Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 22.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 ноября 2017 г. № 742

Об утверждении Концептуальных подходов к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года

В целях дальнейшего развития системы образования ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Концептуальные подходы (далее – Концептуальные подходы) к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года (прилагаются).

2. Структурным подразделениям Министерства образования Республики Беларусь (далее – Минобразование), управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Минского горисполкома, государственным организациям, подчиненным Минобразованию, принять меры по реализации Концептуальных подходов.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Министра В.А.Богуша, заместителей Министра Р.С.Сидоренко, С.В.Рудого.

 

Министр

И.В.Карпенко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ
Министра образования
Республики Беларусь

29.11.2017 № 742

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года

ВВЕДЕНИЕ

Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года (далее – Концептуальные подходы) определяют задачи, основные направления и приоритеты государственной политики в сфере образования, механизмы их реализации.

Образование в Республике Беларусь рассматривается как один из главных приоритетов государственной политики и нацелено на формирование свободной, творческой, интеллектуально и физически развитой личности.

Интеллект человека – одна из главных движущих сил развития современного государства. Именно совокупные результаты труда граждан определяют конкурентоспособность любой страны. Системе образования принадлежит ключевая роль в формировании человеческого капитала, подготовке профессионалов для экономики знаний XXI века.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, характеризуя перспективные направления социально-экономического развития Республики Беларусь, отметил: «Мотивированная, образованная, активная молодежь – это, по сути, стратегический ресурс развития страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества».

Дальнейшее совершенствование и обновление системы образования Беларуси исходит из национальных интересов и потребностей экономики страны, опираясь на лучший педагогический опыт, с учетом основных тенденций развития мирового образовательного пространства. Стратегическая цель – сформировать качественную систему образования, в полной мере отвечающую потребностям инновационной экономики и принципам устойчивого развития.

В формировании инновационной экономики и ее конкурентной среды система образования должна обеспечить соответствие получаемых знаний и навыков быстроменяющимся требованиям со стороны общества и экономики, техники и технологий, развитию личной инициативы и адаптируемости человека, благодаря которым расширяются его возможности генерировать идеи, создавать инновационный продукт.

В числе основных приоритетов образовательной политики государства – развитие инклюзивного подхода в образовании, который позволит обеспечить реализацию права граждан на получение качественного образования и социальную интеграцию, являющийся важным фактором устойчивого развития общества.

Развитие национальной системы образования и воспитания базируется на следующих основных принципах, получивших правовое закрепление в Кодексе Республики Беларусь об образовании: приоритет общечеловеческих ценностей; национально-культурная основа; научность; ориентация на мировой уровень образования; гуманизм; связь с общественной практикой; экологическая направленность; преемственность и непрерывность; единство обучения, духовного и физического воспитания; демократизм; светский характер; поощрение таланта и образованности; обязательность базового образования.

Ключевые приоритеты развития страны нашли отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы и заложены в основу Концептуальных подходов к развитию системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030 года.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В Республике Беларусь сложилась система образования, позволяющая каждому реализовать свое право на образование, для того чтобы быть успешным и востребованным в обществе.

В нашей стране функционируют более 8 тысяч учреждений образования, в которых трудятся около 430 тысяч работников.

Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования – «образование через всю жизнь».

Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического и среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования взрослых, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему специального образования.

В настоящее время дошкольное образование получают более 418 тысяч воспитанников, общее среднее – около одного миллиона учащихся, профессионально-техническое и среднее специальное – 70 и 118 тысяч человек соответственно.

В системе дополнительного образования детей и молодежи функционируют 705 учреждений, в которых занимаются 503,9 тысячи детей (каждый четвертый учащийся системы общего среднего образования).

В соответствии с мировыми тенденциями подготовка специалистов ведется на двух ступенях высшего образования. Подготовку специалистов в стране обеспечивают 42 государственных и 9 частных учреждений высшего образования, где учатся более 320 тысяч студентов и магистрантов по 15 профилям образования. В учреждениях высшего образования обучаются свыше 19 тысяч иностранных граждан. В Беларуси на 10 тысяч человек населения приходится 330 студентов учреждений высшего образования, что соответствует уровню европейских стран.

В сентябре 2017 г. численность лиц, осваивающих содержание образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) учреждений высшего образования, составляла 4559 человек, из них за счет средств республиканского бюджета – 3616 человек. В докторантуре общая численность обучающихся составляла 414 человек, из них за счет средств республиканского бюджета – 384 докторанта.

Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений образования и организаций. Повышением квалификации, стажировкой, подготовкой и переподготовкой ежегодно охвачено около 400 тысяч человек. Переподготовка руководящих работников и специалистов ведется по 392 специальностям.

Объемы финансирования сферы образования Республики Беларусь соизмеримы с государственными расходами на образование в большинстве развитых стран мира. В 2017 году направлено из бюджета на образование (без учета средств на капитальное строительство) 5176,5 млн. руб., или 4,73 % от ВВП, с учетом внебюджетных средств – 5742,2 млн. руб., или 5,25 % от ВВП.

Обеспечено выполнение государственных социальных стандартов в области образования. Последовательно решаются вопросы укрепления материально-технической базы, осуществляется строительство новых учреждений образования.

Воспитательный потенциал системы образования направлен на активное содействие личностному становлению гражданина и патриота, профессионала-труженика, ответственного семьянина. Решение поставленных задач обеспечивается посредством реализации содержания образовательных программ и программ воспитания. Приоритеты воспитания детей и молодежи закреплены в Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 годы.

В условиях инновационного развития общества особую значимость приобретает социально-педагогическое и психологическое сопровождение образовательного процесса, обеспечивающее условия для успешного обучения и развития личности, ее самореализации во всех видах деятельности, а также адаптации в социуме на всех возрастных этапах. Приоритетом работы социально-педагогической и психологической службы должно стать решение широкого спектра задач, направленных на выявление причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, обеспечение социально-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса, психологической помощи при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры.

Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить развитие образования, характерного для инновационной, социально ориентированной экономики, связанного с мировой и отечественной фундаментальной наукой, соответствующего требованиям устойчивого развития страны, ориентированного на формирование творческой, социально ответственной личности.

В интересах устойчивого развития образование должно обеспечить возможность участия каждого человека в повышении качества собственной жизни и жизни местного сообщества, реализуемую на всех уровнях образования: дошкольном, когда закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем взрослом сознательность и уважение к природе, другим людям и самому себе; школьном, где обучающийся осваивает основной объем общеобразовательных знаний, готовится к самостоятельной жизни, принятию ответственных решений; профессиональном, когда формируется профессиональное мышление, готовятся кадры для всех отраслей народного хозяйства, в том числе и для сферы природопользования и социально-экономического развития; послевузовском, когда идеи и принципы устойчивого развития реализуются в профессиональной исследовательской, проектной, конструкторской и других видах деятельности граждан; в дополнительном образовании взрослых – системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обеспечивающей условия для развития человека как субъекта профессиональной деятельности, а также в самоорганизующихся практиках неформального и информального образования для всех на протяжении их жизни.

Дальнейшее внедрение инклюзивного подхода обусловлено необходимостью совершенствования работы в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития, расширения права выбора на место и форму получения образования, создание условий, обеспечивающих равенство получения образования всеми категориями обучающихся, формирования толерантности в системе образования и в обществе в целом.

Концептуальные подходы разработаны в связи с необходимостью решения ряда проблем, связанных с упорядочением современной инфраструктуры системы дошкольного, общего среднего, профессионального и дополнительного образования, повышением доступности образования, в том числе для лиц с особенностями психофизического развития, одаренных и талантливых учащихся, внедрением информационных образовательных технологий, авторских методик, развитием независимой системы оценки качества образования, кадрового потенциала.

С учетом тенденций развития мирового образовательного пространства, характеристики актуального состояния национальной системы образования Концептуальные подходы задают современные векторы развития отрасли:

совершенствование качества образования, отвечающего потребностям развития личности, общества и устойчивому развитию страны, обеспечение согласованности рынка образовательных услуг с потребностями рынка труда;

обеспечение взаимосвязи воспитания и обучения в образовательном процессе;

переход к обязательному общему среднему образованию;

создание системы независимой оценки качества образования;

упорядочение структуры системы основного образования;

обновление содержания образовательных программ, научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

внедрение современных информационных технологий;

интеграция образования, науки и производства, развитие системы непрерывного профессионального образования;

совершенствование системы управления образованием;

социальная защита обучающихся и работников образования;

обеспечение доступности образования, в том числе в условиях инклюзивного образования.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Задачи, которые будут решаться в рамках Концептуальных подходов, носят межотраслевой характер и затрагивают все уровни и ступени образования.

Дошкольное образование

Приоритетным направлением государственной политики в сфере дошкольного образования в Республике Беларусь является создание благоприятных условий для разностороннего развития и социализации личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями. При этом акцент делается на обеспечение равных стартовых возможностей для всех категорий детей дошкольного возраста.

Условием реализации указанного направления является разработка содержания, нормативного правового и научно-методического обеспечения дошкольного образования на основе личностно ориентированного, компетентностного, культурологического подходов, в рамках которых деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития ребенка. Основными задачами в сфере дошкольного образования являются:

повышение доступности дошкольного образования;

совершенствование качества дошкольного образования;

обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования.

Механизм реализации поставленных задач до 2020 года:

расширение многофункциональной сети учреждений дошкольного образования всех форм собственности, открытие групп для детей дошкольного возраста на первых этажах многоквартирных домов в микрорайонах-новостройках с последующим их использованием под иные цели;

упорядочение процедуры предоставления места в учреждении дошкольного образования, в том числе путем разработки и внедрения электронных информационных систем;

финансирование части расходов частных учреждений дошкольного образования за счет бюджетных средств (исходя из численности детей, определенных в учреждение образования частной формы собственности по направлению, выданному местным исполнительным и распорядительным органом, при отсутствии свободных мест в государственных учреждениях образования);

корректировка содержания учебной программы дошкольного образования и образовательных стандартов дошкольного образования с учетом принципа преемственности;

обеспечение индивидуализации и дифференциации образовательных услуг для детей дошкольного возраста в целях удовлетворения запросов населения;

разработка и выпуск современных, в том числе электронных, образовательных ресурсов для учреждений дошкольного образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания по образовательным областям учебной программы дошкольного образования;

научно-методическое обеспечение дошкольного образования по вопросам формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Перспектива развития до 2030 года:

создание национальной системы оценки качества дошкольного образования (разработка и апробация инструментария оценки качества дошкольного образования);

повышение профессиональной компетентности педагогических работников, в том числе через увеличение доли педагогических работников, имеющих образование по направлению «Педагогика детства»;

совершенствование здоровьесберегающего процесса.

Общее среднее образование

Общее среднее образование призвано создать для всех учащихся равные условия в получении образования, которые гарантируют личностное и социальное развитие, позволяющее быть успешными в жизни, приносить пользу обществу и государству.

Содержание общего среднего образования, его научно-методическое обеспечение должно отражать идеологию белорусского государства, способствовать развитию интеллектуального и духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, сохранению и приумножению культурного наследия, укреплению духа патриотизма.

Повышению образовательного уровня граждан, развитию человеческого потенциала, а также формированию международного имиджа страны будет способствовать переход на обязательное общее среднее образование.

Основными задачами в сфере общего среднего образования являются:

переход к обязательному общему среднему образованию;

обновление содержания образовательных программ общего среднего образования;

создание системы независимой оценки качества общего среднего образования;

совершенствование итоговой аттестации учащихся;

развитие допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся учреждений общего среднего образования на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, в том числе в шестой школьный день;

совершенствование системы по выявлению, учету, социальной поддержке одаренной и талантливой молодежи.

Механизм реализации поставленных задач до 2020 года:

оптимизация видов учреждений общего среднего образования;

обеспечение получения общего среднего образования всеми учащимися, обучающимися в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования;

завершение перехода на относительную завершенность общего базового образования и поэтапного введения нового типового учебного плана общего среднего образования;

подготовка на конкурсной основе учебников и учебных пособий;

организация и проведение независимой итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования и установление критериев отбора наиболее мотивированных учащихся для продолжения получения образования на III ступени общего среднего образования; разработка механизма, порядка проведения и обновления содержания итоговой аттестации учащихся XI классов;

проведение выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего в учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языках национальных меньшинств, на одном из государственных языков;

разработка научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, способствующего реализации воспитательного потенциала учебных занятий и достижению обучающимися личностных образовательных результатов (дидактические и диагностические материалы, методические рекомендации по их использованию в образовательном процессе);

участие в Международной системе оценки качества общего среднего образования PISA.

Перспектива развития до 2030 года:

совершенствование итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;

формирование в учреждении образования адаптивной образовательной среды, учитывающей особенности и потребности развития каждого учащегося;

создание современной информационно-образовательной среды в учреждениях общего среднего образования.

Специальное образование

Концептуальной идеей совершенствования образования лиц с особенностями психофизического развития является оказание ранней комплексной помощи и обеспечение непрерывной социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся на всех уровнях образования независимо от способностей и достижений.

В стране сформирована система образования для детей с особенностями психофизического развития. Обеспечивается возможность получения образования всеми детьми независимо от характера и степени выраженности имеющихся нарушений, от момента выявления нарушения до получения профессионального образования и трудоустройства.

Основными задачами в сфере специального образования являются:

достижение полного охвата необходимыми видами помощи всех детей с особенностями психофизического развития за счет вариативности оказания образовательных услуг;

обеспечение вариативности образования для лиц с особенностями психофизического развития;

совершенствование системы ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития;

достижение необходимого и качественного уровня сформированности ключевых компетенций у лиц с особенностями психофизического развития и повышение их жизнеспособности.

Механизм реализации поставленных задач до 2020 года:

совершенствование научно-методического обеспечения разноуровневого содержания дошкольного и общего среднего образования для лиц с особенностями психофизического развития с учетом принципов инклюзивного образования;

усиление межведомственного взаимодействия с государственными органами по оказанию комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет;

создание в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации структурных подразделений – кабинетов ранней комплексной помощи.

Перспектива развития до 2030 года:

повышение доступности образования для лиц с особенностями психофизического развития;

развитие инклюзивных процессов в образовании и формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к реализации идей инклюзии.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Высокие темпы социально-экономических изменений в Республике Беларусь требуют от системы профессионально-технического и среднего специального образования мобильности в подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов в соответствии с потребностями экономики и общества, создания широких возможностей для профессионального развития различных категорий населения на протяжении всей трудовой деятельности, повышения мотивации к трудовой деятельности, стимулирования профессиональной заинтересованности и личностной ответственности за результаты труда.

Основными задачами в сфере профессионально-технического и среднего специального образования являются:

обеспечение соответствия перечня профессий и специальностей профессионально-технического и среднего специального образования современной структуре видов экономической деятельности в Республике Беларусь;

развитие и создание новых механизмов взаимодействия учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, отраслевых органов государственного управления и организаций-заказчиков кадров государственной и частной формы собственности;

развитие сетевых форм взаимодействия при реализации образовательных программ профессионально-технического, среднего специального образования и профессиональной подготовки;

совершенствование форм и методов профориентационной работы, повышение привлекательности профессионального образования в социальной среде;

формирование у учащейся молодежи профессионально-трудовой культуры и социально-личностных компетенций, определяющих профессиональный и личностный рост, культуру труда, профессиональную мобильность, социальную ответственность человека труда;

развитие движения WorldSkills в Республике Беларусь, использование успешного международного опыта подготовки кадров в системе образования Республики Беларусь;

развитие инклюзивного образования для различных категорий населения, включая выпускников и учащихся учреждений общего среднего образования, лиц с особенностями психофизического развития, взрослых (работающих и безработных);

Механизм реализации поставленных задач до 2020 года:

оптимизация перечня специальностей и квалификаций для подготовки кадров в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования в соответствии со структурой видов экономической деятельности в Республике Беларусь и перспективными направлениями социально-экономического развития;

организация межведомственного взаимодействия в разработке структурных компонентов национальной системы квалификаций, в создании и функционировании секторальных советов;

создание научно-образовательно-производственных кластеров;

разработка и внедрение современных механизмов прогнозирования потребности, а также формирования заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов;

увеличение количества центров компетенций (ресурсных центров) на базе учреждений образования с целью подготовки кадров (повышения квалификации) для инновационных и модернизированных высокотехнологичных производств;

совершенствование нормативного регулирования и организация подготовки национальной сборной к участию в чемпионатах WorldSkills International по приоритетным для экономики Республики Беларусь профессиям;

изучение социальных и личностных интересов и ценностных ориентаций учащихся учреждений профессионального образования и создание условий для проявления ими активной гражданской позиции;

разработка и внедрение воспитательных инноваций на основе использования воспитательного потенциала учебных предметов (дисциплин), производственной практики, наставничества;

реализация образовательных программ профессионально-технического образования и профессиональной подготовки рабочих (служащих) специальными учебно-воспитательными учреждениями и специальными лечебно-воспитательными учреждениями.

Перспектива развития до 2030 года:

интеграция профессионально-технического и среднего специального образования и переход на единый вид учреждения профессионального образования – колледж;

разработка образовательных стандартов и научно-методического обеспечения профессионального образования на основе профессиональных стандартов;

совершенствование механизмов взаимодействия учреждений образования с работодателями по трудоустройству лиц с особенностями психофизического развития;

переход к разработке учебного книгоиздания и средств обучения на основе информационно-коммуникационных технологий с учетом развития дистанционных форм получения образования.

Высшее образование

Система высшего образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях глобализации и развития новых технологий. Приближение высшего образования к требованиям международных стандартов, оптимизация структуры подготовки и внедрение новых механизмов обеспечения качества, развитие дистанционных и сетевых форм обучения, повышение мобильности, расширение инклюзии позволят выработать оптимальный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и ориентированностью на практику.

Основными задачами в сфере высшего образования являются:

повышение качества и эффективности практико-ориентированной подготовки специалистов, углубление связей с организациями – заказчиками кадров;

совершенствование системы планирования и оптимизация структуры подготовки специалистов с высшим образованием;

развитие инфраструктуры, предполагающей организацию образовательного процесса как непрерывной научной, учебной и практической деятельности по подготовке будущих специалистов;

развитие сетевых форм взаимодействия при реализации образовательных программ высшего образования, активизация совместных с авторитетными международными исследовательскими центрами фундаментальных научных исследований;

развитие социально-личностных компетенций студентов, нацеленных на профессиональное самосовершенствование, патриотизм, поддержку института семьи, здорового образа жизни;

повышение конкурентоспособности высшего образования в мировом образовательном пространстве.

Механизм реализации поставленных задач до 2020 года:

совершенствование конкурсного отбора абитуриентов путем модернизации вступительных испытаний и обновления правил приема;

оптимизация профессионально-квалификационной структуры высшего образования посредством установления преемственности образования по ступеням высшего образования и уровням основного образования, ее ориентация на конкретные ниши рынка труда и виды занятости;

оптимизация сети учреждений высшего образования и их филиалов путем минимизации дублирования подготовки по одним и тем же специальностям;

обновление содержания образования и переход к новому поколению стандартов высшего образования, обеспечивающих подготовку специалистов для всех видов профессиональной деятельности;

обеспечение гибкости и вариативности образовательных программ в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда, инновационным развитием отраслей экономики и социальной сферы;

обновление учебно- и научно-методического обеспечения образовательных программ;

создание учебно-методических комплексов по обучению китайскому языку;

обновление материально-технической базы учреждений высшего образования, в том числе с привлечением ресурсов базовых организаций и организаций – заказчиков кадров;

развитие сетевой формы взаимодействия учреждений высшего образования;

обеспечение практико-ориентированности образования, в том числе на базе филиалов кафедр в учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, углубление взаимодействия с организациями – заказчиками кадров;

внедрение концепции «Университет 3.0», которая предполагает создание внутри университетов интегрированной образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской среды;

приведение профессионально-квалификационной структуры образования в соответствие с международными классификаторами в сфере образования и видами экономической деятельности путем внедрения нового Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации ОКРБ 011-2XX»;

осуществление взаимодействия с Белорусским инновационным фондом по реализации инновационных проектов;

создание республиканского банка данных эффективного педагогического опыта учителей китайского языка;

развитие учебно-методического обеспечения воспитательной составляющей образовательного процесса;

совершенствование работы социально-педагогической и психологической служб;

совершенствование системы оценки и обеспечение качества деятельности учреждений высшего образования.

Перспектива развития до 2030 года:

достижение оптимального соотношения качественного и возрастного профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования;

внедрение инновационных организационно-образовательных моделей и технологий, обеспечивающих повышение эффективности образовательной деятельности учреждений высшего образования;

преобразование ведущих университетов в научно-образовательно-производственные кластеры для системного решения вопросов инновационного развития отраслей и межотраслевых комплексов;

формирование системы мотивации учреждений высшего образования Республики Беларусь, направленной на существенное повышение позиций в международных рейтингах, улучшение имиджа и конкурентоспособности системы высшего образования в Республике Беларусь и за ее пределами;

развитие современной инфраструктуры непрерывного профессионального образования, позволяющей на основе передовых достижений педагогической науки создавать и реализовывать образовательные программы нового поколения, соответствующие потребностям рынка труда, государства и личности;

переход к разработке и использованию документов об образовании, учебного книгоиздания и средств обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Послевузовское образование (аспирантура и докторантура)

Система послевузовского образования призвана удовлетворять потребности национальной экономики, государства и общества в научно-педагогических кадрах и работниках с высшей научной квалификаций, а также потребности их личностного интеллектуального и творческого развития. Содержание образования должно обеспечивать формирование компетенций, необходимых для организации и проведения научных исследований, разработки новых концепций, принципов и теорий, осуществления профессиональной деятельности в условиях развития новых технологических укладов экономики.

Глубокая интеграция системы послевузовского образования Республики Беларусь в общемировое образовательное и научно-техническое пространство будет способствовать формированию ориентированного на инновационный рост человеческого капитала, повышению значимости нематериальных активов, расширению глобальной деятельности в рамках опирающейся на знания модели развития страны.

Основными задачами в сфере послевузовского образования являются:

совершенствование содержания послевузовского образования, методологической базы с учетом междисциплинарного подхода;

увеличение количества обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре, в том числе по приоритетным специальностям, научных работников высшей квалификации, необходимых для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики;

повышение эффективности подготовки научных работников высшей квалификации, характеризующейся защитой диссертации в пределах установленного срока обучения, а также в течение трех лет после его окончания.

Механизм реализации поставленных задач до 2020 года:

разработка мер материального стимулирования выпускников аспирантуры (адъюнктуры, докторантуры), защитивших диссертации в пределах установленного срока обучения, а также их научных руководителей (научных консультантов);

увеличение трудовых затрат до 100 человеко-часов в год на научное руководство за счет перераспределения учебной нагрузки научных руководителей (научных консультантов);

законодательное (правовое) закрепление образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) на уровне научно ориентированного образования;

обучение в аспирантуре основам коммерциализации результатов научно-технической деятельности и предпринимательской инициативе в научной сфере;

переход к подготовке научных кадров в докторантуре исключительно по целевому принципу с обеспечением ее бюджетного финансирования за счет выделения персонального гранта.

Перспектива развития до 2030 года:

оптимизация перечня специальностей, по которым ведется подготовка в аспирантуре (адъюнктуре), докторантуре, с учетом перехода экономики страны на V и VI технологические уклады;

совершенствование критериев отбора при поступлении в аспирантуру (адъюнктуру).

Дополнительное образование детей и молодежи

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества. Приоритетом образования должно стать преобразование жизненного пространства в мотивирующее пространство личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям национальной культуры белорусского народа.

Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Основными задачами в сфере дополнительного образования детей и молодежи являются:

обеспечение качества и повышение эффективности дополнительного образования детей и молодежи;

совершенствование организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи на повышенном уровне;

обеспечение инновационного характера деятельности объединений по интересам различных профилей;

развитие экологического образования в интересах ресурсосбережения, устойчивого развития общества через сеть объединений по интересам экологического и технического направлений;

привлечение детей и молодежи в сферу высоких технологий и инноваций, научно-исследовательскую деятельность;

развитие органов ученического и студенческого самоуправления, активизация деятельности детских и молодежных общественных объединений;

создание новых возможностей для освоения учащимися современных и будущих профессий, профессиональных компетенций.

Механизм реализации поставленных задач:

повышение конкурентоспособности учреждений дополнительного образования детей и молодежи через активное внедрение новых форм, методов и технологий в образовательный процесс, открытие новых, востребованных объединений по интересам, новых направлений деятельности детских школ искусств;

обновление содержания образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с их интересами, потребностями семьи и общества;

расширение сети объединений по интересам по различным профилям в учреждениях образования, расширение перечня направлений деятельности детских школ искусств;

внедрение современных форм профессиональной ориентации и организации занятости детей и молодежи в свободное от учебы время, поддержка их творческой и предпринимательской инициативы;

принятие комплекса мер по развитию движения JuniorSkills в Республике Беларусь;

создание Детского научно-познавательного парка как методического и образовательного центра работы с одаренными и талантливыми детьми;

создание условий для реализации социально значимых и общественных проектов, детских и молодежных инициатив.

Дополнительное образование взрослых

Важнейшей тенденцией образования в последние десятилетия является переход от разового получения квалификации на всю жизнь к усвоению компетенций, способствующих самообучению и необходимости обучения и самосовершенствования на протяжении всей жизни.

Дополнительное образование взрослых призвано решать задачи обеспечения отраслей экономики профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации, кадровой поддержки инновационных процессов, удовлетворения потребностей кадров в профессиональном совершенствовании и должно стать основным связующим звеном между системой профессионального образования и рынком труда, обеспечивая непрерывную адаптацию выпускников учреждений профессионального образования к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям.

Основными задачами в сфере дополнительного образования взрослых являются:

совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений образования с учетом изменений, происходящих в обществе, и тенденций развития системы образования Республики Беларусь в целом;

обеспечение практико-ориентированного подхода при реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки кадров;

обеспечение соответствия содержания дополнительного образования взрослых требованиям потребителей образовательных услуг;

развитие дистанционной формы получения дополнительного образования взрослыми;

совершенствование научно-методического обеспечения дополнительного образования взрослых.

Механизм реализации поставленных задач до 2020 года:

совершенствование нормативного правового регулирования деятельности в области дополнительного образования взрослых;

разработка и утверждение нормативной правовой базы для получения образования в дистанционной форме в системе дополнительного образования взрослых;

увеличение практической составляющей при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;

расширение перечня специальностей переподготовки, в образовательные стандарты которых включена стажировка либо увеличен объем часов, предусмотренных на прохождение стажировки;

разработка и внедрение новых учебных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов в соответствии с инновационными направлениями и тенденциями развития системы образования;

обеспечение проектирования образовательных программ дополнительного образования взрослых на основе компетентностного подхода и модульного принципа.

Перспектива развития до 2030 года:

развитие сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;

оптимизация деятельности учебно-методических объединений в сфере дополнительного образования взрослых путем их интеграции с учебно-методическими объединениями в сфере высшего образования;

определение и законодательное закрепление порядка и критериев получения разрешения на реализацию образовательных программ дополнительного образования взрослых;

совершенствование механизма финансирования реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых по приоритетным направлениям социально-экономического развития общества.

Международное сотрудничество в сфере образования

Укрепление социально-экономического и политического положения Республики Беларусь расширяет возможности для эффективного международного сотрудничества в сфере образования, а интеграция белорусской системы образования в международное образовательное пространство ставит перед ней совершенно новые задачи и требует для их решения включения всех имеющихся ресурсов.

В современных условиях образование с одной стороны – это услуга, формирующая новую сферу экономической деятельности, с другой – показатель потенциала страны, параметр ее международной конкурентоспособности. В этих условиях политика в сфере образования становится одним из важных инструментов инновационного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобальном пространстве.

Основными задачами развития международного сотрудничества в сфере образования являются:

повышение престижа национальной системы образования на международном рынке, продвижение отечественных услуг образования;

формирование комплексной национальной системы поддержки экспорта услуг образования;

совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей международное сотрудничество в сфере образования.

Механизм реализации поставленных задач до 2020 года:

расширение нормативной базы двустороннего и многостороннего сотрудничества в сфере образования со странами, представляющими интерес с точки зрения развития экспорта образовательных услуг;

использование потенциала выставочной, ярмарочной и олимпиадной деятельности;

расширение информационной поддержки национальной системы образования за рубежом через интернет, продвижение бренда «Образование в Беларуси»;

создание образовательных структур белорусских учреждений образования за рубежом;

расширение правового поля оказания консалтинговых услуг белорусскими и иностранными организациями по привлечению на обучение в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства;

повышение доли услуг в области науки, туристических услуг в общем объеме экспорта услуг образования;

диверсификация экспорта услуг образования (расширение перечня специальностей обучения на английском языке, организация обучения в дистанционной форме, реализация совместных образовательных программ и проектов, расширение участия в международных проектах учреждений среднего специального и профессионально-технического образования, развитие образовательного туризма и др.);

реализация Концепции развития экспорта услуг в области образования на 2017–2020 гг.;

поддержка ассоциаций (объединений) иностранных выпускников белорусских учреждений образования;

взаимодействие с белорусами зарубежья, общественными организациями, представляющими их интересы за рубежом;

создание комфортных условий в учреждениях образования для пребывания иностранных граждан и повышения спроса на обучение в Республике Беларусь.

Перспективы развития до 2030 года:

обеспечение эффективного участия национальной системы образования в глобальном процессе развития образования;

формирование комплексной национальной системы поддержки экспорта услуг образования, опирающейся на финансовые, организационные, маркетинговые, информационные, логистические и иные инструменты повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке;

повышение доли экспорта образовательных услуг в ВВП Республики Беларусь.

Информационно-коммуникационная среда образовательного пространства

Цифровая трансформация образовательной отрасли и формирование Республиканской информационно-образовательной среды приведет к повышению интеллектуальных, творческих способностей обучающихся и совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников, обеспечит широкий доступ к инновационным образовательным технологиям, повысит информационную безопасность в сетях передачи данных.

Основными задачами развития информационно-коммуникационной среды образовательного пространства являются:

совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры учреждений образования; формирование интегрированной республиканской информационно-образовательной среды;

развитие информационной системы управления, обеспечивающей в режиме реального времени многоуровневый доступ (учреждение образования – район – область – республика) к информации, связанной с образовательным процессом, интеграцию с ведомственной статистикой, разработка нормативной базы для ее функционирования;

внедрение в образовательный процесс инновационных методик, основанных на информационных технологиях.

Механизм реализации поставленных задач до 2020 года:

создание архитектуры и развертывание республиканской информационно-образовательной среды;

оптимизация и интеграция систем сбора и обработки данных в образовательном процессе;

проработка специальных условий приобретения лицензионного программного обеспечения для системы образования;

развертывание мультимедийной платформы с целью обеспечения доступности современных информационных ресурсов для участников образовательного процесса;

оптимизация системы национальных педагогических изданий путем создания медиахолдинга и развитие информационных ресурсов в сфере образования.

Перспектива развития до 2030 года:

развитие образовательных технологий, интерактивных средств обучения, мультимедийной платформы дистанционного предоставления образовательного контента;

формирование автоматизированной информационно-аналитической системы сбора, хранения, обработки и анализа данных, позволяющей осуществлять раннюю диагностику одаренной молодежи, своевременное определение наличия талантов или отклонений в развитии обучающихся, идентифицировать негативные либо позитивные тренды в педагогических методиках и образовательных программах, прогнозировать развитие образовательной траектории как у обучающихся, так и у педагогических работников;

совершенствование системы книгоиздания, включая цифровизацию;

использование информационных технологий при проведении лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации (подтверждение аккредитации) учреждений образования.

Кадровая политика

Социально-экономические преобразования ставят перед отраслью задачи, связанные с совершенствованием форм и методов прогнозирования потребности экономики в кадрах, развитием кадрового потенциала системы образования и повышением его конкурентоспособности, совершенствованием системы повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечением учреждений образования республики высококвалифицированными специалистами.

Высокая социокультурная значимость педагогического образования для устойчивого развития общества актуализирует необходимость развития системы непрерывного педагогического образования.

Основными задачами совершенствования кадровой политики являются:

укрепление кадрового состава учреждений образования всех типов высококвалифицированными специалистами с учетом социально и экономически обусловленных требований к профессиональной компетентности специалистов образования;

повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов образования на основе социального партнерства, достижений психолого-педагогической науки и инновационной образовательной практики;

развитие национальной системы непрерывного педагогического образования.

Механизм реализации поставленных задач:

утверждение и реализация отраслевой программы Министерства образования Республики Беларусь «Кадры 2018–2025»;

создание республиканской электронной базы данных об обеспеченности педагогическими работниками каждого учреждения образования в режиме «реального времени»;

внесение в квалификационные требования к отдельным должностям профессорско-преподавательского состава обязательного наличия степени не ниже магистерской либо стажа работы от 10 лет;

создание Агентства по контролю в сфере образования;

создание Национальной академии образования с целью организации научно-методического обеспечения образования, повышения качества учебных изданий, учебно-программной документации, результативности научных исследований, создания системы непрерывного профессионального совершенствования педагогических кадров;

использование кластерной модели развития непрерывного педагогического образования.

Экономика образования

Уровень обеспеченности ресурсами образования – один из основных индикаторов состояния национальной безопасности, определенных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, предусматривающий обеспечение финансирования образования в объеме не менее 6 % от ВВП.

Основными задачами в экономике образования являются:

обеспечение эффективного, рационального использования средств, направляемых на образование;

продолжение развития и дальнейшего укрепления учебно-материальной базы учреждений образования;

дальнейшее развитие внебюджетной деятельности учреждений образования, обеспечивающее максимальное удовлетворение запросов населения на дополнительные услуги образования;

продолжение практики привлечения инвестиций в отрасль;

обеспечение социальной защиты педагогов, в том числе путем увеличения их заработной платы;

обеспечение социальной защиты обучающихся.

Механизм реализации поставленных задач:

обеспечение закрепления бюджетных средств в образовании и предоставление возможности оставлять в отрасли средства, высвободившиеся в результате оптимизации, проводимой в системе образования;

развитие внебюджетной деятельности и экспорта услуг в учреждениях образования;

обеспечение последовательного перехода к нормативному финансированию по всем уровням образования через реализацию пилотного проекта;

внедрение дифференцированного подхода в оплате труда педагогов с учетом объема, сложности и результативности их работы;

разработка мер материального стимулирования педагогических работников учреждений образования;

продолжение практики предоставления льгот по налогообложению учреждений образования при получении доходов от приносящей доходы деятельности.

ІІІ. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ

Реализация концептуальных подходов потребует корректировки ряда положений Кодекса Республики Беларусь об образовании, являющегося основным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере образования. В настоящее время ведется работа над проектом Кодекса в новой редакции.

Поскольку Концептуальные подходы носят межведомственный характер, потребуется внесение изменений и (или) дополнений также и в Указы Президента Республики Беларусь.

С учетом установленного законодательством порядка и практики применения заключительных положений законодательных актов после принятия Кодекса Республики Беларусь об образовании в новой редакции будет разработан план мероприятий, предусматривающий составление перечня актов (их структурных элементов), подлежащих изменению и (или) дополнению в целях приведения их в соответствие с Кодексом, признанию утратившими силу, новых, подлежащих принятию актов, а также принятие иных мер, направленных на реализацию предписаний Кодекса.

IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация Концептуальных подходов к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года обеспечит:

доступность и преемственность всех уровней образования;

повышение образовательного уровня граждан;

оптимальность количества типов и видов учреждений образования;

укрепление кадрового состава;

совершенствование механизма организации и проведения вступительной кампании;

развитие системы многоступенчатой профессиональной подготовки кадров;

совершенствование системы воспитательной и идеологической работы на всех уровнях образования;

активное включение детей и молодежи в различные виды социокультурной деятельности;

обеспечение связи между реализацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и профессиональной ориентацией учащихся в соответствии с потребностями регионов в трудовых ресурсах;

повышение системности и эффективности оценки качества образования, создание системы независимой оценки качества образования;

организацию единого информационного образовательного пространства и управления им;

совершенствование механизмов стимулирования труда педагогических работников и деятельности учреждений образования в целом;

повышение эффективности функционирования учреждений образования.

Реализация Концептуальных подходов позволит сформировать национальную модель конкурентоспособного многоуровневого образования, воспитательный потенциал которого будет направлен на активное содействие личностному становлению гражданина своей страны, профессионала-труженика, семьянина.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.