![]() | Официальная правовая информация |
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Экономическое правонарушение имеет место в случае, если транспортировка товаров осуществляется без наличия требуемых в предусмотренных случаях документов, подтверждающих качество товаров, сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации
В результате проверки межрайонное отделение управления Департамента финансовых расследований (далее – МО УДФР) деятельности индивидуального предпринимателя (далее – ИП) установлен факт перевозки водителями ИП дизельного топлива и бензина без наличия лицензии на право перевозки опасных грузов, согласованного маршрута перевозки опасного груза по территории области, свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов.
На основании изложенного хозяйственный суд пришел к выводу, что ИП совершил экономическое правонарушение, предусмотренное подпунктом 1.9 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений», выразившееся в транспортировке товаров без наличия требуемых в соответствии с законодательством сопроводительных документов.
Между тем при принятии хозяйственным судом решения не учтено следующее.
В момент транспортировки горюче-смазочных материалов все грузосопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, копии сертификатов, паспортов качества, договор на перевозку груза, лицензии, договоры купли-продажи, путевые листы и др.) у водителей имелись и были предъявлены сотрудникам МО УДФР.
Согласно статьям 60, 63, 65 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобильная перевозка грузов товарного характера оформляется товарно-транспортной накладной. Если законодательством предусмотрена необходимость оформления дополнительных грузосопроводительных документов (сертификаты соответствия, ветеринарные и фитосанитарные сертификаты, сертификаты происхождения товара и т.п.), грузоотправитель обязан заблаговременно их оформить и приложить к товарно-транспортной накладной.
Статьей 14 Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» предусмотрено, что к перевозочным документам на опасные грузы потребитель транспортных работ и услуг обязан приложить сопроводительные документы, предусмотренные актами законодательства.
В соответствии с подпунктом 4.6.13 Порядка взаимодействия всех заинтересованных при осуществлении контроля за обеспечением безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденного Комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 июня 1998 года, предусмотрен контроль за наличием и соответствием перевозочных документов требованиям действующих нормативных документов.
Таким образом, из содержания вышеприведенных актов законодательства следует, что все указанные в акте об экономическом правонарушении документы, не предъявленные водителями, осуществлявшими транспортировку горюче-смазочных материалов, не являются грузосопроводительными, а относятся к категории перевозочных.
На основании изложенного надзорной коллегией Высшего Хозяйственного Суда решение суда отменено, производство по делу об экономическом правонарушении, влекущем конфискацию имущества, в отношении ИП прекращено.
Подготовлено управлением обеспечения
надзора и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда