![]() | Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
17 апреля 2017 года |
город Минск |
Коллегия Суда Евразийского экономического союза
в составе судей Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,
под председательством судьи-докладчика Чайки К.Л.,
при секретаре судебного заседания Чеченевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление закрытого акционерного общества совместного предприятия «Брянсксельмаш» об оспаривании действия Евразийской экономической комиссии, о несоблюдении государством – членом Евразийского экономического союза решений органов Евразийского экономического союза, а также о возложении на Российскую Федерацию обязанности предоставить закрытому акционерному обществу совместному предприятию «Брянсксельмаш» промышленную субсидию в отношении произведенной им сельскохозяйственной техники,
УСТАНОВИЛА:
1. Закрытое акционерное общество совместное предприятие «Брянсксельмаш» (далее – истец, ЗАО СП «Брянсксельмаш») обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением о признании действия Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия), выразившегося в неисполнении возложенных на нее функций, не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе) и нарушающим права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Также истец просит Суд рассмотреть требование о несоблюдении государством – членом Евразийского экономического союза (далее – Союз) решений органов Союза и обязать Российскую Федерацию в лице Министерства промышленности и торговли принять решение о предоставлении промышленной субсидии в отношении сельскохозяйственной техники, произведенной ЗАО СП «Брянсксельмаш».
Из заявления и материалов, представленных истцом, следует, что ЗАО СП «Брянсксельмаш» является юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации, производит сельскохозяйственную технику, в том числе зерноуборочные комбайны.
23 августа 2016 года Министерством промышленности и торговли Российской Федерации принято заключение № МА-52973/07, согласно которому ЗАО СП «Брянсксельмаш» признано соответствующим критериям, установленным Правилами предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники, при условии направления истцом в Министерство промышленности и торговли на регулярной основе документов, подтверждающих преимущественное использование сырья и материалов Российской Федерации, при осуществлении технологических операций на территории Республики Беларусь.
14 ноября и 19 декабря 2016 года Министерством промышленности и торговли Российской Федерации выданы заключения № 72223/07 и № 82276/07 о несоответствии заявленных ЗАО СП «Брянсксельмаш» моделей зерноуборочных комбайнов критериям, установленным Правилами предоставления субсидий, а также требованиям, содержащимся в Решении Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года № 73ДСП.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, истец 14 декабря 2016 года обратился с жалобой в Комиссию. В жалобе ЗАО СП «Брянсксельмаш» указало, что Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при вынесении указанных заключений не учтены требования Рекомендации Евразийской экономической комиссии от 12 июля 2016 года № 11ДСП «О некоторых вопросах реализации Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года № 73ДСП «О порядке осуществления технологических операций при производстве промышленных товаров на территориях государств – членов Евразийского экономического союза» (далее – Рекомендация Комиссии от 12 июля 2016 года № 11ДСП) в части применения критериев преимущественного использования сырья и материалов и выполнения отдельных операций в субсидирующем государстве, и просило обязать Министерство промышленности и торговли принять решение о предоставлении субсидии в отношении сельскохозяйственной техники, произведенной истцом.
31 января 2017 года Комиссией проведены консультации с представителями Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и ЗАО СП «Брянсксельмаш». По итогам консультаций составлен протокол, в котором определена позиция Комиссии о том, что субъектами применения Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года № 73ДСП являются государства – члены Союза, а к полномочиям Комиссии не отнесено рассмотрение жалоб хозяйствующих субъектов на решения, действие (бездействие) органов государственной власти государств – членов Союза.
Не согласившись с позицией Комиссии, ЗАО СП «Брянсксельмаш» обратилось в Суд с вышеуказанными требованиями.
2. Заслушав судью-докладчика, рассмотрев заявление ЗАО СП «Брянсксельмаш» и прилагаемые к нему документы, изучив международные договоры Союза, Коллегия Суда считает необходимым отказать в принятии заявления к производству.
В соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 39 Статута Суда Евразийского экономического союза, являющего приложением № 2 к Договору о Союзе (далее – Статут Суда), Суд по заявлению хозяйствующего субъекта рассматривает споры об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непосредственно затрагивающие права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором о Союзе и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
Пунктом 41 Статута Суда предусмотрено, что вопрос о наличии компетенции Суда по разрешению спора разрешается Судом на основании Договора о Союзе, международных договоров в рамках Союза и (или) международных договоров Союза с третьей стороной.
Согласно пункту 52 Статута Суда Коллегия Суда рассматривает споры по заявлениям хозяйствующих субъектов в порядке, определяемом Регламентом Суда, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент Суда).
3. В обоснование требования о признании действия Комиссии не соответствующим Договору о Союзе истец указал, что консультации, проведенные Комиссией и оформленные протоколом от 31 января 2017 года, не свидетельствуют о рассмотрении по существу жалобы ЗАО СП «Брянсксельмаш». Данный довод истец обосновывает тем, что Комиссией не принято решение, которое возложило на Российскую Федерацию в лице Министерства промышленности и торговли обязанность предоставить ЗАО СП «Брянсксельмаш» промышленную субсидию в отношении произведенной им сельскохозяйственной техники, с учетом Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года № 73ДСП и Рекомендации Комиссии от 12 июля 2016 года № 11ДСП.
Между тем в указанных заявителем нормах Договора о Союзе не содержится положений, определяющих действия Комиссии по рассмотрению жалоб хозяйствующих субъектов о несоблюдении государством – членом Союза решений органов Союза.
Учитывая, что Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года № 73ДСП регулирует исключительно условия получения специфической субсидии, Коллегия Суда исходит из того, что при рассмотрении настоящего заявления подлежат учету нормы права Союза, касающиеся предоставления специфических субсидий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Договора о Союзе, пунктом 3 Положения о Евразийской экономической комиссии, являющегося приложением № 1 к Договору о Союзе (далее – Положение о Комиссии), Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза. Подпунктом 10 пункта 3 Положения о Комиссии установлено, что Комиссия осуществляет деятельность в сфере промышленных и сельскохозяйственных субсидий.
Согласно части 2 пункта 6 статьи 93, пункту 1 статьи 105 Договора о Союзе Комиссия наделяется полномочиями по регулированию и контролю за предоставлением государствами – членами Союза специфических субсидий, установленными подпунктами 3, 4 пункта 6 статьи 93 Договора о Союзе, пунктами 6, 15, 20, 87 и 97 Протокола о единых правилах предоставления промышленных субсидий, являющегося приложением № 28 к Договору о Союзе (далее – Протокол о предоставлении субсидий), с даты вступления в силу международного договора, предусмотренного пунктом 7 Протокола о предоставлении субсидий, но не ранее 1 января 2017 года.
Международный договор, принятие которого предусмотрено пунктом 7 Протокола о предоставлении субсидий и который наделяет Комиссию полномочиями по регулированию правоотношений в сфере специфических промышленных субсидий, до настоящего времени государствами-членами не подписан, а на момент обращения истца в Комиссию в декабре 2016 года соответствующие полномочия в силу пункта 1 статьи 105 Договора о Союзе Комиссии не переданы.
Таким образом, в праве Союза отсутствует норма, предусматривающая указанное в заявлении ЗАО СП «Брянсксельмаш» действие Комиссии, на соответствие которой Суд должен проводить проверку.
В соответствии с пунктами 42 и 102 Статута Суда в компетенцию Суда не входит наделение органов Союза дополнительной компетенцией помимо той, которая прямо предусмотрена Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза, а решение Суда не может изменять и отменять действующие нормы права Союза, законодательства государств-членов, а также создавать новые нормы права.
Из смыслового содержания вышеуказанных норм Статута Суда следует, что Суд не вправе наделять Комиссию полномочиями по регулированию правоотношений в сфере специфических промышленных субсидий ранее сроков, предусмотренных Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза.
В связи с изложенным Коллегия Суда приходит к выводу об отсутствии у Суда темпоральной компетенции (ratione temporis) по рассмотрению данного требования истца.
4. В части требований ЗАО СП «Брянсксельмаш» о принятии к рассмотрению заявления о несоблюдении государством – членом Союза решений органов Союза и о возложении на Российскую Федерацию обязанности предоставить промышленную субсидию в отношении произведенной истцом техники Коллегия Суда отмечает следующее.
Согласно пункту 39 Статута Суда, пункту 2 статьи 9 Регламента Суда Суд наделен правом рассмотрения споров по заявлению государства – члена Союза о соблюдении другим государством-членом права Союза, а по заявлению хозяйствующего субъекта – только споров о соответствии решения, действия (бездействия) Комиссии праву Союза.
Изложенное позволяет Коллегии Суда сделать вывод об отсутствии у Суда компетенции по рассмотрению заявления истца в части несоблюдения государством – членом Союза решений органов Союза и возложения на Российскую Федерацию в лице Министерства промышленности и торговли обязанности по предоставлению ЗАО СП «Брянсксельмаш» промышленной субсидии в отношении произведенной им техники.
Коллегия Суда также констатирует, что заявление ЗАО СП «Брянсксельмаш» с учетом принципа процессуальной экономии не подлежит принятию к производству.
На основании изложенного, руководствуясь положениями пункта 41, подпункта 1 пункта 95 Статута Суда, подпункта а) пункта 2 статьи 33, пункта 4 статьи 84 Регламента, Коллегия Суда Евразийского экономического союза
ПОСТАНОВИЛА:
Отказать в принятии к производству заявления закрытого акционерного общества совместного предприятия «Брянсксельмаш».
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Копию постановления направить сторонам по делу.
Председательствующий |
К.Л.Чайка |
Судьи: |
В.Х.Сейтимова |
|
Г.А.Скрипкина |
|
А.Э.Туманян |
|
А.А.Федорцов |