Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 03.06.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 декабря 2024 г. № 8

О судебной практике применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности

Обсудив результаты изучения и обобщения судебной практики по делам о несостоятельности или банкротстве (далее – дела об урегулировании неплатежеспособности), в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства судами, рассматривающими экономические дела (далее, если не предусмотрено иное, – суды), Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов, что правильное решение вопроса о принятии заявлений и возбуждении производства по делам об урегулировании неплатежеспособности, законное и обоснованное рассмотрение таких дел, проведение процедур, применяемых в ходе производства по делам, являются важным средством защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, направлены на предупреждение неплатежеспособности, осуществление эффективной экономической деятельности и восстановление платежеспособности должников, удовлетворение требований кредиторов, способствуют обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь.

2. Дела об урегулировании неплатежеспособности рассматриваются судами по первой инстанции в порядке, предусмотренном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), с учетом особенностей, установленных Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» (далее – Закон № 227-З) и актами Президента Республики Беларусь (пункт 1 статьи 16 Закона № 227-З).

При рассмотрении дел об урегулировании неплатежеспособности судом также разрешаются ходатайства, подача которых предусмотрена Законом № 227-З, и иные вопросы, связанные с применяемыми процедурами в ходе производства по делу. Споры, связанные с несостоятельностью или банкротством, отнесенные законодательными актами к компетенции судов, рассматривающих экономические дела, разрешаются в отдельном производстве, но в том суде, в производстве которого находится дело об урегулировании неплатежеспособности (пункт 3 статьи 17 Закона № 227-З).

При решении вопроса о принятии заявления, а также при рассмотрении дел об урегулировании неплатежеспособности необходимо учитывать термины и их определения, предусмотренные статьей 1 Закона № 227-З.

3. Обратить внимание, что заявление о несостоятельности или банкротстве (далее, если не предусмотрено иное, – заявление) подается в суд по месту нахождения должника. Изменение должником места нахождения после подачи заявления само по себе не является нарушением установленного порядка обращения в суд.

С заявлением о несостоятельности вправе обратиться только должник – юридическое лицо, за исключением банка. При этом должник – юридическое лицо не должен являться ликвидируемым либо отсутствующим (пункт 1 статьи 7, статья 11, пункт 2 статьи 158, пункт 4 статьи 221, пункт 2 статьи 223 Закона № 227-З).

Заявление о банкротстве может быть подано в суд должником (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем), кредитором, а также указанными в пунктах 2–4 статьи 7 Закона № 227-З иными лицами, перечень которых не является исчерпывающим. Например, прокурором, Национальным банком, организацией, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, государственным органом, осуществляющим надзор и контроль за страховой деятельностью.

Следует учитывать, что должник – юридическое лицо обязан подать в суд заявление о своем банкротстве в случаях, установленных пунктом 3 статьи 8, пунктом 2 статьи 220 Закона № 227-З, а должник – индивидуальный предприниматель – в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 213, пунктом 2 статьи 220 Закона № 227-З.

4. При разрешении вопроса о принятии к производству заявления судам необходимо проверять заявление на соответствие статьям 21–28, 30, 154, 188 и 189 Закона № 227-З, устанавливающим требования к его форме и содержанию, перечню прилагаемых документов, а также проверять наличие оснований для его подачи, предусмотренных статьями 8, 10, 187, 213 и 220 Закона № 227-З.

Следует учитывать, что в силу статьи 26 Закона № 227-З кредиторы наделены правом объединить свои требования к должнику путем подачи в суд одного заявления кредитора о банкротстве.

Объединение заявлений, поданных раздельно в отношении одного и того же должника, законом не предусмотрено.

В случае подачи нескольких заявлений в отношении одного и того же должника вопрос о принятии каждого заявления следует разрешать в той последовательности, в которой они поступили в суд.

5. Судам следует иметь в виду, что заявление может быть возвращено при наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 33 Закона № 227-З. При этом вопрос о возвращении заявления может быть разрешен судом без проведения судебного заседания или в судебном заседании.

Без проведения судебного заседания заявление может быть возвращено в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в суд, например в связи с неподсудностью дела суду, наличием в производстве суда ранее возбужденного дела об урегулировании неплатежеспособности того же должника, поступлением заявления о возвращении заявления о несостоятельности или банкротстве.

6. Судам надлежит строго соблюдать установленные пунктами 2 и 3 статьи 32 Закона № 227-З сроки принятия заявления и возбуждения производства по делу об урегулировании неплатежеспособности.

При разрешении ходатайства об отложении решения вопроса о принятии заявления кредитора о банкротстве для подачи заявления должника о несостоятельности суду необходимо проверить наличие оснований для возвращения заявления кредитора, а при их отсутствии – дать оценку обоснованности ходатайства.

7. Разъяснить судам, что о дате, времени и месте проведения судебного заседания по вопросу принятия заявления обязательно извещаются: лицо, подавшее заявление; должник; местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника, если он обладает в отношении должника полномочиями, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 Закона № 227-З; государственный орган, в подчинении (составе) которого находится должник или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам акциями (долями в уставном фонде) должника; государственный орган, в составе которого находится государственное унитарное предприятие – учредитель дочернего унитарного предприятия – должника; иной государственный орган, который является лицом, участвующим в деле об урегулировании неплатежеспособности отдельных категорий должников.

Собственнику имущества должника – унитарного предприятия, учредителям (участникам), в том числе акционерам должника – юридического лица, направляется извещение о дате, времени и месте проведения судебного заседания при наличии у суда сведений о них.

Суд вправе известить о судебном заседании иных лиц, участвующих в деле об урегулировании неплатежеспособности, например руководителя должника, представителя работников должника, налоговый орган по месту постановки на учет должника.

Лица, участвующие в деле об урегулировании неплатежеспособности, вправе принимать участие в судебном заседании независимо от того, извещались ли они о дате, времени и месте его проведения.

8. При назначении судебного заседания для рассмотрения вопроса о принятии заявления и возбуждении производства по делу об урегулировании неплатежеспособности суду надлежит, в частности:

истребовать недостающие документы, указанные в статье 24 Закона № 227-З, если они не были приложены к заявлению должника о банкротстве, подача которого является обязательной;

рассмотреть заявленные ходатайства, например об истребовании доказательств, о применении мер по обеспечению требований кредиторов;

запросить у уполномоченного государственного органа кандидатуру временного (антикризисного) управляющего (далее, если не предусмотрено иное, – управляющий) при непредставлении им такой кандидатуры в случаях, если должником является государственная организация (организация с долей государства), градообразующая или приравненная к ней организация либо подано заявление о несостоятельности должника;

запросить у кандидатов (кандидата) в управляющие, предложенных при подаче заявления или представленного уполномоченным государственным органом, согласие на назначение в производство по делу об урегулировании неплатежеспособности, сведения о соответствии требованиям, установленным статьями 44 и 45 Закона № 227-З, о предыдущей деятельности управляющего, а также вызвать их в судебное заседание;

проверить, не является ли должник организацией, на которую законодательство об урегулировании неплатежеспособности не распространяется, либо государственной организацией (организацией с долей государства), градообразующей или приравненной к ней организацией, дочерним унитарным предприятием, созданным государственным унитарным предприятием;

уточнить у должника сведения, указанные в пункте 2 статьи 21, пункте 2 статьи 23, подпункте 2.4 пункта 2 статьи 31 Закона № 227-З, а у кредитора, подавшего заявление о банкротстве, – размер его требований к должнику (подпункты 1.4 и 1.5 пункта 1 статьи 25 Закона № 227-З);

предложить должнику представить доказательства, подтверждающие оповещение работников о подаче в суд заявления, а также провести собрание работников должника (в том числе лиц, ранее уволенных, перед которыми имеется задолженность по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде) в целях избрания представителя работников должника для участия в деле об урегулировании неплатежеспособности, если такой не был избран до подачи заявления (пункт 29 статьи 1, пункт 8 статьи 8, подпункт 1.4 пункта 1 статьи 22, подпункт 1.4 пункта 1 статьи 24 Закона № 227-3).

9. Для правильного разрешения вопроса о принятии заявления должника о несостоятельности или банкротстве и возбуждении производства по делу об урегулировании неплатежеспособности судам необходимо учитывать, что:

подача заявления должника – государственной организации (организации с долей государства), дочернего унитарного предприятия, созданного государственным унитарным предприятием, должна быть согласована с уполномоченным государственным органом (пункты 5 и 6 статьи 8 Закона № 227-З);

принятие мер по предупреждению несостоятельности и банкротства в отношении должника (за исключением должника, находящегося в процессе ликвидации (прекращения деятельности)) является обязательным и период принятия мер должен составлять не менее трех месяцев до подачи заявления (пункты 1 и 2 статьи 13 Закона № 227-З);

частное определение о проведении досудебного оздоровления должно быть рассмотрено, а результаты рассмотрения предоставлены суду (пункты 2 и 3 статьи 15 Закона № 227-З);

предварительный план санации должника, а также предварительный план ликвидации должника – государственной организации (организации с долей государства) должен быть согласован с уполномоченным государственным органом письмом за подписью руководителя или уполномоченного им заместителя руководителя (пункт 2 статьи 22, пункт 2 статьи 24 Закона № 227-З, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2023 г. № 642 «Об утверждении комплекса мероприятий, обеспечивающего реализацию государственными органами полномочий в сфере урегулирования неплатежеспособности»).

10. При рассмотрении заявления кредитора о банкротстве судам следует, в частности, проверять:

осуществлялось ли принудительное исполнение исполнительного документа кредитора в соответствии с законодательством об исполнительном производстве, результат исполнения и размер задолженности должника перед кредитором по исполнительному документу, за исключением случая подачи заявления о банкротстве должника, находящегося в процессе ликвидации (прекращения деятельности) (пункт 2 статьи 10, пункт 4 статьи 213 Закона № 227-З);

наличие решения, принятого компетентным государственным органом в установленном законодательством порядке, о нецелесообразности принятия мер по предупреждению несостоятельности и банкротства в отношении должника – градообразующей или приравненной к ней организации, государственной организации (организации с долей государства), решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления в случае вынесения судом в отношении такого должника частного определения (при подаче заявления кредитора о банкротстве налоговыми и другими государственными органами (пункт 1 статьи 10 Закона № 227-З));

имеется ли документ, подтверждающий невозможность признания налоговым или иным государственным органом задолженности по обязательным платежам безнадежным долгом и списания ее в порядке, установленном законодательством.

11. Рассматривая заявление о банкротстве должника, находящегося в процессе ликвидации (прекращения деятельности), судам необходимо, в частности, выяснять:

какие именно приняты меры по ликвидации (прекращению деятельности) должника в порядке, установленном гражданским законодательством;

наличие и стоимость имущества должника;

предъявлялись ли кредитором, подавшим заявление о банкротстве, требования к должнику в порядке, установленном пунктом 1 статьи 59, пунктом 4 статьи 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь, за исключением требований кредиторов первой и второй очереди;

направлялись ли кредитором, подавшим заявление о банкротстве, требования собственнику имущества или учредителям (участникам), в том числе акционерам, или руководителю должника либо индивидуальному предпринимателю, если должник ликвидируется (прекращает деятельность) в упрощенном порядке;

соблюдены ли кредитором условия о сроке подачи заявления о банкротстве и размере неудовлетворенных требований кредитора, предусмотренные частью второй пункта 2, пунктом 3 статьи 220 Закона № 227-З.

12. Разъяснить судам, что заявление кредитора о банкротстве должника, находящегося в процессе ликвидации (прекращения деятельности), рассматривается с учетом положений главы 24 Закона № 227-З, предусматривающих особенности банкротства ликвидируемого должника, и в том случае, когда процедура ликвидации прекращена после подачи заявления.

В силу статьи 212, пункта 4 статьи 220 Закона № 227-З при рассмотрении заявления кредитора о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя, находящегося в процессе прекращения деятельности, не применяются требования пункта 3 статьи 20 Закона № 227-З о составе и размере задолженности, а также положения пункта 4 статьи 213 Закона № 227-З, предусматривающие основание для подачи заявления кредитора о банкротстве.

13. Обратить внимание, что назначение управляющего относится к исключительной компетенции суда. Управляющим не может быть назначено лицо, не соответствующее требованиям статей 44 и 45 Закона № 227-З и (или) не пользующееся доверием суда.

При принятии заявления и возбуждении производства по делу об урегулировании неплатежеспособности суд назначает управляющего из числа кандидатур, представленных лицом, подавшим заявление. Для обеспечения альтернативы выбора не менее чем две кандидатуры должны соответствовать требованиям статей 44 и 45 Закона № 227-З и пользоваться доверием суда.

Выбор управляющего следует осуществлять в том числе с учетом мнения лиц, участвующих в деле; категории аттестата кандидата в управляющие и его опыта работы; количества дел, по которым он одновременно исполняет обязанности управляющего, и сроков применяемых процедур по таким делам; фактов ненадлежащего исполнения им своих обязанностей; местонахождения (места жительства) кандидата. Мотивы, по которым суд пришел к выводу о назначении управляющего, надлежит указывать в определении.

Если должником является государственная организация (организация с долей государства), градообразующая или приравненная к ней организация либо подано заявление о несостоятельности должника, управляющий назначается по представлению уполномоченного государственного органа (подпункты 1.1–1.3 пункта 1 статьи 46 Закона № 227-З).

При открытии конкурсного производства по итогам защитного периода временный управляющий освобождается от исполнения обязанностей и назначается антикризисным управляющим. Представление других кандидатур для решения этого вопроса не требуется (пункт 4 статьи 46 Закона № 227-З).

В случае необходимости назначения нового управляющего (статья 53 Закона № 227-З), если управляющий был назначен по представлению уполномоченного государственного органа, его кандидатура запрашивается судом у этого органа.

В иных случаях кандидатура нового управляющего может быть представлена любым лицом, участвующим в деле. Если такая кандидатура не была представлена в установленный судом срок, кандидатура нового управляющего представляется по запросу суда Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики (пункт 3 статьи 46 Закона № 227-З).

14. Разъяснить судам, что процедура защитного периода, применяемая к должнику в ходе производства по делу об урегулировании неплатежеспособности, не является обязательной. Она может быть введена по инициативе суда либо по ходатайству кредиторов или должника в целях проведения анализа достоверности фактов, изложенных в заявлении, проверки наличия (отсутствия) установленных законом оснований для подачи заявления и оснований для открытия конкурсного производства.

В производстве по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя, банка, ликвидируемого или отсутствующего должника защитный период не применяется (пункт 2 статьи 11, пункт 2 статьи 158, пункт 4 статьи 221, пункт 2 статьи 223 Закона № 227-З).

Срок защитного периода не может превышать одного месяца, и его продление законом не предусмотрено. Одновременно с введением защитного периода в пределах данного срока назначаются дата, время и место проведения судебного заседания для решения вопроса об открытии конкурсного производства.

По окончании защитного периода конкурсное производство может быть открыто, если судом не будут установлены основания для прекращения производства по делу, предусмотренные подпунктами 1.1–1.4, 1.6, 1.12 и 1.13 пункта 1 статьи 39 Закона № 227-З.

15. Конкурсное производство может быть открыто судом и без введения защитного периода при разрешении вопроса о принятии заявления и возбуждении производства по делу об урегулировании неплатежеспособности.

Одновременно с открытием конкурсного производства суд назначает дату, время и место проведения судебного заседания по итогам конкурсного производства. Дату судебного заседания суду следует определять в пределах срока конкурсного производства, установленного пунктом 4 статьи 102 Закона № 227-З, с учетом времени, необходимого для выполнения управляющим всех предусмотренных законом обязанностей, в том числе по созыву и проведению первого собрания кредиторов, а также сроков для оспаривания принятых собранием решений.

Срок конкурсного производства не может превышать четырех месяцев, а по делам о банкротстве отсутствующего должника – трех месяцев. Конкурсное производство в отношении отсутствующего должника может проводиться в пределах четырех месяцев в случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве в упрощенном порядке на основании пункта 2 статьи 224 Закона № 227-З.

Суд вправе продлить срок конкурсного производства по собственной инициативе или по ходатайству управляющего, иных лиц, участвующих в деле, но только в пределах срока рассмотрения дела об урегулировании неплатежеспособности, предусмотренного статьей 42 Закона № 227-З.

16. В целях правильного рассмотрения дел об урегулировании неплатежеспособности суд вправе в ходе процедуры конкурсного производства, в частности, обязать управляющего представлять сведения, касающиеся производства по делу об урегулировании неплатежеспособности, финансового состояния должника, отчет о своей деятельности (абзац двадцатый статьи 107 Закона № 227-З); рассматривать по собственной инициативе вопрос о прекращении полномочий управляющего в случае неоднократного (два и более раза) неисполнения принятых по делу об урегулировании неплатежеспособности судебных постановлений или в связи с отсутствием доверия суда (подпункты 1.3 и 1.6 пункта 1 статьи 52 Закона № 227-З); инициировать созыв и проведение управляющим собрания кредиторов (пункт 1 статьи 64 Закона № 227-З).

17. Обратить внимание, что по итогам конкурсного производства на управляющего законом возлагается обязанность в срок не позднее чем за семь рабочих дней до даты судебного заседания представить в суд документы, перечисленные в пункте 1 статьи 112 Закона № 227-З.

Представленный управляющим протокол собрания кредиторов должен содержать решения, принятые по результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам конкурсного производства, плана санации или плана ликвидации должника – юридического лица либо плана прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя (далее – план ликвидации). К данному протоколу в обязательном порядке прилагаются реестр требований кредиторов на день проведения собрания кредиторов, материалы, представленные участниками либо участникам собрания кредиторов для ознакомления, согласования и (или) утверждения, другие документы, указанные в пункте 5 статьи 66 Закона № 227-З.

В отчете управляющего по итогам конкурсного производства отражаются сведения о выполнении обязанностей, предусмотренных статьей 107 Закона № 227-З, в том числе о принятых мерах по поиску, выявлению и возврату имущества должника, истребованию документации и имущества у органов управления должника – юридического лица, должника – индивидуального предпринимателя; о результатах инвентаризации и оценки стоимости имущества; о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами; о причинах несостоятельности или банкротства должника, а также о размещении сведений в Едином государственном реестре сведений о банкротстве (далее – Единый реестр).

В случае недостаточности имеющихся документов и (или) содержащихся в них сведений для принятия одного из судебных постановлений, указанных в пункте 1 статьи 18 Закона № 227-З, суд вправе предложить управляющему представить дополнительные документы либо непосредственно их истребовать, вызвать в судебное заседание управляющего, лиц, принимавших участие в собрании кредиторов, иных лиц, участвующих в деле об урегулировании неплатежеспособности.

18. Судам следует иметь в виду, что согласование плана санации или плана ликвидации, а также изменений и (или) дополнений в такие планы относится к исключительной компетенции собрания кредиторов, а в случаях, установленных пунктами 5 и 6 статьи 110 Закона № 227-З, и уполномоченного государственного органа.

Суд вправе утвердить план санации в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 111 Закона № 227-З, а также изменения и (или) дополнения в такой план в соответствии с пунктом 12 статьи 111 Закона № 227-З. Утверждение судом плана санации в иных случаях, утверждение плана ликвидации, а также изменений и (или) дополнений в такие планы законом не предусмотрено.

В целях правильного рассмотрения дела об урегулировании неплатежеспособности суду необходимо проверить, содержатся ли в плане санации или плане ликвидации сведения, предусмотренные соответственно пунктами 2 и 4 статьи 110 Закона № 227-З.

Установив, что в плане санации или плане ликвидации такие сведения не указаны или указаны неполно, отсутствует его согласование и (или) утверждение в установленном порядке, суд предоставляет время для устранения имеющихся недостатков, если не истекли сроки конкурсного производства с учетом возможности их продления.

19. Обратить внимание судов, что вынесением одного из судебных постановлений, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона № 227-З, завершается рассмотрение дела об урегулировании неплатежеспособности.

Решение о признании должника несостоятельным или банкротом может быть вынесено судом, если отсутствуют основания для прекращения производства по делу об урегулировании неплатежеспособности.

Вопрос о прекращении производства по делу о банкротстве ввиду неисполнения обязанности по перечислению заявителем в полном объеме денежных средств, необходимых для выплаты вознаграждения управляющему (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 39 Закона № 227-З), следует рассматривать непосредственно после истечения установленного пунктом 1 статьи 34 Закона № 227-З срока. В этих целях суд предлагает управляющему представить в максимально короткий срок сведения о поступивших денежных средствах. Превышение сроков перечисления денежных средств не является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

20. Разъяснить судам, что решение о признании должника – юридического лица несостоятельным и введении санации может быть принято при установлении судом совокупности обстоятельств:

неплатежеспособности должника;

отсутствия оснований для подачи заявления должника о банкротстве в обязательном порядке;

недостаточности денежных средств, имеющихся в распоряжении должника, для исполнения одного, нескольких или всех денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) обязательств по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде, срок исполнения которых наступил;

наличия согласованного или утвержденного в установленном порядке плана санации.

Решение о признании должника – юридического лица банкротом (должника – индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности) и открытии ликвидационного производства может быть принято, если судом будут установлены в совокупности:

неплатежеспособность должника;

недостаточность имущества должника для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и требований кредиторов, подлежащих удовлетворению вне очереди;

наличие плана ликвидации, согласованного в установленном порядке.

21. В решении о признании должника – юридического лица несостоятельным и введении санации суду надлежит указывать срок санации.

При определении срока санации необходимо учитывать предельные сроки санации, установленные пунктом 2 статьи 113, пунктами 2 и 4 статьи 156 Закона № 227-З, а также конкретные мероприятия по обеспечению эффективной экономической деятельности и восстановлению платежеспособности должника, сроки их реализации, содержащиеся в плане санации. Наряду с этим следует учитывать планируемый срок восстановления платежеспособности должника и график удовлетворения требований кредиторов.

Срок санации может быть продлен судом в соответствии с пунктом 3 статьи 113, пунктом 3 статьи 156 Закона № 227-З.

Определение срока ликвидационного производства, а также его продление к компетенции суда не относится.

22. Обратить внимание судов, что после завершения рассмотрения дела об урегулировании неплатежеспособности вопросы, связанные с применением процедур санации или ликвидационного производства, могут быть разрешены судом только по инициативе лиц, наделенных правом подачи ходатайств, предусмотренных Законом № 227-З. К таким ходатайствам, в частности, относятся ходатайства о продлении срока санации, завершении или досрочном завершении санации, утверждении мирового соглашения, завершении ликвидационного производства, прекращении полномочий управляющего.

Ходатайства рассматриваются в порядке, предусмотренном ХПК, с учетом особенностей, установленных Законом № 227-З.

23. Судам следует иметь в виду, что единственным официальным источником опубликования сведений об управляющих, сведений по делам об урегулировании неплатежеспособности и по делам по спорам, связанным с несостоятельностью или банкротством, является Единый реестр. 

Сведения, содержащиеся в Едином реестре, размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет, являются открытыми, общедоступными, и доступ к ним является бесплатным (пункт 8 статьи 38 Закона № 227-З).

В силу подпункта 5.4 пункта 5 статьи 38 Закона № 227-З в Едином реестре подлежат обязательному размещению принятые по делу об урегулировании неплатежеспособности судебные постановления, в том числе определения, которыми установлены дата, время и место проведения судебного заседания. Законом не предусмотрено направление судом копий судебных постановлений лицам, участвующим в деле, за исключением копий определений, указанных в пункте 7 статьи 32, статье 193 Закона № 227-З. Копии судебных постановлений могут быть выданы лицам, участвующим в деле, по их просьбе.

Лица, участвующие в деле об урегулировании неплатежеспособности, могут считаться извещенными о судебном заседании, если в Едином реестре размещено определение, содержащее сведения о дате, времени и месте проведения судебного заседания.

24. Судам следует реагировать частными определениями на выявленные при рассмотрении дел об урегулировании неплатежеспособности нарушения законодательства управляющими, государственными органами и организациями, лицами, участвующими в деле.

25. Судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономическим судам областей (города Минска) изучать и обобщать судебную практику применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности, принимать меры по предупреждению судебных ошибок.

26. Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2015 г. № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)».

 

Председатель
Верховного Суда
Республики Беларусь

В.О.Сукало

 

 

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Республики Беларусь

И.В.Тылец

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.