Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
19 июня 2006 г. № 01-1/5-05
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе: председательствующего – Председателя Экономического Суда СНГ Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда СНГ: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Павловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Министерства иностранных дел Республики Казахстан о толковании, УСТАНОВИЛ:
Министерство иностранных дел Республики Казахстан обратилось в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года.
Министерство иностранных дел Республики Казахстан просит разъяснить, распространяются ли нормы, предусмотренные Правилами определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года, на товары, импортируемые из Республики Узбекистан на таможенные территории государств – участников СНГ.
Заслушав судью-докладчика Молчанову Т.Н., обсудив заключение Генерального советника Экономического Суда СНГ Павловой Л.В. и исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.
В настоящее время в Содружестве Независимых Государств правовую базу при определении страны происхождения товаров составляют Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года, Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года (далее – Правила от 30 ноября 2000 года).
Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года (далее – Правила от 24 сентября 1993 года) является межправительственным актом и, поскольку отсутствуют предпосылки для его квалификации в качестве международного договора, носит рекомендательный характер. Решение Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года подписано всеми государствами – участниками Содружества, кроме Грузии.
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, действующее с изменениями и дополнениями, внесенными Протоколом от 2 апреля 1999 года (далее – Соглашение от 15 апреля 1994 года), относится к открытым региональным соглашениям и устанавливает правовой режим зоны свободной торговли государств – участников СНГ.
Соглашение от 15 апреля 1994 года и Протокол к нему вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Российская Федерация, подписавшая указанные акты, уведомила Исполнительный комитет СНГ, выполняющий функции депозитария, о применении их с момента подписания временно, до завершения внутригосударственных процедур. Соглашение от 15 апреля 1994 года в отношении Туркменистана, не выполнившего внутригосударственные процедуры по его вступлению в силу, применяется временно. При этом Туркменистаном Протокол к Соглашению от 2 апреля 1999 года не подписан.
Согласно пункту 4 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года «страна происхождения товаров определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения (приложение № 1)». Вместе с тем, по сведениям депозитария, документ, оформленный в качестве приложения № 1 к Соглашению от 15 апреля 1994 года, принят не был.
Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание, что на момент заключения Соглашения от 15 апреля 1994 года действовали единственные унифицированные Правила определения страны происхождения, утвержденные Решением Совета глав правительств от 24 сентября 1993 года, Экономический Суд СНГ полагает, что государства рассматривали нормы указанных Правил как неотъемлемую часть Соглашения от 15 апреля 1994 года. Следовательно, Правила от 24 сентября 1993 года в силу договорно-правового характера Соглашения от 15 апреля 1994 года стали обязательными для исполнения государствами – участниками Соглашения. Данный вывод основывается на общепризнанных принципах толкования международных договоров, положениях статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, а также подтверждается двусторонними соглашениями государств – участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, содержащими нормы правил определения страны происхождения товаров, идентичные нормам Правил от 24 сентября 1993 года.
Решением Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года утверждены новые Правила определения страны происхождения товаров, которые имеют отличную, по сравнению с Правилами от 24 сентября 1993 года, правовую природу. В частности, о договорном характере Решения от 30 ноября 2000 года свидетельствует тот факт, что для его вступления в силу требуется выполнение внутригосударственных процедур. По данным депозитария, на дату вынесения решения Правила от 30 ноября 2000 года вступили в силу для Грузии, Республики Казахстан и Российской Федерации – со дня подписания; для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Украины – с момента депонирования.
Пункт 4 Решения от 30 ноября 2000 года, содержащий положение о том, что после его вступления в силу Решение от 24 сентября 1993 года прекращает свое действие, не может рассматриваться в качестве свидетельства в пользу одинакового статуса этих решений. По мнению Экономического Суда СНГ, государства, присоединившиеся к Решению от 30 ноября 2000 года, опираясь на положения статьи 30 (4а) Венской конвенции 1969 года, применяя по аналогии нормы статьи 59 (1а) Венской конвенции 1969 года, явно выразили свое намерение прекратить применение Правил от 24 сентября 1993 года в отношениях между собой. Однако Республика Узбекистан и Туркменистан не присоединились к данному Решению.
Таким образом, по вопросу определения страны происхождения товаров имеется два действующих международных соглашения: Соглашение от 15 апреля 1994 года и Решение Совета глав правительств от 30 ноября 2000 года. Оба акта содержат Правила определения страны происхождения товаров, которые в качестве неотъемлемой части соответствующих соглашений имеют обязательную силу. В ситуации, когда последовательно заключены два соглашения по одному и тому же вопросу, подлежит применению один из общих принципов права «lex posterior derogat priori» (более поздний закон отменяет более ранний) и правила пункта 4 статьи 30 Венской конвенции 1969 года, предусматривающие: если не все участники последующего договора являются участниками предыдущего договора, то в отношениях между ними применяются нормы последующего договора, а нормы предыдущего – только в той части, в которой они не противоречат положениям последующего. Взаимные права и обязательства в отношениях между государством – участником обоих договоров и государством – участником только одного договора регулируются договором, участниками которого являются оба государства.
В связи с тем, что все государства, подписавшие Решение от 30 ноября 2000 года, являются участниками Соглашения от 15 апреля 1994 года, по общему правилу, во взаимоотношениях государств, подписавших Решение от 30 ноября 2000 года, применяются Правила от 30 ноября 2000 года, а в отношениях между государством, подписавшим Решение от 30 ноября 2000 года и государством – участником Соглашения от 15 апреля 1994 года, не подписавшим Решение от 30 ноября 2000 года (в частности Республикой Узбекистан), применяются Правила от 24 сентября 1993 года.
В соответствии со статьей 34 Венской конвенции 1969 года Решение Совета глав правительств от 30 ноября 2000 года как международный договор не создает прав и обязательств для государств, не являющихся его участниками (для Республики Узбекистан и Туркменистана).
Согласно статье 41 Венской конвенции 1969 года допускается изменение договора во взаимоотношениях между отдельными его участниками, если возможность такого изменения предусматривается самим договором (пункт а); или такое изменение не запрещается договором (пункт b) и не влияет на пользование другими участниками своими правами по договору или на выполнение ими своих обязательств (пункт i); если такое изменение не затрагивает положения, отступление от которого является несовместимым с эффективным осуществлением объекта и целей договора в целом (пункт ii). Положение пункта 1 статьи 20 Соглашения от 15 апреля 1994 года предусматривает возможность Договаривающихся Сторон «выполнять взятые на себя обязательства в соответствии с иными международными соглашениями». Соответственно государства – участники Соглашения от 15 апреля 1994 года могут заключать между собой двусторонние соглашения, устанавливающие иные правила определения страны происхождения товаров, в частности во взаимоотношениях государств – участников Решения от 30 ноября 2000 года и государств – участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, не подписавших Решение от 30 ноября 2000 года. Экономический Суд СНГ считает, что государства – участники Соглашения от 15 апреля 1994 года, заключая двусторонние договоры, вправе предусмотреть в них применение Правил от 24 сентября 1993 года, Правил от 30 ноября 2000 года или каких-либо иных правил определения страны происхождения товаров с тем, чтобы последние согласно статье 20 Соглашения от 15 апреля 1994 года не противоречили положениям и целям данного Соглашения.
Как следует из материалов, представленных государствами, Республика Узбекистан заключила ряд двусторонних соглашений о свободной торговле с государствами – участниками Соглашения от 15 апреля 1994 года. В соглашениях о свободной торговле Республики Узбекистан с Республикой Казахстан от 2 июня 1997 года (пункт 3 статьи 2), Республикой Молдова от 30 марта 1995 года (пункт 3 статьи 4), Республикой Таджикистан от 10 января 1996 года (пункт 3 статьи 2), Украиной от 29 декабря 1994 года (пункт 3 статьи 1) предусматривается применение Правил от 24 сентября 1993 года. После принятия Правил от 30 ноября 2000 года изменения в двусторонние межправительственные соглашения Республики Узбекистан с Республикой Казахстан, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Украиной не вносились.
Ряд государств договорились разработать правила определения страны происхождения товаров в отдельном документе, которые будут являться неотъемлемой частью заключаемых между ними двусторонних соглашений (пункт 2 статьи 1 Соглашения о торговых отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 13 ноября 1992 года; пункт 2 статьи 1 Соглашения о торговых отношениях между Республикой Беларусь и Республикой Узбекистан от 21 января 1993 года). Однако такие правила определения страны происхождения товаров разработаны не были. В связи с тем, что двусторонние соглашения вступили в силу до разработки Правил от 24 сентября 1993 года и принятия Соглашения от 15 апреля 1994 года на практике во взаимоотношениях друг с другом упомянутые государства руководствуются либо Правилами от 24 сентября 1993 года, либо Правилами от 30 ноября 2000 года. Согласно ответам, полученным от Министерства промышленности, торговли и туризма Кыргызской Республики, Министерства экономики и торговли Республики Молдова, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, во взаимной торговле с Республикой Узбекистан для определения страны происхождения товаров эти государства руководствуются Правилами от 30 ноября 2000 года. Республика Беларусь во взаимной торговле с Республикой Узбекистан при перемещении товаров с территории Республики Беларусь на территорию Республики Узбекистан применяет Правила от 24 сентября 1993 года, а при импорте товаров из Республики Узбекистан – Правила от 30 ноября 2000 года.
После принятия Решения Совета глав правительств СНГ о Правилах от 30 ноября 2000 года между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о свободной торговле от 24 декабря 1996 года, утвердивший разработанные Сторонами Правила определения страны происхождения товаров. Протокол ратифицирован Кыргызской Республикой 22 декабря 2005 года. Информации от Республики Узбекистан о выполнении соответствующих внутригосударственных процедур для вступления Протокола в силу не имеется. При отсутствии действующего двустороннего соглашения о торговых отношениях Республика Армения во взаимной торговле с Республикой Узбекистан руководствуется Правилами от 30 ноября 2000 года.
В отношении Российской Федерации и Туркменистана Соглашение от 15 апреля 1994 года применяется временно. В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Соглашения от 15 апреля 1994 года по истечении одного года с даты подписания Соглашения государства-участники, для которых Соглашение вступило в силу, вправе были принять решение относительно участия в Соглашении Договаривающихся Сторон, для которых оно применяется временно, однако до настоящего времени такое решение не принималось. Вместе с тем Соглашение от 15 апреля 1994 года продолжает применяться в отношениях Российской Федерации и Туркменистана с другими государствами-участниками, что, по мнению Экономического Суда СНГ, должно рассматриваться как выражение посредством молчаливого согласия воли государств – участников Соглашения от 15 апреля 1994 года о продолжении участия в нем указанных государств.
Анализ полученной от государств информации позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод, что отсутствие единых для всех участников зоны свободной торговли Правил определения страны происхождения товаров не может не сказаться на четком функционировании зоны свободной торговли, работе таможенных служб, создает препятствие для свободного движения товаров в рамках зоны свободной торговли, достижении тех целей, которые были поставлены при разработке новых Правил определения страны происхождения товаров, в частности товаров, основу производства которых составляют товары, ввозимые из третьих стран для дальнейшей переработки, реализации принятых на себя обязательств по унификации регулирования экономических отношений, документации, стандартов применительно к внешнеэкономической деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд СНГ РЕШИЛ:
Дать по запросу Министерства иностранных дел Республики Казахстан следующее толкование применения Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года.
1. Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года, применяются в торговых отношениях между государствами – участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, подписавшими указанное Решение.
В отношениях государств – участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, не подписавших Решение о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года, действуют Правила определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года.
2. Государства, подписавшие Решение о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года, в двусторонних договорах с государствами, в отношении которых действуют Правила определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года, вправе предусмотреть применение любых из указанных Правил либо иных правил, не противоречащих положениям и целям Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
3. Для эффективного функционирования зоны свободной торговли рекомендовать государствам – участникам Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, не являющимся участниками Решения о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года, присоединиться к указанному Решению.
4. Копию решения направить Министерству иностранных дел Республики Казахстан и для сведения – правительствам государств – участников Содружества Независимых Государств, Исполнительному комитету СНГ, Экономическому совету СНГ.
5. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств – участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
6. Решение окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
А.Ш.Керимбаева |