Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
16 декабря 2004 г. № 12
О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (статьи 424–428 Уголовного кодекса Республики Беларусь)
Изменения и дополнения:
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 8 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 240, 6/778);
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 2 июня 2011 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 69, 6/1037);
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31 марта 2016 г. № 2 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.04.2016, 6/1534);
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 сентября 2021 г. № 7 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.10.2021, 6/1810) – новая редакция
В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел о преступлениях против интересов службы (злоупотребление властью или служебными полномочиями, бездействие должностного лица, превышение власти или служебных полномочий, служебный подлог, служебная халатность) Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратить внимание судов, что уголовная ответственность за преступления против интересов службы призвана способствовать защите общества и его граждан от коррупции и общественно опасных деяний, совершаемых должностными лицами по службе посредством использования или ненадлежащего исполнения предоставленных им служебных полномочий. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях против интересов службы судам следует учитывать их особую общественную значимость, поскольку такие деяния подрывают принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, угрожают моральным устоям общества.
В ходе судебного разбирательства необходимо устанавливать круг и характер служебных полномочий должностного лица, фактические обстоятельства, свидетельствующие о связи деяния должностного лица с его служебными полномочиями, наличие причинной связи между общественно опасным деянием по службе и наступившими вредными последствиями, а также мотивы и цели содеянного.
2. Разъяснить судам, что субъектами преступлений против интересов службы, предусмотренных статьями 424–426 и 428 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), могут быть только должностные лица, признанные таковыми в строгом соответствии с положениями части 4 статьи 4 УК, а служебного подлога (статья 427 УК) – должностные и иные уполномоченные на выполнение соответствующих действий лица.
3. Судам надлежит иметь в виду, что наряду с лицами, прямо указанными в пункте 1 части 4 статьи 4 УК, представителями власти являются также лица, состоящие на государственной службе, которые в пределах возложенных на их полномочий на осуществление властных функций вправе отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно не подчиненных им по службе лиц. На этом основании к представителям власти могут быть отнесены сотрудники (работники) правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, судебные исполнители, военнослужащие пограничной службы (при непосредственном выполнении обязанностей по охране Государственной границы), военнослужащие внутренних войск (при непосредственном выполнении обязанностей по охране общественного порядка, конвоированию и охране исправительных учреждений), сотрудники государственных органов, осуществляющие контрольные и надзорные функции, и др.
4. К представителям общественности относятся лица, не состоящие на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия (пункт 2 части 4 статьи 4 УК). К таким лицам, в частности, относятся члены добровольной дружины, внештатные сотрудники правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, участники объединений граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка (Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка»), общественные инспекторы, народные заседатели.
5. Судам нужно учитывать, что выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей лицами, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающими должности в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а равно совершение лицами юридически значимых действий, на которые они уполномочены в установленном порядке, являются самостоятельными признаками должностного лица и наличие любого из них служит достаточным основанием для признания лица должностным.
6. К занимающим должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, необходимо относить лиц, осуществляющих руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.
7. Занимающими должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом, в том числе денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.
Заключение между работником и нанимателем договора о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей, само по себе не может служить основанием для признания этого работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению и (или) распоряжению им (например, распределение материальных ценностей и т.п.).
8. Лицами, уполномоченными в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, являются работники, совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.
9. Выполнение лицом по специальному полномочию обязанностей должностного лица в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности) означает, что лицо выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, которыми оно наделено в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, гражданско-правовым договором либо правомочным на то органом или должностным лицом.
10. Судам необходимо иметь в виду, что назначение лица на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законами или иными нормативными правовыми актами к кандидату на эту должность, не исключает признания его субъектом преступления против интересов службы. В таких случаях судам следует давать оценку характеру допущенных нарушений, а также фактическим обстоятельствам исполнения лицом должностных обязанностей.
11. Обратить внимание судов, что субъектом преступлений, предусмотренных статьями 424–426 и 428 УК, совершенных в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, могут быть только должностные лица, на которых не распространяется статус военнослужащих.
12. Разъяснить судам, что злоупотребление властью или служебными полномочиями (статья 424 УК) – это такие умышленные действия должностного лица по службе, которые соответствуют его служебным полномочиям, то есть связаны с осуществлением предоставленных ему прав и обязанностей, но совершены вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности.
Совершенными вопреки интересам службы следует считать те действия (равно как и бездействие, предусмотренное статьей 425 УК) должностного лица по службе, которыми нарушаются требования законности или объективной необходимости при принятии решения в соответствии с возложенными на должностное лицо полномочиями.
13. Судам надлежит учитывать, что в силу части 2 статьи 425 УК уголовно наказуемым бездействием должностного лица является умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Попустительством преступлению является умышленное невоспрепятствование должностным лицом готовящемуся или совершаемому преступлению при условии, что данное должностное лицо в соответствии со своими полномочиями обязано было и могло его предотвратить или пресечь. Преступление в указанной форме признается оконченным с момента невоспрепятствования противоправным действиям других лиц. При этом не требуется наступления последствий в виде причинения ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, государственным или общественным интересам.
Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совершению преступления квалифицируется по совокупности как бездействие должностного лица и соучастие (в виде пособничества) в совершении соответствующего преступления.
14. Превышение власти или служебных полномочий (статья 426 УК) выражается в умышленном совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий, предоставленных ему по службе, в частности:
действий, относящихся к полномочиям другого должностного лица, в том числе вышестоящего по службе;
действий, которые могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств;
действий, совершенных единолично, когда такие действия могут быть осуществлены только коллегиально или в соответствии с установленным порядком по согласованию с другим должностным лицом или органом;
действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
Решая вопрос о том, сопровождалось ли превышение власти или служебных полномочий насилием (часть 3 статьи 426 УК), судам необходимо исходить из того, что по смыслу закона насилие может выражаться в нанесении побоев, причинении физической боли, телесных повреждений, а также в реальной угрозе таких действий.
Под оружием и специальными средствами применительно к части 3 статьи 426 УК следует понимать такие виды оружия и специальных средств, которые указаны в соответствующих нормативных правовых актах (например, законах Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 61-З «Об оружии» и от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»).
При решении вопроса о наличии в действиях виновного квалифицирующего признака «применение оружия» (в соответствии с его поражающими свойствами) судам надо исходить из того, что такой вывод может быть сделан в случаях, когда по делу установлено фактическое применение оружия для причинения физического вреда потерпевшему(им), а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда.
15. Разъяснить судам, что причинение в результате превышения власти или служебных полномочий умышленного тяжкого телесного повреждения или совершение убийства должно квалифицироваться по совокупности как превышение власти или служебных полномочий и соответствующие преступления против жизни и здоровья (части 1–3 статьи 147 УК или части 1 и 2 статьи 139 УК).
Умышленное нанесение телесных повреждений иной тяжести, истязание, а также неосторожное причинение телесных повреждений или смерти вследствие насилия охватываются частью 3 статьи 426 УК.
16. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 427 УК, по признаку «иное уполномоченное лицо» может быть, в частности, лицо, которое в силу своих служебных обязанностей либо по специальному поручению должностного лица непосредственно осуществляет подготовку или выдачу официального документа.
Предметом служебного подлога являются официальные документы, то есть надлежаще составленные и содержащие необходимые реквизиты электронные документы либо письменные акты, удостоверяющие факты и события, имеющие юридическое значение.
17. Для привлечения к ответственности по статье 428 УК (служебная халатность) необходимо, чтобы должностное лицо вследствие недобросовестного или небрежного отношения не исполнило или ненадлежаще исполнило по службе действия, которые должно было совершить в силу занимаемой им должности, и когда установлена причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Суды обязаны проверять, имело ли должностное лицо реальную возможность исполнить возложенные на него обязанности. Если такая возможность отсутствовала, то лицо не подлежит уголовной ответственности.
18. Обратить внимание судов, что такое преступление, как служебная халатность (статья 428 УК), может быть совершено только по неосторожности, в то время как субъективная сторона бездействия должностного лица (статья 425 УК) характеризуется умышленной виной к факту несовершения действий, предписанных ему по службе.
19. Учитывая, что одним из признаков объективной стороны злоупотребления властью или служебными полномочиями, бездействия должностного лица, превышения власти или служебных полномочий является причинение ущерба в крупном размере (а служебной
халатности – причинение ущерба государственному имуществу в особо крупном размере), судам при рассмотрении таких дел надлежит проверять и указывать в приговоре размер причиненного ущерба. Ущербом в крупном или особо крупном размере признается ущерб, соответствующий критериям, указанным в части 2 примечаний к главе 35 УК.
При этом следует иметь в виду, что ущерб как последствие общественно опасного деяния против интересов службы выражается в имущественном (реальном) ущербе.
20. При решении вопроса о том, является ли вред, причиненный правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, существенным (часть 2 статьи 424, часть 2 статьи 425 и часть 1 статьи 426 УК), судам нужно учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного физического или морального вреда и т.п.
Существенный вред может выражаться, в частности, в нарушении конституционных прав и свобод граждан, в подрыве авторитета органов власти, государственных, общественных и других организаций, в нарушении общественного порядка.
21. Судам надлежит иметь в виду, что при квалификации злоупотребления властью или служебными полномочиями, бездействия должностного лица, превышения власти или служебных полномочий (часть 2 статьи 424, часть 2 статьи 425 и часть 2 статьи 426 УК) по признаку «корыстная или иная личная заинтересованность» корыстная заинтересованность может выражаться в стремлении получить выгоду имущественного характера без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц (например, сокрытие недостачи с целью избежать материальной ответственности, освобождение себя или других лиц от имущественных затрат, временное пользование имуществом без намерения обратить его в собственность).
Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями личного характера, как карьеризм, протекционизм, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, скрыть свою некомпетентность и т.п.
22. Разъяснить судам, что злоупотребление властью или служебными полномочиями, бездействие должностного лица, превышение власти или служебных полномочий, служебная халатность подлежат квалификации соответственно по части 3 статьи 424, части 3 статьи 425, части 3 статьи 426 и части 2 статьи 428 УК по признаку «наступление тяжких последствий» при условии, что деяния, совершенные виновным, повлекли за собой: крупные аварии; катастрофы; длительную дезорганизацию работы транспорта или производственного процесса, работы учреждения, предприятия, организации; нанесение имущественного ущерба в особо крупных размерах (за исключением служебной халатности); причинение по неосторожности смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку; самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.
23. Обратить внимание судов, что злоупотребление властью или служебными полномочиями при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества является специальным квалифицированным составом преступления, предусмотренного частью 3 статьи 424 УК.
Порядок приватизации объектов, находящихся в государственной (республиканской и коммунальной) собственности, определен Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», другими нормативными правовыми актами.
24. Судам следует иметь в виду, что если совершенное должностным лицом преступление предусмотрено в качестве признака преступления, не входящего в главу 35 УК, то такое лицо должно нести ответственность по специальной норме. Дополнительной квалификации его действий по статьям уголовного закона, предусматривающим ответственность за преступления против интересов службы, не требуется.
25. Разъяснить судам, что лица, не являющиеся субъектом преступления против интересов службы, но участвовавшие в совершении преступлений, предусмотренных статьями 424, 425, 426 и 427 УК, могут быть организаторами, подстрекателями либо пособниками и подлежат ответственности по данным статьям УК со ссылкой на часть 4, часть 5 либо часть 6 статьи 16 УК (часть 7 статьи 16 УК).
26. Разрешая вопрос об ответственности должностного лица за действия (бездействие) по службе, связанные с риском, судам надлежит проверять, является ли риск обоснованным. При условии соответствия риска критериям, предусмотренным частями 2 и 21 статьи 39 УК, лицо не подлежит уголовной ответственности за преступления против интересов службы.
27. Вопрос об ответственности должностного лица, которое злоупотребило властью или служебными полномочиями, превысило власть или служебные полномочия, действуя во исполнение приказа или распоряжения руководителя, что повлекло вредные последствия, решается в соответствии со статьей 40 УК.
28. При назначении наказания лицам, виновным в совершении преступлений против интересов службы, исходя из принципа индивидуализации наказания (статья 62 УК), судам надлежит учитывать характер и степень общественной опасности, содержание мотивов и целей содеянного, значимость занимаемой должности и важность выполняемых обязанностей, которые нарушены, продолжительность преступных действий, другие фактические обстоятельства дела, данные о личности виновного. Не допускать назначения неоправданно мягких мер наказания.
В случаях, предусмотренных законом, судам необходимо обсуждать вопросы о назначении виновному дополнительных наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также лишения специального звания.
29. Судам реагировать частными определениями (постановлениями) на выявленные причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, предусмотренных статьями 424–428 УК, нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия.
Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным (Минскому городскому) судам осуществлять постоянный надзор за соблюдением судами закона при рассмотрении дел о преступлениях против интересов службы, регулярно анализировать судебную практику.
Председатель Верховного Суда |
В.О.Сукало |
|
|
Секретарь Пленума, |
И.Н.Минец |