Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 18.07.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14 сентября 2005 г. № П-142/2005

 

16.09.2005 № 01/411

На № 12/1-2996 от 25.08.2005

Комитет государственного контроля Республики Беларусь

О порядке возврата средств бюджета

Рассмотрев обращение Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. по вопросам, касающимся порядка возврата средств бюджета субъектами, совершившими правонарушение в виде использования бюджетных средств с нарушением законодательства Республики Беларусь, а также применения мер экономической ответственности за данное правонарушение, Конституционный Суд отмечает следующее.

Согласно части четырнадцатой статьи 22 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (далее – Закон) средства бюджета, в том числе в виде займов, ссуд, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь, по решению Министерства финансов или местных финансовых органов подлежат в бесспорном порядке возврату в соответствующий бюджет с взысканием в таком же порядке с юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, учреждений, осуществляющих в соответствии с учредительными документами приносящую доходы деятельность, а также с индивидуальных предпринимателей штрафа в размере этих средств.

Правила применения мер экономической ответственности в области бюджетных отношений определены Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 (в редакции Указа от 6 декабря 2001 г. № 722), утвердившим Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций (далее – Порядок). Согласно пункту 1 указанного акта данный Порядок обязателен для всех контролирующих органов, уполномоченных в соответствии с актами законодательства осуществлять проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с пунктом 28 Порядка обязательным условием применения экономических санкций является наличие установленных и описанных в акте проверки (ревизии) фактов нарушения субъектом предпринимательской деятельности конкретных предписаний актов законодательства, регулирующих экономические отношения в Республике Беларусь и (или) предусматривающих экономическую ответственность за данный вид правонарушения.

Из содержания части четырнадцатой статьи 22 Закона следует, что в ней предусмотрены три вида бюджетных правонарушений (частично поглощающих друг друга): 1) необоснованное получение бюджетных средств; 2) использование бюджетных средств не по целевому назначению; 3) использование бюджетных средств с нарушением законодательства. Содержание всех трех видов бюджетных правонарушений, а также порядок привлечения к экономической ответственности за эти правонарушения определены в Положении о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер экономической ответственности за нарушения в области бюджетных отношений, утвержденном постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16 июня 2000 г. № 63 (далее – Положение).

Проанализировав нормативные правовые акты, касающиеся поставленных в обращении вопросов, Конституционный Суд считает необходимым высказать следующую позицию.

1. Бюджетополучатели (заказчики) обязаны возвращать бюджетные средства, использованные с нарушением законодательства Республики Беларусь, в соответствующий бюджет, если в отношении их имеется решение Министерства финансов или местных финансовых органов о таком возврате либо других контролирующих органов, имеющих право на принятие данного решения. Основанием для применения мер государственного принуждения в виде возврата средств в бюджет является совершение получателем бюджетных средств конкретного правонарушения, предусмотренного законом, декретом, указом или иным актом законодательства Республики Беларусь.

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 12 Положения, если в ходе проверки (ревизии) установлено, что бюджетные средства были использованы по целевому назначению, но в процессе расходования допускалось временное их отвлечение на иные цели или если до начала проверки (ревизии) получатели бюджетных средств самостоятельно устранили имеющиеся нарушения, привлечение к экономической ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не производится.

2. Мера государственного принуждения в виде возврата бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства Республики Беларусь, применяется к субъекту бюджетных правоотношений, то есть бюджетополучателю (в контексте поставленных вопросов – к заказчику).

3. Из содержания части четырнадцатой статьи 22 Закона следует, что обязанность по возврату бюджетных средств лежит на получателе бюджетных средств (заказчике), допустившем правонарушение. К нему же применяются меры экономической ответственности, если бюджетополучатель является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо учреждением, осуществляющим в соответствии с учредительными документами приносящую доходы деятельность, или индивидуальным предпринимателем. Данный вывод основывается на том, что Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» регулируются финансовые (бюджетные) правоотношения, являющиеся отношениями власти и подчинения. Отношения между бюджетополучателем (заказчиком) и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (подрядчиком) регулируются нормами гражданского законодательства.

Одновременно Конституционный Суд отмечает, что возникающие на практике вопросы о порядке возврата средств бюджета, использованных с нарушением законодательства Республики Беларусь, а также применения экономической ответственности за данное правонарушение свидетельствуют о необходимости их четкого и ясного урегулирования в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». При этом Конституционный Суд обращает внимание на то, что в части четырнадцатой статьи 22 названного Закона (в редакции законов от 15 июля 1998 г. и от 2 декабря 1999 г.) прямо было указано на применение экономических санкций к субъектам, допустившим нарушения. Отсутствие такого указания в действующей редакции части четырнадцатой статьи 22 Закона и порождает споры относительно круга субъектов и применения к ним мер государственного принуждения.

В связи с этим Конституционный Суд считает необходимым внесение соответствующих изменений в статью 22 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» либо официальное толкование данной нормы Парламентом.

В качестве возможного варианта окончательного разрешения правовой коллизии Конституционным Судом может быть вынесено заключение на основании предложений инициаторов, указанных в части четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь.

Принято на заседании Конституционного Суда 14 сентября 2005 г.

 

Председатель

Г.А.Василевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.