Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 03.08.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

То обстоятельство, что обязанность по нанесению контрольных знаков на сопроводительные документы возложена на плательщика (грузоотправителя или грузополучателя), не освобождает перевозчика от ответственности в виде конфискации перевозимых нефтепродуктов в случае их транспортировки по документам без нанесения на них контрольных знаков

Сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями (далее – ОБЭП) была задержана автомашина, принадлежащая унитарному предприятию (далее – УП) «Ш», перевозившая дизельное топливо по сопроводительным документам без нанесения на них контрольных знаков.

В соответствии с подпунктом 1.1.4 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 4 октября 2002 г. № 25 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением автомобильного бензина и дизельного топлива в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 25) транспортировка по территории Республики Беларусь и хранение ввозимых (ввезенных) в республику с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление автомобильного бензина и дизельного топлива, производится только при наличии соответствующих сопроводительных документов с нанесенными на них контрольными знаками.

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Декрета № 25 нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями условия ввоза на территорию Республики Беларусь автомобильного бензина и дизельного топлива, установленного подпунктом 1.1.1 пункта 1, а также требований к их транспортировке по территории республики и хранению, установленных подпунктом 1.1.4 пункта 1, влечет конфискацию этих нефтепродуктов.

Прекращая производство по делу об экономическом правонарушении, суд указал, что отсутствие на сопроводительных документах контрольных знаков не влечет конфискацию дизельного топлива у грузоперевозчика – УП «Ш», поскольку при транспортировке автомобильного бензина и дизельного топлива обязанность нанесения контрольных знаков на сопроводительные документы возложена не на перевозчика груза, а на плательщика (грузоотправителя или грузополучателя).

Данный вывод суда является ошибочным, поскольку обязанность плательщика (грузоотправителя или грузополучателя) по нанесению контрольных знаков на сопроводительные документы не освобождает перевозчика от ответственности в виде конфискации перевозимых нефтепродуктов, так как последний не вправе был принимать груз к перевозке без нанесенных на сопроводительные документы контрольных знаков.

На основании изложенного надзорной коллегией Высшего Хозяйственного Суда определение хозяйственного суда о прекращении производства по делу об экономическом правонарушении, влекущем конфискацию имущества, отменено и принято решение о конфискации товара.

 

Подготовлено управлением обеспечения

надзора и обобщения судебной практики

Высшего Хозяйственного Суда

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.