Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 10.06.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Для определения подведомственности используется два критерия: субъектный состав участников спора и характер возникшего спорного правоотношения, причем оба критерия, по которым проводится разграничение компетенции между общим и хозяйственным судом, при определении подведомственности конкретного дела должны учитываться в совокупности

Надзорная коллегия Высшего Хозяйственного Суда удовлетворила протест заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Определение хозяйственного суда о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью и постановление кассационной инстанции по данному делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение для рассмотрения спора по существу.

При рассмотрении доводов протеста и материалов дела было установлено следующее.

В хозяйственный суд с иском к управлению Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – УДФР КГК) о признании недействительным постановления начальника межрайонного отдела УДФР КГК обратилось ООО «К».

Хозяйственный суд вынес определение о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора хозяйственному суду.

Постановлением кассационной инстанции хозяйственного суда данное определение оставлено без изменения.

В обоснование неподведомственности заявленного ООО «К» иска хозяйственному суду судебные инстанции указали, что постановлением начальника межрайонного отдела УДФР КГК Республики Беларусь к административной ответственности было привлечено физическое лицо – директор общества. Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении отнесена к компетенции иных государственных органов и должна проводиться в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Следовательно, данный спор неподведомственен хозяйственному суду.

Однако, как указано в постановлении коллегии, с иском в суд обратился субъект хозяйствования, который посчитал, что вышеуказанным постановлением затронуты его права как субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, при разрешении вопроса о подведомственности данного спора хозяйственному суду следовало руководствоваться пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 года № 4/3 «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами», согласно которому хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, возникающим в том числе и из административных отношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в которых сторонами выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы.

В соответствии с пунктом 8 указанного постановления для определения подведомственности используется два критерия: субъектный состав участников спора и характер возникшего спорного правоотношения, причем оба критерия, по которым проводится разграничение компетенции между общим и хозяйственным судом, при определении подведомственности конкретного дела должны учитываться в совокупности.

Кроме того, подведомственность возникшего между сторонами спора хозяйственному суду следует из пункта 8 части 2 статьи 27 ХПК.

 

Подготовлено управлением обеспечения

надзора и обобщения судебной практики

Высшего Хозяйственного Суда

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.