Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1 декабря 2020 г. № Р-1231/2020
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».
Заслушав судью-докладчика Рябцева В.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 ноября 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 ноября 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Закон принят в целях правового регулирования особенностей направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории, уточнения видов лечебно-трудовых профилакториев и условий нахождения в них.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм исходя из положений Конституции, согласно которым:
Республика Беларусь – правовое государство, которое обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, обеспечивает законность и правопорядок (статья 1);
государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2);
в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, согласно которому государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59);
каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом устанавливаются меры ограничительного характера, применяемые к трудоспособным неработающим гражданам, ведущим асоциальный образ жизни, направляемым в лечебно-трудовые профилактории.
Под трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни, понимаются трудоспособные неработающие граждане, в отношении которых установлен превентивный надзор, либо осуществляется профилактическое наблюдение (за исключением осужденных с применением статей 77–79 и 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания), либо в соответствии с абзацами третьим, четвертым и шестым части второй статьи 28 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» осуществляется профилактический учет и которые два и более раза в течение года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (пункт 1 статьи 1 Закона).
Согласно статье 1 Закона в лечебно-трудовые профилактории могут направляться трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни, которые были предупреждены в соответствии с Законом Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» о возможности направления в лечебно-трудовые профилактории и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в отношении которых постоянно действующей комиссией по координации работы по содействию занятости населения, созданной районным (городским) исполнительным комитетом (местной администрацией) (далее – постоянно действующая комиссия), приняты решения о необходимости направления в лечебно-трудовые профилактории и которым по результатам медицинского освидетельствования установлены диагнозы хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания (пункт 3); медицинское освидетельствование указанных граждан проводится по постановлению начальника территориального органа внутренних дел или его заместителя после получения выписок из протоколов заседаний постоянно действующей комиссии с решениями о необходимости направления таких граждан в лечебно-трудовые профилактории (пункт 4).
Положениями статьи 1 Закона определяется порядок вынесения начальником территориального органа внутренних дел или его заместителем предупреждения трудоспособному неработающему гражданину, ведущему асоциальный образ жизни, о возможности направления его в лечебно-трудовой профилакторий и процедура объявления предупреждения гражданину, в отношении которого оно вынесено, а также право гражданина на обжалование предупреждения вышестоящему начальнику территориального органа внутренних дел, прокурору или в суд (пункт 5); предусматривается, что начальник территориального органа внутренних дел или его заместитель в течение десяти дней после получения медицинского заключения о наличии у такого гражданина заболевания хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и отсутствии у него заболевания, препятствующего нахождению в лечебно-трудовом профилактории, подают в суд заявление о направлении этого гражданина в лечебно-трудовой профилакторий (пункт 7).
При проверке конституционности приведенных норм Закона Конституционный Суд оценивает их на соответствие положениям части первой статьи 23 Конституции, допускающим ограничение прав и свобод личности. В ряде решений Конституционного Суда выражена правовая позиция, согласно которой ограничение прав и свобод личности законом допускается при условии, если они являются соразмерными и необходимыми для защиты конституционно определенных интересов, не затрагивают существо соответствующих конституционных прав и свобод и не приводят к утрате их реального содержания.
Конституционный Суд отмечает, что Законом закрепляется определение термина «трудоспособные неработающие граждане, ведущие асоциальный образ жизни»; предусматривается возможность направления данной категории граждан в лечебно-трудовые профилактории только в судебном порядке; устанавливаются условия и механизм направления этих граждан в такие учреждения, а также право гражданина обжаловать вынесенное в отношении его начальником территориального органа внутренних дел или его заместителем предупреждение о возможности направления в лечебно-трудовой профилакторий, в том числе в суде.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемые Законом в отношении трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, меры ограничительного характера не искажают сущность конституционных прав и свобод, не влекут утраты их реального содержания, являются временными и применяются в соответствии с предусмотренной данным Законом процедурой только в отношении определенной категории граждан для преодоления ими хронического алкоголизма, наркотической и токсической зависимости, восстановления утраченных социальных функций и связей, формирования у них готовности к социальной адаптации в обществе, а также выступают средством правовой защиты общественного порядка, прав и свобод других лиц, отвечают требованиям справедливости и соразмерны конституционно значимым целям.
3. Законом определяются виды лечебно-трудовых профилакториев и условия нахождения в них соответствующих категорий граждан.
Согласно Закону лечебно-трудовые профилактории подразделяются на два вида: лечебно-трудовые профилактории для нахождения граждан, впервые направленных в лечебно-трудовые профилактории; лечебно-трудовые профилактории для нахождения граждан, ранее судимых, а также направленных в лечебно-трудовые профилактории во второй и более раз (пункт 11 статьи 1).
В отношении граждан, ранее судимых, а также направленных в лечебно-трудовые профилактории во второй и более раз, Законом предусматриваются особенности материально-бытового обеспечения и иных условий нахождения в таких учреждениях по сравнению с гражданами, впервые направленными в лечебно-трудовые профилактории, в части нормы жилой площади на одного человека в спальных помещениях общежитий лечебно-трудовых профилакториев; количества получаемых посылок или передач, бандеролей или мелких пакетов в течение года; ежедневного предоставления личного времени (пункты 15, 16, 18 статьи 1).
В отношении граждан, направленных в лечебно-трудовые профилактории во второй раз, Законом устанавливаются иные основания для сокращения срока их нахождения в данном учреждении по решению суда на основании заключения администрации лечебно-трудового профилактория о возможности такого сокращения – после их фактического нахождения в лечебно-трудовом профилактории не менее трех четвертей назначенного решением суда срока нахождения в лечебно-трудовом профилактории (пункт 23 статьи 1). Кроме того, предусматривается, что гражданин, направляемый в лечебно-трудовой профилакторий в третий и более раз, может быть направлен судом в лечебно-трудовой профилакторий на срок двадцать четыре месяца (пункт 8 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд считает, что осуществляемое правовое регулирование соответствует положениям Конституции, согласно которым Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1), а закрепляемая Законом дифференциация условий нахождения в лечебно-трудовых профилакториях граждан является обоснованной, социально оправданной и соразмерной защищаемым Конституцией общественным и государственным интересам, правам и свободам других лиц.
При этом Конституционный Суд отмечает, что определяемые Законом различия в порядке и условиях нахождения граждан в лечебно-трудовых профилакториях обусловлены характеристикой субъектов, на которых они распространяются, необходимостью предупреждения их противоправной деятельности, а также совершенствования правового регулирования деятельности лечебно-трудовых профилакториев, в том числе путем обеспечения таких необходимых условий для более эффективной медико-социальной реадаптации соответствующих категорий граждан, как увеличение срока ее проведения, минимизация последствий негативного воздействия на граждан, впервые направленных в лечебно-трудовые профилактории и осознавших необходимость избавления от зависимости со стороны граждан, ранее судимых, а также направленных в лечебно-трудовые профилактории во второй и более раз.
Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, изложенную в решении от 24 декабря 2009 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них», суть которой заключается в том, что временные ограничения прав граждан, предусмотренные указанным Законом, могут применяться только с учетом части третьей статьи 25 Конституции, согласно которой никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.
Таким образом, нормы Закона, предусматривающие возможность и особенности направления в лечебно-трудовые профилактории трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, а также определяющие условия нахождения таких граждан в данных учреждениях, выступают средством правовой защиты общественного порядка, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц, предотвращения совершения такими гражданами новых противоправных деяний и соответствуют положениям Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |