Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 03.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 декабря 2013 г. Р-912/2013

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря 2013 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2013 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правовых и организационных основ государственного регулирования торговли и общественного питания в Республике Беларусь.

В статье 1 Закона торговля определяется как предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров (пункт 36), а общественное питание – как предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания (пункт 14).

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

В соответствии с Конституцией государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая, четвертая и пятая статьи 13); собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами; неприкосновенность собственности охраняется законом (часть вторая статьи 44). Согласно части первой статьи 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Из смысла приведенных конституционных положений следует, что в Республике Беларусь должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования как экономической системы в целом, так и отдельных ее составляющих, предполагающие в том числе обеспечение развития торговли и общественного питания для максимально полного удовлетворения потребностей в товарах и услугах, а также создания основы для формирования рыночной и конкурентоспособной системы реализации товаров и услуг.

1. Законом предусматривается, что основными принципами государственного регулирования торговли и общественного питания являются соблюдение равенства прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление торговли и общественного питания; недопустимость неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров; приоритет экономических мер государственного регулирования торговли и общественного питания; обеспечение реализации права субъектов торговли, субъектов общественного питания на свободное обращение товаров, свободу выбора контрагента и товаров; ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством прав и законных интересов субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей (статья 4).

Законодательное закрепление указанных принципов, а также их содержание основывается на вышеприведенных конституционных положениях.

При этом Конституционный Суд придерживается правовой позиции, изложенной им в решении от 22 июня 2010 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», суть которой заключается в том, что государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности, направленное на создание в Республике Беларусь благоприятных условий для хозяйственной деятельности предпринимателей и обеспечения оптимизации вмешательства государства в регулировании экономических отношений, основывается на конституционных нормах и принципах предоставления всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантий всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; возможности ограничения прав и свобод только законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц.

2. Согласно Конституции собственность может быть государственной и частной (часть первая статьи 13); государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); Президент Республики Беларусь осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией и законами (пункт 30 статьи 84); Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики (статья 107); местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов (статья 120).

С учетом указанных конституционных положений в Законе разграничиваются полномочия государственных органов и должностных лиц в названных сферах: Президента Республики Беларусь (статья 5), Совета Министров Республики Беларусь (статья 6), Министерства торговли Республики Беларусь (статья 7), местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов (статья 8).

Так, в соответствии с Законом Президент Республики Беларусь в области торговли и общественного питания определяет единую государственную политику (пункт 1 статьи 5), проведение которой обеспечивает Совет Министров (абзац второй статьи 6). Кроме того, Правительство наделяется полномочиями на утверждение нормативов государственных социальных стандартов, установление требований к осуществлению торговли и общественного питания, в том числе путем утверждения правил продажи товаров, осуществления общественного питания, и др.

Положениями Закона предусматривается, что Министерство торговли в области торговли и общественного питания реализует государственную политику, в том числе путем принятия нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, разрабатывает меры, направленные на создание условий для развития конкуренции в области торговли и общественного питания и др. (статья 7); областные, городские (включая Минский городской), районные Советы депутатов утверждают региональные программы развития торговли и общественного питания соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляют контроль за выполнением этих программ и др. (статья 8).

3. В Законе определяются требования к созданию стационарных торговых объектов и стационарных объектов общественного питания (статья 13); организации ярмарок (статья 15), созданию и организации работы торговых центров (статья 16) и рынков (статья 17); созданию и организации работы фирменных магазинов и фирменных секций (статья 18); осуществлению торговли с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (статья 19). Определение таких требований в Законе направлено на надлежащую организацию деятельности в сферах торговли и общественного питания в целом, снижение количества нарушений законодательства в данных сферах и, следовательно, соблюдение интересов потребителей.

Пунктом 1 статьи 20 Закона предусматривается, в частности, что субъекты торговли, субъекты общественного питания, администрации торговых центров, администрации рынков устанавливают режим работы соответствующих торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков по согласованию с городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в городе Минске по месту нахождения торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка.

По мнению Конституционного Суда, устанавливаемое Законом правовое регулирование имеет целью исключение случаев предъявления не основанных на законе требований со стороны местных исполнительных и распорядительных органов, а также собственников помещений, в которых располагаются объекты торговли и общественного питания, по установлению их режима работы и тем самым обеспечение прозрачности в решении указанных вопросов, что, в свою очередь, может положительно отразиться на стабильности функционирования указанных объектов.

4. В статье 12 Закона определяются требования к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров. Согласно пункту 4 указанной статьи не допускается установление сторонами в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, следующих положений: запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение сторонами указанного запрета; требования о внесении поставщиком продовольственных товаров платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или создаваемые торговые объекты, объекты общественного питания, а также за изменение ассортимента этих товаров; обязательства поставщика продовольственных товаров возмещать убытки в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на товары к субъекту торговли, субъекту общественного питания и др.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 12 Закона при заключении сторонами договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, не допускается понуждение контрагента к заключению договоров возмездного оказания услуг, иных гражданско-правовых договоров, направленных на продвижение этих товаров, а также установление сторонами в договорах вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу.

При анализе указанных норм Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

Гарантируя свободу экономической деятельности в Республике Беларусь, Конституция предоставляет всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13); право иметь имущество в собственности, а также владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части первая и вторая статьи 44).

Конституционно гарантированное право свободно распоряжаться имуществом распространяется и на случаи заключения гражданско-правовых договоров, включающего определение условий их заключения. Закрепленный в гражданском законодательстве принцип свободы договора предполагает, в частности, определение условий договора по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством (пункт 3 статьи 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Конституционный Суд считает, что установление в Законе условий, которые не могут включаться в содержание договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров, направлено на исключение случаев создания препятствий для доступа на товарный рынок, в том числе путем принуждения контрагента к включению в договор невыгодных для него условий.

5. Статьей 26 Закона предусматриваются нормы, исключающие ограничение конкуренции в области торговли и общественного питания.

Так, пунктом 2 указанной статьи устанавливаются требования к субъектам торговли и общественного питания, поставщикам продовольственных товаров, а также государственным органам и иным организациям. В частности, субъектам торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, запрещается: создавать дискриминационные условия, в том числе препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков продовольственных товаров, понуждать контрагента заключать договор с условиями о запрете на заключение этими лицами договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность, и др.

По мнению Конституционного Суда, приведенные нормы Закона, основанные на положениях Конституции о равных возможностях свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, направлены на противодействие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, противодействие недопущению, ограничению, устранению конкуренции со стороны государственных органов, иных органов и организаций. Устанавливаемое правовое регулирование будет способствовать целям развития благоприятной конкурентной среды, защиты прав и законных интересов покупателей, а также устранению негативных проявлений деятельности поставщиков и субъектов торговли.

6. В Законе (статья 27) содержатся положения, запрещающие государственным органам, иным юридическим лицам устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров между административно-территориальными единицами Республики Беларусь; вводить ограничения продажи отдельных видов товаров, другие ограничения и (или) запреты на осуществление торговли и общественного питания и (или) давать указания о первоочередной поставке товаров определенным субъектам торговли, субъектам общественного питания, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, а также постановлениями Совета Министров, принятыми для обеспечения безопасности покупателей и защиты их интересов; понуждать субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров к заключению в приоритетном порядке договоров, предусматривающих поставки товаров с определенными контрагентами, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Конституционный Суд отмечает, что предоставление Совету Министров полномочий по введению ограничений и (или) запретов на осуществление торговли и общественного питания в случае необходимости обеспечения безопасности покупателей и защиты их интересов согласуется с конституционным статусом Совета Министров как центрального органа государственного управления, осуществляющего исполнительную власть в Республике Беларусь (часть первая статьи 106 Конституции), и его конституционными полномочиями (статья 107 Конституции).

7. Статьей 30 Закона закрепляется перечень случаев, при установлении которых в ходе проверки субъекта торговли или субъекта общественного питания органы Комитета государственного контроля, Министерство торговли, областные, городские (включая Минский городской), районные исполнительные комитеты, Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь вправе вынести требование (предписание) о приостановлении (запрете) продажи товаров. К таким случаям относятся продажа товаров, не соответствующих требованиям к качеству и безопасности товаров, продажа товаров без сопроводительных документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы и т.п. Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом ограничение хозяйственной деятельности является допустимым и соответствующим части первой статьи 23 Конституции, поскольку предусмотрено в целях прежде всего охраны жизни и здоровья населения, гарантии которых предусмотрены в статьях 24 и 45 Конституции.

Таким образом, Закон направлен на развитие торговли и общественного питания, формирование конкурентной среды, обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю и общественное питание.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку его принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.