![]() | Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4 октября 2016 г. № 183
О внутреннем контроле
Изменения и дополнения:
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 октября 2017 г. № 212 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/32676 от 29.12.2017 г.);
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 15 марта 2019 г. № 40 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/33986 от 21.03.2019 г.);
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 3 ноября 2020 г. № 161 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/36064 от 19.11.2020 г.);
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 сентября 2021 г. № 184 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/37245 от 15.10.2021 г.);
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 16 сентября 2024 г. № 67 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/42173 от 27.09.2024 г.);
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 21 августа 2025 г. № 61 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 11-2/43723 от 01.09.2025 г.)
На основании абзаца второго части второй статьи 16 Закона Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
Инструкцию о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами (прилагается);
Инструкцию о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого нотариусами (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 256 «О некоторых вопросах внутреннего контроля, осуществляемого организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами и адвокатскими бюро» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.02.2015, 8/29589);
постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 июля 2015 г. № 124 «О внесении дополнений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 256» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.07.2015, 8/30087);
подпункт 1.9 пункта 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 22 января 2016 г. № 11 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства юстиции Республики Беларусь, признании утратившим силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 76» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.03.2016, 8/30711).
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр |
О.Л.Слижевский |
|
Постановление 04.10.2016 № 183 |
ИНСТРУКЦИЯ
о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами
1. Настоящая Инструкция определяет требования к правилам внутреннего контроля, осуществляемого:
организациями, оказывающими риэлтерские услуги и принимающими участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента (далее – организации, оказывающие риэлтерские услуги);
организациями и индивидуальными предпринимателями, адвокатами, оказывающими юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением финансовых операций и (или) управлением денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента (далее соответственно – организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги, адвокаты).
2. Правила внутреннего контроля определяются организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами (далее, если не указано иное, – лица, осуществляющие финансовые операции) на основании Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 1249 «Об установлении общих требований к правилам внутреннего контроля», настоящей Инструкции, иных актов законодательства, а также с учетом особенностей лицензируемого вида деятельности.
3. Для целей настоящей Инструкции используются термины в значениях, определенных Законом Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», а также следующие термины и их определения:
анализируемый период – отрезок времени, в среднем составляющий один календарный месяц, определяемый лицами, осуществляющими финансовые операции, в зависимости от вида осуществляемых клиентом финансовых операций, за который лица, осуществляющие финансовые операции, анализируют финансовые операции клиента на стадии последующего контроля;
анкета клиента – совокупность данных, собранных лицом, осуществляющим финансовые операции, в отношении клиента в ходе его идентификации и верификации, содержащих сведения о клиенте, в том числе его представителе, бенефициарном владельце, выгодоприобретателе (при наличии), и его деятельности, установленные статьей 8 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», настоящей Инструкцией и правилами внутреннего контроля;
анкетирование – составление лицом, осуществляющим финансовые операции, анкеты клиента;
систематичность осуществления финансовых операций – осуществление клиентом финансовых операций 3 и более раза в течение анализируемого периода.
4. Правила внутреннего контроля утверждаются:
руководителем организации, оказывающей риэлтерские услуги;
руководителем организации, оказывающей юридические услуги;
индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические услуги;
адвокатом, осуществляющим адвокатскую деятельность в юридической консультации.
5. Правила внутреннего контроля должны включать требования, предусмотренные частью третьей статьи 5 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
Правилами внутреннего контроля предусматривается порядок завершения идентификации участников финансовой операции после заключения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме.
В случае использования лицами, осуществляющими финансовые операции, систем идентификации правила внутреннего контроля должны содержать сведения о таких системах идентификации (включая сведения о порядке их использования).
6. Ответственными за выполнение правил внутреннего контроля являются должностные лица, назначаемые из числа руководителей организации, адвокаты, лица, являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет, свидетельства об аттестации риэлтера, в компетенцию которых входит осуществление мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
7. При разработке и реализации процедур управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, лица, осуществляющие финансовые операции, определяют, классифицируют и оценивают риски с учетом факторов риска, влияющих на повышение (понижение) степени рисков.
Факторы риска, влияющие на повышение (понижение) степени риска работы с клиентом, классифицируются по:
типу (профилю) клиента и совокупности сведений о нем;
виду осуществляемых им финансовых операций;
географическим регионам места жительства (места нахождения), места осуществления им деятельности.
Шкала риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, состоит из двух степеней: высокой и низкой.
Система (методика) оценки рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, разрабатывается лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом особенностей их деятельности.
При осуществлении внутреннего контроля лица, осуществляющие финансовые операции, определяют и оценивают риски, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, до внедрения новых услуг, изменения существенных условий или способов оказания услуг, внедрения новых технологий для осуществления финансовых операций.
Лица, осуществляющие финансовые операции, проводят оценку рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, с документальным фиксированием не реже одного раза в три года оснований, процедур и результатов такой оценки и поддержанием их в актуальном состоянии.
8. В зависимости от степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, правила внутреннего контроля должны предусматривать соответствующие меры внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее – меры внутреннего контроля): упрощенные, расширенные.
При наличии высокой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, применяются расширенные меры внутреннего контроля. Расширенные меры внутреннего контроля должны быть направлены на ограничение (снижение) риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.
При наличии низкой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, применяются упрощенные меры внутреннего контроля.
9. К расширенным мерам внутреннего контроля относятся:
обновление (актуализация) сведений об участнике финансовой операции по мере представления документов (сведений) участником финансовой операции, но не реже одного раза в год, за исключением случая, указанного в части семнадцатой статьи 8 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»;
проведение верификации участника финансовой операции;
представление в орган финансового мониторинга информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
замораживание средств и (или) блокирование финансовых операций;
отказ в осуществлении финансовой операции;
отказ в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций;
иные действия, совершаемые в отношении участников финансовой операции, перечень которых определяется правилами внутреннего контроля.
К упрощенным мерам внутреннего контроля относятся:
обновление (актуализация) сведений об участнике финансовой операции по мере представления документов (сведений) участником финансовой операции;
иные действия, совершаемые в отношении участника финансовой операции, перечень которых определяется правилами внутреннего контроля.
10. В зависимости от степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, правила внутреннего контроля должны предусматривать порядок и периодичность осуществления мониторинга финансовых операций лиц и организаций, указанных в абзаце шестнадцатом части первой статьи 6 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
11. Порядок применения мер внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения должен предусматривать основные направления, перечисленные в пункте 4 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 1249.
12. Идентификация и верификация участников финансовых операций проводится лицами, осуществляющими финансовые операции, в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
Идентификация участников финансовой операции должна быть завершена не позднее 10 рабочих дней после заключения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, если сумма финансовой операции (финансовых операций) по получению лицом, осуществляющим финансовые операции, от ее участника (их участников) средств, которая совершена (которые совершены) до завершения идентификации, не превышает 100 базовых величин, и при установлении низкой степени риска.
Идентификация, верификация и обновление (актуализация) данных о клиентах, их представителях, иных участниках финансовых операций может проводиться на удаленной основе в случае наличия данных, полученных ранее в результате идентификации в установленном порядке при личном присутствии клиента, их представителя, иных участников финансовых операций.
13. Для фиксирования данных, полученных при проведении идентификации участников финансовых операций, используется анкетирование.
Форма анкеты разрабатывается лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом особенностей их деятельности и вида осуществляемых финансовых операций, а также требований статьи 8 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
Правилами внутреннего контроля может предусматриваться порядок фиксирования в анкете дополнительных данных, необходимых для применения расширенных мер внутреннего контроля по идентификации участников финансовых операций.
14. В правилах внутреннего контроля должны быть определены порядок и сроки верификации данных о клиентах, их представителях, иных участниках финансовой операции и обновления (актуализации) таких данных с учетом степени риска работы с клиентом и осуществляемых им финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.
При наличии подозрения в достоверности и точности полученных ранее данных о клиентах, их представителях и выгодоприобретателях (при наличии) обновление (актуализация) информации о них осуществляется в течение двадцати рабочих дней, следующих за днем принятия решения лицом, осуществляющим финансовые операции, о наличии таких подозрений.
При наличии высокой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, обновление (актуализация) должно проводиться не реже одного раза в год.
141. Исключен.
142. Исключен.
143. Исключен.
144. Исключен.
15. Правила внутреннего контроля должны включать порядок замораживания средств и (или) блокирования финансовых операций с учетом требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2016 г. № 735 «Об утверждении Положения о порядке применения мер, связанных с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций лиц, причастных к террористической деятельности» и настоящей Инструкции.
Основанием для применения мер, связанных с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций, указанных в части третьей статьи 91 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», является включение организации, физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, в определяемый в установленном порядке перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности (далее – перечень).
Лица, осуществляющие финансовые операции (за исключением лиц, осуществляющих финансовые операции, которые не являются организациями), самостоятельно определяют лицо (лиц), в обязанности которого (которых) входит выявление лиц, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию средств и (или) блокированию финансовых операций, а также принятие решения о замораживании средств и (или) блокировании финансовых операций.
Лица, осуществляющие финансовые операции, проводят проверку на предмет включения участника финансовой операции в перечень:
в порядке, указанном в абзацах втором и шестом части третьей статьи 91 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»;
при идентификации участников финансовой операции.
16. Лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны заблокировать финансовую операцию, если в процессе идентификации установлено, что ее участником либо выгодоприобретателем по ней являются организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, включенные в перечень, либо организация, бенефициарным владельцем которой является физическое лицо, включенное в перечень.
В целях реализации требований абзаца третьего части первой статьи 91 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» лица, осуществляющие финансовые операции, отказывают в заключении и (или) исполнении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме организации, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, включенным в перечень, либо организации, бенефициарным владельцем которой является физическое лицо, включенное в перечень.
17. По каждому факту замораживания средств или блокирования финансовой операции, в том числе на основании постановления органа финансового мониторинга, лица, осуществляющие финансовые операции, информируют орган финансового мониторинга путем направления специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю (далее – специальный формуляр), в сроки, установленные законодательством.
Порядок информирования собственника или владельца средств, участника финансовой операции о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции устанавливается в правилах внутреннего контроля с учетом требований настоящей Инструкции.
Лицо, осуществляющее финансовую операцию, в соответствии с порядком, определенным правилами внутреннего контроля, информирует участника финансовой операции о блокировании финансовой операции при его обращении. При этом форма информирования (устная, письменная, электронная) должна соответствовать форме обращения участника финансовой операции.
18. Лица, осуществляющие финансовые операции, определяют порядок учета (хранения) средств, в отношении которых применены меры по замораживанию средств и (или) блокированию финансовых операций.
19. Лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны проводить мониторинг финансовых операций иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь, членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организаций, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица, в порядке, определенном правилами внутреннего контроля.
20. При выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, в том числе финансовой операции, вызывающей подозрение, работник лица, осуществляющего финансовые операции, составляет сообщение ответственному должностному лицу об этой операции для принятия им решения о направлении (ненаправлении) специального формуляра в орган финансового мониторинга.
Форма сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному должностному лицу, а также порядок действий в случае отказа в осуществлении финансовой операции, отказа в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовой операции в письменной форме, отказа в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме определяются лицами, осуществляющими финансовые операции.
Документальное фиксирование финансовых операций, подлежащих особому контролю, осуществляется лицами, осуществляющими финансовые операции, в пронумерованном, прошнурованном и скрепленном печатью (при наличии) журнале учета сведений о финансовых операциях, который ведется в местах оказания риэлтерских услуг, юридических услуг, юридической помощи.
В журнале учета сведений о финансовых операциях фиксируются следующие сведения:
вид финансовой операции и основания ее осуществления;
дата осуществления финансовой операции и на какую сумму она осуществлена;
сведения, полученные при идентификации и верификации участников финансовой операции;
о замораживании средств и (или) блокировании финансовой информации (основания, дата и время замораживания средств и (или) блокирования финансовой информации);
о размораживании средств и (или) разблокировании финансовой операции (основания, дата и время размораживания средств и (или) разблокирования финансовой информации).
Регистрацию финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и представление его в порядке и сроки, установленные законодательством, осуществляют адвокаты, индивидуальные предприниматели и работники организаций, оказывающих юридические услуги, являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет, работники организаций, оказывающих риэлтерские услуги, имеющие свидетельство об аттестации риэлтера, которые в установленном порядке прошли проверку знаний в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Специальный формуляр заполняется, передается, регистрируется, учитывается и хранится в соответствии с требованиями статей 6 и 9 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 367 «Об утверждении формы специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, и Инструкции о порядке заполнения, представления, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю».
Организации, оказывающие риэлтерские услуги, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги, адвокаты заполняют и представляют в орган финансового мониторинга специальный формуляр по финансовым операциям, указанным в статье 7 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги, адвокаты при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, в том числе финансовой операции, вызывающей подозрение, заполняют и представляют в орган финансового мониторинга специальный формуляр:
при совершении финансовых операций и (или) управлении денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента;
при выполнении полномочий, связанных с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса.
Организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента, при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, в том числе финансовой операции, вызывающей подозрение, заполняют и представляют в орган финансового мониторинга специальный формуляр.
По гражданско-правовым сделкам с имуществом, сделки с которым и (или) права на которое подлежат государственной регистрации, специальный формуляр в соответствии с требованиями части шестой статьи 9 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» заполняется и представляется в орган финансового мониторинга лицами, осуществляющими государственную регистрацию такого имущества, прав на него и сделок с ним.
При оказании риэлтерских услуг, юридических услуг, юридической помощи в виде устных и (или) письменных консультаций специальный формуляр не заполняется.
21. Правила внутреннего контроля должны предусматривать порядок хранения сведений и документов (их копий или изображений, созданных путем сканирования, или фотографических изображений, или видеоизображений), в том числе с учетом обеспечения возможности своевременного доступа к ним органа финансового мониторинга, уполномоченных государственных органов и органов уголовного преследования в случаях, установленных законодательством.
Организация системы внутреннего контроля должна обеспечивать конфиденциальность информации о финансовых операциях, клиентах, иных участниках финансовых операций, выгодоприобретателях, полученной при осуществлении внутреннего контроля, а также о мерах, принимаемых лицами, осуществляющими финансовые операции, в целях предотвращения и выявления финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, если иное не установлено Законом Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
Правила внутреннего контроля должны включать сведения о доступных лицам, осуществляющим финансовые операции, способах проверки сведений о клиентах и их бенефициарных владельцах в целях отнесения их:
к иностранным публичным должностным лицам, должностным лицам публичных международных организаций, лицам, занимающим должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь, членам их семей и приближенным к ним лицам;
к лицам, причастным к террористической деятельности.
22. При обращении лица за осуществлением финансовой операции лицо, осуществляющее финансовую операцию, проверяет, относится ли финансовая операция, которую намеревается совершить лицо, к категории финансовых операций, подлежащих особому контролю, руководствуясь при этом условиями, установленными статьей 7 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
Финансовая операция является подозрительной и подлежит особому контролю, если лицом, осуществляющим финансовую операцию, при осуществлении внутреннего контроля установлено ее соответствие следующим критериям и признакам подозрительных финансовых операций:
участник финансовой операции зарегистрирован или имеет место нахождения в оффшорной зоне;
представление участником финансовой операции вызывающей подозрение информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с участником финансовой операции по указанным им адресам и телефонам;
немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении сведений о финансовой операции ее участником, запрашиваемых лицом, осуществляющим финансовую операцию, либо чрезмерная озабоченность участника финансовой операции вопросами конфиденциальности;
представление участником финансовой операции документов (их копий), вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности);
невозможность установления контрагентов участника финансовой операции либо несоответствие представленных участником финансовой операции сведений о стороне по сделке информации, имеющейся у лица, осуществляющего финансовую операцию;
систематическое предоставление или получение участником финансовой операции безвозмездной (спонсорской) помощи в рамках договоров между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями;
несоответствие финансовой операции характеру деятельности ее участника;
необоснованное дробление сумм однотипных финансовых операций (одного вида), осуществляемых участником финансовой операции в течение анализируемого периода, кроме финансовых операций по размещению (снятию) денежных средств на счета (со счетов) и (или) во вклады (депозиты) (с вкладов (депозитов);
разовое или неоднократное в течение анализируемого периода осуществление участником финансовых операций перевода денежных средств за границу для осуществления деятельности на валютном рынке Форекс, а также финансовых операций, связанных с приобретением либо продажей ценных бумаг и других высоколиквидных активов (в том числе слитков драгоценных металлов), если информация в отношении данного участника финансовой операции не позволяет определить источник происхождения денежных средств;
разовое или неоднократное в течение анализируемого периода получение участником финансовой операции займов, кредитов из-за границы;
отсутствие явного экономического смысла финансовой операции;
разовая продажа (покупка) участником финансовой операции большого количества ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, финансовых инструментов по ценам, существенно отличающимся от рыночных, при условии, что участник финансовой операции не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и (или) ценные бумаги не передаются участнику финансовой операции в погашение задолженности контрагента перед участником финансовой операции;
систематическое осуществление финансовых операций по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных активов, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
систематическое осуществление финансовых операций, при которых один и тот же предмет сделки продается и затем выкупается в рамках осуществления сделок с одной и той же стороной, за исключением сделок РЕПО с ценными бумагами;
необоснованная поспешность в проведении финансовой операции, на которой настаивает ее участник;
внесение участником финансовой операции в ранее согласованную схему проведения финансовой операции непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
систематическое изменение участником финансовой операции порядка исполнения договорных обязательств;
предоставление (получение) участником финансовой операции беспроцентного займа, а также займа, кредита на условиях, предусматривающих получение (уплату) процентов и (или) иных вознаграждений (платежей) в размере, существенно отличающемся от обычной рыночной практики;
возврат участником финансовой операции – резидентом ранее полученного аванса нерезиденту по договору поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случаях, когда такая финансовая операция носит систематический характер;
разовое или неоднократное в течение анализируемого периода внесение участником финансовой операции наличных денежных средств, связанных с приобретением имущества, если информация, имеющаяся у лица, осуществляющего финансовую операцию, в отношении данного участника не позволяет определить источник происхождения денежных средств;
существенное отличие основных условий внешнеторгового договора или порядка его исполнения от общепринятой внешнеторговой практики осуществления таких сделок и (или) международных правил, применяемых к аналогичным сделкам;
систематическое осуществление участником финансовой операции финансовых операций без явного экономического смысла, связанных с поступлением денежных средств от нескольких контрагентов и сопровождающихся последующим перечислением, в том числе с покупкой или конверсией иностранной валюты, этих денежных средств в полном или подавляющем объеме;
осуществление нескольких финансовых операций, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но по совокупности признаков такие финансовые операции вызывают подозрения, что они осуществляются в целях уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин); занижения тарифных платежей за счет недостоверного декларирования ввозимых товаров; легализации доходов, полученных преступным путем;
необычность в поведении участника финансовой операции при открытии счета или осуществлении финансовой операции от своего имени и в своих интересах, дающая основания полагать, что он действует в интересах иного лица, либо намерения клиента открыть счет (счета), электронный кошелек (электронные кошельки) могут быть связаны с получением и (или) легализацией доходов, полученных преступным путем;
разовое или неоднократное осуществление финансовых операций участником финансовой операции, если у лица, осуществляющего финансовые операции, возникают подозрения, что они осуществляются в целях финансирования террористической деятельности и (или) финансирования распространения оружия массового поражения;
осуществление финансовой операции с недвижимым имуществом участником финансовой операции, если с момента государственной регистрации этого участника прошло менее одного года;
попытка осуществления финансовой операции с недвижимым имуществом, на которое наложено ограничение (обременение), запрещающее по своему правовому характеру правообладателю распоряжаться объектом недвижимого имущества;
осуществление финансовой операции с недвижимым имуществом, участником которой выступает нерезидент;
заключение предварительного договора, предусматривающего как аванс либо задаток, так и выплату сумм, которые будут предусмотрены основным договором, до заключения (подписания) основного договора;
заключение соглашений о расторжении возмездных договоров об отчуждении имущества, которыми не предусмотрен возврат сторонам переданных по договору имущества и денежных средств;
выплата задатка в значительных размерах по предварительному договору;
явное несоответствие договорной и действительной стоимости предмета сделки (кроме объекта недвижимости, прав на него), то есть расхождение договорной стоимости предмета сделки, составляющее, как правило, 25 и более процентов от действительной стоимости;
существенное отличие стоимости объекта недвижимости (прав на него) от обычной рыночной стоимости такого объекта (прав на него), то есть расхождение стоимости объекта недвижимости (прав на него), составляющее, как правило, 25 и более процентов от обычной рыночной стоимости;
осуществление однотипных финансовых операций представителем от имени трех и более участников финансовых операций, если такие операции сопровождаются внесением либо получением наличных денежных средств или высоколиквидных финансовых инструментов;
расчеты по финансовой операции с недвижимым (движимым) имуществом на сумму более 100 базовых величин осуществляются в наличной форме;
осуществление финансовых операций их участником с нарушением установленного законодательством порядка документального оформления, в том числе с нарушением требования о нотариальном удостоверении или государственной регистрации;
неоднократное проведение участником финансовой операции однотипных финансовых операций в целях дробления суммы необычно крупной сделки и (или) уклонения от регистрации в специальном формуляре;
снижение суммы сделки в ходе осуществления финансовой операции в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре;
осуществление клиентом финансовой операции, если по совокупности имеющейся информации возникают подозрения, что они осуществляются в целях незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров либо на основании критериев, определяемых в том числе международными организациями;
систематическое осуществление финансовых операций между аффилированными юридическими лицами;
осуществление клиентом финансовых операций, связанных с приобретением или отчуждением цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги у нерезидентов без участия резидента Парка высоких технологий;
осуществление финансовой операции с одним и тем же недвижимым имуществом два раза и более в течение одного года, кроме наследования недвижимого имущества;
иные признаки, при наличии которых у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция осуществляется в целях легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
|
Постановление |
ИНСТРУКЦИЯ
о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого нотариусами
1. Настоящая Инструкция определяет требования к правилам внутреннего контроля, осуществляемого нотариусами (далее – правила внутреннего контроля).
2. Правила внутреннего контроля определяются нотариусами на основании Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 1249 «Об установлении общих требований к правилам внутреннего контроля», настоящей Инструкции и иных актов законодательства.
3. Для целей настоящей Инструкции используются термины и их определения в значениях, определенных Законом Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
4. Правила внутреннего контроля должны включать:
требования, предусмотренные частью третьей статьи 5 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»;
сведения о доступных нотариусу способах проверки сведений о клиентах и их бенефициарных владельцах в целях отнесения их к иностранным публичным должностным лицам, должностным лицам публичных международных организаций, лицам, занимающим должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь, членам их семей и приближенным к ним лицам, к лицам, причастным к террористической деятельности;
сведения о системах идентификации (включая сведения о порядке их использования) в случае их использования нотариусом.
В правила внутреннего контроля изменения вносятся посредством утверждения нотариусом новой редакции правил внутреннего контроля.
5. Нотариус, к которому обратились за осуществлением финансовой операции, является лицом, ответственным за выполнение правил внутреннего контроля, и ежеквартально осуществляет анализ применения мер внутреннего контроля.
6. При разработке и реализации процедур управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, нотариус определяет, классифицирует и оценивает риски с учетом факторов риска, влияющих на повышение (понижение) степени рисков.
Факторы риска, влияющие на повышение (понижение) степени риска работы с клиентом, классифицируются по:
типу (профилю) клиента и совокупности сведений о нем;
виду осуществляемых им финансовых операций;
географическим регионам места жительства (места нахождения), места осуществления им деятельности.
Шкала риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, состоит из двух степеней: высокой и низкой.
Нотариус оценивает риски, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, на всех стадиях осуществления финансовой операции, в том числе при консультировании, сборе сведений (документов), необходимых для совершения нотариального действия, совершении нотариального действия.
Нотариус проводит оценку рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, с документальным фиксированием результатов такой оценки не реже одного раза в три года.
О проведении оценки рисков нотариус принимает решение с указанием основания проведения такой оценки.
По результатам проведения оценки рисков нотариусом составляется акт, в котором отражаются результаты такой оценки, а также необходимость проведения актуализации оценки рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.
Актуализация оценки рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, нотариусом осуществляется:
по результатам проведенной им оценки рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения (при необходимости);
по результатам проведенной Министерством юстиции оценки рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, в нотариальной деятельности (при необходимости);
до внедрения новых услуг, изменения существенных условий или способов оказания услуг, внедрения новых технологий для осуществления финансовых операций.
Нотариус документально фиксирует основание, процедуры, результаты оценки рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, и поддерживает их в актуальном состоянии.
7. В зависимости от степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, правила внутреннего контроля должны предусматривать соответствующие меры внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее – меры внутреннего контроля): упрощенные, расширенные.
При наличии высокой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, применяются расширенные меры внутреннего контроля. Расширенные меры внутреннего контроля должны быть направлены на ограничение (снижение) риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.
При наличии низкой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, применяются упрощенные меры внутреннего контроля.
8. К расширенным мерам внутреннего контроля относятся:
обновление (актуализация) данных о клиентах, их представителях и выгодоприобретателях (при наличии) по мере представления документов (сведений) участником финансовой операции, но не реже одного раза в год, за исключением случая, указанного в части семнадцатой статьи 8 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»;
представление в орган финансового мониторинга информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
отказ в осуществлении финансовой операции;
замораживание средств и (или) блокирование финансовых операций;
приостановление финансовых операций;
иные действия, совершаемые в отношении участника финансовой операции, перечень которых определяется нотариусом.
К упрощенным мерам внутреннего контроля относятся:
обновление (актуализация) сведений об участнике финансовой операции по мере представления документов (сведений) участником финансовой операции;
иные действия, совершаемые в отношении участника финансовой операции, перечень которых определяется нотариусом.
9. В зависимости от степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, правила внутреннего контроля должны предусматривать порядок и периодичность осуществления мониторинга финансовых операций клиентов, их представителей.
Мониторинг финансовых операций иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь, членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организаций, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица, осуществляется нотариусом в соответствии с установленным правилами внутреннего контроля порядком работы с информацией об этих лицах.
10. Выявление и оценка риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, проводятся при осуществлении идентификации участников финансовых операций.
11. Порядок применения мер внутреннего контроля должен обеспечивать недопущение умышленного или невольного вовлечения нотариуса в процесс легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, минимизацию рисков, связанных с опасностью совершения финансовой операции, направленной на легализацию доходов, полученных преступным путем, финансирование террористической деятельности и финансирование распространения оружия массового поражения.
12. Внутренний контроль осуществляется нотариусом на всех стадиях осуществления финансовой операции, в том числе при консультировании, сборе сведений (документов), необходимых для совершения нотариального действия, совершении нотариального действия, а также при анализе совершенных нотариальных действий и подразделяется на:
текущий контроль, проводимый на любой из стадий осуществления финансовой операции, в том числе при обращении за совершением нотариального действия удаленно, а также при его совершении удаленно;
последующий контроль, проводимый при верификации, обновлении (актуализации) данных о клиентах, их представителях, иных участниках финансовой операции, при анализе применения мер внутреннего контроля, осуществлении мониторинга финансовых операций клиентов, их представителей.
Для применения мер внутреннего контроля нотариусом оцениваются:
сведения, полученные в ходе идентификации клиента, – для понимания сущности и характера его деятельности;
сведения о проводимой финансовой операции – для понимания сути и деталей осуществления финансовой операции;
сведения о ранее осуществленных финансовых операциях – для подтверждения оснований отнесения либо неотнесения проводимой финансовой операции к подлежащей особому контролю.
13. Правила внутреннего контроля должны включать порядок замораживания средств и (или) блокирования финансовых операций, а также порядок информирования собственника или владельца средств, участника финансовой операции о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции с учетом порядка, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2016 г. № 735 «Об утверждении Положения о порядке применения мер, связанных с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций лиц, причастных к террористической деятельности», и требований настоящей Инструкции.
Основанием для применения мер, связанных с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций, указанных в части третьей статьи 91 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», является включение организации, физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, в перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности (далее – перечень), либо включение в перечень физического лица, являющегося бенефициарным владельцем организации.
Нотариус осуществляет проверку на предмет включения участника финансовой операции в перечень при:
доведении в установленном порядке перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции;
идентификации участников финансовой операции, выгодоприобретателей (при наличии), верификации и обновлении (актуализации) данных о них;
проверке наличия среди своих клиентов организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, включенных в перечень, организаций, бенефициарными владельцами которых являются физические лица, включенные в перечень, проводимой не реже одного раза в три месяца.
14. В случае, когда нотариусом установлено, что собственником или владельцем принятых в депозит нотариуса средств является организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, включенные в перечень, либо организация, бенефициарным владельцем которой является физическое лицо, включенное в перечень, нотариус замораживает эти средства.
При замораживании принятых в депозит нотариуса средств в графе «Примечание» реестра депозита нотариуса, форма которого установлена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 10 декабря 2012 г. № 293 «Об установлении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных и исполнительных надписей, протестов векселей и распоряжения о возмещении расходов за счет наследства», нотариусом делается отметка о запрете на распоряжение, пользование средствами с указанием даты принятого решения.
При замораживании принятых в депозит нотариуса средств на основании постановления органа финансового мониторинга о замораживании средств в графе «Примечание» реестра депозита нотариуса нотариусом делается отметка о запрете на распоряжение, пользование средствами, а также указываются реквизиты данного постановления.
Замораживание принятых в депозит нотариуса средств осуществляется без предварительного информирования собственника или владельца средств. Нотариус в соответствии с порядком, определенным правилами внутреннего контроля, информирует участников финансовой операции о замораживании принятых в депозит нотариуса средств при их обращении. При этом форма информирования (устная, письменная, электронная) должна соответствовать форме обращения участника финансовой операции.
Учет принятых в депозит нотариуса средств, в отношении которых приняты меры по замораживанию, в том числе выданных на основании разрешения органа финансового мониторинга на осуществление финансовых операций для обеспечения жизнедеятельности физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя (далее – разрешение органа финансового мониторинга на осуществление финансовой операции), производится в реестре депозита нотариуса.
Хранение принятых в депозит нотариуса средств, в отношении которых приняты меры по замораживанию, осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством.
Средства, в отношении которых приняты меры по замораживанию, хранятся в депозите нотариуса до момента размораживания.
При поступлении разрешения органа финансового мониторинга на осуществление финансовой операции в период действия решения о замораживании средств в графе «Примечание» реестра депозита нотариуса нотариусом делается отметка о поступлении данного разрешения с указанием его реквизитов.
Нотариус на основании разрешения органа финансового мониторинга на осуществление финансовой операции и письменного заявления о выдаче средств для обеспечения жизнедеятельности физического лица, индивидуального предпринимателя, средства которого заморожены, выдает средства в порядке, установленном законодательством для выдачи средств из депозита нотариуса. При подаче указанного заявления нотариус устанавливает личность физического лица, индивидуального предпринимателя, средства которого заморожены, проверяет дееспособность, полномочия представителя, о чем производит отметку на заявлении, и указывает наименование документа, удостоверяющего личность, его номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) заявителя, дату рождения. Отметка заверяется подписью нотариуса. Заявление подписывается собственноручно заявителем в присутствии нотариуса и регистрируется в журнале регистрации входящих документов.
О выдаче средств на основании разрешения органа финансового мониторинга на осуществление финансовой операции нотариусом делается отметка в графе «Примечание» реестра депозита нотариуса.
Нотариус размораживает принятые в депозит нотариуса средства при наличии оснований, указанных в части восьмой статьи 91 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
О размораживании принятых в депозит нотариуса средств нотариусом делается отметка в графе «Примечание» реестра депозита нотариуса с указанием оснований для размораживания данных средств.
15. В целях реализации требований абзаца третьего части первой статьи 91 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» нотариус отказывает в совершении нотариального действия в порядке, установленном статьей 71 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности».
16. В случае получения нотариусом постановления о приостановлении финансовых операций, вынесенного органом финансового мониторинга в соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 11 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», нотариус приостанавливает совершение нотариального действия до получения извещения органа финансового мониторинга о возобновлении финансовых операций.
17. Нотариус проводит идентификацию участников финансовой операции в случаях, указанных в абзацах втором–четвертом и восьмом части первой статьи 8 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
Нотариус проводит верификацию, а также обновление (актуализацию) данных о клиентах, их представителях, иных участниках финансовой операции по мере представления ими документов (сведений), но не реже одного раза в год, за исключением случая, указанного в части семнадцатой статьи 8 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», в соответствии с правилами внутреннего контроля на основании документа, удостоверяющего личность, учредительных, регистрационных и (или) иных документов (их копий или изображений, созданных путем сканирования, или фотографических изображений, или видеоизображений (далее – изображения) и (или) данных, полученных из систем идентификации, и (или) при помощи иных мероприятий по верификации.
Данные, полученные при проведении идентификации, верификации участников финансовой операции, а также при обновлении (актуализации) данных о них, фиксируются в:
анкетах – в отношении клиентов – индивидуальных предпринимателей в случае осуществления ими двух и более видов предпринимательской деятельности, их представителей (при отсутствии клиента), организаций, в отношении клиентов при отсутствии документов, оформляемых при совершении нотариальных действий, относящихся к финансовым операциям (реестра для регистрации нотариальных действий, реестра депозита нотариуса, реестра для регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно по заявлениям, направленным в виде электронного документа с использованием информационных ресурсов (систем) Белорусской нотариальной палаты, нотариальных документов), при применении расширенных мер внутреннего контроля по идентификации клиентов в соответствии с частью шестнадцатой статьи 8 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»;
иных документах, оформляемых при совершении нотариальных действий, относящихся к финансовым операциям (реестре для регистрации нотариальных действий, реестре депозита нотариуса, реестре для регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно по заявлениям, направленным в виде электронного документа с использованием информационных ресурсов (систем) Белорусской нотариальной палаты, нотариальных документах), – в отношении клиентов – физических лиц, их представителей (при отсутствии клиента), индивидуальных предпринимателей, не указанных в абзаце втором настоящей части, их представителей (при отсутствии клиента).
При совершении нотариальных действий удаленно идентификация (верификация) участников финансовой операции проводится на основании сведений, содержащихся в заявлении о совершении нотариального действия удаленно, а также сведений, полученных из регистра населения (при их наличии в регистре населения), а в случае поступления заявления с использованием информационных ресурсов (систем) Белорусской нотариальной палаты через личный кабинет пользователя – также на основании сведений о пользователе личного кабинета.
18. Правила внутреннего контроля должны предусматривать сроки и порядок обновления (актуализации) данных о клиентах, их представителях и выгодоприобретателях (при наличии) в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» с учетом степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.
19. Документальное фиксирование нотариусом финансовой операции, подлежащей особому контролю, заключается в фиксации:
вида финансовой операции, оснований ее осуществления, даты ее осуществления, на какую сумму она осуществлена – в реестре для регистрации нотариальных действий, реестре депозита нотариуса, реестре для регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно по заявлениям, направленным в виде электронного документа с использованием информационных ресурсов (систем) Белорусской нотариальной палаты, нотариальных документах;
сведений, полученных при идентификации участников финансовых операций, – в соответствии с пунктом 17 настоящей Инструкции.
20. Нотариус, выявивший операцию, подлежащую особому контролю, в порядке, установленном законодательством, производит ее регистрацию в специальном формуляре, который представляется в виде электронного документа в орган финансового мониторинга в срок, указанный в абзаце десятом части первой статьи 6 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
Специальный формуляр заполняется, передается, регистрируется, учитывается и хранится в соответствии с требованиями Инструкции о порядке заполнения, представления, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 367.
Разглашение нотариусами, а также работниками нотариальной конторы и нотариального бюро сведений о передаче информации в орган финансового мониторинга, если иное не установлено законодательными актами, запрещается.
21. Сведения и документы (их копии или изображения), полученные в результате идентификации (верификации) клиентов, их представителей, а также полученные и составленные при применении расширенных мер внутреннего контроля, являющиеся основанием для осуществления финансовых операций, сведения об иных участниках финансовой операции, документы (их копии или изображения), полученные и составленные при проведении внутреннего контроля, включая деловую документацию и переписку, а также иные сведения и документы, получение (составление) которых предусмотрено законодательством и (или) правилами внутреннего контроля, либо заменяющие их копии или изображения хранятся в делах нотариуса в соответствии с абзацем четырнадцатым части первой статьи 6 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
22. Квалификация и подготовка нотариусов должны соответствовать требованиям и ограничениям, установленным пунктом 1 статьи 10 и статьей 29 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности», иными актами законодательства, регулирующими вопросы допуска лиц к осуществлению нотариальной деятельности.
23. При обращении к нотариусу участника финансовой операции за осуществлением финансовой операции нотариус проверяет, относится ли финансовая операция, которую намеревается совершить участник финансовой операции, к категории финансовых операций, подлежащих особому контролю, руководствуясь при этом условиями, установленными статьей 7 Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
Финансовая операция является подозрительной и подлежит особому контролю, если нотариусом при осуществлении внутреннего контроля установлено ее соответствие следующим критериям и признакам подозрительных финансовых операций:
разовое или неоднократное в течение анализируемого периода осуществление финансовых операций, участник которых зарегистрирован или имеет место нахождения в оффшорной зоне, если такие операции вызывают подозрение, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем;
разовое или неоднократное в течение анализируемого периода осуществление финансовых операций с использованием счета(ов), открытого(ых) в оффшорной зоне, если такие операции вызывают подозрение, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем;
представление участником финансовой операции вызывающей подозрение информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с участником финансовой операции по указанным им адресам и телефонам;
немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении сведений о финансовой операции ее участником, запрашиваемых лицом, осуществляющим финансовую операцию, либо чрезмерная озабоченность участника финансовой операции вопросами конфиденциальности;
представление участником финансовой операции документов (их копий), вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности);
систематическое предоставление или получение участником финансовой операции безвозмездной (спонсорской) помощи в рамках договоров между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями;
несоответствие финансовой операции характеру деятельности ее участника;
необоснованное дробление сумм однотипных финансовых операций (одного вида), осуществляемых участником финансовой операции в течение анализируемого периода;
отсутствие явного экономического смысла финансовой операции;
систематическое осуществление финансовых операций, при которых один и тот же предмет сделки продается и затем выкупается в рамках осуществления сделок с одной и той же стороной;
необоснованная поспешность в проведении финансовой операции, на которой настаивает ее участник;
внесение участником финансовой операции в ранее согласованную схему проведения финансовой операции непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
систематическое изменение участником финансовой операции порядка исполнения договорных обязательств;
возврат участником финансовой операции – резидентом ранее полученного аванса нерезиденту по договору поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случаях, когда такая финансовая операция носит систематический характер;
разовая продажа (покупка) участником финансовой операции имущества по ценам, существенно отличающимся от рыночных;
возврат принятых в депозит нотариуса средств, внесенных должником;
разовое или неоднократное в течение анализируемого периода перечисление (получение) участником финансовой операции денежных средств в рамках договоров, предусматривающих оказание маркетинговых, консультационных или исследовательских услуг;
осуществление нескольких финансовых операций, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но по совокупности признаков такие финансовые операции вызывают подозрение, что они осуществляются в целях уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин); занижения тарифных платежей за счет недостоверного декларирования ввозимых товаров; легализации доходов, полученных преступным путем;
необычность в поведении участника финансовой операции при осуществлении финансовой операции от своего имени и в своих интересах, дающая основания полагать, что он действует в интересах иного лица;
разовое или неоднократное в течение анализируемого периода осуществление клиентом финансовых операций, связанных с приобретением или отчуждением цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, обменом цифровых знаков (токенов) на другие цифровые знаки (токены), если это не обусловлено характером деятельности клиента и (или) информация в отношении данного участника финансовой операции не позволяет определить источник происхождения денежных средств, цифровых знаков (токенов);
разовое или неоднократное приобретение цифровых знаков (токенов) либо иностранной валюты в значительной сумме несовершеннолетним лицом, а также физическим лицом, достигшим престарелого возраста (семидесяти лет либо старше), который с высокой степенью вероятности не в состоянии получать необходимый для подобных операций доход;
разовое или неоднократное в течение анализируемого периода приобретение или отчуждение цифровых знаков (токенов) на общую сумму, равную или превышающую 500 базовых величин, физическим лицом, не достигшим двадцати одного года, а также физическим лицом, достигшим пожилого возраста (шестидесяти лет либо старше), который с высокой степенью вероятности не в состоянии получать необходимый для подобных операций доход;
получение отказа клиента в представлении информации об источниках происхождения средств, направляемых для исполнения обязательств по договору финансовый аренды (лизинга), либо получены разъяснения, вызывающие сомнения в их достоверности;
досрочное (в течение 6 месяцев после заключения договора) исполнение лизингополучателем в полном объеме обязательств по уплате лизинговых платежей;
осуществление клиентом финансовой операции, если по совокупности имеющейся информации возникают подозрения, что она осуществляется в целях незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров либо на основании критериев, определяемых в том числе международными организациями;
систематическое осуществление финансовых операций между аффилированными юридическими лицами, разовое или неоднократное в течение анализируемого периода осуществление финансовых операций юридического лица с лицом, являющимся его учредителем (участником), если такие операции вызывают подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем;
осуществление клиентом финансовой(ых) операции(ий) на общую сумму, равную или превышающую 100 базовых величин за анализируемый период, полученную от отчуждения акций (долей в уставных фондах), предприятий как имущественных комплексов участниками финансовой операции, по перечислению денежных средств в пользу лица из иностранного государства, совершающего недружественные действия, либо финансовая операция вызывает подозрение, что она осуществляется в целях вывода капитала, в том числе путем отчуждения акций (долей в уставных фондах), предприятий как имущественных комплексов, за рубеж в пользу лица из иностранного государства, совершающего недружественные действия;
осуществление клиентом финансовых операций, связанных с приобретением или отчуждением цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги у нерезидентов без участия резидента Парка высоких технологий;
наследование цифровых знаков (токенов) лицом, не являющимся наследником по закону;
осуществление финансовой операции с одним и тем же недвижимым имуществом два раза и более в течение одного года, кроме наследования недвижимого имущества, выдачи свидетельства о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака (в том числе при оформлении наследственных прав), удостоверения соглашения об определении долей в приватизированном жилом помещении, жилом помещении, приобретенном с использованием мер государственной поддержки, условиями которого не предусматривается выплата компенсации;
заключение договора залога в обеспечение займа, когда заемщик и залогодатель являются разными лицами;
получение и предоставление предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга), когда продавцом (поставщиком) предмета лизинга и лизингополучателем является одно и то же физическое лицо (возвратный лизинг) и стоимость предмета лизинга отличается от стоимости его приобретения у этого лица более чем на 30 процентов;
предоставление предмета лизинга по договору сублизинга, когда продавцом (поставщиком) предмета лизинга и сублизингополучателем выступает одно и то же лицо;
перевод выгоды в пользу лица, не являющегося первоначальным выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом;
оплата лизинговых платежей по поручению лизингополучателя третьим лицом – нерезидентом;
досрочное расторжение договора финансовой аренды (лизинга), предусматривающего возмещение более 75 процентов стоимости предмета лизинга, инициируемое лизингополучателем ранее одного года со дня передачи предмета лизинга во временное владение и пользование лизингополучателю без видимого основания;
осуществление финансовой операции с недвижимым имуществом участником финансовой операции, если с момента государственной регистрации этого участника прошло менее одного года;
попытка осуществления финансовой операции с недвижимым имуществом, на которое наложено ограничение (обременение), запрещающее по своему правовому характеру правообладателю распоряжаться объектом недвижимого имущества;
осуществление финансовой операции с недвижимым имуществом, участником которой выступает нерезидент, кроме наследования по завещанию теми наследниками, которые призывались бы к наследованию по закону при отсутствии завещания, наследования по закону, выдачи свидетельства о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака, в случае смерти одного из супругов (бывших супругов) или обоих супругов (бывших супругов);
наследование наличных денежных средств, драгоценных металлов, изделий из них, включенных в акт описи наследственного имущества, в отношении которых отсутствуют документы, подтверждающие их принадлежность наследодателю;
предъявление для включения в акт описи наследственного имущества при принятии мер по охране наследственного имущества наличных денежных средств, драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции (изделий) из них, в отношении которых отсутствуют документы, подтверждающие их принадлежность наследодателю;
заключение предварительного договора, предусматривающего как аванс либо задаток, так и выплату сумм, которые будут предусмотрены основным договором, до заключения (подписания) основного договора;
заключение соглашений о расторжении возмездных договоров об отчуждении имущества, которыми не предусмотрен возврат сторонам переданных по договору имущества и денежных средств;
дарение средств между участниками финансовой операции, не состоящими между собой в браке, в отношениях близкого родства или свойства, в отношениях опекуна (попечителя) и подопечного;
выплата задатка в значительных размерах по предварительному договору;
явное несоответствие договорной и действительной стоимости предмета сделки (кроме объекта недвижимости, прав на него);
существенное отличие стоимости объекта недвижимости (прав на него) от обычной рыночной стоимости такого объекта (прав на него);
осуществление однотипных финансовых операций представителем от имени трех и более участников финансовых операций, если такие операции сопровождаются внесением либо получением наличных денежных средств или высоколиквидных финансовых инструментов;
осуществление финансовой операции с движимым и (или) недвижимым имуществом на сумму более 500 базовых величин в наличной форме;
осуществление финансовых операций их участником с нарушением установленного законодательством порядка документального оформления, в том числе с нарушением требования о нотариальном удостоверении или государственной регистрации;
проведение участником финансовой операции два и более раза однотипных финансовых операций в целях дробления суммы необычно крупной сделки и (или) уклонения от регистрации в специальном формуляре;
снижение суммы сделки в ходе осуществления финансовой операции в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре;
осуществление финансовых операций с использованием криптовалют;
при осуществлении финансовой операции используются современные информационные технологии, которые не соответствуют характеру деятельности ее участника, отсутствует явный экономический смысл;
для осуществления финансовой операции, проведения расчетов по финансовой операции используются современные информационные технологии, которые не позволяют либо в недостаточной мере позволяют идентифицировать стороны финансовой операции, сумму финансовой операции;
связанная с приобретением и (или) отчуждением цифровых знаков (токенов) на сумму, равную или превышающую 1000 базовых величин;
разовое или неоднократное осуществление финансовых операций участником финансовой операции, если у лица, осуществляющего финансовые операции, возникают подозрения, что они осуществляются в целях финансирования экстремистской деятельности;
осуществление финансовой операции по возмездной передаче недвижимого имущества между участниками финансовой операции, состоящими между собой в браке, в отношениях близкого родства или свойства;
существенное отличие стоимости передаваемого в залог (ипотеку) недвижимого имущества и размера обязательства, обеспечиваемого залогом (ипотекой) недвижимого имущества;
иные признаки, при наличии которых у нотариуса, совершающего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция осуществляется в целях легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.