![]() | Официальная правовая информация |
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
То обстоятельство, что обязанность по нанесению контрольных знаков на сопроводительные документы возложена на плательщика (грузоотправителя или грузополучателя), не освобождает перевозчика от ответственности в виде конфискации перевозимых нефтепродуктов в случае их транспортировки по документам без нанесения на них контрольных знаков
Сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями (далее – ОБЭП) была задержана автомашина, принадлежащая унитарному предприятию (далее – УП) «Ш», перевозившая дизельное топливо по сопроводительным документам без нанесения на них контрольных знаков.
В соответствии с подпунктом 1.1.4 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 4 октября 2002 г. № 25 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением автомобильного бензина и дизельного топлива в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 25) транспортировка по территории Республики Беларусь и хранение ввозимых (ввезенных) в республику с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление автомобильного бензина и дизельного топлива, производится только при наличии соответствующих сопроводительных документов с нанесенными на них контрольными знаками.
Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Декрета № 25 нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями условия ввоза на территорию Республики Беларусь автомобильного бензина и дизельного топлива, установленного подпунктом 1.1.1 пункта 1, а также требований к их транспортировке по территории республики и хранению, установленных подпунктом 1.1.4 пункта 1, влечет конфискацию этих нефтепродуктов.
Прекращая производство по делу об экономическом правонарушении, суд указал, что отсутствие на сопроводительных документах контрольных знаков не влечет конфискацию дизельного топлива у грузоперевозчика – УП «Ш», поскольку при транспортировке автомобильного бензина и дизельного топлива обязанность нанесения контрольных знаков на сопроводительные документы возложена не на перевозчика груза, а на плательщика (грузоотправителя или грузополучателя).
Данный вывод суда является ошибочным, поскольку обязанность плательщика (грузоотправителя или грузополучателя) по нанесению контрольных знаков на сопроводительные документы не освобождает перевозчика от ответственности в виде конфискации перевозимых нефтепродуктов, так как последний не вправе был принимать груз к перевозке без нанесенных на сопроводительные документы контрольных знаков.
На основании изложенного надзорной коллегией Высшего Хозяйственного Суда определение хозяйственного суда о прекращении производства по делу об экономическом правонарушении, влекущем конфискацию имущества, отменено и принято решение о конфискации товара.
Подготовлено управлением обеспечения
надзора и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда