![]() | Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
12 октября 2016 г. № Р-1066/2016
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2017 год»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П. 2/2429
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2017 год».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2017 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2017 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 5 октября 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 6 октября 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Согласно Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1); каждый имеет право на достойный уровень жизни (часть вторая статьи 21).
Частью первой статьи 133 Конституции предусмотрено, что бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.
В соответствии со статьей 1 Закона республиканский бюджет на 2017 год утверждается по расходам в сумме 16 739 090 345 рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 18 235 240 867 рублей (часть первая); устанавливаются размер профицита республиканского бюджета на 2017 год в сумме 1 496 150 522 рублей и направления его использования согласно приложению 1 (часть вторая).
Пунктом 1 статьи 21 Закона определяется, что предельный размер дефицита бюджета г. Минска на конец года составляет 0 (ноль) рублей. Согласно пункту 2 этой статьи Закона размер профицита консолидированных бюджетов областей на конец года составляет не менее 16 626 700 рублей, в том числе по Брестской области – не менее 2 207 900 рублей, Витебской – не менее 2 805 900 рублей, Гомельской – не менее 468 000 рублей, Гродненской – не менее 3 790 500 рублей, Минской – не менее 4 912 200 рублей, Могилевской области – не менее 2 442 200 рублей. При этом допускается превышение предельного размера дефицита бюджета г. Минска и уменьшение размеров профицита консолидированных бюджетов областей, устанавливаемых пунктом 2 указанной статьи, в связи с финансированием расходов государственных учреждений общего среднего образования, участвующих в пилотном проекте по апробации нормативного финансирования государственных учреждений общего среднего образования, за счет использования остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на 1 января 2017 г., если иное не установлено законодательными актами (часть первая пункта 3 статьи 21 Закона).
Приведенные положения Закона основаны на нормах статьи 48 Бюджетного кодекса Республики Беларусь. Правовая позиция Конституционного Суда, изложенная им в ряде решений, принятых по результатам проверки аналогичных положений законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год, заключается в том, что такое правовое регулирование согласуется с конституционным принципом верховенства права, направлено на реализацию конституционных норм, в силу которых государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции), а также отвечает положению статьи 134 Конституции о том, что порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов определяется законом (решения от 23 декабря 2011 г., от 16 октября 2012 г., от 27 декабря 2013 г., от 24 декабря 2014 г. и от 24 декабря 2015 г.).
2. Основываясь на норме части второй статьи 133 Конституции, согласно которой доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений, Конституционный Суд отмечает, что основную часть доходов республиканского бюджета составляют налоговые доходы в сумме 13 980 813 581,0 рубля (абзац второй статьи 4 Закона и приложение 2 к Закону). Доходная часть республиканского бюджета формируется также за счет неналоговых доходов в сумме 2 699 912 656,0 рубля и безвозмездных поступлений в сумме 1 554 514 630,0 рубля (приложение 2 к Закону).
Таким образом, предусматриваемое Законом формирование доходной части республиканского бюджета согласуется с положениями Конституции.
3. Частью третьей статьи 133 Конституции установлено, что общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.
В соответствии с абзацами третьим–седьмым статьи 4 Закона утверждаются расходы республиканского бюджета на 2017 год по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов согласно приложению 3; распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета согласно приложению 4; перечень государственных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета (без учета средств на финансирование государственной инвестиционной программы и республиканского централизованного инновационного фонда), по функциональной классификации расходов бюджета и по заказчикам согласно приложению 5; расходы республиканского бюджета на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь, республиканского дорожного фонда, средств, предусмотренных на сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий), в том числе за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития; расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов, направлениям использования и распорядителям бюджетных средств, в том числе расходы республиканского бюджета на научную и научно-техническую деятельность, согласно приложению 6.
В соответствии с приложением 3 к Закону расходы республиканского бюджета на общегосударственную деятельность в 2017 году составляют 7 333 587 799,0 рубля.
Конституцией установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (статья 46).
На финансовое обеспечение выполнения государством своих задач и функций в указанной сфере направлены положения Закона, определяющие объем расходов республиканского бюджета на финансирование охраны окружающей среды в сумме 75 227 524,0 рубля (приложение 3). Такую же направленность имеют нормы, предусматривающие передачу в 2017 году из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска субвенций (за исключением субвенций, передаваемых из республиканского дорожного фонда) на финансирование расходов в рамках реализации мероприятий Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922. К данным расходам законодатель относит расходы по предоставлению льгот гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая выплату компенсаций и обеспечение бесплатным питанием учащихся на территории радиоактивного загрязнения, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»; проведению мероприятий по радиационной защите и адресному применению защитных мер; восстановлению и развитию регионов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 1.2.1 пункта 1 статьи 6 Закона).
Согласно Конституции государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (статья 15). Статьей 51 Конституции предусмотрено, что каждый имеет право на участие в культурной жизни, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений (часть первая); государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов (часть четвертая). Законом устанавливаются расходы республиканского бюджета на финансирование культуры и средств массовой информации (приложение 3), а также на научную, научно-техническую и инновационную деятельность (приложение 6).
На основе анализа положений Закона, касающихся расходной части республиканского бюджета, Конституционный Суд приходит к выводу, что они согласуются с Конституцией.
4. Конституционный Суд обращает внимание на нормы Закона, касающиеся расходной части республиканского бюджета, которые имеют социальную направленность.
В соответствии со статьей 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (часть первая); право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается в том числе развитием физической культуры и спорта (часть третья). Законом предусматриваются расходы республиканского бюджета на здравоохранение в сумме 878 781 020,0 рубля, физическую культуру и спорт – 186 236 676,0 рубля (приложение 3). Кроме того, с целью обеспечения конституционных гарантий в сфере здравоохранения абзацами вторым и третьим статьи 22 Закона определяется минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя по Республике Беларусь, по областям и г. Минску, а также устанавливается, что на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом скорой медицинской помощи направляются средства исходя из минимального норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в размере не менее 40 процентов от общего объема финансирования расходов на здравоохранение, предусмотренных для соответствующей административно-территориальной единицы.
Согласно Конституции каждый имеет право на образование; гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования; каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях (статья 49 Конституции). На обеспечение реализации данных конституционных прав положениями Закона определяются расходы республиканского бюджета на образование в сумме 808 064 199,0 рубля (приложение 3), а также устанавливается минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование (без учета расходов на капитальное строительство) для каждой области и г. Минска (абзац четвертый статьи 22).
На реализацию конституционных положений, касающихся гарантирования гражданам права на обеспечение в старости, защиту государством брака, семьи, материнства и отцовства, направлен пункт 2 статьи 6 Закона, предусматривающий передачу в 2017 году из республиканского бюджета в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь субвенций: на финансирование расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат в сумме 669 860 900 рублей; на возмещение расходов бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 г. № 107 «Об источниках и порядке финансирования специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов» в сумме 27 985 700 рублей. Кроме того, деятельность Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в том числе его материально-техническое обеспечение, а также расходы на оказание помощи в подготовке стационарных оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерей к работе в летний период, на удешевление стоимости путевок в лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей, путевок в студенческие санатории-профилактории, осуществляемые в соответствии с законодательством за счет средств государственного социального страхования, финансируются за счет средств республиканского бюджета (пункт 3 статьи 16 Закона).
В приложении 3 к Закону определяются расходы за счет средств республиканского бюджета на социальную защиту, пенсионное обеспечение, государственную молодежную политику, помощь в обеспечении жильем и решение других вопросов в области социальной политики, что основывается на нормах статей 32, 47 и 48 Конституции в их взаимосвязи с частью первой статьи 1 Конституции, в соответствии с которой Республика Беларусь является социальным государством.
Состав расходной части республиканского бюджета на 2017 год свидетельствует о стремлении государства, ответственного перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2 Конституции), во исполнение требований части первой статьи 59 Конституции принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
Таким образом, нормы Закона отвечают положениям Конституции, закрепляющим, что доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений, а общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью, и направлены на аккумулирование и использование денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2017 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня его принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |