Официальная правовая информация |
21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ
О Президенте Республики Беларусь
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 18 апреля 1996 г. № 236-XIII (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 12, ст.157);
Закон Республики Беларусь от 3 мая 1996 г. № 440-XІІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 21, ст.380);
Закон Республики Беларусь от 7 июля 1997 г. № 52-З (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 24, ст.463) – новая редакция;
Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 285-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 54, 2/56);
Закон Республики Беларусь от 9 октября 2000 г. № 428-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 100, 2/203);
Закон Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 166-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 166, 2/1263);
Закон Республики Беларусь от 3 января 2024 г. № 335-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.01.2024, 2/3054)
Приостановление действия:
Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 1995 г. № 349 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 25, ст. 610);
Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 1995 г. № 350 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 25, ст. 611)
В отношении настоящего Закона см. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 1995 г. № З-28/95 (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1995 г., № 36, ст.497)
Настоящий Закон на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь устанавливает правовой статус и полномочия Президента Республики Беларусь (далее – Президент), гарантии и порядок их осуществления, а также правовой статус и гарантии Президента, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента (далее – Президент, прекративший исполнение своих полномочий).
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент возглавляет систему государственной службы, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Статья 2. Для реализации своих полномочий Президент наделяется правами и исполняет возложенные на него высокие обязанности перед народом Республики Беларусь в формах и пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь, решениями, принятыми республиканским референдумом, решениями Всебелорусского народного собрания, настоящим Законом, другими законами.
Президент несет ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей.
Статья 3. Президент осуществляет свою деятельность в целях развития Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства, создания условий для свободного и достойного развития личности, экономического развития государства, повышения благосостояния народа Беларуси на основе принципов равенства социальных, национальных и иных общностей перед законом, защиты прав, свобод и законных интересов человека, обеспечения равенства каждого перед законом.
Статья 4. В целях осуществления демократии в Республике Беларусь на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений, обеспечения гражданского согласия Президент приостанавливает свое членство в политических партиях на весь срок полномочий с оглашением соответствующего заявления в средствах массовой информации.
Статья 5. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества.
Президент избирается непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Статья 6. Президент не может быть депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – Палата представителей) и членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее – Совет Республики), занимать другие должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, а также получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением авторского вознаграждения за произведения науки, литературы и искусства.
Президент является делегатом Всебелорусского народного собрания.
Статья 7. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении него влекут установленную законом ответственность.
Препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону.
Статья 71. Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.
ІІ. СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА
Статья 8. Срок полномочий Президента – пять лет.
—————————————————————————
В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Закона Республики Беларусь от 3 января 2024 г. № 335-З часть вторая статьи 8 настоящего Закона вступает в силу в соответствии с частью второй статьи 143 Конституции Республики Беларусь
__________________________________________________
Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.
Статья 9. Полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента принесения Присяги вновь избранным Президентом или в связи со смещением Президента с должности, отставкой Президента, досрочным освобождением Президента от должности, смертью Президента.
Статья 10. Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания:
«Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Президиума Всебелорусского народного собрания, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. Для участия в церемонии принесения Присяги могут приглашаться также члены Совета Министров Республики Беларусь, другие должностные лица, представители политических партий, общественных объединений, религиозных конфессий Республики Беларусь, аккредитованные в Республике Беларусь дипломаты и представители иностранных государств.
После оглашения текста Присяги Президент подписывает акт о принесении Присяги.
После подписания акта о принесении Присяги Председатель Центральной избирательной комиссии вручает Президенту удостоверение. Исполняется Государственный гимн Республики Беларусь.
Церемония принесения Присяги Президентом транслируется по республиканскому телевидению и радио.
Статья 11. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.
Статья 12. Президент может быть смещен с должности Всебелорусским народным собранием в случае систематического или грубого нарушения Президентом Конституции Республики Беларусь либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.
Предложение о выдвижении обвинения Президенту и смещении его с должности вносится Всебелорусскому народному собранию по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Расследование обвинения организуется Всебелорусским народным собранием.
Решение Всебелорусского народного собрания о смещении Президента с должности принимается после получения заключения Конституционного Суда Республики Беларусь о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции Республики Беларусь в случае, если Президент обвиняется в таком нарушении.
Решение Всебелорусского народного собрания о смещении Президента с должности считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Всебелорусского народного собрания.
Непринятие Всебелорусским народным собранием решения о смещении Президента с должности в течение двух месяцев со дня внесения предложения о выдвижении обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о выдвижении обвинения Президенту и смещении его с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента Республики Беларусь.
В случае смещения Президента с должности в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.
Статья 13. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей.
Статья 14. Должность Президента считается вакантной в случаях:
отставки Президента;
досрочного освобождения Президента от должности;
смещения Президента;
смерти Президента.
Статья 15. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Председателю Совета Республики.
В случае гибели Президента в результате покушения на его жизнь, совершения акта терроризма, военной агрессии, вследствие иных действий насильственного характера:
заседания Совета Безопасности Республики Беларусь проводятся под руководством Председателя Совета Республики;
незамедлительно на основании решения Совета Безопасности Республики Беларусь в установленном порядке на территории Республики Беларусь вводится чрезвычайное или военное положение;
государственные органы и должностные лица действуют в соответствии с решениями Совета Безопасности Республики Беларусь.
ІІІ. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА
Статья 16. Президент осуществляет функции Главы государства в рамках Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и несет ответственность за правильность и полноту их реализации перед гражданами Республики Беларусь.
Решения Президента носят обязательный характер и оформляются указами, распоряжениями, протоколами поручений, письмами, резолюциями или в иной форме.
1) назначает республиканские референдумы;
2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;
4) исключен;
5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие государственные органы и иные организации, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте, определяет их статус;
6) с предварительного согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;
7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, министров и других членов Правительства Республики Беларусь, принимает решение об отставке Правительства Республики Беларусь или его членов;
8) исключен;
9) с предварительного согласия Совета Республики назначает на должность Генерального прокурора, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;
91) вносит Всебелорусскому народному собранию предварительно согласованные с Президиумом Всебелорусского народного собрания предложения по избранию Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии и по освобождению их от должности по основаниям, предусмотренным законом;
10) назначает судей судов общей юрисдикции и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь;
11) исключен;
12) исключен;
13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту Республики Беларусь, которые заслушиваются на Всебелорусском народном собрании; имеет право участвовать в работе Парламента Республики Беларусь и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
16) назначает представителей Президента в Парламенте Республики Беларусь, помощников, уполномоченных и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь;
17) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
18) награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания, лишает государственных наград, классных чинов и званий по основаниям, предусмотренным законом;
19) осуществляет помилование осужденных;
20) ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности послов и постоянных представителей Республики Беларусь при международных организациях;
21) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
22) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также попыток насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения государственной власти, вооруженного мятежа, массовых и иных беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
24) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
25) имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь;
26) непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
27) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь;
28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Республики Беларусь;
29) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
291) вносит Всебелорусскому народному собранию предложения о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;
30) осуществляет иные установленные Конституцией Республики Беларусь и законами полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций.
Статья 18. Президент имеет право роспуска палат Национального собрания Республики Беларусь.
Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при:
отказе в доверии Правительству Республики Беларусь;
выражении вотума недоверия Правительству Республики Беларусь;
двукратном отказе в даче предварительного согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;
систематическом или грубом нарушении Конституции Республики Беларусь.
Полномочия Совета Республики могут быть досрочно прекращены в случае систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь.
Решение о роспуске палат Национального собрания Республики Беларусь в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции Республики Беларусь принимается Президентом на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.
Решение о роспуске палаты Национального собрания Республики Беларусь Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателем соответствующей палаты, если в течение этого срока не были устранены причины, явившиеся основанием для досрочного прекращения полномочий данной палаты.
Палаты не могут быть распущены:
в период чрезвычайного или военного положения;
в последние шесть месяцев полномочий Президента;
в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении Президента от должности или в период решения Всебелорусским народным собранием вопроса о смещении Президента с должности;
в течение года со дня их первых заседаний и в последний год полномочий Парламента Республики Беларусь.
Статья 19. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики либо принятый Палатой представителей в порядке, установленном частью шестой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он в двухнедельный срок подписывает закон. Президент имеет право не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения закона, принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики либо принятого Палатой представителей в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, вернуть его со своими возражениями в Палату представителей для повторного голосования.
Если Президент в течение срока, указанного в части первой настоящей статьи, обратится в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о проверке конституционности закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения предложения Конституционным Судом Республики Беларусь. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь должно быть дано не позднее десяти дней со дня внесения Президентом соответствующего предложения. Если Конституционный Суд Республики Беларусь подтвердит конституционность закона, Президент подписывает его в пятидневный срок со дня дачи Конституционным Судом Республики Беларусь соответствующего заключения. В случае признания Конституционным Судом Республики Беларусь закона не соответствующим Конституции Республики Беларусь Президент возвращает его в Палату представителей. В случае признания Конституционным Судом Республики Беларусь отдельных положений закона не соответствующими Конституции Республики Беларусь Президент возвращает данный закон в Палату представителей или подписывает его, за исключением тех положений, которые привели к признанию закона не соответствующим Конституции Республики Беларусь.
Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был представлен Президенту, а в случае дачи Конституционным Судом Республики Беларусь заключения о конституционности закона – пяти дней со дня дачи соответствующего заключения, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент Республики Беларусь в связи с окончанием сессии.
При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней.
Если возражения Президента будут преодолены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь, закон подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.
Президент имеет право в таком же порядке вернуть для повторного голосования со своими возражениями отдельные положения закона. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом с оговоркой о несогласии с отдельными положениями этого закона и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.
Подписанные Президентом тексты законов хранятся в Секретариате Палаты представителей.
Статья 20. Президент в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществляет меры по защите интересов граждан Республики Беларусь, находящихся (проживающих) в других государствах.
Статья 21. Президент имеет право законодательной инициативы в Палате представителей. Президент может направлять в Палату представителей проекты законов, вносить предложения о необходимости разработки и принятия законов, об изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам.
Президент вправе внести в Палату представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.
Президент имеет право вносить или поручать Совету Министров Республики Беларусь внести в Палату представителей и Совет Республики предложение об объявлении рассмотрения проекта закона срочным.
Проекты законов, предложения, внесенные Президентом в порядке законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению в соответствии с регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь, а при объявлении рассмотрения проектов законов срочными – в течение десяти дней со дня их внесения на рассмотрение.
Президент может потребовать, чтобы Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимали решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом. Президент дает согласие Совету Министров Республики Беларусь на внесение такого требования в Палату представителей и Совет Республики в отношении проектов и поправок к ним, представляемых Правительством Республики Беларусь.
Президент или по его поручению Совет Министров Республики Беларусь могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение в случае, если после отклонения Советом Республики принятого Палатой представителей законопроекта согласительная комиссия палат Национального собрания Республики Беларусь не приняла согласованный текст законопроекта.
Статья 22. Президент своими указами назначает республиканские референдумы по собственной инициативе, по предложению Всебелорусского народного собрания, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.
Президент подписывает решения, принятые республиканским референдумом.
Статья 23. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, определяет состав и порядок его деятельности, назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь.
Совет Безопасности Республики Беларусь осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами, решениями Президента, Основными направлениями внутренней и внешней политики Республики Беларусь, Военной доктриной Республики Беларусь, Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.
Статья 24. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь и ответствен перед народом Республики Беларусь за обеспечение надежной защиты государства, выполнение международных договоров в области обороны, осуществление военной политики и военной доктрины Республики Беларусь.
Президент вправе отдать приказ о начале военных действий без объявления войны в случаях:
вторжения вооруженных сил другого государства (коалиции государств) на территорию Республики Беларусь или военной оккупации, какой бы временный характер она ни носила, аннексии территории Республики Беларусь или ее части с применением вооруженной силы;
ракетно-авиационных ударов, наносимых вооруженными силами другого государства (коалиции государств) по территории Республики Беларусь, или применения любого другого оружия другим государством (коалицией государств) против Республики Беларусь;
вооруженного воздействия другого государства (коалиции государств) на Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования, а также на объекты Республики Беларусь независимо от места их дислокации (размещения);
действий другого государства (коалиции государств), позволяющего использовать свою территорию третьему государству (третьим государствам), экстремистским группам и организациям для нападения на Республику Беларусь;
засылки другим государством (коалицией государств) или от имени другого государства (коалиции государств), экстремистскими группами и организациями, расположенными на территории другого государства (других государств), на территорию Республики Беларусь вооруженных банд (групп), иррегулярных сил, наемников или подразделений регулярных войск, применяющих вооруженную силу против Республики Беларусь;
акта вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства (коалиции государств), совершенного против государства – участника Договора о коллективной безопасности;
иных действий, связанных с применением другим государством (коалицией государств) вооруженной силы против независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь каким-либо другим способом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций.
В случае начала военных действий без объявления войны Президент обязан в течение трех часов сообщить об этом в Совет Республики.
Президент может ввести на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявить полную или частичную мобилизацию. Указы Президента по данным вопросам подлежат внесению на утверждение в Совет Республики в трехдневный срок со дня подписания соответствующего указа.
Статья 25. Президент вправе запрашивать любую информацию, если это не нарушает охраняемых Конституцией Республики Беларусь прав и свобод граждан, направлять в средства массовой информации тексты для опубликования.
Президенту предоставляется время для выступления по республиканскому радио и телевидению. По требованию Президента ему должно быть предоставлено время, не предусмотренное в программах радио и телевидения.
Статья 26. Президент вправе инициировать созыв внеочередного заседания Всебелорусского народного собрания, внеочередных сессий Палаты представителей, Совета Республики.
Статья 27. Президент вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения:
о толковании Конституции Республики Беларусь;
о соответствии Конституции Республики Беларусь законов, указов Президента, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов;
о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь;
о соответствии Конституции Республики Беларусь законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики либо принятых Палатой представителей в порядке, установленном частью шестой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, до их подписания Президентом;
о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;
о соответствии Конституции Республики Беларусь не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;
о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь.
Президент вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением об изложении позиции Конституционного Суда Республики Беларусь о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.
ІV. АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА
Статья 28. Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает указы и распоряжения, имеющие обязательную юридическую силу на всей территории Республики Беларусь. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить законам.
Декреты Президента, изданные до вступления в силу изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., применяются до признания их утратившими силу законами. Положения соответствующих декретов имеют приоритет по отношению к принятым до их издания положениям законов.
Статья 29. Исключена.
Статья 31. Нормативные правовые акты Президента подлежат официальному опубликованию или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.
Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном законодательными актами.
Статья 32. Указы Президента или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Республики Беларусь в установленном законом порядке не соответствующими Конституции Республики Беларусь, не имеют юридической силы.
Статья 33. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение указов и распоряжений.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА
Статья 34. Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются Администрация Президента Республики Беларусь, другие государственные органы и иные организации. Порядок их деятельности определяется Президентом.
Президент назначает Главу Администрации Президента Республики Беларусь.
Порядок финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности Администрации Президента Республики Беларусь определяется Президентом.
Работники Администрации Президента Республики Беларусь, за исключением лиц, осуществляющих обеспечение ее деятельности и техническое обслуживание, являются государственными гражданскими служащими.
Президент вправе образовывать консультативно-совещательные и иные органы при Президенте и определять их статус.
Статья 35. Для осуществления полномочий, проживания и отдыха Президента и членов его семьи Президент обеспечивается официальными резиденциями в Республике Беларусь. Официальная резиденция Президента, в которой находятся рабочие и представительные помещения Президента, располагается в столице Республики Беларусь.
Положение об официальной резиденции утверждается указом Президента.
Статья 36. Президент имеет круглую гербовую печать с надписью «Президент Республики Беларусь», специальные бланки с Государственным гербом Республики Беларусь.
Статья 37. Устанавливается следующее государственное обеспечение и обслуживание Президента:
1) заработная плата в соответствии с законодательством;
2) помещения для проживания, временного пребывания и (или) отдыха;
3) транспортное обслуживание;
4) материально-техническое обеспечение, социальное-бытовое и иное обслуживание;
5) государственная охрана, возлагаемая на государственный орган специального назначения;
6) расходы на представительные цели внутри страны;
7) расходы, связанные с посещением иностранных государств;
8) медицинское обслуживание;
9) обязательное государственное страхование;
10) правительственная и специальная связь.
Гарантии, предусмотренные пунктами 2–10 части первой настоящей статьи, в течение срока полномочий Президента распространяются также на членов его семьи.
Для целей настоящего Закона под членами семьи Президента, а также Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, понимаются родители, супруг (супруга), дети, в том числе совершеннолетние.
Законодательными актами для Президента и членов его семьи могут устанавливаться иные дополнительные правовые и социальные гарантии.
Статья 38. Врученные Президенту подарки, полученные во время официальных визитов в иностранные государства, а также подарки, врученные ему представителями иностранных государств во время их официальных визитов в Республику Беларусь, являются государственным имуществом, хранящимся в резиденции Президента или в музеях республики, а подарки, представляющие особую ценность, – в Национальном банке.
Статья 39. Погребение и увековечение памяти Президента, а равно Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.
V1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙ ПРЕЗИДЕНТУ, ПРЕКРАТИВШЕМУ ИСПОЛНЕНИЕ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ, И ЧЛЕНАМ ЕГО СЕМЬИ
Статья 391. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, является делегатом Всебелорусского народного собрания. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, пожизненно с его согласия является членом Совета Республики.
Положения части первой настоящей статьи не распространяются на Президента, прекратившего исполнение своих полномочий при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента.
Президент, прекративший исполнение своих полномочий, вправе участвовать в управлении некоммерческими организациями, учрежденными им в целях содействия укреплению белорусской государственности, реализации мероприятий в социальной, культурной, образовательной, спортивной и иных общественно полезных сферах.
Статья 392. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, и члены его семьи обладают неприкосновенностью. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, и члены его семьи не могут быть привлечены к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий, а также в связи с этим задержаны, иным образом лишены личной свободы, подвергнуты следственным и другим процессуальным действиям.
Неприкосновенность Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, и членов его семьи распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими транспортные средства, средства связи, принадлежащие им архивы, иное имущество, документы, багаж, а также на их переписку.
Уголовные дела о преступлениях, совершенных в отношении Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, членов его семьи, подсудны Верховному Суду Республики Беларусь.
Статья 393. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных законодательством о государственной охране. Членам семьи Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, государственная охрана предоставляется в соответствии с законодательством.
За Президентом, прекратившим исполнение своих полномочий, и членами его семьи пожизненно сохраняются право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом исполнения своих полномочий, право на транспортное обслуживание в порядке, определяемом законодательными актами.
Жизнь и здоровье Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета в порядке, установленном законодательством.
Статья 394. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право на пожизненное ежемесячное денежное содержание в размере 100 процентов заработной платы, установленной законодательством действующему Президенту, независимо от наличия других источников средств к существованию.
Денежное содержание, предусмотренное частью первой настоящей статьи, выплачивается в порядке, установленном законодательством.
Статья 395. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, передается в собственность на безвозмездной основе на выбор для постоянного проживания недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности и расположенное на территории Республики Беларусь, включая земельный участок с расположенными на нем капитальными строениями (зданиями, сооружениями), изолированными помещениями, иным недвижимым имуществом, в том числе хозяйственного назначения, предназначенным для эксплуатации и обслуживания данного недвижимого имущества, а также движимое имущество, связанное с благоустройством и эксплуатацией недвижимого имущества.
Президент, прекративший исполнение своих полномочий, освобождается от подоходного налога в отношении имущества, переданного в его собственность в соответствии с частью первой настоящей статьи.
Порядок передачи указанного в части первой настоящей статьи имущества и его перечень определяются законодательным актом.
Президент, прекративший исполнение своих полномочий, и члены его семьи имеют право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, автовокзалов (автостанций), железнодорожных вокзалов (станций), речных портов.
Статья 396. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, в целях решения организационных, технических, консультационных и других вопросов, связанных с реализацией предоставленных ему законодательными актами прав и гарантий, вправе иметь помощников. Правовое положение помощников регулируется законодательством.
Президент, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право на бесплатное пользование на территории Республики Беларусь правительственной и специальной связью, которыми располагают государственные органы, иные организации.
Все виды почтовых и телеграфных отправлений Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.
Статья 397. После смерти Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, каждому из членов его семьи пожизненно назначается денежное содержание, предусмотренное частью первой статьи 394 настоящего Закона, независимо от наличия у них других источников средств к существованию.
Денежное содержание, предусмотренное частью первой настоящей статьи, выплачивается в порядке, установленном законодательством.
Статья 398. Честь и достоинство Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, защищаются в порядке, установленном законом.
VІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 40. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |