Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 июня 2024 г. № 3
О судебной практике по делам о преступлениях против порядка исполнения воинской обязанности, направления и прохождения альтернативной службы (статьи 435–437, 4651 и 4652 Уголовного кодекса Республики Беларусь)
Обсудив результаты обобщения судебной практики рассмотрения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 435–437, 4651 и 4652 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), в целях правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратить внимание судов, что конституционной обязанностью и священным долгом гражданина Республики Беларусь является защита белорусского государства. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом (статья 57 Конституции Республики Беларусь).
Воинский учет, призыв на военную службу, службу в резерве, призыв на военные и специальные сборы относятся к формам реализации воинской обязанности.
Правильное применение уголовного закона об ответственности за преступления против порядка исполнения воинской обязанности, направления и прохождения альтернативной службы выступает важным средством обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства, призвано способствовать проведению мероприятий по призыву на воинскую службу, предупреждению преступлений.
2. Судам иметь в виду, что правоотношения в сферах исполнения воинской обязанности, альтернативной службы регулируются Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон о воинской обязанности), от 4 июня 2015 г. № 276-З «Об альтернативной службе», Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 1662, Положением о порядке прохождения военных и специальных сборов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 78, Положением о воинском учете в органах государственной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2011 г. № 101, Положением о призыве граждан на срочную военную службу, службу в резерве, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2019 г. № 741, иными актами законодательства.
Для правильного определения в деяниях признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 435–437, 4651 и 4652 УК, судам необходимо обращаться к соответствующим нормативным правовым актам, устанавливающим порядок исполнения воинской обязанности, направления и прохождения альтернативной службы.
3. Разъяснить судам, что субъект преступления, предусмотренного статьей 435 УК, специальный – граждане Республики Беларусь мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе, а равно граждане Республики Беларусь мужского пола в возрасте до 27 лет, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах, сдавшие выпускные экзамены, зачисленные в запас и имеющие воинское звание офицера (абзацы второй и третий части первой статьи 30 Закона о воинской обязанности).
Исходя из положений части второй статьи 36 Закона о воинской обязанности, решение о призыве на военную службу, службу в резерве может быть принято только в отношении граждан, достигших 18 лет.
После достижения предельного возраста призыва на воинскую службу к уголовной ответственности за уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу могут быть привлечены только лица, совершившие это преступление до достижения ими возраста 27 лет, если не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.
4. При рассмотрении уголовных дел об уклонении от мероприятий по призыву на воинскую службу (статья 435 УК) судам следует учитывать, что призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве, а также призыв граждан на военную службу офицеров по призыву проводятся в сроки, установленные соответствующими указами Президента Республики Беларусь (части первая и вторая статьи 33 Закона о воинской обязанности). Перечень мероприятий по призыву на воинскую службу (далее, если не предусмотрено иное, – мероприятия), установленный частями первой и четвертой статьи 34 Закона о воинской обязанности, является исчерпывающим.
5. Разъяснить судам, что уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу (статья 435 УК) выражается в умышленном неисполнении гражданином при отсутствии уважительных причин возложенной законом обязанности участвовать в таких мероприятиях и воспрепятствовании принятию и (или) реализации решения районной (городской) призывной комиссии (далее – призывная комиссия), военного комиссара, начальника органа государственной безопасности об исполнении им воинской обязанности.
Уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу (часть 1 статьи 435 УК) может быть совершено, например, путем: неявки по повесткам на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии, в военный комиссариат или призывной (сборный) пункт для отправки к месту срочной военной службы; неявки на мероприятия гражданина, отказавшегося от получения повестки или направления; неявки гражданина в течение пяти рабочих дней со дня окончания обстоятельств, препятствовавших его явке на мероприятия, и непредставления им документов, подтверждающих причины неявки.
6. При отграничении преступления, предусмотренного статьей 435 УК, от административного правонарушения, предусмотренного статьей 26.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), судам иметь в виду, что к административной ответственности могут быть привлечены граждане, если их неявка без уважительных причин на мероприятия не воспрепятствовала принятию и (или) реализации решения призывной комиссии, военного комиссара, начальника органа государственной безопасности об исполнении ими воинской обязанности.
7. Обратить внимание судов, что к уголовной ответственности по части 2 статьи 435 УК может быть привлечен гражданин, уклонившийся от мероприятий по призыву на воинскую службу следующими способами: путем умышленного причинения себе телесного повреждения, либо симуляции заболевания, либо подлога документов или иного обмана.
Причинение телесного повреждения может выражаться в умышленном причинении гражданином себе или по его просьбе либо с его согласия другим лицом телесного повреждения различной степени тяжести любым способом.
Симуляция заболевания может совершаться путем имитации гражданином заболевания или изображения отдельных его симптомов либо преувеличения симптомов имеющегося заболевания.
К обману в виде подлога документов может быть отнесено, в частности, представление в военный комиссариат поддельных документов для оправдания уважительности причин неявки на мероприятия.
Иной обман может выражаться в различных формах, например в сообщении призывной комиссии ложных сведений о себе, семейном положении.
8. Уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу (статья 435 УК) начинается со дня умышленного уклонения без уважительных причин от любого из мероприятий.
Моментом окончания преступления, учитываемым в том числе при исчислении срока давности привлечения к уголовной ответственности, следует считать истечение срока призыва, установленного указом Президента Республики Беларусь, влекущее невозможность принятия и (или) реализации решения призывной комиссии, военного комиссара, начальника органа государственной безопасности об исполнении воинской обязанности.
9. При решении вопроса о виновности гражданина в совершении преступления, предусмотренного статьей 435 УК, судам необходимо установить факт надлежащего вручения ему повестки или направления (под расписку или заказным почтовым отправлением с уведомлением о получении, в том числе доставляемым (вручаемым) посредством национальной почтовой электронной системы) о явке на мероприятия, а также отсутствие у такого лица уважительных причин неявки.
Следует иметь в виду, что перечень уважительных причин неявки гражданина при условии их документального подтверждения определен в части второй статьи 10 Закона о воинской обязанности и не является исчерпывающим. Например, к таким причинам относится заболевание гражданина, связанное с утратой им трудоспособности.
Судом могут быть признаны уважительными при документальном подтверждении и иные причины, препятствующие явке гражданина на мероприятия (например, необходимость ухода за родственниками, не названными в абзаце третьем части второй статьи 10 Закона о воинской обязанности).
10. Судам надлежит учитывать, что гражданин может быть освобожден от призыва на срочную военную службу, службу в резерве или ему может быть предоставлена отсрочка от призыва либо воинская служба может быть заменена на альтернативную службу на основании решения призывной комиссии по результатам проведения необходимых мероприятий, явка на которые является обязательной (часть третья статьи 4, часть первая статьи 31, части первая–десятая статьи 32, часть первая статьи 36 Закона о воинской обязанности).
Следует учитывать, что мероприятия по медицинскому освидетельствованию могут проводиться и с гражданами, которым предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве, до истечения срока отсрочки (часть тринадцатая статьи 32, абзац второй части первой статьи 34 Закона о воинской обязанности).
В случае уклонения от таких мероприятий граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 435 УК, если срок отсрочки истекает в период очередного призыва и неявка воспрепятствовала принятию решения призывной комиссии об исполнении ими воинской обязанности.
11. Разъяснить судам, что призванные на срочную военную службу граждане до фактической отправки с призывного (сборного) пункта в воинскую часть являются призывниками и статус военнослужащих не приобретают (часть вторая статьи 5, абзац второй части первой статьи 47 Закона о воинской обязанности).
В случае уклонения таких граждан от отправки с призывного (сборного) пункта к месту срочной военной службы и воспрепятствования реализации решения призывной комиссии об исполнении воинской обязанности их действия могут быть квалифицированы по статье 435 УК.
12. Разъяснить судам, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 436 УК, являются граждане, проходящие в установленном порядке службу в резерве, или военнообязанные граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее – Вооруженные Силы) или других воинских формирований, призываемые на сборы.
В соответствии с частью первой статьи 61 Закона о воинской обязанности началом состояния на службе в резерве считается день постановки резервиста на учет в воинской части, иной организации Вооруженных Сил или транспортных войск, в которых он будет проходить службу в резерве.
Исходя из положений части шестой статьи 70 Закона о воинской обязанности, началом прохождения военных сборов или специальных сборов военнообязанными считается день явки их в военный комиссариат (обособленное подразделение) или управление Комитета государственной безопасности по области для отправки к месту проведения сборов.
13. Судам иметь в виду, что уклонение резервиста или военнообязанного от явки на сборы (занятия) (статья 436 УК) выражается в умышленной без уважительных причин неявке резервиста на сборы (занятия) в установленный командиром воинской части срок к месту службы в резерве, где он поставлен на учет, или военнообязанного к месту сбора, указанному в повестке или направлении военного комиссариата (обособленного подразделения), органа государственной безопасности, для отправки на военные сборы.
Уклонение военнообязанного от явки на сборы может быть совершено и путем отказа от получения повестки или направления военного комиссариата (обособленного подразделения), органа государственной безопасности о явке к месту сбора (для отправки на военные сборы) и последующего неприбытия без уважительных причин в срок к месту предварительного сбора военнообязанных, о котором он оповещен, а также в случае, когда после явки в военный комиссариат (пункт предварительного сбора) военнообязанный откажется следовать к месту проведения сборов в воинскую часть.
14. Разъяснить судам, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 437 УК, являются призывники – граждане мужского пола, приписанные к призывному участку, а также военнообязанные – граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований.
При рассмотрении уголовных дел об уклонении призывника или военнообязанного от воинского учета (статья 437 УК) судам необходимо установить факт умышленного без уважительных причин невыполнения призывником или военнообязанным обязанностей по постановке на воинский учет, предусмотренных частью первой статьи 18 Закона о воинской обязанности, пунктом 12 Положения о воинском учете, пунктом 7 Положения о воинском учете в органах государственной безопасности.
15. При отграничении уклонения призывника или военнообязанного от воинского учета (статья 437 УК) от нарушения обязанностей по воинскому учету (часть 1 статьи 26.3 КоАП) судам следует иметь в виду, что к уголовной ответственности могут быть привлечены граждане, которые, имея умысел на уклонение от воинского учета, без уважительных причин не прибыли в установленном законом порядке для постановки на воинский учет, состоять на котором были обязаны.
Нарушение гражданами иных обязанностей по воинскому учету, не связанных с постановкой на воинский учет, образует состав административного правонарушения.
16. Судам надлежит отграничивать уклонение от мероприятий по призыву на воинскую службу (статья 435 УК) от преступлений, предусмотренных статьями 4651 и 4652 УК.
К уголовной ответственности по статье 435 УК могут быть привлечены граждане, в отношении которых призывной комиссией принято решение о замене воинской службы на альтернативную службу и не явившиеся умышленно без уважительных причин в военный комиссариат (обособленное подразделение), на призывной (сборный) пункт для получения направления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства либо отказавшиеся от получения такого направления.
Граждане, получившие направление и не явившиеся в указанный в нем срок без уважительных причин в орган по труду, занятости и социальной защите, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 4651 УК, а граждане, уклонившиеся от прохождения альтернативной службы, – по статье 4652 УК.
17. Разъяснить судам, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 4652 УК, может быть гражданин, проходящий альтернативную службу.
Гражданин приобретает статус лица, проходящего альтернативную службу, с момента начала прохождения альтернативной службы и утрачивает его с момента окончания прохождения такой службы. При этом началом прохождения альтернативной службы является день убытия гражданина к месту ее прохождения, указанный в предписании органа по труду, занятости и социальной защите, а окончанием – день увольнения гражданина с альтернативной службы, указанный в решении органа по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу (части первая и третья статьи 20 Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе»).
18. Судам реагировать путем вынесения частных определений (постановлений) на установленные в ходе судебного разбирательства причины и условия, способствовавшие совершению преступлений против порядка исполнения воинской обязанности, направления и прохождения альтернативной службы, а также на недостатки в работе государственных органов, иных организаций и их должностных лиц по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности.
Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным (Минскому городскому) судам обобщать и анализировать судебную практику по делам данной категории, принимать меры по предотвращению судебных ошибок.
Председатель |
В.О.Сукало |
|
|
Секретарь Пленума, |
И.В.Тылец |