Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 26.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ИМУЩЕСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19 мая 2023 г. № 24

О порядке осуществления административных процедур

Изменения и дополнения:

Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 4 октября 2024 г. № 28 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/42278 от 22.10.2024 г.)

 

На основании подпункта 4.9 пункта 4 и подпункта 5.1 пункта 5 Положения о Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 958, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке осуществления административных процедур, предусмотренных подпунктами 1.1.21 и 1.1.23 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Председатель

Д.Ф.Матусевич

 

СОГЛАСОВАНО

Министерство архитектуры

и строительства Республики Беларусь

 

Министерство здравоохранения

Республики Беларусь

 

Министерство природных ресурсов

и охраны окружающей среды

Республики Беларусь

 

Министерство по чрезвычайным

ситуациям Республики Беларусь

 

Министерство экономики

Республики Беларусь

 

Брестский областной

исполнительный комитет

 

Витебский областной

исполнительный комитет

 

Гомельский областной

исполнительный комитет

 

Гродненский областной

исполнительный комитет

 

Минский областной

исполнительный комитет

 

Минский городской

исполнительный комитет

 

Могилевский областной

исполнительный комитет

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Государственного
комитета по имуществу
Республики Беларусь

19.05.2023 № 24

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке осуществления административных процедур, предусмотренных подпунктами 1.1.21 и 1.1.23 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200

1. Настоящей Инструкцией определяется порядок осуществления административных процедур, предусмотренных подпунктами 1.1.21 и 1.1.23 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – перечень).

2. Административные процедуры по принятию решений о разрешении раздела или изменения целевого назначения земельного участка, предоставленного гражданину для строительства и (или) обслуживания жилого дома как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до истечения 5 лет со дня государственной регистрации жилого дома, либо отчуждения такого земельного участка и (или) возведенного на нем жилого дома, объекта недвижимости, образованного в результате его раздела, слияния или вычленения из него (долей в праве собственности на указанные объекты), до истечения 5 лет со дня государственной регистрации жилого дома и (или) незавершенного законсервированного строения (после отказа местного исполнительного комитета от приобретения такого отчуждаемого участка и (или) объектов) и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле (подпункт 1.1.21 пункта 1.1 перечня) (далее – административная процедура № 1), и о разрешении раздела земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома (за исключением случаев, связанных с разделом этих домов) либо иных капитальных строений (зданий, сооружений) (до завершения их строительства), или изменения целевого назначения земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства либо строительства (строительства и обслуживания) капитального строения (здания, сооружения) (до завершения его строительства), или отчуждения земельного участка, передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания капитального строения (здания, сооружения) до получения правообладателем документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения) (за исключением случаев, предусмотренных в подпункте 1.1.21 пункта 1.1 перечня), или о разрешении предоставления дополнительного земельного участка в связи с необходимостью увеличения размера и изменения границы земельного участка, предоставленного по результатам аукциона на право аренды земельного участка, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) либо аукциона по продаже земельных участков в частную собственность, и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле (подпункт 1.1.23 пункта 1.1 перечня) (далее – административная процедура № 2), осуществляются Минским городским, городскими (городов областного и районного подчинения), районными исполнительными комитетами (далее – местный исполнительный комитет).

3. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 740 «Об административных процедурах, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно» прием заявлений и документов, предусмотренных подпунктами 1.1.21 и 1.1.23 пункта 1.1 перечня, от граждан и выдача решений по административным процедурам № 1 и № 2 (далее – административные процедуры) осуществляются через службу «одно окно».

4. Для осуществления административных процедур гражданином представляются следующие документы:

письменное заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

документ, удостоверяющий право на земельный участок.

Для осуществления административной процедуры № 1 дополнительно к перечисленным в части первой настоящего пункта представляются документы, подтверждающие:

право собственности на жилой дом, объект недвижимости, образованный в результате его раздела, слияния или вычленения из него (долю в праве собственности на указанные объекты), незавершенное законсервированное капитальное строение (если такие объекты зарегистрированы в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним);

полное исполнение обязательств по кредитному договору (в том числе досрочное), если такой кредит привлекался;

основания отчуждения недвижимого имущества (направление на работу (службу) в другую местность, изменение места жительства (в том числе выезд за пределы республики, области), потеря кормильца в семье, получение I или II группы инвалидности, расторжение брака с необходимостью раздела совместного имущества и другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества) – в случае принятия решения о разрешении отчуждения.

Для осуществления административной процедуры № 2 дополнительно к перечисленным в части первой настоящего пункта представляется документ, подтверждающий право собственности на капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение (если такие объекты зарегистрированы в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним).

5. Для осуществления административной процедуры № 1 гражданином подается одно из следующих заявлений:

о разрешении раздела земельного участка, предоставленного гражданину для строительства и (или) обслуживания жилого дома как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до истечения 5 лет со дня государственной регистрации жилого дома и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении изменения целевого назначения земельного участка, предоставленного гражданину для строительства и (или) обслуживания жилого дома как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до истечения 5 лет со дня государственной регистрации жилого дома и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении отчуждения земельного участка, предоставленного гражданину для строительства и (или) обслуживания жилого дома как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенного на нем жилого дома, объекта недвижимости, образованного в результате его раздела, слияния или вычленения из него (долей в праве собственности на указанные объекты), до истечения 5 лет со дня государственной регистрации жилого дома и (или) незавершенного законсервированного строения (после отказа местного исполнительного комитета от приобретения такого отчуждаемого участка и (или) объектов) и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле.

6. Для осуществления административной процедуры № 2 гражданином подается одно из следующих заявлений:

о разрешении раздела земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома (за исключением случаев, связанных с разделом этих домов) либо иных капитальных строений (зданий, сооружений) (до завершения их строительства), и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении изменения целевого назначения земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении изменения целевого назначения земельного участка, предоставленного для строительства (строительства и обслуживания) капитального строения (здания, сооружения) (до завершения его строительства), и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении отчуждения земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания капитального строения (здания, сооружения) до получения правообладателем документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения);

о разрешении передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания капитального строения (здания, сооружения) до получения правообладателем документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения), и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении предоставления дополнительного земельного участка в связи с необходимостью увеличения размера и изменения границы земельного участка, предоставленного по результатам аукциона на право аренды земельного участка, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) либо аукциона по продаже земельных участков в частную собственность, и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле.

7. В случае подачи письменного заявления, указанного в абзаце втором пункта 5 или абзаце втором пункта 6 настоящей Инструкции, в указанном заявлении описывается предполагаемое прохождение линии раздела.

8. В принятии заявления может быть отказано в случаях, определенных пунктом 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур».

9. В случае регистрации заявления для осуществления административной процедуры № 1 в срок не позднее 1 рабочего дня со дня такой регистрации запрашивается документ, предусмотренный пунктом 2 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2020 г. № 541 «О документах, запрашиваемых при осуществлении административных процедур».

10. При осуществлении административных процедур местным исполнительным комитетом осуществляется комплексная оценка соблюдения условий, предусмотренных соответственно пунктами 2 и 4 статьи 10, пунктами 4 и 6 статьи 11, пунктом 5 статьи 12, статьями 61 и 65 Кодекса Республики Беларусь о земле.

11. Оценка соблюдения условий, предусмотренных пунктом 10 настоящей Инструкции, может осуществляться в рамках работы комиссии по выбору места размещения земельного участка.

Уполномоченные должностные лица территориальных органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям, включенные в состав комиссии по выбору места размещения земельного участка, при осуществлении административных процедур местным исполнительным комитетом оценивают соблюдение противопожарных норм и правил в отношении размещенных на земельных участках капитальных строений (зданий, сооружений):

принятых в эксплуатацию с участием органа государственного пожарного надзора;

соответствие которых разрешительной и проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к их разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности (в части требований системы противопожарного нормирования и стандартизации), подтверждено заключением органа государственного пожарного надзора.

12. В течение 7 рабочих дней со дня представления пакета документов местный исполнительный комитет организует проведение оценки соблюдения условий, предусмотренных пунктом 10 настоящей Инструкции, и подготавливает письменное заключение о ее результатах.

13. В течение 10 рабочих дней со дня подачи гражданином в службу «одно окно» письменного заявления, а также документов, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, местный исполнительный комитет:

рассматривает документы, указанные в пункте 4 настоящей Инструкции;

рассматривает письменное заключение о соблюдении условий, необходимых для осуществления административных процедур;

принимает решение об отказе в осуществлении административной процедуры № 1 или № 2 в случаях, предусмотренных статьей 25 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур», либо при принятии решения, не связанного с отказом в осуществлении административной процедуры, осуществляет расчет сумм платежей, определенных частями второй–шестой пункта 16 настоящей Инструкции, и истребует у гражданина документы, указанные в пункте 15 и частях второй–шестой пункта 16 настоящей Инструкции;

принимает одно из решений, определенных пунктом 18 настоящей Инструкции, если необходимость предоставления документов, указанных в пункте 15 и частях второй–шестой пункта 16 настоящей Инструкции, отсутствует.

14. Для принятия местным исполнительным комитетом решения, предусмотренного пунктом 18 настоящей Инструкции, необходимо соблюдение всех условий, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 10, пунктах 4 и 6 статьи 11, пункте 5 статьи 12, статье 61 и статье 65 Кодекса Республики Беларусь о земле.

15. В случае принятия в последующем решения об осуществлении административной процедуры № 1 или № 2 и расположении земельного участка в населенных пунктах и на иных территориях, определенных областными, Минским городским исполнительными комитетами, гражданину направляется запрос о необходимости представления заключения о независимой оценке по определению рыночной стоимости земельного участка или права аренды земельного участка сроком на 99 лет (если он в соответствии с законодательством не может быть предоставлен в частную собственность) с учетом предполагаемого вида права на земельный участок и (или) его нового целевого назначения.

16. В случае принятия в последующем решения об осуществлении административной процедуры № 1 или № 2 и расположении земельного участка на территориях, за исключением указанных в пункте 15 настоящей Инструкции, местный исполнительный комитет направляет гражданину запрос, в котором:

описывается расчет сумм платежей, определенных частями второй–шестой настоящего пункта;

указываются реквизиты текущих (расчетных) банковских счетов для перечисления платежей, определенных частями второй–шестой настоящего пункта;

указывается на необходимость предоставления документов, подтверждающих внесение платежей, определенных частями второй–шестой настоящего пункта.

Если земельный участок в соответствии с законодательством может быть предоставлен в частную собственность и он принадлежит гражданину не на праве частной собственности, необходимо представить документ, подтверждающий внесение платы за земельный участок по кадастровой стоимости без предоставления рассрочки. Если земельный участок приобретен в частную собственность по стоимости, определенной законодательством на момент его приобретения, то внесение платы по кадастровой стоимости земельного участка не требуется, за исключением случаев, определенных частью четвертой настоящего пункта.

Если земельный участок предоставлен гражданину в частную собственность с рассрочкой внесения платы, необходимо представить документ, подтверждающий досрочное внесение в полном объеме платы за земельный участок.

Если земельный участок был предоставлен в частную собственность без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, для осуществления административной процедуры № 1 представляется документ, подтверждающий внесение гражданином Республики Беларусь соответственно платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

Если земельный участок в соответствии с законодательством не может быть предоставлен в частную собственность, необходимо представить документ, подтверждающий внесение платы за право аренды сроком на 99 лет без предоставления рассрочки. Если за земельный участок внесена плата за право аренды сроком на 99 лет по стоимости, определенной законодательством на момент его приобретения, то внесение платы за право аренды сроком на 99 лет не требуется.

Если земельный участок предоставлен гражданину в аренду с рассрочкой внесения платы за право аренды, необходимо представить документ, подтверждающий досрочное внесение в полном объеме платы за право аренды земельного участка.

17. В течение 10 рабочих дней со дня представления гражданином заключения о независимой оценке по определению рыночной стоимости земельного участка или права аренды земельного участка сроком на 99 лет (если он в соответствии с законодательством не может быть предоставлен в частную собственность), указанного в пункте 15 настоящей Инструкции, местный исполнительный комитет направляет гражданину запрос, в котором:

описывается расчет сумм платежей, определенных частями второй–восьмой настоящего пункта;

указываются реквизиты текущих (расчетных) банковских счетов для перечисления платежей, определенных частями второй–восьмой настоящего пункта;

указывается на необходимость предоставления документов, подтверждающих внесение платежей, определенных частями второй–восьмой настоящего пункта.

Если земельный участок в соответствии с законодательством может быть предоставлен в частную собственность и он принадлежит гражданину не на праве частной собственности, необходимо представить документ, подтверждающий внесение платы за земельный участок по рыночной стоимости, но не ниже кадастровой стоимости без предоставления рассрочки.

Если земельный участок ранее был выкуплен в частную собственность по кадастровой стоимости, необходимо представить документ, подтверждающий доплату разницы между рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью земельного участка.

Если земельный участок предоставлен гражданину в частную собственность с рассрочкой внесения платы, необходимо представить документ, подтверждающий досрочное внесение в полном объеме платы за земельный участок.

Если земельный участок был предоставлен в частную собственность без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, для осуществления административной процедуры № 1 представляется документ, подтверждающий внесение гражданином Республики Беларусь соответственно платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

Если земельный участок в соответствии с законодательством не может быть предоставлен в частную собственность, необходимо представить документ, подтверждающий внесение платы за право аренды сроком на 99 лет по рыночной стоимости, но не ниже размера платы за право аренды сроком на 99 лет без предоставления рассрочки. Если земельный участок ранее был предоставлен в аренду на срок менее 99 лет, плата за право его аренды подлежит зачету.

Если земельный участок в соответствии с законодательством не может быть предоставлен в частную собственность и право аренды на земельный участок сроком на 99 лет было приобретено в соответствии с законодательством, необходимо представить документ, подтверждающий доплату разницы между платой за право аренды сроком на 99 лет по рыночной стоимости и платой за право аренды сроком на 99 лет.

Если земельный участок предоставлен гражданину в аренду с рассрочкой внесения платы за право аренды, необходимо представить документ, подтверждающий досрочное внесение в полном объеме платы за право аренды земельного участка.

18. В течение 10 рабочих дней со дня подачи гражданином письменного заявления, а также документов, указанных в пункте 4 настоящей Инструкции, или 10 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 16 или 17 настоящей Инструкции, местный исполнительный комитет по результатам осуществления:

административной процедуры № 1 принимает одно из следующих решений:

о разрешении раздела земельного участка, предоставленного гражданину для строительства и (или) обслуживания жилого дома как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до истечения 5 лет со дня государственной регистрации жилого дома и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении изменения целевого назначения земельного участка, предоставленного гражданину для строительства и (или) обслуживания жилого дома как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до истечения 5 лет со дня государственной регистрации жилого дома и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении отчуждения земельного участка, предоставленного гражданину для строительства и (или) обслуживания жилого дома как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенного на нем жилого дома, объекта недвижимости, образованного в результате его раздела, слияния или вычленения из него (долей в праве собственности на указанные объекты), до истечения 5 лет со дня государственной регистрации жилого дома и (или) незавершенного законсервированного строения (после отказа местного исполнительного комитета от приобретения такого отчуждаемого участка и (или) объектов) и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

административной процедуры № 2 принимает одно из следующих решений:

о разрешении раздела земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома (за исключением случаев, связанных с разделом этих домов) либо иных капитальных строений (зданий, сооружений) (до завершения их строительства), и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении изменения целевого назначения земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении изменения целевого назначения земельного участка, предоставленного для строительства (строительства и обслуживания) капитального строения (здания, сооружения) (до завершения его строительства), и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении отчуждения земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания капитального строения (здания, сооружения) до получения правообладателем документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения);

о разрешении передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания капитального строения (здания, сооружения) до получения правообладателем документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения), и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле;

о разрешении предоставления дополнительного земельного участка в связи с необходимостью увеличения размера и изменения границы земельного участка, предоставленного по результатам аукциона на право аренды земельного участка, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) либо аукциона по продаже земельных участков в частную собственность, и об изменении вида права на земельный участок в случаях, когда необходимость такого изменения предусмотрена Кодексом Республики Беларусь о земле.

19. Обжалование административного решения, принятого местным исполнительным комитетом, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 статьи 30 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.