Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 ноября 2008 г. № 647

О вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 210 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 97, 1/10636);

Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 580 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 275, 1/12085);

Указ Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 г. № 157 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 42, 1/13425);

Указ Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 264 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.06.2013, 1/14317);

Указ Президента Республики Беларусь от 15 августа 2013 г. № 360 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.08.2013, 1/14451);

Указ Президента Республики Беларусь от 30 января 2015 г. № 45 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.02.2015, 1/15607);

Указ Президента Республики Беларусь от 24 июля 2018 г. № 294 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2018, 1/17834);

Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2024 г. № 37 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.02.2024, 1/21209)

 

В целях совершенствования деятельности органов Комитета государственного контроля:

1. Утвердить Положение о Комитете государственного контроля (прилагается).

2. Установить, что:

2.1. решения (предписания, постановления) органов Комитета государственного контроля (далее – Комитет) и постановления коллегий органов Комитета, принятые в пределах компетенции органов Комитета, являются обязательными для исполнения в установленный органами Комитета (их коллегиями) срок всеми государственными органами, иными организациями (их работниками), а также физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

2.2. государственные органы, иные организации (их работники) и другие физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны в срок, установленный органами Комитета (их коллегиями), письменно информировать органы Комитета о принятых мерах по исполнению решений (предписаний, постановлений) органов Комитета, постановлений коллегий органов Комитета;

2.3. органы Комитета при выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции правомочны:

2.3.1. приостанавливать либо запрещать до устранения нарушений производство (реализацию) товаров (выполнение работ, оказание услуг) в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, в том числе если:

при соблюдении установленных правил использования, хранения, транспортировки или утилизации товаров (результата работ, услуг) они причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью потребителей или окружающей среде;

производство (реализация) товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без лицензии, специального разрешения (лицензии), получение которых предусмотрено законодательными актами;

реализуемые товары не имеют установленных сроков годности и (или) сроков хранения либо их сроки годности и (или) сроки хранения истекли;

2.3.2. в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, обязать субъект изъять из оборота товары (результаты работ, услуг), если причины вреда устранить невозможно, в том числе отозвать эти товары (результаты работ, услуг) от их потребителей;

2.3.3. приостанавливать либо запрещать отгрузку товаров организациям, индивидуальным предпринимателям, в деятельности которых выявлены факты нарушения законодательства, а также приостанавливать либо запрещать погашение задолженности перед этими организациями, индивидуальными предпринимателями;

2.3.31. получать без письменного согласия физических лиц безвозмездно от государственных органов и иных организаций сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных, заключенного с собственником (владельцем) информационного ресурса (системы);

2.3.32. в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, вносить предложения о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, а также обращаться в суд с заявлением об установлении такого приостановления (запрета) в случае принятия субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности на основании внесенного предложения;

2.3.4. осуществлять иные полномочия в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;

2.4. оплата проведения экспертиз и услуг специалистов производится органами Комитета за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание органов Комитета (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательными актами оплата за проведение экспертизы или за услуги специалиста не производится), а в случае, если по результатам проверки установлены нарушения законодательства по вопросам, по которым назначалась экспертиза или привлекался специалист, – за счет средств проверяемого субъекта, допустившего нарушения законодательства. Возмещение (оплата) затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимости израсходованных проб и образцов производится в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь;

2.5. исключен;

2.6. исключен;

2.7. исключен.

3. Признать утратившими силу:

Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 1997 г. № 388 «Об утверждении Положения о Комитете государственного контроля Республики Беларусь»;

абзац третий части первой пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 105, 1/3169);

подпункт 4.2 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 105, 1/4933);

подпункт 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 706 «О внесении дополнения и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 201, 1/8124);

подпункт 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 83, 1/8471).

4. Комитету совместно с Советом Министров Республики Беларусь и Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь в шестимесячный срок принять меры по приведению актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и иные меры по его реализации.

5. Настоящий Указ вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь
27.11.2008 № 647
(в редакции Указа Президента
Республики Беларусь

09.11.2010 № 580)

ПОЛОЖЕНИЕ
о Комитете государственного контроля

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Комитет государственного контроля (далее – Комитет) является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

2. Комитет возглавляет единую централизованную систему органов Комитета, включающую Комитет (центральный аппарат), территориальные органы Комитета и территориальные органы финансовых расследований Комитета.

3. Общее руководство и контроль за деятельностью Комитета осуществляет Президент Республики Беларусь.

4. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, решениями Президента Республики Беларусь, в том числе настоящим Положением, иными актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь.

5. Штатная численность работников Комитета утверждается Президентом Республики Беларусь.

В структуру Комитета входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц, правовой статус, задачи и функции которых определяются законодательными актами, и иные структурные подразделения.

Структура Комитета утверждается Председателем Комитета.

6. Комитет является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

7. Имущество Комитета является собственностью Республики Беларусь и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

На имущество, закрепленное за Комитетом (за исключением имущества, закрепленного за Департаментом финансовых расследований), не распространяется порядок распоряжения имуществом, установленный законодательными актами для государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненных им воинских частей, организаций и подразделений с правами юридического лица.

Неиспользуемое или подлежащее утилизации имущество, закрепленное за Комитетом (за исключением имущества, закрепленного за Департаментом финансовых расследований), не относится к высвобождаемым материальным ресурсам Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций.

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОМИТЕТА

8. Основными задачами Комитета являются:

8.1. защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;

8.2. проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за исполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет;

8.3. осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;

8.4. осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;

8.5. проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;

8.6. выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;

8.7. предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;

8.8. принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

8.9. ведение в установленном порядке административного процесса;

8.10. выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

9. Комитет в пределах своей компетенции:

9.1. осуществляет государственный контроль за:

9.1.1. исполнением республиканского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные фонды), бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

9.1.2. использованием (расходованием) средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций;

9.1.3. принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата;

9.1.4. исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности;

9.1.5. соблюдением государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных экономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства в области инвестиционной деятельности;

9.1.6. использованием (расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

9.1.7. законностью использования организациями и индивидуальными предпринимателями материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств;

9.1.8. соблюдением государственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

9.1.9. соблюдением контролирующими (надзорными) органами установленных нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь требований к осуществлению контрольной (надзорной) деятельности;

9.1.10. финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;

9.1.11. соблюдением законодательства при осуществлении деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, включая изделия из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, в том числе по приемке, получению, сбору, отгрузке, реализации, расходованию, учету, инвентаризации, хранению, отпуску, перемещению (включая транспортировку), переработке редкоземельных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также по их сбору и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

9.1.12. соблюдением установленного порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки), переработки, отгрузки или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов;

9.1.13. исполнением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства и по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь Национальным банком, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми и страховыми организациями;

9.1.14. соблюдением законодательства о ценных бумагах;

9.1.15. поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) для государственных нужд;

9.1.16. соблюдением организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, определяющего правила торговли, выполнения работ, оказания услуг, порядок формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), требования к качеству изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также регулирующего защиту потребительского рынка и прав потребителей;

9.1.17. исполнением государственными органами, иными организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, в том числе за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций;

9.1.18. соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;

9.1.19. исключен;

9.2. осуществляет сбор и анализ информации о подозрительных финансовых операциях, проверяет поступившую информацию и выявляет признаки, свидетельствующие о том, что финансовые операции связаны с получением и (или) легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности или финансированием распространения оружия массового поражения;

9.3. осуществляет в порядке, установленном законодательными актами, координацию выборочных проверок, проводимых контролирующими (надзорными) органами, определяет перечень методов и способов осуществления проверок органами Комитета;

9.4. принимает меры профилактики правонарушений в экономической сфере в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;

9.5. участвует в установленном порядке в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в том числе во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями;

9.6. принимает нормативные правовые акты;

9.7. проводит в установленном порядке проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, готовит соответствующее заключение и вносит его на рассмотрение Президента Республики Беларусь;

9.8. осуществляет обязательное согласование проектов законов и правовых актов Президента Республики Беларусь по вопросам исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности (включая приватизацию), регулирования хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь и нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления по вопросам приватизации государственного имущества, а также проектов актов законодательства по вопросам валютного контроля;

9.9. рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также организует личный прием работниками Комитета граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей, представителей юридических лиц;

9.10. осуществляет контроль по иным вопросам и выполняет другие функции в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ КОМИТЕТА И ЕГО РАБОТНИКОВ

10. Комитет вправе в пределах своей компетенции:

10.1. запрашивать и получать от государственных органов, иных организаций, а также физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в установленный Комитетом срок необходимую информацию, включая первичные и сводные статистические данные (информацию) органов государственной статистики;

10.2. запрашивать и получать от Национального банка, иных банков, небанковских кредитно-финансовых организаций необходимую для проведения контрольных мероприятий отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения о банковских операциях, состоянии счетов, вкладов (депозитов), в том числе о наличии счета в банке, а также справки и копии документов по операциям и расчетам организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, иную информацию. При этом сведения о состоянии счетов в банке, иная информация, составляющая банковскую тайну, представляются Комитету с соблюдением требований, установленных законодательными актами;

10.3. безвозмездно пользоваться информационными системами (базами и банками данных) государственных органов, иных государственных организаций, а при проведении проверок также базами и банками данных проверяемых субъектов с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;

10.31. получать без письменного согласия физических лиц безвозмездно от государственных органов и иных организаций сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных, заключенного с собственником (владельцем) информационного ресурса (системы);

10.4. проводить в установленном законодательными актами порядке проверки, осуществлять мониторинг и иные контрольные мероприятия, запрашивать и получать от руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, других физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в установленный Комитетом срок письменные и устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий, а также необходимые документы и (или) их копии, в том числе в электронном виде, иную информацию;

10.5. привлекать в установленном порядке к участию в проверках представителей правоохранительных, контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, иных организаций, а также экспертов (специалистов);

10.6. выносить государственным органам, иным организациям (их работникам) и другим физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, обязательные для исполнения в установленный Комитетом срок решения (предписания, постановления):

10.6.1. об уплате в республиканский и (или) местный бюджеты невнесенных налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей;

10.6.2. о возмещении (взыскании) в республиканский и (или) местный бюджеты, государственные внебюджетные и инновационные фонды в бесспорном порядке средств, незаконно полученных либо использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства;

10.6.3. о приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства;

10.6.4. о приостановлении либо запрещении отгрузки товаров организациям, в деятельности которых выявлены факты нарушения законодательства, а также приостановлении либо запрещении погашения задолженности перед этими организациями;

10.6.5. об устранении выявленных Комитетом нарушений;

10.6.6. о недопущении заключения договоров аренды, приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности в случае выявления фактов нарушения законодательства;

10.6.7. о приостановлении финансирования строительства объектов по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу и (или) не утвержденным в установленном порядке, либо при отсутствии необходимых документов на выполнение строительных работ, в том числе договоров подряда;

10.6.8. о приостановлении операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам в случае необходимости обеспечения взыскания штрафов, налагаемых органами Комитета; непредставления органам Комитета в установленный законодательством или органами Комитета срок лицензий, специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности (далее, если не определено иное, – лицензия) и других предусмотренных законодательством документов либо представления документов, содержащих недостоверную информацию о деятельности государственного органа, иной организации, индивидуального предпринимателя, начислении и уплате налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты, об осуществлении внешнеторговой деятельности; отказа в допуске работников органов Комитета к проверке; установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; отсутствия предусмотренных законодательством документов о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

10.6.9. исключен;

10.6.10. о приостановлении либо запрещении до устранения нарушений производства (реализации) товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, в том числе если:

при соблюдении установленных правил использования, хранения, транспортировки или утилизации товаров (результата работ, услуг) они причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью потребителей или окружающей среде;

производство (реализация) товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без лицензии, получение которой предусмотрено законодательными актами;

реализуемые товары не имеют установленных сроков годности и (или) сроков хранения либо их сроки годности и (или) сроки хранения истекли;

10.6.11. исключен;

10.6.12. об изъятии из оборота товаров (результатов работ, услуг) в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, если причины вреда устранить невозможно, в том числе об отзыве этих товаров (результатов работ, услуг) от их потребителей;

10.6.13. о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе в случае установления фактов нарушений правил торговли, выполнения работ, оказания услуг, дисциплины цен при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг);

10.6.14. исключен;

10.6.141. о приостановлении (запрете) эксплуатации транспортных средств при обнаружении нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде;

10.6.15. о запрещении организациям и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применять средства измерений, не соответствующие требованиям законодательства об обеспечении единства измерений;

10.6.16. о наложении ареста на денежные средства, товары и иное имущество организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случае невыполнения ими обязанностей по уплате налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательными актами не может быть обращено взыскание), и (или) об изъятии имущества, которое является предметом нарушения законодательства либо орудием и средством совершения нарушения законодательства;

10.6.17. об устранении государственными органами, иными организациями (их работниками) нарушений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц и надлежащем решении изложенных в данных обращениях вопросов, входящих в компетенцию этих государственных органов, иных организаций (их работников);

10.6.18. по иным вопросам, связанным с выполнением Комитетом возложенных на него задач и функций;

10.61. в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, вносить предложения о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, а также обращаться в суд с заявлением об установлении такого приостановления (запрета) в случае принятия субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности на основании внесенного предложения;

10.7. направлять материалы проверок государственным органам, иным организациям и индивидуальным предпринимателям для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер;

10.8. направлять в установленном порядке для исполнения в Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы предписания Комитета о приостановлении и (или) ограничении финансирования расходов за счет бюджетных средств в случае несоблюдения их получателями бюджетного законодательства;

10.9. направлять для исполнения в налоговые органы вынесенные в установленном порядке решения Комитета о взыскании налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты;

10.10. вести административный процесс, готовить в установленном порядке документы о возможности (невозможности) освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административной ответственности;

10.11. участвовать в проверках данных о кандидатах на должности руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, другой информации, а также проверять декларации о доходах и имуществе;

10.12. направлять в установленном порядке письменные запросы в налоговые органы об истребовании деклараций о доходах и имуществе;

10.13. давать заключения о соответствии руководителей и других работников государственных органов, иных организаций занимаемым должностям служащих;

10.14. в случае выявления нарушения законодательства вносить государственным органам, иным организациям обязательные для рассмотрения в срок, установленный Комитетом, предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности их работников, решения и действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства;

10.15. в случае выявления при проведении проверок фактов недостач, умышленного уничтожения или порчи имущества, хищений материальных ценностей, иного государственного имущества, а также других нарушений законодательства передавать материалы в уполномоченные государственные органы для принятия мер в соответствии с законодательными актами;

10.16. вносить в государственные органы, иные организации (их работникам) предложения об отмене (изменении) принятых (изданных) ими актов в случае несоответствия этих актов законодательству;

10.17. информировать Президента Республики Беларусь о невыполнении, несвоевременном или ненадлежащем исполнении поручений, содержащихся в решениях Президента Республики Беларусь;

10.18. обращаться в случаях и порядке, установленных законодательными актами, в суды (регистрирующие, лицензирующие органы) с исковыми заявлениями (заявлениями, представлениями) о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных им доходов в местный бюджет, о банкротстве должника, о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, приостановлении или прекращении лицензий, об аннулировании, прекращении действия, отзыве, приостановлении действия специальных разрешений (лицензий) либо в компетентные органы с представлениями о подаче этими органами в судебном порядке соответствующих исковых заявлений;

10.19. подавать в установленном порядке в суды исковые заявления (заявления) о защите прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, иных государственных организаций. При этом исковые заявления (заявления) о защите прав и законных интересов государственных органов, иных государственных организаций подаются в суды Комитетом по просьбе или с согласия этих государственных органов, иных государственных организаций;

10.20. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законами и решениями Президента Республики Беларусь.

11. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, иными организациями, в том числе иностранных государств, международными организациями и гражданами, участвует в установленном порядке в заключении и исполнении международных договоров Республики Беларусь.

12. Комитет с согласия Президента Республики Беларусь может создавать учреждения, выпускать печатные средства массовой информации, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством. Средства, получаемые Комитетом от реализации печатных средств массовой информации, после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды остаются в распоряжении Комитета и используются на укрепление материально-технической базы редакции печатных средств массовой информации, а также для обеспечения производства, выпуска и распространения печатных средств массовой информации.

Уставы учреждений Комитета утверждаются Комитетом по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

13. Работники Комитета имеют право:

13.1. при проведении в установленном порядке проверок:

13.1.1. самостоятельно определять методы и способы их проведения;

13.1.2. беспрепятственно входить на территорию, в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта при предъявлении служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки (за исключением случаев, когда законодательными актами предписание не предусмотрено), а в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – также иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на эти объекты. Доступ работников Комитета, уполномоченных на проведение проверок, в жилые помещения, иные законные владения физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях), помимо или против их воли, а также допуск к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законодательными актами тайну, осуществляются в соответствии с законодательными актами;

13.1.3. производить личный досмотр (обыск) представителей проверяемого субъекта и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

13.1.4. осуществлять осмотр и обследование территорий, помещений, мебели, сейфов и других возможных мест хранения ценностей, денежных средств и документов, иных объектов, используемых проверяемым субъектом для осуществления деятельности;

13.1.5. изымать на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовое оборудование;

13.1.6. знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;

13.1.7. использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

13.1.8. проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;

13.1.9. опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места нахождения (хранения) документов и (или) имущества проверяемого субъекта, в том числе финансовых документов, ценных бумаг, а также требовать представления копий соответствующих документов (выписок из них), иных носителей информации, а в случаях, определенных законодательными актами, изымать их оригиналы;

13.1.10. проводить проверки фактического наличия документов и (или) имущества в кассах, помещениях, иных местах их хранения, контрольные обмеры, контрольные запуски в производство сырья и материалов;

13.1.11. задерживать транспортные средства проверяемого субъекта на время проверки;

13.1.12. проводить отбор проб и образцов товаров (сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и др.) и направлять их в установленном порядке на экспертизу (исследование);

13.1.13. проводить контрольные закупки товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);

13.1.14. в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, направлять с изъятием или без изъятия игровые автоматы на техническое освидетельствование;

13.2. исключен;

13.3. при осуществлении не связанных с проведением проверок мероприятий, проводимых во исполнение законов и решений Президента Республики Беларусь, поручений руководства Комитета, входить на территорию, в служебные, производственные и иные помещения (объекты) государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при предъявлении служебных удостоверений, а в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – также иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на эти объекты;

13.4. требовать и получать безвозмездно от руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей:

13.4.1. представления принимаемых (издаваемых) ими решений и иных актов, других необходимых документов (материалов), статистических и иных сведений;

13.4.2. рассмотрения в соответствии с законодательством направленных Комитетом обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также отчета о результатах их рассмотрения;

13.5. требовать от руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, других физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, представления устных и письменных объяснений по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;

13.6. вызывать руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, других физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, для представления документов и (или) информации о деятельности и (или) имуществе проверяемого субъекта, для дачи объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства, а также по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве Комитета;

13.7. указывать на недостатки, допущенные руководителями и другими работниками государственных органов, иных организаций, другими физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, передавать в установленном порядке материалы о выявленных нарушениях законодательства на обсуждение коллективов работников, рассмотрение государственных органов, иных организаций;

13.8. при нахождении в служебных командировках вне очереди приобретать проездные документы на все виды транспорта и размещаться в гостиницах по командировочным удостоверениям;

13.9. обращаться для выяснения возникших вопросов за консультациями к специалистам других государственных органов, иных организаций;

13.10. осуществлять иные права, предусмотренные законами и решениями Президента Республики Беларусь.

14. Председатель Комитета, его заместители, а также уполномоченные ими должностные лица Комитета вправе принимать в установленном порядке участие в заседаниях государственных органов, иных организаций (их органов) при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Комитета.

ГЛАВА 4
РУКОВОДСТВО КОМИТЕТОМ

15. Комитет возглавляет Председатель Комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным законом, с предварительного согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

16. Председатель Комитета:

16.1. непосредственно руководит деятельностью органов Комитета, организует и контролирует их работу, несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Комитет;

16.2. решает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с осуществлением государственного контроля, планированием, назначением и проведением проверок и мониторингов;

16.3. назначает в установленном порядке на должности и освобождает от должностей работников Комитета, председателей и заместителей председателей комитетов государственного контроля областей, председателей межрайонных комитетов государственного контроля, лиц среднего и старшего начальствующего состава органов финансовых расследований Комитета, заключает с ними контракты, если иное не установлено законами и решениями Президента Республики Беларусь;

16.4. обеспечивает комплектование органов Комитета квалифицированными работниками, организует повышение их квалификации, подготовку, переподготовку и аттестацию, а также формирует кадровый резерв работников органов Комитета;

16.5. утверждает количество межрайонных комитетов государственного контроля и межрайонных отделов управлений Департамента финансовых расследований Комитета по областям и г. Минску и их штатную численность в пределах штатной численности работников органов Комитета, утвержденной Президентом Республики Беларусь, определяет территорию, на которой межрайонные комитеты государственного контроля осуществляют свои полномочия;

16.6. информирует Президента Республики Беларусь о деятельности органов Комитета;

16.61. ежегодно информирует Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь о результатах своей деятельности;

16.7. вносит в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы, иные государственные организации предложения по совершенствованию законодательства;

16.8. издает приказы и распоряжения, дает поручения и указания, обязательные для исполнения всеми работниками органов Комитета;

16.9. осуществляет в соответствии с законодательными актами прикомандирование работников органов финансовых расследований Комитета к государственным органам, иным организациям;

16.10. представляет Комитет в государственных органах, иных организациях, в том числе иностранных государств, и международных организациях;

16.11. утверждает в пределах бюджетных ассигнований структуру и штатное расписание органов Комитета;

16.12. утверждает положения о структурных подразделениях Комитета, если иное не предусмотрено законами и решениями Президента Республики Беларусь, а также типовые положения о комитете государственного контроля области и о межрайонном комитете государственного контроля;

16.13. организует работу коллегии Комитета и руководит ее деятельностью;

16.14. утверждает численность и персональный состав коллегий Департамента финансовых расследований Комитета и комитетов государственного контроля областей;

16.15. распределяет должностные обязанности между своими заместителями, в пределах компетенции делегирует им при необходимости отдельные полномочия;

16.16. несет персональную ответственность за состояние кадровой и идеологической работы в органах Комитета;

16.17. поощряет работников органов Комитета, налагает на них дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством;

16.18. вносит в установленном порядке представления о награждении государственными наградами работников органов Комитета;

16.19. утверждает положения о Почетной грамоте Комитета, об объявлении благодарности Председателя Комитета и об иных формах поощрений Комитета;

16.20. устанавливает в соответствии с законодательством порядок оказания и размеры материальной помощи работникам органов Комитета;

16.21. осуществляет контроль за исполнением органами Комитета законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, ведет личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей, представителей юридических лиц;

16.22. обеспечивает защиту государственных секретов в органах Комитета;

16.23. распоряжается в установленном порядке имуществом органов Комитета, без доверенности действует от имени Комитета;

16.24. осуществляет иные полномочия в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

17. Председатель Комитета имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Беларусь по предложению Председателя Комитета.

18. В Комитете образуется коллегия в составе Председателя Комитета (председатель), его заместителей, других работников органов Комитета.

Численность и персональный состав коллегии Комитета утверждаются Президентом Республики Беларусь по предложению Председателя Комитета.

19. На заседаниях коллегии Комитета рассматриваются вопросы осуществления государственного контроля и иные наиболее важные вопросы деятельности органов Комитета, требующие коллективного обсуждения и выработки согласованных решений. На данных заседаниях могут заслушиваться сообщения и объяснения руководителей и других работников государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей по вопросам, входящим в компетенцию органов Комитета.

В случаях, когда нарушение законодательства, невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее исполнение поручений, содержащихся в решениях Президента Республики Беларусь, а также решений государственных органов, принятых в пределах их компетенции, повлекли причинение существенного вреда правам и законным интересам физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, организаций либо государственным или общественным интересам, коллегия Комитета вправе вносить в соответствующие государственные органы, иные организации (их работникам) предложения о привлечении виновных работников к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемых должностей служащих (профессий рабочих).

20. Заседания коллегии Комитета проводятся по мере необходимости под председательством Председателя Комитета, а в его отсутствие – его первого заместителя (заместителя, уполномоченного Председателем Комитета).

Заседания коллегии Комитета считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов.

Решения коллегии Комитета принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, и оформляются постановлениями. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.