![]() | Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4 января 2014 г. № 2
О Регламенте Пленума Верховного Суда Республики Беларусь
Изменения и дополнения:
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2023 г. № 6 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.11.2023, 6/1852);
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 27 июня 2024 г. № 4 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.07.2024, 6/1858)
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в соответствии с пунктами 1, 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» и руководствуясь статьями 58, 59 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Регламент Пленума Верховного Суда Республики Беларусь (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2007 г. № 5 «О Регламенте Пленума Верховного Суда Республики Беларусь»;
постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 10 ноября 2010 г. № 6 «О Регламенте Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь»;
постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2007 г. № 5 «О Регламенте Пленума Верховного Суда Республики Беларусь».
Председатель |
В.О.Сукало |
|
|
Судья Верховного Суда |
Л.А.Колесникова |
|
Постановление Пленума |
РЕГЛАМЕНТ
Пленума Верховного Суда Республики Беларусь
Настоящий Регламент Пленума Верховного Суда Республики Беларусь (далее – Верховный Суд) разработан в соответствии со статьями 58 и 59 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс) и устанавливает правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума Верховного Суда (далее – Пленум), оформления его актов и контроля за их исполнением.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В состав Пленума входят Председатель Верховного Суда, первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда, судьи Верховного Суда, председатели областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска).
Лица, входящие в состав Пленума, при принятии постановлений обладают равными правами.
2. Пленум в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, другими законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, настоящим Регламентом и иными актами законодательства.
3. В заседаниях Пленума вправе принимать участие Президент Республики Беларусь и его представители; Председатель Всебелорусского народного собрания и его заместители; председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь; Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор и их заместители.
По приглашению Председателя Верховного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь (далее – НКС), представители государственных органов, общественных объединений и научных учреждений.
4. Пленум:
рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и экономические дела (далее, если не предусмотрено иное, – судебные дела);
рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства;
обеспечивает приведение постановлений Пленума, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь;
рассматривает представления Председателя Верховного Суда о несоответствии постановлений Пленума, содержащих разъяснения, законодательству;
рассматривает вопросы о внесении предложений о совершенствовании законодательства;
утверждает по представлению Председателя Верховного Суда или первого заместителя Председателя Верховного Суда список судей Верховного Суда, входящих в состав апелляционной инстанции Верховного Суда;
заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практике применения судами законодательства, исполнения постановлений Пленума по применению законодательства;
избирает по представлению Председателя Верховного Суда из числа судей Верховного Суда секретаря Пленума. В случае отсутствия секретаря Пленума или при невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия временно возлагаются на одного из судей Верховного Суда, о чем выносится соответствующее постановление;
утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Регламент Пленума;
утверждает положение о НКС;
по представлению Председателя Верховного Суда утверждает персональный состав НКС;
выдвигает кандидатов в состав Республиканского совета судей;
избирает Высшую квалификационную коллегию судей Верховного Суда из числа судей Верховного Суда, представителей государственных органов, ученых-юристов, иных специалистов в области права;
избирает председателя Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда, его заместителя из числа членов этой коллегии, заслушивает информацию о деятельности Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда;
рассматривает предложения Генерального прокурора о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений;
утверждает порядок формирования и организации работы с резервом кадров на должности заместителей председателей, судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председателей, заместителей председателей, судей районных (городских), специализированных судов;
устанавливает порядок специализации судей в районных (городских) судах, экономических судах областей (города Минска);
определяет условия прохождения специальной подготовки на должность судьи суда общей юрисдикции;
устанавливает порядок привлечения народных заседателей к участию в рассмотрении конкретного дела, учета времени участия народных заседателей в рассмотрении дел в суде и контроля за соблюдением сроков, предусмотренных частью четвертой статьи 120 Кодекса;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Кодексом и иными законодательными актами.
5. Пленум созывает Председатель Верховного Суда. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению Пленум созывает первый заместитель Председателя Верховного Суда, а при их отсутствии либо невозможности исполнения ими своих обязанностей – заместитель Председателя Верховного Суда, на которого возложено исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда.
6. Пленум созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
7. Очередные заседания Пленума созываются в соответствии с планом работы Верховного Суда. Для решения неотложных вопросов, отнесенных к его компетенции, созываются внеочередные заседания.
8. О времени и месте созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, члены Пленума и лица, приглашенные для участия в его заседании, уведомляются, как правило, не позднее чем за 14 дней до заседания.
9. Вопросы для обсуждения на заседании Пленума выносятся Председателем Верховного Суда.
Очередность рассмотрения вопросов, как правило, определяется повесткой заседания Пленума.
10. Заседания Пленума проводятся на одном из государственных языков Республики Беларусь.
В зале заседания Пленума должны находиться государственные символы Республики Беларусь – Государственный флаг и Государственный герб.
На заседании Пленума ведутся звуко- и (или) видеозапись, протокол.
11. Организационное обеспечение работы Пленума осуществляется сектором Пленума и Президиума Верховного Суда (далее – сектор) в соответствии с Положением о секторе Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь.
Организует работу сектора секретарь Пленума.
12. Секретарь Пленума:
принимает участие в разработке планов работы Пленума и подготовке проектов постановлений Пленума, выносимых на его рассмотрение;
осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума;
обеспечивает ведение и своевременное составление протокола заседания Пленума;
обеспечивает работу образуемых Пленумом редакционных комиссий для доработки проектов постановлений Пленума с учетом высказанных и поступивших в письменном виде замечаний и предложений, принимает участие в их работе;
совместно с разработчиками проектов постановлений Пленума осуществляет окончательную редакционную проверку принятых постановлений Пленума, подписывает и передает их на подпись Председателю Верховного Суда;
организует публикацию постановлений Пленума на Интернет-портале судов общей юрисдикции Республики Беларусь и в официальном издании Верховного Суда – журнале «Судовы веснік»;
проводит работу, необходимую для исполнения постановлений, принятых Пленумом.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ПО ВОПРОСАМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С РАССМОТРЕНИЕМ СУДЕБНЫХ ДЕЛ
13. Подготовка выносимых на рассмотрение Пленума вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, осуществляется лицами, указанными в плане работы Верховного Суда и (или) назначенными Председателем Верховного Суда или его заместителями.
Лицо, ответственное за подготовку вопроса, как правило, является докладчиком при рассмотрении этого вопроса на Пленуме.
14. Проекты постановлений Пленума по вопросам, выносимым на рассмотрение Пленума, разрабатываются на основании материалов, которыми могут являться:
обзоры (обобщения) судебной практики;
предложения Генерального прокурора о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений;
справки и иные документы о работе судебных коллегий Верховного Суда, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска) о практике применения судами законодательства и выполнении постановлений Пленума по вопросам применения законодательства;
другие материалы (справки, служебные записки и пр.), подготовленные по вопросам, относящимся к компетенции Пленума.
15. За своевременную и качественную подготовку проектов постановлений Пленума ответственны председатели судебных коллегий Верховного Суда (по вопросам, касающимся полномочий судебных коллегий); лица, указанные в плане работы Верховного Суда в качестве исполнителей; начальник управления обобщения судебной практики Верховного Суда (по проектам, основанным на результатах обобщения судебной практики); секретарь Пленума.
16. Лицо, ответственное за подготовку вопроса, принимает непосредственное участие в разработке проекта постановления Пленума и, как правило, не позднее чем за 2 месяца до проведения заседания Пленума передает проект постановления Пленума, подготовленный на основании материалов, указанных в пункте 14 настоящего Регламента, секретарю Пленума.
К подготовке проектов постановлений Пленума могут привлекаться члены НКС, представители государственных органов, общественных объединений и научных учреждений с их согласия.
17. Проекты постановлений Пленума по результатам обобщения судебной практики и вопросам применения законодательства после их подготовки передаются секретарем Пленума председателям соответствующих судебных коллегий и судьям Верховного Суда для предварительного обсуждения.
Проекты постановлений Пленума обсуждаются в соответствующих судебных коллегиях Верховного Суда с участием секретаря Пленума. Предложения, замечания по проектам постановлений Пленума передаются лицам, ответственным за подготовку вопроса. После обсуждения проекты возвращаются секретарю Пленума для их доработки с участием лиц, ответственных за подготовку вопроса, с учетом высказанных предложений, замечаний.
18. Доработка проектов постановлений Пленума должна быть завершена, как правило, не позднее 35 дней до заседания Пленума. В случае неготовности проектов в указанный срок секретарь Пленума докладывает об этом Председателю Верховного Суда для принятия соответствующего решения.
19. Проекты постановлений Пленума, как правило, не позднее 30 дней до заседания Пленума по поручению секретаря Пленума сектором направляются (передаются) членам Пленума (в том числе председателям областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), заинтересованным государственным органам (организациям) для выяснения их мнений и предложений.
Проекты постановлений Пленума по вопросам применения законодательства также могут направляться научным учреждениям, членам НКС для выяснения их мнений и (или) с целью проведения научного анализа.
20. После поступления мнений, предложений по проектам постановлений Пленума секретарь Пленума совместно с председателем(ями) соответствующей(их) судебной(ых) коллегии(ий) Верховного Суда организует их обсуждение в судебной(ых) коллегии(ях).
Проекты постановлений Пленума с поступившими мнениями, предложениями могут выноситься на обсуждение НКС для разработки по ним научно обоснованных рекомендаций, как правило, не позднее 5 дней до заседания Пленума.
Дата заседания НКС или его соответствующей секции определяется Председателем Верховного Суда.
Организационная работа по подготовке заседаний НКС проводится сектором.
Работа НКС осуществляется в соответствии с Положением о Научно-консультативном совете при Верховном Суде Республики Беларусь.
Проекты постановлений, выносимые на рассмотрение Пленума, могут рассматриваться Президиумом Верховного Суда.
21. Предложения Генерального прокурора о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений, внесенные в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», подлежат рассмотрению на заседании Пленума после подготовки по ним проектов постановлений в порядке, предусмотренном пунктами 13–20 настоящего Регламента.
В обоснование предложений Генеральным прокурором могут быть представлены материалы, послужившие основанием для их внесения.
22. Проекты постановлений Пленума по организационным вопросам деятельности судов по поручению Председателя Верховного Суда подготавливаются секретарем Пленума совместно с заинтересованными структурными подразделениями аппарата Верховного Суда и предварительного обсуждения не требуют.
23. О завершении подготовки проектов постановлений по вопросам, которые выносятся на рассмотрение Пленума, секретарь Пленума информирует Председателя Верховного Суда.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К РАССМОТРЕНИЮ ПЛЕНУМОМ СУДЕБНЫХ ДЕЛ
24. Подготовка к рассмотрению Пленумом судебных дел в порядке надзора (с протестами) и по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судьями-докладчиками, назначенными Председателем Верховного Суда или председателем соответствующей судебной коллегии.
25. Секретарь Пленума организует изучение членами Пленума судебных дел в порядке надзора (с протестами) и по вновь открывшимся обстоятельствам; в необходимых случаях в соответствии с процессуальным законодательством организует извещение необходимых участников судопроизводства о времени и месте рассмотрения судебного дела, направление им необходимых процессуальных документов.
26. Поступившие от участников судопроизводства процессуальные и иные документы передаются судье-докладчику, вопрос об их приобщении к делу решается в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
27. О завершении подготовки судебных дел в порядке надзора (с протестами) и по вновь открывшимся обстоятельствам к рассмотрению Пленумом секретарь Пленума информирует Председателя Верховного Суда.
ГЛАВА 4
КВОРУМ
28. Заседание Пленума является правомочным:
по вопросам, не связанным с рассмотрением судебных дел, при наличии большинства (более половины) членов Пленума;
при рассмотрении гражданских и экономических дел в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам – при наличии не менее двух третей членов Пленума.
29. Член Пленума обязан сообщить о невозможности своего участия в заседании до его начала секретарю Пленума.
30. Кворум исчисляется от общего количества назначенных и приступивших к исполнению своих обязанностей Председателя Верховного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда и председателей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска).
31. Сведения о кворуме Пленума оформляются регистрационным листом членов Пленума, который представляется секретарем Пленума Председателю Верховного Суда, как правило, за 10 минут до начала работы Пленума.
ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ
32. На заседании Пленума председательствует Председатель Верховного Суда, в случае его отсутствия либо при невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению – первый заместитель Председателя Верховного Суда, а при их отсутствии либо невозможности исполнения ими своих обязанностей – заместитель Председателя Верховного Суда, на которого возложено исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда.
33. Члены Пленума и лица, приглашенные на заседание Пленума, обязаны подчиняться распоряжениям председательствующего и соблюдать установленный порядок в зале заседания Пленума.
34. Заседания Пленума, как правило, являются открытыми и ведутся гласно. На них могут присутствовать представители средств массовой информации.
Фото-, киносъемка и видеозапись заседания Пленума по вопросам, не связанным с рассмотрением судебных дел, могут осуществляться с разрешения председательствующего, а по судебным делам – в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
35. Заседания Пленума по вопросам, не связанным с рассмотрением судебных дел, могут проводиться с использованием систем видеоконференцсвязи по общим правилам, установленным статьей 59 Кодекса и настоящим Регламентом.
Местом принятия решения заседания Пленума, принятого с использованием систем видеоконференцсвязи, считается место нахождения председательствующего.
В ходе видеоконференцсвязи ведется видеозапись в месте нахождения председательствующего в момент ее проведения.
36. По решению Пленума его заседания могут быть закрытыми. На них по вопросам, не связанным с рассмотрением судебных дел, вправе присутствовать лишь члены Пленума и специально приглашенные лица.
Закрытые судебные заседания Пленума проводятся в порядке, предусмотренном законодательством.
37. Работа Пленума начинается с утверждения повестки заседания и распорядка работы. При необходимости Пленум вправе изменить как очередность рассмотрения вопросов, так и распорядок работы Пленума.
ГЛАВА 6
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ПО ВОПРОСАМ, НЕ СВЯЗАННЫМ С РАССМОТРЕНИЕМ СУДЕБНЫХ ДЕЛ
38. Рассмотрение вопросов, не связанных с рассмотрением Пленумом судебных дел, начинается с доклада (сообщения) лица, назначенного докладчиком.
39. Докладчику после окончания доклада (сообщения) могут быть заданы вопросы председательствующим, а также членами Пленума, Генеральным прокурором или его заместителями, участвующими в работе Пленума, лицами, приглашенными на заседание Пленума.
40. Каждый член Пленума, а равно и лица, приглашенные для участия в заседании Пленума, вправе принять участие в обсуждении доклада.
41. После обсуждения доклада по проекту постановления Пленума, содержащему разъяснения по вопросам применения законодательства, Генеральный прокурор либо его заместители вправе высказать свое мнение о проекте в целом или отдельных его положениях.
42. Для доработки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума, а также лиц, принимающих участие в работе Пленума. Состав редакционной комиссии, ее председатель утверждаются Пленумом по предложению председательствующего.
43. Подготовленный редакционной комиссией проект постановления передается секретарю Пленума для представления всем членам Пленума.
С сообщением о проделанной редакционной комиссией работе, в том числе об учтенных и неучтенных предложениях, о мотивах соответствующего решения, выступает председатель или один из членов редакционной комиссии.
44. Положения проекта постановления Пленума, претерпевшие изменения в редакционной комиссии, а равно новые положения, предложенные редакционной комиссией, ставятся на отдельное голосование в порядке их очередности по тексту проекта постановления Пленума. В случае их непринятия ставится на голосование прежняя редакция проекта. Председательствующий вправе поставить на голосование одно из предложений, высказанных в ходе обсуждения членами Пленума, либо предложить редакционной комиссии возобновить работу по доработке проекта. В этих случаях в состав редакционной комиссии могут быть включены новые члены либо образована новая редакционная комиссия.
45. В случае несогласия члена редакционной комиссии по отдельным положениям или в целом по проекту, подготовленному комиссией, он вправе изложить свое мнение в письменном виде и с разрешения председательствующего доложить его Пленуму.
46. После окончания сообщения председателя или одного из членов редакционной комиссии, принятия измененных или новых положений проекта проект ставится на голосование для принятия его в целом.
47. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов (50 процентов голосов плюс один голос) от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.
48. Член Пленума, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос позже.
49. При одинаковом количестве голосов «за» и «против» положение проекта постановления Пленума считается отклоненным.
50. Организацию подсчета голосов при принятии решений на Пленуме осуществляет секретарь Пленума.
51. При использовании систем видеоконференцсвязи порядок проведения голосования должен обеспечивать непосредственность и очевидность волеизъявления каждого члена Пленума, принимающего участие в голосовании, находящегося вне зала заседания Пленума, с фиксированием результатов голосования в протоколе.
52. Член Пленума, проголосовавший против принятого постановления в целом или в части, вправе изложить в письменном виде свое обоснование, которое приобщается к протоколу заседания Пленума.
53. Постановления Пленума подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума. Постановление Пленума представляется для подписания председательствующему после подписания секретарем Пленума, как правило, не позднее 5 дней после его принятия.
54. По вопросам организационного и иного характера, не требующим специального изучения и подготовки, Пленум вправе принимать постановления, которые отражаются в протоколе (протокольные постановления). Решение о принятии протокольного постановления принимает Пленум по предложению председательствующего.
55. Контроль за исполнением протокольных постановлений осуществляется секретарем Пленума, сектором.
ГЛАВА 7
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СУДЕБНЫХ ДЕЛ
56. Процессуальный порядок рассмотрения Пленумом судебных дел устанавливается законом.
57. Кворум по судебным делам исчисляется в порядке, предусмотренном главой 4 настоящего Регламента, с соблюдением норм процессуального законодательства, в том числе о недопустимости повторного участия в рассмотрении дела, о наличии оснований для отвода судьи.
Член Пленума не может участвовать в рассмотрении дела при наличии оснований, установленных процессуальным законодательством для отвода судьи. В случае, если член Пленума лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела или имеются обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности, он должен заявить самоотвод до начала рассмотрения дела.
58. При рассмотрении судебных дел председательствующий вправе применять меры по поддержанию порядка в зале заседания Пленума, предусмотренные нормами процессуального законодательства.
59. При рассмотрении судебного дела в порядке надзора после выступлений участников судопроизводства Пленум выносит (принимает) постановление по существу протеста большинством голосов в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей.
При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение протеста и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным (оставленным без удовлетворения).
Результат рассмотрения протеста объявляется публично.
60. Постановления Пленума по результатам рассмотрения судебных дел в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам изготавливаются судьями-докладчиками в соответствии с требованиями процессуального законодательства и представляются председательствовавшему при рассмотрении дела и секретарю Пленума для подписания в срок, обеспечивающий соблюдение процессуальных сроков для направления постановления участникам судопроизводства.
61. Постановления Пленума по рассмотренным судебным делам обращаются к исполнению в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
62. Направление постановлений Пленума по судебным делам на исполнение, а также контроль за их своевременным обращением к исполнению осуществляются сектором под контролем секретаря Пленума (а в его отсутствие – председателем соответствующей коллегии).
ГЛАВА 8
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПЛЕНУМА
63. На заседании Пленума ведется протокол. Ведение протокола обеспечивается работником сектора, который несет ответственность за качество и своевременность его составления.
64. Протокол заседания Пленума должен быть составлен работником сектора, который вел протокол, и подписан председательствующим и секретарем Пленума не позднее 7 дней после окончания заседания.
65. В протоколе заседания Пленума должны быть отражены:
время и место заседания, сведения о присутствии членов Пленума и лиц, приглашенных на заседание;
перечень вопросов, включенных в повестку заседания, с указанием докладчиков;
краткое содержание выступлений и предложений лиц, участвующих в заседании Пленума;
вопросы, поставленные на голосование, и результаты голосования;
формулировки решений, принятых Пленумом;
полные тексты принятых Пленумом протокольных постановлений.
Протокол заседания Пленума по указанию председательствующего может составляться в сокращенной форме.
66. К протоколу заседания Пленума прилагаются:
регистрационные листы о кворуме заседания;
доклады по обсуждаемым вопросам;
выступления по обсуждаемым вопросам (при их наличии у выступающих);
особые мнения членов Пленума, письменные обоснования несогласия с принятыми постановлениями (при их наличии).
67. В случае использования технических средств фиксации, в том числе систем видеоконференцсвязи, звуко- и (или) видеозапись заседания на электронном носителе информации приобщается к материалам соответствующего заседания Пленума.
68. С протоколом заседания Пленума вправе знакомиться члены Пленума, Генеральный прокурор или его заместители, участвовавшие в заседании Пленума.
ГЛАВА 9
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ИЗМЕНЕНИЙ ЛИБО ПРИЗНАНИЯ ИХ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
69. По мере изменения законодательства секретарь Пленума вносит предложения Председателю Верховного Суда о необходимости внесения изменений в постановления Пленума или признания их утратившими силу.
70. Проекты постановлений Пленума о признании постановлений Пленума или их отдельных положений утратившими силу, а также о внесении в них изменений, не требующих специального изучения судебной практики, подготавливаются секретарем Пленума по согласованию с председателями судебных коллегий либо судьей-докладчиком по поручению Председателя Верховного Суда или его заместителей.
71. Проекты постановлений Пленума о внесении изменений в постановления Пленума, основанные на изучении судебной практики, принимаются в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
ГЛАВА 10
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ПРИНЯТЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА. ОБРАЩЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА К ИСПОЛНЕНИЮ
72. Принятые постановления Пленума регистрируются в секторе. На постановлениях Пленума проставляется место, дата его принятия и регистрационный номер. Регистрационный номер присваивается согласно номеру записи в журнале регистрации постановлений Пленума в нарастающем порядке в пределах календарного года.
73. Постановления Пленума, подлежащие включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА), направляются сектором в Национальный центр правовой информации в порядке, предусмотренном законодательством.
Не подлежат официальному опубликованию постановления Пленума или отдельные их положения, содержащие служебную информацию ограниченного распространения или государственные секреты, если иное не предусмотрено законодательством.
Официальным опубликованием постановлений Пленума, включаемых в НРПА, является доведение этих нормативных правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
Датой официального опубликования постановления Пленума, включаемого в НРПА, считается дата его размещения на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
74. Постановления Пленума вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.
75. Постановления Пленума по организационным вопросам обращаются к исполнению в порядке, указанном в постановлении.
76. Постановления Пленума о признании утратившими силу постановлений либо их отдельных положений, а также о внесении в них изменений обращаются к исполнению в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
77. Направление постановлений Пленума на исполнение осуществляется сектором под контролем секретаря Пленума.
78. Сопроводительные документы подписываются секретарем Пленума (а в его отсутствие – председателем соответствующей судебной коллегии).
79. Постановления Пленума о практике применения законодательства передаются членам Пленума, структурным подразделениям аппарата Верховного Суда, направляются областным (Минскому городскому) судам, экономическим судам областей (города Минска), Генеральному прокурору, заинтересованным государственным органам (организациям).
80. Предоставление материалов работы Пленума для распространения в средствах массовой информации обеспечивают секретарь Пленума, сектор.