Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 09.06.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

23 сентября 2021 года

город Минск

 

Коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе судей Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,

под председательством судьи-докладчика Сейтимовой В.Х.,

при секретаре судебного заседания Афанасьеве А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление публичного акционерного общества «ИНТЕРПАЙП Нижнеднепровский трубопрокатный завод» о признании бездействия Евразийской экономической комиссии в непринятии решения об установлении размеров ставок антидемпинговых пошлин в отношении некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины, производимых истцом и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, на уровне размера индивидуальной демпинговой маржи не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза и зачете излишне оплаченных антидемпинговых пошлин в счет последующих платежей антидемпинговых пошлин,

 

УСТАНОВИЛА:

 

I. Обстоятельства дела

 

Публичное акционерное общество «ИНТЕРПАЙП Нижнеднепровский трубопрокатный завод» (далее – ПАО «ИНТЕРПАЙП Нижнеднепровский трубопрокатный завод», истец) обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением о признании бездействия Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия, ответчик) в непринятии решения об установлении размеров ставок антидемпинговых пошлин в отношении некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины, производимых предприятиями группы компаний ИНТЕРПАЙП и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз), на уровне размера индивидуальной демпинговой маржи, рассчитанной Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии и указанной в Докладе о результатах повторного антидемпингового расследования в целях пересмотра индивидуальных размеров ставок антидемпинговых пошлин в связи с изменившимися обстоятельствами, – не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), пунктам 101 и 107 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение № 8 к Договору; далее – Протокол), пункту 43 Положения о Евразийской экономической комиссии (Приложение № 1 к Договору), и международным договорам в рамках Союза, в частности пункту 2 статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года (далее – ГАТТ 1994) и подпунктам 9.1, 9.3 Соглашения по применению статьи VI ГАТТ 1994, и нарушающим права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с приведением размеров ставок таких антидемпинговых пошлин в соответствие с нормами права ЕАЭС, установив начиная с 7 декабря 2018 года их размер на уровне рассчитанной Департаментом индивидуальной демпинговой маржи: для обсадных труб – 9,98 %, насосно-компрессорных труб (далее – НКТ) – 12,23 %, нефтепроводных труб диаметром до 820 миллиметров включительно, газопроводных труб диаметром до 820 миллиметров включительно и горячедеформированных труб общего назначения диаметром до 820 миллиметров включительно (далее – НГП и ОН трубы) – 12,11 % от таможенной стоимости, и зачетом сумм излишне оплаченных антидемпинговых пошлин при поставках товаров, производимых истцом, на таможенную территорию ЕАЭС в период с 7 декабря 2018 года по 1 июня 2021 года в размере 79 506 514,97 российских рублей, в счет последующих платежей антидемпинговых пошлин при поставках в будущих периодах производимых истцом товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Требования ПАО «ИНТЕРПАЙП Нижнеднепровский трубопрокатный завод» обоснованы следующими обстоятельствами.

ПАО «ИНТЕРПАЙП Нижнеднепровский трубопрокатный завод», акционерное общество «ИНТЕРПАЙП Новомосковский трубный завод», общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕРПАЙП НИКО ТЬЮБ» входят в группу компаний «ИНТЕРПАЙП», занимающихся производством бесшовных труб и железнодорожных колес в Украине.

Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 702 «О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе» (далее – Решение КТС № 702) установлены антидемпинговые пошлины сроком по 18 ноября 2015 года включительно в отношении ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза:

а) обсадных труб, происходящих из Украины и классифицируемых кодами 7304 24 000 1, 7304 24 000 2, 7304 24 000 3, 7304 24 000 4, 7304 24 000 5, 7304 24 000 6, 7304 24 000 9, 7304 29 100 1, 7304 29 300 1, 7304 29 100 2, 7304 29 300 2, 7304 29 100 3, 7304 29 300 3, 7304 29 300 4, 7304 29 100 9, 7304 29 300 9, 7304 29 900 1 и 7304 29 900 9 ТН ВЭД ТС, в размере 18,9 % от таможенной стоимости;

б) НКТ, происходящих из Украины и классифицируемых кодами 7304 24 000 1, 7304 24 000 2, 7304 24 000 5, 7304 29 100 1, 7304 29 300 1, 7304 29 100 2, 7304 29 300 2, 7304 29 100 9, 7304 29 300 9 ТН ВЭД ТС, в размере 19,9 % от таможенной стоимости;

в) НГП и ОН труб, происходящих из Украины и классифицируемых кодами 7304, 7305 и 7306 ТН ВЭД ТС, в размерах ставки антидемпинговой пошлины (согласно Приложению) на уровне 19,4 % от таможенной стоимости.

Решением Коллегии Комиссии от 6 октября 2015 года № 133 «О продлении применения антидемпинговой меры, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 702» применение антидемпинговой меры, установленной Решением КТС № 702, продлено по 5 июля 2016 года включительно на срок проведения повторного антидемпингового расследования в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры.

По результатам повторного антидемпингового расследования в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры решением Коллегии Комиссии от 2 июня 2016 года № 48 «О продлении действия антидемпинговой меры в отношении некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и признании утратившим силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 октября 2015 г. № 133» действие антидемпинговой меры, установленной Решением КТС № 702, продлено по 1 июня 2021 года включительно.

Решением Коллегии Комиссии от 20 апреля 2021 года № 49 «О продлении действия антидемпинговой меры в отношении некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» срок действия антидемпинговой меры, установленной Решением КТС № 702, продлен по 7 февраля 2022 года включительно.

17 октября 2016 года по инициативе группы компаний ИНТЕРПАЙП Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (далее – Департамент) принято решение о начале повторного антидемпингового расследования в целях пересмотра индивидуальных размеров ставок антидемпинговых пошлин в связи с изменившимися обстоятельствами и на официальном сайте Комиссии было опубликовано соответствующее Уведомление.

Согласно проведенным Департаментом расчетам, отраженным в Докладе о результатах расследования от 4 октября 2017 года, на основании данных за период с 1 января 2015 года по 30 июня 2016 года был определен размер индивидуальной демпинговой маржи для предприятий группы компаний ИНТЕРПАЙП: для обсадных труб – 9,98 %, НКТ – 12,23 %, НГП и ОН труб – 12,11 % от таможенной стоимости, являющиеся ниже размеров действующих ставок антидемпинговых пошлин, установленных Решением КТС № 702.

В ходе повторного расследования группой компаний ИНТЕРПАЙП неоднократно представлялись проекты ценовых обязательств.

В Докладе Департамента о результатах повторного антидемпингового расследования от 6 ноября 2018 года содержатся выводы: о невозможности принятия ценовых обязательств; наличии для предприятий группы компаний ИНТЕРПАЙП изменившихся обстоятельств, носящих длительный характер; в связи с изменившимися обстоятельствами для группы компаний ИНТЕРПАЙП существующий размер антидемпинговой меры превышает размер, достаточный для противодействия демпинговому импорту; об изменении размера индивидуальной демпинговой маржи при поставках предприятиями группы компаний ИНТЕРПАЙП в Союз некоторых видов стальных труб: обсадных труб – 9,98 %, НКТ – 12,23 %, НГП и ОН труб – 12,11 %.

В Уведомлении Департамента от 6 ноября 2018 года «О завершении повторного антидемпингового расследования в отношении некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в целях пересмотра индивидуальных размеров ставок антидемпинговых пошлин, в связи с изменившимися обстоятельствами» содержалось сообщение о том, что на заседании 30 октября 2018 года Коллегией Комиссии принятие решения, предусматривающего изменение размеров ставок антидемпинговых пошлин, не поддержано.

С целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец дважды (27 июня, 3 декабря 2018 года) обращался в Комиссию с просьбой прекратить бездействие Комиссии, не соответствующее Договору, и устранить нарушение прав и законных интересов группы компаний ИНТЕРПАЙП путем принятия решения Коллегии Комиссии об изменении (снижении) размеров ставок антидемпинговых пошлин, и компенсировать нанесенный неправомерными действиями Коллегией Комиссии материальный ущерб в размере, равном избыточно уплаченным суммам антидемпинговых пошлин.

Указанные обращения оставлены Комиссией без удовлетворения.

 

II. Выводы Коллегии Суда

 

Согласно абзацу второму подпункта 2) пункта 39 Статута Суда Евразийского экономического союза (Приложение № 2 к Договору; далее – Статут Суда) Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза по заявлению хозяйствующего субъекта об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непосредственно затрагивающего права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.

Истец просит признать вышеуказанное бездействие Комиссии не соответствующим Договору, в частности пунктам 101 и 107 Протокола, пункту 43 Положения о Евразийской экономической комиссии, международным договорам в рамках Союза, в частности пункту 2 статьи VI ГАТТ 1994 и подпунктам 9.1, 9.3 Соглашения по применению статьи VI ГАТТ 1994 и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По мнению истца, представленный в Докладах о результатах расследования от 4 октября 2017 года и 6 ноября 2018 года Департаментом расчет на основании данных за период с 1 января 2015 года по 30 июня 2016 года, определяющий размер индивидуальной демпинговой маржи ниже размеров действующих ставок антидемпинговых пошлин, установленных Решением КТС № 702, являлся основанием для вынесения Коллегией Комиссии решения об установлении размеров ставок антидемпинговых пошлин на уровне рассчитанной индивидуальной демпинговой маржи, и невынесение Комиссией соответствующего решения повлекло нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая положения подпункта 2 пункта 39 Статута Суда, изучив заявление и представленные к нему материалы, Суд полагает возможным требование об оспаривании вышеизложенного бездействия Комиссии принять к производству Суда.

Истец, ПАО «ИНТЕРПАЙП Нижнеднепровский трубопрокатный завод», является юридическим лицом, зарегистрирован в соответствии с законодательством Украины, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (идентификационный код юридического лица 05393116), соответствует понятию хозяйствующего субъекта по смыслу подпункта 2) пункта 39 Статута Суда, имеет право на обращение в Суд с заявлением о разрешении спора.

Согласно пункту 2 статьи 32 Регламента Суда заявление подписано уполномоченным лицом.

Предусмотренный пунктом 43 Статута Суда досудебный порядок урегулирования спора соблюден.

Заявление в Суд соответствует требованиям статьи 9 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент Суда).

Сведений о наличии вступившего в силу решения Суда по ранее рассмотренному спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям и обстоятельствам не имеется.

Заявление истца оплачено пошлиной в порядке, установленном пунктами 62, 63 Статута Суда.

Истцом представлены доказательства, подтверждающие направление ответчику копии заявления в Суд.

Вместе с тем, требования истца о приведении размеров ставок антидемпинговых пошлин в соответствие с нормами права ЕАЭС и зачете избыточно уплаченных антидемпинговых пошлин в счет последующих платежей антидемпинговых пошлин не соответствуют компетенции Суда, предусмотренной пунктом 39 Статута Суда. В этой связи, на основании подпункта а) пункта 2 статьи 33 Регламента Суда в принятии заявления в этой части следует отказать.

Таким образом, заявление ПАО «ИНТЕРПАЙП Нижнеднепровский трубопрокатный завод» об оспаривании бездействия Комиссии в непринятии решения об установлении размеров ставок антидемпинговых пошлин в отношении некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины, производимых группой компаний ИНТЕРПАЙП и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, на уровне размера индивидуальной демпинговой маржи, prima facie подлежит принятию к производству Суда.

Руководствуясь подпунктом 2) пункта 39, пунктами 41, 43, 62, 63, 76 Статута Суда, пунктом 1, подпунктом а) пункта 2 статьи 33, статьями 34 и 84 Регламента Суда, Коллегия Суда

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Принять к производству заявление публичного акционерного общества «ИНТЕРПАЙП Нижнеднепровский трубопрокатный завод» о признании бездействия Евразийской экономической комиссии в непринятии решения об установлении размеров ставок антидемпинговых пошлин в отношении некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины, производимых группой компаний ИНТЕРПАЙП и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, на уровне размера индивидуальной демпинговой маржи, рассчитанной Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии и указанной в Докладе о результатах повторного антидемпингового расследования в целях пересмотра индивидуальных размеров ставок антидемпинговых пошлин в связи с изменившимися обстоятельствами, – не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе, в частности пунктам 101 и 107 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, пункту 43 Положения о Евразийской экономической комиссии, и международным договорам в рамках Союза, в частности пункту 2 статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 Всемирной торговой организации и подпунктам 9.1, 9.3 Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994.

Отказать публичному акционерному обществу «ИНТЕРПАЙП Нижнеднепровский трубопрокатный завод» в принятии заявления в части приведения действующих размеров ставок антидемпинговых пошлин в соответствие с нормами права Евразийского экономического союза, зачета излишне оплаченных антидемпинговых пошлин в счет последующих платежей антидемпинговых пошлин.

Судебное заседание по рассмотрению дела назначить на 11 ноября 2021 года в 11 часов 00 минут в помещении Суда Евразийского экономического союза.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.

 

Председательствующий

В.Х.Сейтимова

Судьи:

Г.А.Скрипкина

 

А.Э.Туманян

 

А.А.Федорцов

 

К.Л.Чайка

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.