![]() | Официальная правовая информация |
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей
Грузоотправитель обратился в хозяйственный суд с иском к перевозчику о возмещении ущерба, причиненного несохранной перевозкой груза.
В обоснование заявленных требований истец указал, что во исполнение заключенного сторонами договора перевозки ответчик принял на себя обязательство по доставке груза по маршруту Республика Беларусь–Российская Федерация. Поскольку в установленный в договоре срок груз получателю не доставлен, ответчик в соответствии с требованиями статьи 17 КДПГ обязан возместить ущерб в размере стоимости утраченного груза.
Ответчик иск не признал, указав, что груз не был доставлен получателю вследствие его хищения на территории Российской Федерации. По факту разбойного нападения водитель ответчика обратился в правоохранительные органы с соответствующим заявлением, однако в возбуждении уголовного дела отказано. По мнению ответчика, в соответствии с пунктом 2 статьи 17 КДПГ перевозчик освобождается от ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли вследствие обстоятельств, избегнуть которых перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.
Суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд указал, что согласно статье 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
В соответствии со статьей 17 КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза с момента принятия его к перевозке и до момента его сдачи. При этом перевозчик освобождается от ответственности, если утрата груза произошла вследствие обстоятельств, избегнуть наступления которых перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить, причем бремя доказывания данных обстоятельств лежит на перевозчике.
Действия водителя свидетельствуют об отсутствии должной заботливости с его стороны. Так, находясь в кабине автомобиля в момент разбойного нападения, водитель не подал звуковой сигнал, имея сотовый телефон, не вызвал милицию для оперативного задержания преступников.
Подготовлено
управлением обеспечения надзора
и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда