Официальная правовая информация |
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
8 ноября 2011 г. № 515
О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь
Изменения и дополнения:
Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2013 г. № 157 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.04.2013, 1/14175);
Указ Президента Республики Беларусь от 11 января 2014 г. № 17 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.01.2014, 1/14748);
Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2016 г. № 98 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.03.2016, 1/16329);
Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 460 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.12.2019, 1/18721);
Указ Президента Республики Беларусь от 31 мая 2022 г. № 188 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.06.2022, 1/20346);
Указ Президента Республики Беларусь от 22 июня 2023 г. № 178 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2023, 1/20901)
(Извлечение)
В целях обеспечения устойчивого развития информационного общества в Республике Беларусь, совершенствования государственной информационной политики и регулирования рынка телекоммуникационных услуг постановляю:
1. Исключен.
2. Утвердить Положение о независимом регуляторе в сфере информационно-коммуникационных технологий (прилагается).
3. Установить, что Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь осуществляет регулирование в сфере:
функционирования Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь;
криптографической защиты информации, не содержащей сведений, отнесенных к государственным секретам;
межведомственного информационного взаимодействия государственных органов, в том числе судов (далее – государственные органы), и иных государственных организаций на основе межведомственных и иных государственных информационных систем, не предназначенных для обработки информации, отнесенной к государственным секретам, если иное не предусмотрено законодательными актами;
эксплуатации и развития межведомственных информационных систем по перечню, утверждаемому этим центром (далее – межведомственные информационные системы).
4. Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь до 1 июня 2012 г. создать республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» (далее – НЦЭУ).
5. Определить, что НЦЭУ:
5.1. осуществляет функции:
оператора межведомственных информационных систем, корневого и республиканского удостоверяющих центров Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь, а также автоматизированной информационной системы «Ведомственный архив»;
национального оператора доверенной третьей стороны по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии;
оператора удостоверяющих центров национальной инфраструктуры открытых ключей биометрических документов;
оператора национального удостоверяющего центра инфраструктуры открытых ключей облегченных сертификатов;
уполномоченного оператора интеграционного шлюза;
владельца и оператора программного обеспечения информационного взаимодействия, являющегося одним из основных функциональных компонентов национального сегмента Республики Беларусь интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза;
оператора национального удостоверяющего центра инфраструктуры открытых ключей проверки подлинности интернет-ресурсов;
поставщика электронных услуг государственным органам и иным организациям, нотариусам и гражданам с использованием межведомственных информационных систем на возмездной и безвозмездной основе;
владельца и оператора Единой системы идентификации физических и юридических лиц;
5.2. обеспечивает обмен информацией и электронными документами между государственными информационными системами (ресурсами) с использованием межведомственных информационных систем;
5.3. оказывает на безвозмездной основе электронные услуги с использованием межведомственных информационных систем государственным органам, иным организациям, нотариусам и гражданам, которым в соответствии с законодательными актами предоставлено право на безвозмездное использование информационных систем (ресурсов) и (или) получение информации, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.
Оказание НЦЭУ на безвозмездной основе электронных услуг государственным органам, иным организациям, нотариусам и гражданам не признается:
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость;
реализацией и объектом налогообложения налогом на прибыль.
Затраты и расходы, связанные с безвозмездным оказанием электронных услуг, не учитываются при налогообложении прибыли.
Стоимость безвозмездно полученных электронных услуг у получающей стороны не включается в состав внереализационных доходов, освобождается от подоходного налога с физических лиц;
5.4. оказывает на договорной основе услуги по разработке и модернизации государственных информационных систем (ресурсов), предназначенных для оказания электронных услуг и осуществления административных процедур в электронной форме;
5.5. обрабатывает информацию из государственных информационных систем (ресурсов), интегрированных с общегосударственной автоматизированной информационной системой, без изменения ее содержания в целях оказания электронных услуг с использованием межведомственных информационных систем, а также осуществления административных процедур в электронной форме;
5.6. определяет технические требования к межведомственным информационным системам и порядок их функционирования;
5.7. определяет единые требования и форматы обмена данными для создаваемых (модернизируемых) государственных информационных систем (ресурсов) на предмет обеспечения их интеграции и взаимодействия с межведомственными информационными системами, осуществляет в этих целях мониторинг государственных информационных систем (ресурсов), информация из которых используется либо предполагается к использованию при осуществлении административных процедур, оказании электронных услуг;
5.8. утверждает методику формирования и оказания электронных услуг с использованием межведомственных информационных систем, а также перевода административных процедур в электронную форму;
5.9. согласовывает проекты административных электронных регламентов осуществления административных процедур в электронной форме* и административных электронных регламентов оказания электронных услуг**;
5.10. вносит предложения в государственные органы и иные государственные организации о создании и совершенствовании программного обеспечения государственных информационных систем (ресурсов) в целях оказания электронных услуг и осуществления перевода административных процедур в электронную форму;
5.11. имеет право:
по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь вступать в международные неправительственные организации, ассоциации (союзы), иным образом принимать участие в их деятельности;
проводить опросы населения по вопросам развития электронного правительства.
______________________________
* Для целей настоящего Указа под административным электронным регламентом осуществления административных процедур в электронной форме понимается документ, описывающий организационно-технологический процесс осуществления административной процедуры в электронной форме через единый портал электронных услуг, включая реквизитный состав предоставляемой (получаемой) информации.
** Для целей настоящего Указа под административным электронным регламентом оказания электронных услуг понимается документ, описывающий организационно-технологический процесс оказания электронных услуг с использованием общегосударственной автоматизированной информационной системы, включая реквизитный состав предоставляемой (получаемой) информации.
51.1. приобретаемые (разрабатываемые, модернизируемые) государственными органами и иными государственными организациями ведомственные системы электронного документооборота* (за исключением предназначенных для обработки информации, отнесенной к государственным секретам) должны обеспечивать возможность:
взаимодействия с системой межведомственного электронного документооборота государственных органов с применением формата обмена данными, сформированного НЦЭУ. Технические характеристики такого формата размещаются на информационных ресурсах НЦЭУ в глобальной компьютерной сети Интернет, открытых для свободного доступа;
использования средств электронной цифровой подписи, имеющих сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы, проводимой Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь;
______________________________
*Для целей настоящего Указа под ведомственной системой электронного документооборота понимается автоматизированная информационная система в государственном органе или иной организации, обеспечивающая обмен документами без использования бумажных носителей с применением электронной цифровой подписи и включающая программно-технические средства, используемые для создания, обработки, хранения, передачи и защиты электронных документов.
51.2. финансирование расходов на организацию взаимодействия ведомственных систем электронного документооборота и системы межведомственного электронного документооборота государственных органов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на содержание государственных органов и иных государственных организаций, а также из других источников, не запрещенных законодательством;
51.3. оказание государственным органам, иным организациям и гражданам электронных услуг информационными посредниками осуществляется при наличии у данных посредников лицензии на осуществление деятельности по технической и (или) криптографической защите информации, составляющей работой и (или) услугой которой является удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе. Предоставление информационным посредником электронных услуг с использованием общегосударственной автоматизированной информационной системы осуществляется в соответствии с договором, заключенным НЦЭУ с информационным посредником;
51.4. финансирование расходов по оказанию НЦЭУ электронных услуг государственным органам, иным организациям, нотариусам и гражданам на безвозмездной основе в соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 настоящего Указа за счет средств республиканского бюджета осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь;
51.5. средства, полученные из республиканского бюджета на финансирование расходов, указанных в подпункте 51.4 настоящего пункта, признаются целевым финансированием из бюджета и не включаются в состав внереализационных доходов;
51.6. финансирование расходов на приобретение государственными органами, иными государственными организациями, нотариусами электронных и иных услуг НЦЭУ, связанных с интеграцией государственных информационных ресурсов (систем) с общегосударственной автоматизированной информационной системой, а также оказываемых в рамках функционирования межведомственных информационных систем, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском и (или) местных бюджетах на их содержание, и из иных источников;
51.7. для служебного пользования.
52. Действие настоящего Указа не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь.
6. Совету Министров Республики Беларусь, Управлению делами Президента Республики Беларусь и Национальному банку по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь:
6.1. обеспечить надлежащее функционирование межведомственных информационных систем, в том числе приобретение необходимых технических средств, программного обеспечения, и выполнение мероприятий ведомственных планов по их развитию до передачи межведомственных информационных систем в эксплуатацию НЦЭУ;
6.2. до 1 мая 2012 г. определить перечень административных и производственных помещений, оборудования, транспорта, нематериальных активов, связанных с разработкой и эксплуатацией межведомственных информационных систем, другого имущества, необходимых для осуществления деятельности НЦЭУ, и до 1 декабря 2012 г. обеспечить передачу этого имущества в хозяйственное ведение НЦЭУ.
7. Совету Министров Республики Беларусь ежегодно при составлении проектов республиканского бюджета предусматривать Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь средства на финансирование расходов по оказанию НЦЭУ электронных услуг государственным органам, иным организациям, нотариусам и гражданам на безвозмездной основе в соответствии с частью первой подпункта 5.3 пункта 5 настоящего Указа.
8. Внести изменения и дополнение в следующие указы Президента Республики Беларусь:
8.1. в Указе Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2010 г. № 515 «О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 237, 1/12002):
подпункт 2.4 пункта 2 с подстрочным примечанием к нему изложить в следующей редакции:
«2.4. Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь является независимым регулятором в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)*, организация деятельности которого определяется Положением о независимом регуляторе в сфере информационно-коммуникационных технологий, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
______________________________
*Для целей настоящего Указа под информационно-коммуникационными технологиями понимается совокупность информационных технологий и технологий электросвязи, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение, отображение и использование информации в интересах ее пользователей.»;
в подпункте 4.4 пункта 4:
слово «ЕРСПД» заменить словом «ЕРСПД*»;
дополнить подпункт подстрочным примечанием следующего содержания:
«______________________________
*Для целей настоящего Указа под инфраструктурой ЕРСПД понимаются объединенные в ЕРСПД сети передачи данных, а также линейно-кабельные сооружения, здания, строения, нежилые помещения, специально созданные или приспособленные для их размещения.»;
8.2. раздел «Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь» приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 26, 1/12374) изложить в следующей редакции:
«Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь
Услуги электросвязи по присоединению сетей передачи данных к единой республиканской сети передачи данных, включению сетей передачи данных в единую республиканскую сеть передачи данных, предоставлению доступа к единой республиканской сети передачи данных, а также услуги по использованию инфраструктуры единой республиканской сети передачи данных».
9. Признать утратившими силу:
Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591 «О создании межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 35, ст. 890);
Указ Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 28, 1/231);
Указ Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2001 г. № 217 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 44, 1/2592);
Указ Президента Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 61, 1/3711);
Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. № 433 «О внесении изменений в указы Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591 и от 6 апреля 1999 г. № 195» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 91, 1/3939);
Указ Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 502 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591 и от 6 апреля 1999 г. № 195» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 127, 1/7816);
Указ Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2008 г. № 514 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 224, 1/10061);
подпункт 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 июля 2009 г. № 389 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 185, 1/10890).
10. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 3 и 5, которые вступают в силу с 1 июля 2012 г.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |
|
Указ Президента 08.11.2011 № 515 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о независимом регуляторе в сфере информационно-коммуникационных технологий
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется организация деятельности независимого регулятора в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее – независимый регулятор).
Функции независимого регулятора осуществляются Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.
2. Независимый регулятор в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, решениями Президента Республики Беларусь, в том числе настоящим Положением, и иными актами законодательства.
3. Независимый регулятор осуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями (далее – государственные органы и иные организации), индивидуальными предпринимателями, международными и иностранными организациями.
ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ НЕЗАВИСИМОГО РЕГУЛЯТОРА
согласовывает в установленном Советом Министров Республики Беларусь порядке инвестиционные проекты в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
согласовывает проекты законодательных актов, распоряжений Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь в сфере ИКТ;
содействует привлечению инвестиций в сферу ИКТ и развитию рынка услуг электросвязи в части оказания услуг передачи данных и телефонии по IP-протоколу (далее – рынок услуг передачи данных);
проводит анализ состояния рынка услуг передачи данных по вопросам, входящим в компетенцию;
принимает меры по защите прав и законных интересов операторов электросвязи и иных участников рынка услуг передачи данных по вопросам, входящим в компетенцию;
определяет совместно с Министерством связи и информатизации порядок и условия присоединения сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, включая единую республиканскую сеть передачи данных, их взаимодействия, а также порядок пропуска трафика на сетях электросвязи;
принимает решения, обязательные к исполнению операторами электросвязи и иными участниками рынка услуг передачи данных;
разрабатывает и принимает нормативные правовые акты в сфере ИКТ;
принимает участие в международном сотрудничестве в сфере ИКТ;
выполняет иные функции, предусмотренные законодательными актами.
5. Независимый регулятор имеет право:
запрашивать (получать) в установленном порядке у государственных органов и иных организаций, а также индивидуальных предпринимателей необходимую для выполнения своих функций информацию в сфере ИКТ;
направлять своих представителей для участия в совещаниях, проводимых государственными органами и иными организациями, при рассмотрении вопросов, относящихся к компетенции независимого регулятора;
привлекать к участию в своей деятельности представителей государственных органов и иных организаций, а также экспертов (специалистов);
осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Государственные органы и иные организации обязаны в недельный срок рассматривать обращения независимого регулятора и информировать его о результатах их рассмотрения.
ГЛАВА 3
СОВЕТ НЕЗАВИСИМОГО РЕГУЛЯТОРА
6. Совет независимого регулятора (далее – Совет) является постоянно действующим коллегиальным органом независимого регулятора, создаваемым для рассмотрения и разрешения наиболее важных вопросов его деятельности.
7. Персональный состав Совета утверждается приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.
Председателем Совета является начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.
8. Члены Совета выполняют свои обязанности на общественных началах.
9. Работой Совета руководит председатель Совета.
10. Перечень вопросов, обсуждаемых на Совете, определяется председателем Совета.
11. Заседания Совета проводятся по мере необходимости в сроки, определяемые председателем Совета.
12. На заседания Совета могут приглашаться представители государственных органов и иных организаций.
13. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его состава.
14. Решения принимаются простым большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим считается голос лица, председательствующего на заседании Совета.
15. Решения Совета оформляются протоколами его заседаний. При необходимости для реализации решений Совета издаются приказы Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.
16. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляется независимым регулятором.