

работники, находящиеся под угрозой увольнения, – работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, или предупрежденные о сокращении численности или штата работников, или работающие на условиях неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, или находящиеся в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, или не работающие в связи с простоем не по вине работника;

свободное рабочее место (вакансия) – предусмотренная штатным расписанием должность (профессия), которая не замещена работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии).

Статья 2. Занятые граждане

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору или выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности), за исключением граждан, занятых на оплачиваемых общественных работах по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

являющиеся учредителями (участниками, членами) юридических лиц, за исключением учредителей (участников) акционерных обществ и членов некоммерческих организаций;

занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью;

проходящие военную или альтернативную службу, а также службу в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

обучающиеся в дневной форме получения образования в учреждениях образования, организациях, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;

занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.

Статья 3. Порядок и условия регистрации граждан безработными

Регистрация граждан безработными осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении. При регистрации безработным гражданин предъявляет документы, предусмотренные законодательными актами.

Порядок регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных определяется Правительством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;

отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы;

находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными;

являющиеся выпускниками, которым место работы предоставлено путем распределения, перераспределения, трудоустройства в счет брони, направленные, перенаправленные на работу и не отработавшие установленные законодательством об образовании сроки обязательной работы.

Граждане, ранее снятые с учета безработных по основанию, предусмотренному абзацем четвертым части первой статьи 25 настоящего Закона, при обращении в органы по труду, занятости и социальной защите повторно могут быть зарегистрированы в качестве безработных по истечении 12-месячного периода со дня предыдущей регистрации, а граждане, снятые с учета по основаниям, предусмотренным абзацами пятым, шестым и восьмым части первой статьи 25 настоящего Закона, – по истечении 12-месячного периода со дня последнего снятия их с учета.

Граждане, направленные органами по труду, занятости и социальной защите на подготовку, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в рамках образовательных программ дополнительного образования взрослых или для освоения содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) (далее, если не указанно иное, – обучение) и с которыми досрочно прекращены образовательные отношения по инициативе учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных подпунктами 5.2, 5.5, 5.11, 5.13 и 5.16 пункта 5 статьи 68 Кодекса Республики Беларусь об образовании, повторно могут быть зарегистрированы безработными по истечении 12-месячного периода со дня последнего снятия их с учета.

Граждане, ранее состоявшие на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, в отношении которых судом приняты решения о взыскании в пользу органов по труду, занятости и социальной защите сумм выплаченных им пособий по безработице, стипендий, пособий по беременности и родам, материальной помощи, компенсационных выплат, субсидий для организации предпринимательской деятельности, денежных выплат при переселении на новое место жительства и работы и средств, затраченных на организацию и осуществление процесса обучения, повторно могут быть зарегистрированы в качестве безработных при условии полного возмещения взыскиваемых средств.

Статья 4. Подходящая работа

Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом его образования, профессии, специальности, квалификации, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Подходящей не может считаться работа, если:

она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного;

отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами;

условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям по охране труда;

предлагаемый заработок на 30 и более процентов ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина.

По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения.

Подходящей считается любая оплачиваемая работа, включая временную работу (кроме оплачиваемых общественных работ), соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особенности, для следующих категорий безработных:

впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности);

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более 12 месяцев);

прекративших трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по соглашению сторон, желанию работника (за исключением прекращения трудового договора при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы, а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора) либо трудовой договор с которыми прекращен по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения либо предусмотренным пунктами 5–6 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также уволенных за нарушение воинской или служебной дисциплины, досрочно прекративших образовательные отношения по инициативе учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 5.3, 5.8 и 5.17 пункта 5 статьи 68 Кодекса Республики Беларусь об образовании);

обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью;

выполнявших работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);

обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после прекращения трудового договора, заключенного на время выполнения сезонных работ;

состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите более 12 месяцев.

Безработному не может быть предложено одно и то же рабочее место (профессиональная подготовка, переподготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется местными исполнительными и распорядительными органами с учетом транспортной доступности нового места работы.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать и иные критерии подходящей работы, усиливающие социальную защищенность безработных.

Статья 5. Законодательство о занятости населения

Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области содействия занятости населения.

Законодательство о занятости населения распространяется на граждан, а в части трудоустройства – на иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь, и иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 6. Право граждан на выбор места работы

Граждане имеют право на выбор места работы. Это право они реализуют посредством прямого обращения к нанимателю, получения бесплатного содействия органов государственной службы занятости населения и помощи других организаций и индивидуальных предпринимателей в трудоустройстве.

Статья 7. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите и получение информации в органах государственной службы занятости населения

Граждане имеют право на бесплатные консультацию и получение информации в органах государственной службы занятости населения в целях выбора рода занятий, трудоустройства, возможности обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

Безработные и иные категории граждан в соответствии с настоящим Законом имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию и обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

Статья 8. Право на трудоустройство за пределами Республики Беларусь

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на трудоустройство за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Статья 9. Право граждан на обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной службы занятости населения и их должностных лиц

Граждане вправе обжаловать решения, действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения и их должностных лиц в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд в порядке, установленном законодательством.

Статья 91. Обязанности граждан в области занятости населения

Безработные обязаны:

самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах орган по труду, занятости и социальной защите по его требованию;

являться в орган по труду, занятости и социальной защите по его приглашению для получения направления на работу (обучение), а при отсутствии приглашения – не реже одного раза в месяц в установленный день;

явиться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи органом по труду, занятости и социальной защите направления на работу;

возвратить в орган по труду, занятости и социальной защите в случае отказа нанимателя в трудоустройстве выданное направление на работу с указанием причины отказа, заверенное подписью уполномоченного должностного лица нанимателя;

информировать в течение двух рабочих дней орган по труду, занятости и социальной защите об изменении места жительства, о самостоятельном трудоустройстве (в том числе на временную работу), заключении гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности), наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета безработных, прекращение, приостановку выплаты пособия по безработице или снижение его размера.

Граждане, направленные органами по труду, занятости и социальной защите на обучение, обязаны исполнять обязанности, предусмотренные законодательством об образовании.

ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 10. Государственная политика и гарантии государства в области содействия занятости населения

Государство создает условия для полной занятости населения.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости;

предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;

сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;

поощрение нанимателей, направляющих работников, находящихся под угрозой увольнения, впервые нашедших работу и не имеющих профессии, специальности, квалификации, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также предоставляющих рабочие места для приобретения безработными опыта практической работы;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Государство в области содействия занятости населения гарантирует гражданам:

право на выбор профессии, рода занятий и работы;

охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей.

Государство гарантирует безработным:

бесплатные профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, обучение с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на обучение в другую местность;

оказание содействия в переселении безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств в порядке и на условиях, определяемых Министерством труда и социальной защиты;

бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

содействие в организации индивидуальной предпринимательской деятельности;

содействие в приобретении опыта практической работы.

Статья 11. Дополнительные гарантии в области содействия занятости населения отдельным категориям граждан

Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения следующим гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда:

детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов;

инвалидам;

освобожденным из мест лишения свободы;

впервые ищущим работу в возрасте до 21 года;

лицам предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);

ветеранам боевых действий на территории других государств, указанным в пунктах 1–3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594-XII «О ветеранах»;

уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию;

уволенным с альтернативной службы в связи с окончанием прохождения альтернативной службы;

эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г.;

иным гражданам, если это определено законами и актами Президента Республики Беларусь.

Дополнительные гарантии в области содействия занятости населения гражданам, указанным в части первой настоящей статьи, обеспечиваются путем разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения и другими мерами.

Порядок установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, определяется Правительством Республики Беларусь.

Государство в соответствии с законодательством о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, получившим профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование, лицам с особенностями психофизического развития, получившим специальное образование на уровне общего среднего образования, военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь, а также гражданам, уволенным с альтернативной службы. Порядок и условия предоставления первого рабочего места указанным лицам определяются Правительством Республики Беларусь.

Государство обеспечивает трудоустройство родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица), и направлены по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите, путем установления брони для приема их на работу.

Органы по труду, занятости и социальной защите при получении судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица в течение трех рабочих дней определяют одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.

Местные исполнительные и распорядительные органы за счет собственных средств могут предоставлять дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения организации, признаваемой банкротом, обязаны принимать меры по созданию новых рабочих мест в связи с банкротством, а также по трудоустройству работников данной организации.

ГЛАВА 4
РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 12. Регулирование занятости населения

В целях содействия занятости населения государство осуществляет:

разработку и реализацию мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на повышение эффективности экономики, рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение принятия нанимателями мер, способствующих сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;

правовое регулирование в области содействия занятости населения на основе соблюдения прав граждан и предоставления соответствующих государственных гарантий, а также совершенствование законодательства о занятости населения;

разработку и реализацию государственной программы содействия занятости населения;

развитие и совершенствование работы органов государственной службы занятости населения.

 

—————————————————————————

Действие части четвертой статьи 13 в 2024 году приостановлено Законом Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 328-З

__________________________________________________

Статья 13. Государственная служба занятости населения

Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создается государственная служба занятости населения.

Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

разработку и реализацию государственной и других программ содействия занятости населения;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе необходимых работников;

организацию профессиональной ориентации и обучения безработных и иных категорий граждан;

регистрацию граждан безработными и осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

оказание услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;

повышение экономической заинтересованности нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест, предоставлении рабочих мест для приобретения безработными опыта практической работы;

содействие безработным в организации индивидуальной предпринимательской деятельности;

организацию работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

содействие организации оплачиваемых общественных работ;

осуществление надзора за соблюдением законодательства о занятости населения в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;

содействие безработным в приобретении опыта практической работы;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Работу государственной службы занятости населения возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты. Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения на местах в структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов создаются комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов.

Деятельность государственной службы занятости населения финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели.

Порядок деятельности государственной службы занятости населения определяется положением об этой службе, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

Органы государственной службы занятости населения координируют свою деятельность с деятельностью профсоюзов и нанимателей в пределах их компетенции.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами государственной службы занятости населения бесплатно.

Статья 14. Взаимодействие с государственными органами, иными организациями

Органы государственной службы занятости населения на безвозмездной основе:

обмениваются с государственными органами сведениями, необходимыми для выполнения задач, входящих в их компетенцию;

запрашивают и получают из информационных ресурсов (систем) персональные данные, в том числе специальные персональные данные, необходимые для учета граждан, обращающихся в органы по труду, занятости и социальной защите по вопросам трудоустройства, назначения и осуществления им социальных выплат, оказания им содействия в трудоустройстве.

Органы по труду, занятости и социальной защите обязаны сообщать в суд о неявке к ним обязанных лиц не позднее трех дней со дня истечения срока явки, указанного в судебном постановлении.

Статья 15. Деятельность агентств по трудоустройству

Трудоустройство на территории Республики Беларусь граждан может осуществляться при содействии агентств по трудоустройству.

Агентство по трудоустройству – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, оказывающие гражданам услуги по содействию в трудоустройстве и включенные в Реестр агентств по трудоустройству.

Оказание услуг по содействию в трудоустройстве юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не включенными в Реестр агентств по трудоустройству, запрещается.

Перечень услуг по содействию в трудоустройстве, предоставляемых гражданам агентствами по трудоустройству, порядок их предоставления, порядок формирования и ведения Реестра агентств по трудоустройству, а также форма свидетельства о включении в Реестр агентств по трудоустройству определяются Правительством Республики Беларусь.

 

—————————————————————————

Действие части четвертой статьи 16 (в части финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения за счет средств государственного фонда содействия занятости) приостановлено на 2024 год Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. № 317-З

__________________________________________________

Статья 16. Участие профсоюзов в содействии занятости населения

Профсоюзы вправе в установленном законодательством порядке принимать участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения и осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.

Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией организаций, полной или частичной приостановкой производства по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, может осуществляться лишь при условии предварительного (не позднее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по вопросу соблюдения прав работников.

Предложения профсоюзов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы и нанимателям, подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

В случае массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве местные исполнительные и распорядительные органы по предложению органов государственной службы занятости населения, профсоюзов могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принимать решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение одного года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местных бюджетов, государственного фонда содействия занятости в порядке, установленном законодательством.

 

—————————————————————————

Действие статьи 17 приостановлено на 2024 год Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. № 317-З

__________________________________________________

Статья 17. Государственный фонд содействия занятости

Государственный фонд содействия занятости является государственным целевым бюджетным фондом, предназначенным для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения.

Государственный фонд содействия занятости создается за счет:

обязательных страховых взносов нанимателей;

средств, взыскиваемых с нанимателей за нарушение требований, предусмотренных настоящим Законом;

добровольных пожертвований;

иных поступлений.

Размеры обязательных страховых взносов в государственный фонд содействия занятости, категории нанимателей, уплачивающих обязательные страховые взносы или освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов государственного фонда содействия занятости и порядок отчета об их исполнении определяются законодательством.

В компетенцию органов государственной службы занятости населения входят вопросы распоряжения средствами государственного фонда содействия занятости.

Порядок формирования и расходования средств государственного фонда содействия занятости определяется при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год.

Статья 18. Профессиональная ориентация и обучение граждан по направлению органов по труду, занятости и социальной защите

Профессиональная ориентация незанятого населения осуществляется в целях оказания практической помощи в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом профессиональных предпочтений, склонностей, интересов личности и потребностей рынка труда.

Обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите осуществляется в учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Безработные направляются органами по труду, занятости и социальной защите на обучение в случае, если:

невозможно подобрать подходящую работу по причине отсутствия у безработного необходимых профессии, специальности, квалификации;

необходимо изменить профессию, специальность, квалификацию в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;

безработным утрачена способность к выполнению работы по приобретенным ранее профессии, специальности, квалификации или возникли медицинские противопоказания к ее выполнению.

Граждане, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет (кроме граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет), могут быть направлены органами по труду, занятости и социальной защите на обучение в порядке и на условиях, определенных для безработных.

Порядок организации обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите определяется Правительством Республики Беларусь.

Нанимателями полностью возмещаются органам по труду, занятости и социальной защите затраты на переподготовку или повышение квалификации безработных из числа работников, уволенных ими в связи с сокращением численности или штата работников (за исключением лиц, занятых на неквалифицированных работах, а также лиц, достигших возраста 50 лет – женщины и 55 лет – мужчины) и не проходивших по последнему месту работы в течение пяти лет, предшествующих увольнению, переподготовку или повышение квалификации.

Органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать нанимателям затраты на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации:

работников, находящихся под угрозой увольнения;

работников из числа граждан, уволенных с последнего места работы в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников;

работников, впервые нашедших работу;

обязанных лиц;

работников, имевших до приема на работу длительный перерыв в работе (более 12 месяцев).

Органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать учреждениям уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовым профилакториям затраты на профессиональную подготовку лиц, привлекаемых к труду администрацией этих организаций и не имеющих профессии, в период их пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы и нахождения в лечебно-трудовых профилакториях.

Порядок и условия компенсации органами по труду, занятости и социальной защите нанимателям, учреждениям уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовым профилакториям затрат на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и лиц, привлекаемых к труду, а также возмещения органам по труду, занятости и социальной защите затрат на переподготовку и повышение квалификации лиц, указанных в части шестой настоящей статьи, определяются Министерством труда и социальной защиты.

Статья 181. Содействие безработным в приобретении опыта практической работы

Государство содействует в приобретении опыта практической работы безработным из числа:

выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование;

лиц, прошедших подготовку, профессиональную подготовку или переподготовку в рамках образовательных программ дополнительного образования взрослых по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

лиц, освоивших содержание образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

лиц, длительное время (более 12 месяцев) не работавших в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом.

Содействие в приобретении опыта практической работы осуществляется путем трудоустройства безработных, указанных в части первой настоящей статьи, в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда. Для приобретения опыта практической работы с гражданами заключаются срочные трудовые договоры в порядке, установленном законодательством о труде.

Порядок и условия трудоустройства безработных для приобретения опыта практической работы с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда определяются Министерством труда и социальной защиты.

 

—————————————————————————

Действие части третьей статьи 19 (в части финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения за счет средств государственного фонда содействия занятости) приостановлено на 2024 год Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. № 317-З

__________________________________________________

Статья 19. Организация оплачиваемых общественных работ

Организация оплачиваемых общественных работ возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы при участии органов государственной службы занятости населения.

Безработные при выполнении оплачиваемых общественных работ не могут привлекаться к деятельности, связанной с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующей специальной подготовки.

Финансирование оплачиваемых общественных работ производится за счет средств нанимателей, в интересах которых организуются эти работы, средств местных исполнительных и распорядительных органов и государственного фонда содействия занятости, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.

С гражданами, направленными на оплачиваемые общественные работы, заключаются срочные трудовые или гражданско-правовые договоры в порядке, установленном законодательством.

Оплата труда граждан, занятых на оплачиваемых общественных работах на основании срочного трудового договора, производится в соответствии с законодательством о труде.

С гражданами в период их нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, направленными (по их желанию) органами по труду, занятости и социальной защите на оплачиваемые общественные работы к нанимателям, финансируемым из средств республиканского или местных бюджетов, либо на оплачиваемые общественные работы, организованные на объектах, финансируемых из указанных источников, заключаются гражданско-правовые договоры. Выплата вознаграждений по таким договорам осуществляется за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, направляемых на реализацию мероприятий по обеспечению занятости населения.

На граждан, занятых на оплачиваемых общественных работах, распространяются социальные гарантии, включая право на получение пенсий, пособий по безработице и временной нетрудоспособности, в порядке, установленном законодательством.

Порядок организации и условия проведения оплачиваемых общественных работ, в том числе порядок установления месячной нормы участия безработных в указанных работах, определяются Правительством Республики Беларусь.

ГЛАВА 5
УЧАСТИЕ НАНИМАТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 20. Основные права нанимателей в области обеспечения занятости населения

Наниматели имеют право:

принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных условиях с гражданами, имеющими направления органов по труду, занятости и социальной защите;

получать от органов государственной службы занятости населения бесплатную информацию о состоянии рынка труда;

обжаловать решения, действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд в порядке, установленном законодательством.

Статья 21. Обязанности нанимателей в области обеспечения занятости населения

Наниматели обязаны:

участвовать в проведении государственной политики в области содействия занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, подготовке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации в рамках образовательных программ дополнительного образования взрослых; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения подготовки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в рамках образовательных программ дополнительного образования взрослых; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством. Критерии массового высвобождения работников определяются Министерством труда и социальной защиты;

не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;

принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в соответствии со статьей 11 настоящего Закона;

принимать на работу выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения, перераспределения, трудоустройства в счет брони, направленных, перенаправленных на работу;

создавать рабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в статье 11 настоящего Закона. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами;

создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;

письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);

информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, в день заполнения;

предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;

осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения ими трудовых обязанностей;

перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.

При приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в пятидневный срок возвращает в орган по труду, занятости и социальной защите направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, уполномоченное должностное лицо нанимателя в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу, заверяет ее личной подписью и возвращает направление гражданину.

Не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.

Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с указанными органами.

ГЛАВА 6
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

—————————————————————————

Действие части второй статьи 22 (в части финансирования расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, за счет средств государственного фонда содействия занятости) приостановлено на 2024 год Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. № 317-З

__________________________________________________

Статья 22. Гарантии и компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников, предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с законодательством.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за два года до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, осуществляется за счет средств государственного фонда содействия занятости.

Статья 23. Стипендии гражданам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите на обучение

Стипендии гражданам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите на обучение, назначаются и выплачиваются этими органами.

Стипендия назначается:

гражданам, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), – в размере трех базовых величин;

гражданам, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) и безработным, впервые ищущим работу, – в размере полуторной величины минимального пособия по безработице для данной категории безработных;

гражданам, прекратившим трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по соглашению сторон, желанию работника (за исключением прекращения трудового договора при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы, а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора) либо трудовой договор с которыми прекращен по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения либо предусмотренным пунктами 5–6 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также уволенным за нарушение воинской или служебной дисциплины, досрочно прекратившим образовательные отношения по инициативе учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 5.3, 5.8 и 5.17 пункта 5 статьи 68 Кодекса Республики Беларусь об образовании), и зарегистрированным в установленном порядке безработными, – в размере одной базовой величины;

гражданам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г., и зарегистрированным в установленном порядке безработными в течение 12 месяцев со дня эвакуации, отселения, самостоятельного переезда на новое место жительства, – в размере средней заработной платы по последнему месту работы.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц либо гражданин может быть лишен стипендии на такой же срок в связи с неуспеваемостью или нерегулярным посещением учебных занятий (занятий) без уважительных причин, нарушением дисциплины в ходе образовательного процесса и правил внутреннего распорядка для обучающихся.

Размер стипендии подлежит индексации в порядке, установленном законодательством.

Гражданам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите на обучение, стипендия начисляется с первого дня их обучения.

Обращение взыскания на стипендии, выплачиваемые гражданам в период прохождения обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 24. Пособие по безработице

Пособие по безработице назначается органами по труду, занятости и социальной защите. Решение о назначении пособия по безработице либо об отказе в его назначении принимается органом по труду, занятости и социальной защите в течение десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного.

В назначении пособия по безработице может быть отказано в случае:

прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по соглашению сторон, желанию работника (за исключением прекращения трудового договора при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы, а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора) либо прекращения трудового договора по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения либо предусмотренным пунктами 5–6 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения за нарушение воинской или служебной дисциплины;

досрочного прекращения образовательных отношений по инициативе учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 5.3, 5.8 и 5.17 пункта 5 статьи 68 Кодекса Республики Беларусь об образовании);

потери (отсутствия) дохода в результате совершения противоправных действий;

непредставления декларации о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты.

Пособие по безработице выплачивается со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом):

безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), – в размере двух базовых величин в месяц в течение 26 календарных недель;

безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года – в размере одной базовой величины в месяц в первые 13 календарных недель, а также в размере 75 процентов базовой величины в месяц в последующие 13 календарных недель;

безработным, впервые ищущим работу, а также безработным, ищущим работу после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев), при наличии у них стажа работы менее одного года – в размере 85 процентов базовой величины в месяц в первые 13 календарных недель, а также в размере 70 процентов базовой величины в месяц в последующие 13 календарных недель.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом).

В случае, когда безработным при регистрации отказано в назначении пособия по безработице, это пособие может назначаться при условии выполнения ими оплачиваемых общественных работ и отработки на указанных работах не менее 22 суммарных рабочих дней на основании письменного заявления безработного. Пособие в этом случае выплачивается по решению органов по труду, занятости и социальной защите со дня принятия решения о назначении пособия по безработице в следующем порядке: за первые 13 календарных недель – в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель – 75 процентов базовой величины.

Безработным, стаж работы которых в соответствии с законодательством дает право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, срок выплаты пособия по безработице, установленный частью четвертой настоящей статьи, увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на две календарные недели, выплата пособия по безработице за которые устанавливается в размере, равном пособию по безработице за последние 13 календарных недель из 26-недельного периода для соответствующих категорий безработных, определенных частью третьей настоящей статьи.

 

—————————————————————————

Действие части седьмой статьи 24 (в части финансирования расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, за счет средств государственного фонда содействия занятости) приостановлено на 2024 год Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. № 317-З

__________________________________________________

Безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за один год до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, осуществляется за счет средств государственного фонда содействия занятости.

Стаж работы для назначения пособия по безработице определяется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.

Выплата пособия по безработице сохраняется в период выполнения безработным оплачиваемых общественных работ, а также временной работы, о которой заранее уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите.

Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста – на 20 процентов.

Размер пособия по безработице подлежит индексации в порядке, установленном законодательством.

Обращение взыскания на пособие по безработице осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы по труду, занятости и социальной защите.

Статья 25. Снятие с учета безработных, прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера

Снятие с учета безработных, в том числе безработных, не получающих пособия по безработице, производится в случае:

признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 настоящего Закона (кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом);

направления его на обучение;

подачи им письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите;

неявки безработного более двух месяцев с даты последней явки в органы по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин;

попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путем;

назначения ему в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении пенсии по возрасту, за выслугу лет, профессиональной пенсии;

отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

переезда безработного на другое место жительства;

смерти безработного;

истечения 18 календарных месяцев со дня регистрации безработного;

осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы на определенный срок или пожизненному лишению свободы;

направления в лечебно-трудовые профилактории.

Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до трех месяцев в случае:

трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления органов по труду, занятости и социальной защите – с даты трудоустройства;

неявки безработного более одного месяца в органы по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин – с даты последней явки в органы по труду, занятости и социальной защите;

неявки безработного без уважительных причин на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи ему органами по труду, занятости и социальной защите направления на работу – с даты выдачи такого направления;

невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах в порядке, определяемом законодательством.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице не производится в период:

выплаты пособия по беременности и родам;

прохождения безработным аттестации при освоении содержания образовательных программ в вечерней, заочной, дистанционной формах получения образования и в форме соискательства в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

призыва безработного на военные, специальные или учебные сборы, занятия, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных или общественных обязанностей.

Периоды, указанные в части четвертой настоящей статьи, не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть уменьшен на 50 процентов сроком на один месяц в случае:

отказа безработного без уважительных причин явиться в органы по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу (обучение);

если безработный самостоятельно не занимался поиском работы и не информировал об этом органы по труду, занятости и социальной защите по их требованию.

Органы по труду, занятости и социальной защите обязаны письменно уведомить безработного в пятидневный срок со дня принятия решения о снятии его с учета, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера с указанием мотивов.

 

—————————————————————————

Действие статьи 26 (в части финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения за счет средств государственного фонда содействия занятости) приостановлено на 2024 год Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. № 317-З

__________________________________________________

Статья 26. Материальная помощь

Органы по труду, занятости и социальной защите оказывают материальную помощь безработному и членам его семьи с учетом участия безработного в оплачиваемых общественных работах, а также гражданам в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите за счет средств государственного фонда содействия занятости в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь, в соответствии с установленным порядком формирования и использования средств государственного фонда содействия занятости.

ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования.

Статья 28. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок после официального опубликования настоящего Закона:

подготовить и внести в установленном порядке предложения о приведении законодательных актов в соответствие с настоящим Законом и об установлении ответственности за нарушение законодательства о занятости населения;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 29. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь

В связи со вступлением в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1. Закон Республики Беларусь от 30 мая 1991 года «О занятости населения Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 19, ст. 273).

2. Закон Республики Беларусь от 24 ноября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 32, ст. 515).

3. Закон Республики Беларусь от 1 февраля 1994 года «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1994 г., № 7, ст. 92).

4. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1994 года «О внесении изменений и дополнений в законодательство о труде в связи с принятием Конституции Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1994 г., № 35, ст. 575).

5. Пункт 2 Закона Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1995 г., № 17, ст. 178).

6. Закон Республики Беларусь от 13 февраля 1997 года «О признании утратившими силу некоторых норм постановлений Верховного Совета Республики Беларусь по вопросам государственного Фонда содействия занятости» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 7, ст. 163).

7. Утратил силу.

8. Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 4, 2/7).

9. Статью 5 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам возмещения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 120, 2/1134).

10. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 5 июня 1991 года «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 19, ст. 274).

11. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 24 ноября 1992 года «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 32, ст. 516).

12. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 1 февраля 1994 года «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1994 г., № 7, ст. 101).

13. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 11 ноября 1994 года «О введении в действие Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в законодательство о труде в связи с принятием Конституции Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1994 г., № 35, ст. 576).

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.
bool(false)