Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 мая 2009 г. № 673
Об информационных ресурсах, информационных системах и государственных цифровых платформах
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2012 г. № 626 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.07.2012, 5/35942);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 августа 2013 г. № 718 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.08.2013, 5/37685);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2014 г. № 335 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.04.2014, 5/38700);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2020 г. № 159 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.03.2020, 5/47925);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2022 г. № 597 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.09.2022, 5/50678) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 15 сентября 2022 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 10 октября 2022 г.;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2022 г. № 597 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.09.2022, 5/50678) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 15 сентября 2022 г. и 10 октября 2022 г.;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2024 г. № 184 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.03.2024, 5/52917)
На основании статей 23, 24 и 26 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», пункта 17 Положения о порядке реализации и финансирования мероприятий в сфере цифрового развития, осуществления государственных закупок в данной сфере, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2023 г. № 381, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
Положение о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов (прилагается);
Положение о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов (прилагается);
Положение о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем (прилагается);
Положение о порядке государственной регистрации государственных цифровых платформ (прилагается).
2. Определить, что в 2009 году финансирование работ по государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем осуществляется за счет средств республиканского бюджета, выделяемых Министерству связи и информатизации на научную, научно-техническую и инновационную деятельность.
3. Республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам:
3.1. в трехмесячный срок:
согласовать с Министерством связи и информатизации состав, учитываемые информационные объекты, перечень используемых идентификаторов государственных информационных ресурсов, владельцами которых они являются;
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации;
3.2. в шестимесячный срок направить в Министерство связи и информатизации заявки на регистрацию государственных информационных систем, введенных в действие до вступления в силу настоящего постановления.
4. Министерству финансов ежегодно предусматривать при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год средства Министерству связи и информатизации для финансирования работ по государственной регистрации информационных ресурсов, информационных систем и государственных цифровых платформ.
5. Министерству связи и информатизации в шестимесячный срок:
утвердить перечень государственных информационных ресурсов;
принять необходимые меры для создания Государственного регистра информационных систем и определить организацию, ответственную за его формирование и ведение;
обеспечивать доведение до заинтересованных сведений об информационных системах, включенных в Государственный регистр информационных систем;
принять иные меры по реализации настоящего постановления.
6. Признать утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению.
7. Настоящее постановление вступает в силу с 27 мая 2009 г.
Премьер-министр Республики Беларусь |
С.Сидорский |
|
Постановление 26.05.2009 № 673 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется состав государственных информационных ресурсов, порядок их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов субъектами информационных отношений, направленные на обеспечение информационной совместимости государственных информационных ресурсов и применение унифицированных способов доступа пользователей к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.
Действие настоящего Положения не распространяется на взаимодействие субъектов информационных отношений, касающееся распространения и (или) предоставления сведений, составляющих государственные секреты, и пользования такими сведениями.
2. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 460 «Об общегосударственной автоматизированной информационной системе», а также следующие термины и их определения:
информационный объект – описание субъекта (субъектов) и (или) объекта (объектов) информационных отношений в государственных информационных ресурсах исходя из назначения государственных информационных ресурсов;
идентификатор – уникальные данные, обеспечивающие поиск определенной информации в государственных информационных ресурсах и интеграцию государственных информационных ресурсов, значение которых единственно возможным способом характеризует (идентифицирует) каждый информационный объект;
общегосударственная автоматизированная информационная система (далее – ОАИС) – межведомственная государственная информационная система, предназначенная для обеспечения эффективного электронного информационного взаимодействия в автоматическом и (или) автоматизированном режимах государственных органов, в том числе судов, и государственных организаций между собой, а также с иными организациями, нотариусами и гражданами посредством защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры;
пользование документированной информацией из государственных информационных ресурсов – доступ пользователей к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, с целью ее получения, распространения и (или) предоставления.
ГЛАВА 2
СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
3. По структуре государственные информационные ресурсы подразделяются на:
базовые;
республиканские;
региональные (территориальные).
4. Базовыми государственными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, предназначенные для общего использования всеми субъектами информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий и (или) прав.
5. Критерием отнесения государственного информационного ресурса к базовым в соответствии с его назначением является его исключительное право первоначального описания и идентификации информационного объекта с использованием базового идентификатора.
Структура базового идентификатора и порядок его присвоения определяются владельцем базового государственного информационного ресурса, если иное не установлено законодательными актами.
6. Республиканскими государственными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, создаваемые республиканскими органами государственного управления – владельцами республиканских государственных информационных ресурсов при реализации ими своих полномочий.
Такие государственные информационные ресурсы формируются с использованием базовых идентификаторов и идентифицируемой ими информации из базовых государственных информационных ресурсов.
7. Республиканские государственные информационные ресурсы могут содержать и идентифицировать с использованием республиканских идентификаторов информационные объекты, первоначально возникающие в них, если они не относятся к базовым или иным республиканским государственным информационным ресурсам.
Структура республиканского идентификатора, порядок его присвоения, а также порядок расширения состава и внесения изменений в республиканский государственный информационный ресурс определяются его владельцем, если иное не установлено законодательными актами.
8. В состав республиканских государственных информационных ресурсов входят государственные информационные ресурсы из состава государственных кадастров, регистров, реестров, классификаторов, обладающие информацией о нормативных правовых актах, содержащие социальную и финансово-экономическую информацию (статистика, здравоохранение, демография, образование, сельское хозяйство, инвестиции и инновации, культура, информация о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, другие государственные информационные ресурсы профессиональной или тематической направленности).
9. Региональными (территориальными) государственными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, создаваемые местными исполнительными и распорядительными органами – владельцами региональных (территориальных) государственных информационных ресурсов при реализации ими своих полномочий.
Такие государственные информационные ресурсы формируются с использованием базовых и республиканских идентификаторов и идентифицируемой ими информации из базовых и республиканских государственных информационных ресурсов.
10. Региональные (территориальные) государственные информационные ресурсы могут содержать и идентифицировать с использованием региональных (территориальных) идентификаторов информационные объекты, первоначально возникающие в них, если они не относятся к базовым или республиканским государственным информационным ресурсам.
Структура регионального (территориального) идентификатора, порядок его присвоения, а также порядок расширения состава и внесения изменений в региональный (территориальный) государственный информационный ресурс определяются его владельцем, если иное не установлено законодательными актами.
11. В состав региональных (территориальных) государственных информационных ресурсов входят государственные информационные ресурсы, содержащие социальную, финансово-экономическую и иную информацию, необходимую для осуществления государственного управления на уровне административно-территориальных единиц.
Региональные (территориальные) государственные информационные ресурсы в соответствии с областью их действия могут являться источниками первичного учета и идентификации информационных объектов базовых и (или) республиканских государственных информационных ресурсов.
12. Обмен информацией между государственными информационными ресурсами и негосударственными информационными ресурсами организуется на принципах соблюдения единой идентификации информационных объектов государственных информационных ресурсов, а также унифицированных форматов обмена данными.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
13. Координация работ по формированию государственных информационных ресурсов осуществляется Министерством связи и информатизации.
14. Порядок формирования государственных информационных ресурсов характеризуется и определяется перечнем информационных и (или) электронных услуг, оказываемых с использованием информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, а также составом:
информационных объектов государственных информационных ресурсов в соответствии с областью их действия;
соответствующих идентификаторов информационных объектов;
субъектов информационных отношений – поставщиков документированной информации для размещения в государственных информационных ресурсах;
взаимодействующих государственных информационных ресурсов.
15. Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется на основе документированной информации, создаваемой, обрабатываемой и накапливаемой в процессе:
осуществления государственными органами и государственными организациями своих полномочий;
взаимодействия государственных органов и государственных организаций между собой, а также с государственными органами иностранных государств, международными организациями, юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, иными субъектами информационных отношений.
16. Документирование информации является обязательным условием включения информации в государственные информационные ресурсы. Документированная информация может выступать в виде отдельного документа или совокупности документов, в том числе в виде электронного документа. Документированная информация в государственных информационных ресурсах должна быть систематизирована, классифицирована и обеспечена соответствующими реквизитами владельцев государственных информационных ресурсов.
17. При формировании государственных информационных ресурсов их владельцы имеют право заключать соглашения (договоры) с субъектами информационных отношений в целях получения и (или) использования необходимой информации, в том числе содержащейся в негосударственных информационных ресурсах.
18. Организация взаимосвязи государственных информационных ресурсов на информационном уровне осуществляется посредством использования базовых, республиканских и региональных (территориальных) идентификаторов.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
20. Если иное не установлено законодательными актами, доступ пользователей в автоматическом и (или) автоматизированном режимах к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, организуется посредством ОАИС либо обеспечивается их владельцами на период проведения технических и организационных мероприятий по интеграции государственных информационных ресурсов (систем) с ОАИС.
При решении вопросов интеграции информационных ресурсов (систем) с ОАИС должны учитываться техническая готовность ОАИС, государственных информационных ресурсов (систем), определяться сроки проведения соответствующих технических и организационных мероприятий.
23. Исключен.
24. Способы идентификации и аутентификации пользователей информации государственных информационных ресурсов в ОАИС, а также учета их действий определяются оператором ОАИС с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации.
25. Исключен.
ГЛАВА 5
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
26. Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, имеют право:
распространять и (или) предоставлять информацию, пользоваться ею;
устанавливать дополнительные правила, условия доступа и использования государственных информационных ресурсов, не противоречащие настоящему Положению и другим актам законодательства;
требовать от других субъектов информационных отношений в рамках своих полномочий и в определенных законодательством случаях предоставления документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов;
использовать при формировании государственных информационных ресурсов информацию, содержащуюся в негосударственных информационных ресурсах, с согласия их собственников (владельцев);
осуществлять иные действия в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», настоящим Положением и иными актами законодательства.
27. Обладатель информации вправе требовать указать себя в качестве источника информации, ставшей общедоступной по его решению, при ее распространении и (или) предоставлении другим лицам.
28. Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, обязаны в пределах своей компетенции:
осуществлять деятельность по формированию государственных информационных ресурсов, организации доступа, пользованию и предоставлению документированной информации из государственных информационных ресурсов посредством оказания информационных и (или) электронных услуг с соблюдением требований, установленных настоящим Положением и иными актами законодательства;
включать в государственные информационные ресурсы, пользоваться и своевременно предоставлять из государственных информационных ресурсов объективную, полную и достоверную информацию, обеспечивать актуальность содержащейся в них информации;
при осуществлении своих функций обеспечивать соблюдение прав и законных интересов иных субъектов информационных отношений, в том числе и на получение общедоступной информации;
распространять и (или) предоставлять информацию, в отношении которой законодательными актами установлена обязательность ее распространения и (или) предоставления;
создавать условия для своевременного и эффективного использования информации государственными органами и государственными организациями при осуществлении ими своих полномочий;
принимать в соответствии с законодательством меры по защите и обеспечению сохранности информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, осуществлять ее архивное хранение;
осуществлять контроль за состоянием государственных информационных ресурсов и порядком использования информации;
обеспечивать интеграцию и информационное взаимодействие государственных информационных ресурсов посредством ОАИС;
исполнять другие обязанности в соответствии с актами законодательства и настоящим Положением.
29. Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление документированной информации из государственных информационных ресурсов, несут ответственность за:
достоверность и полноту информации, включаемой в государственные информационные ресурсы, а также информации, предоставляемой из государственных информационных ресурсов;
нарушение порядка распространения и (или) предоставления информации;
неправомерный доступ, уничтожение, изменение, использование, распространение и (или) предоставление информации, а также иные неправомерные действия, совершенные непосредственно ими и (или) другими субъектами информационных отношений вследствие их неправомерных действий;
непринятие соответствующих мер по защите информации.
Субъекты информационных отношений, ответственные за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и предоставление содержащейся в них информации, несут ответственность за допущенные ими нарушения в соответствии с законодательными актами.
30. При организации доступа субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, размер оплаты за пользование государственными информационными ресурсами и содержащейся в них информацией определяется в соответствии с законодательством.
|
Постановление 26.05.2009 № 673 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов (далее – регистр).
Действие настоящего Положения не распространяется на порядок государственной регистрации информационных ресурсов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты.
2. Негосударственные информационные ресурсы регистрируются в регистре на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами. В указанных случаях негосударственные информационные ресурсы регистрируются в порядке, установленном настоящим Положением.
3. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации».
4. Государственный регистр информационных ресурсов является республиканским государственным информационным ресурсом, включающим в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных ресурсов с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них.
Основными задачами регистра являются:
учет, обработка, систематизация, накопление и предоставление информации об имеющихся в Республике Беларусь информационных ресурсах, способах и условиях доступа к ним, иных сведениях;
формирование перечня информационных ресурсов, разрешенных к использованию субъектами информационных отношений.
5. Предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, допускается только после их государственной регистрации.
6. Ведение регистра осуществляет республиканское унитарное предприятие «Центр цифрового развития» (далее – Центр цифрового развития).
Центр цифрового развития оказывает методическую помощь субъектам информационных отношений в подготовке заявления о регистрации информационных ресурсов.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РЕГИСТРА
7. Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется Министерством связи и информатизации в лице Центра цифрового развития на основании заявления о регистрации информационного ресурса, подаваемого его собственником (владельцем) (далее, если иное не предусмотрено в настоящем Положении, – заявитель).
8. Форма заявления о регистрации информационного ресурса устанавливается Министерством связи и информатизации.
9. Заявления о регистрации государственного информационного ресурса представляются в Центр цифрового развития заявителем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки в постоянную эксплуатацию информационной системы, в состав которой входит информационный ресурс.
Представление заявлений о регистрации негосударственных информационных ресурсов может осуществляться на любом этапе эксплуатации таких ресурсов.
Заявление о регистрации информационного ресурса может быть представлено в письменной форме либо электронной форме через единый портал электронных услуг в соответствии с законодательством об административных процедурах.
10. Ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлениях о регистрации информационного ресурса, несут заявители.
11. Центр цифрового развития в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления о регистрации информационного ресурса осуществляет проверку правильности его оформления и в случае несоблюдения требований к форме или содержанию заявления о регистрации информационного ресурса принимает решение об отказе в принятии такого заявления и направляет заявителю уведомление о принятом решении в соответствии с законодательством об административных процедурах.
12. Условиями государственной регистрации информационных ресурсов являются:
соответствие информационных ресурсов фактическим и формальным характеристикам (признакам) информационных ресурсов и требованиям Положения о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов, утвержденного постановлением, утвердившим настоящее Положение;
отсутствие аналогичных зарегистрированных и эксплуатируемых информационных ресурсов.
13. В целях оценки соответствия заявляемого информационного ресурса условиям, указанным в пункте 12 настоящего Положения, Центр цифрового развития создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии и положение о ней утверждается приказом руководителя Центра цифрового развития по согласованию с Министерством связи и информатизации.
14. Экспертная комиссия рассматривает заявления о регистрации информационного ресурса в течение пяти рабочих дней со дня их поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать вывод о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационных ресурсов условиям, указанным в пункте 12 настоящего Положения.
15. Исключен.
16. Центр цифрового развития в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения положительного экспертного заключения включает информационный ресурс в регистр посредством государственной информационной системы «Витрина цифровых проектов» с присвоением информационному ресурсу регистрационного номера и направляет заявителю уведомление о принятом решении в письменной форме либо электронной форме через единый портал электронных услуг в соответствии с законодательством об административных процедурах.
17. При получении отрицательного экспертного заключения Центр цифрового развития отказывает в регистрации информационного ресурса, о чем в срок не позднее трех рабочих дней уведомляет заявителя в письменной форме либо электронной форме через единый портал электронных услуг в соответствии с законодательством об административных процедурах.
18. Дата включения информационного ресурса в регистр является датой его введения в эксплуатацию, а также датой готовности государственного информационного ресурса к оказанию на его основе информационных и (или) электронных услуг (в случае их оказания).
19. В случае прекращения эксплуатации зарегистрированного информационного ресурса его собственник (владелец) в срок не позднее тридцати календарных дней до даты прекращения такой эксплуатации в письменной форме либо электронной форме посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов извещает об этом Центр цифрового развития с указанием регистрационного номера информационного ресурса, причин и даты прекращения его постоянной эксплуатации.
На основании полученного извещения Центр цифрового развития вносит сведения в регистр как о выведенном из эксплуатации информационном ресурсе с даты, указанной в извещении.
20. В случае внесения изменений в зарегистрированный информационный ресурс его собственник (владелец) не позднее тридцати календарных дней с даты внесения таких изменений в письменной форме либо электронной форме посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов (по форме заявления о регистрации информационного ресурса) извещает об этом Центр цифрового развития, что является основанием для внесения сведений о таких изменениях в регистр (в случае необходимости).
21. Исключен.
22. Исключен.
23. Актуализация регистра осуществляется на основании заявлений о регистрации информационных ресурсов, а также в результате проведения Центром цифрового развития мониторинга соответствия информации об информационных ресурсах в регистре их реальному состоянию.
24. Заявитель имеет право обжаловать решение Центра цифрового развития об отказе в регистрации информационного ресурса в Министерство связи и информатизации.
ГЛАВА 3
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
25. Центр цифрового развития ежегодно представляет в Министерство связи и информатизации отчет о регистрации информационных ресурсов в виде электронного документа.
26. Исключен.
28. Архивная копия регистра при выводе его из эксплуатации передается Центром цифрового развития на постоянное хранение в порядке, установленном законодательством в сфере архивного дела и делопроизводства.
|
Постановление 26.05.2009 № 673 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок государственной регистрации информационных систем, порядок использования государственных информационных систем и порядок ведения Государственного регистра информационных систем.
Действие настоящего Положения не распространяется на порядок государственной регистрации информационных систем, содержащих государственные секреты.
2. Негосударственные информационные системы регистрируются в Государственном регистре информационных систем на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами. В указанных случаях негосударственные информационные системы регистрируются в порядке, установленном настоящим Положением.
3. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации».
ГЛАВА 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
4. Использование государственных информационных систем осуществляется субъектами информационных отношений, имеющими к ним доступ, в целях получения, распространения и (или) предоставления информации, реализации права на пользование информацией.
5. Предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных системах, допускается только после их государственной регистрации.
6. При использовании государственных информационных систем должны быть обеспечены:
доступность для пользователей;
гарантированный и безопасный доступ пользователей к информации, содержащейся в них;
своевременность предоставления информации пользователям;
безопасный обмен информацией между пользователями;
конфиденциальность использования информации в государственных информационных системах на основе разграничения доступа к ресурсам, содержащимся в них, в пределах предоставленных пользователям полномочий;
целостность данных при формировании, передаче, использовании, обработке и хранении информации;
реализация мер по защите информации в соответствии с законодательством о защите информации;
надежность функционирования и устойчивость к программным техническим сбоям, включая случаи некорректной работы пользователей;
возможность дальнейшего расширения государственных информационных систем путем модернизации программных и технических средств, включения в них новых компонентов;
иные критерии (характеристики), связанные с эффективностью использования государственных информационных систем и информации, содержащейся в них.
7. Если иное не установлено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, условия пользования конкретной государственной информационной системой определяются на основании положения о ней, которое разрабатывается и утверждается ее владельцем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки государственной информационной системы в постоянную эксплуатацию, и доводятся до сведения всех заинтересованных субъектов информационных отношений.
8. Исключен.
9. Использование в государственных информационных системах средств криптографической защиты информации, в том числе средств электронной цифровой подписи, осуществляется в порядке, установленном законодательством.
10. Исключен.
11. Организация взаимодействия государственных информационных систем осуществляется посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее – ОАИС) в случаях и порядке, определенных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, либо обеспечивается их владельцами на период проведения технических и организационных мероприятий по интеграции с ОАИС.
12. Государственные информационные системы используются в целях:
обеспечения функционирования государственных информационных ресурсов;
предоставления содержащейся в них информации;
информационного взаимодействия субъектов информационных отношений;
реализации иных задач в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.
13. При создании (модернизации) государственных информационных систем, подлежащих интеграции с ОАИС, субъекты информационных отношений учитывают единые технические требования ОАИС в целях минимизации финансовых расходов, связанных с такой интеграцией.
14. Исключен.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
15. Государственная регистрация информационных систем направлена на:
обеспечение взаимодействия информационных систем на основе использования общих требований, правил, протоколов и форматов;
создание единых (унифицированных) способов доступа пользователей к информации, содержащейся в информационных ресурсах.
16. Государственная регистрация информационных систем осуществляется Министерством связи и информатизации или уполномоченной им организацией (далее, если иное не предусмотрено в настоящем Положении, – регистрирующая организация) на основании заявления о регистрации информационных систем, подаваемого их собственником (владельцем) (далее, если иное не предусмотрено в настоящем Положении, – заявитель).
17. Регистрирующая организация оказывает методическую помощь субъектам информационных отношений в подготовке заявления о регистрации информационных систем.
18. Форма заявления о регистрации информационных систем устанавливается Министерством связи и информатизации.
19. Заявления о регистрации государственных информационных систем представляются в регистрирующую организацию заявителем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки информационной системы в постоянную эксплуатацию.
Представление заявлений о регистрации негосударственных информационных систем может осуществляться на любом этапе эксплуатации таких систем.
Заявление о регистрации информационной системы может быть представлено в письменной форме либо электронной форме через единый портал электронных услуг в соответствии с законодательством об административных процедурах.
20. Ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлениях о регистрации информационной системы, несут заявители.
21. Регистрирующая организация в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления о регистрации информационной системы осуществляет проверку правильности его оформления и в случае несоблюдения требований к форме или содержанию заявления о регистрации информационной системы принимает решение об отказе в принятии такого заявления и направляет заявителю уведомление о принятом решении в соответствии с законодательством об административных процедурах.
22. Условиями государственной регистрации информационной системы являются:
соответствие информационной системы заявленным характеристикам и требованиям настоящего Положения;
регистрация всех информационных ресурсов, содержащихся в ней.
23. В целях оценки соответствия заявляемой информационной системы условиям, указанным в пункте 22 настоящего Положения, регистрирующая организация создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии и положение о ней утверждаются приказом руководителя регистрирующей организации по согласованию с Министерством связи и информатизации.
24. Экспертная комиссия рассматривает заявления о регистрации информационной системы в течение пяти рабочих дней со дня их поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать вывод о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационной системы условиям, указанным в пункте 22 настоящего Положения.
26. Регистрирующая организация в срок не позднее семи рабочих дней со дня получения положительного экспертного заключения включает информационную систему в Государственный регистр информационных систем посредством государственной информационной системы «Витрина цифровых проектов» с присвоением информационной системе регистрационного номера и направляет заявителю уведомление о принятом решении в письменной форме либо электронной форме через единый портал электронных услуг в соответствии с законодательством об административных процедурах.
27. При получении отрицательного экспертного заключения регистрирующая организация отказывает в регистрации информационной системы, о чем в срок не позднее пяти рабочих дней уведомляет в письменной форме либо электронной форме через единый портал электронных услуг в соответствии с законодательством об административных процедурах.
28. Исключен.
29. В случае прекращения действия зарегистрированной информационной системы собственник (владелец) такой системы в срок не позднее тридцати календарных дней до даты прекращения ее действия в письменной форме либо электронной форме посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов уведомляет об этом регистрирующую организацию с указанием регистрационного номера информационной системы, причин и даты прекращения ее действия.
На основании полученного извещения регистрирующая организация вносит сведения в Государственный регистр информационных систем как о прекратившей действие информационной системе с даты, указанной в извещении.
30. В случае внесения изменений в действующую и зарегистрированную информационную систему ее собственник (владелец) не позднее тридцати календарных дней с даты внесения изменений в письменной форме либо электронной форме посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов (по форме заявления о регистрации информационной системы) извещает об этом регистрирующую организацию, что является основанием для внесения сведений о таких изменениях в Государственный регистр информационных систем (в случае необходимости).
ГЛАВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТР ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
31. Государственный регистр информационных систем (далее – регистр) является республиканским государственным информационным ресурсом, включающим в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных систем с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них.
32. Основными задачами регистра являются:
учет, обработка, систематизация, накопление и предоставление информации об имеющихся в Республике Беларусь информационных системах, их назначении и составе, способах и условиях доступа к ним, иных сведениях;
формирование перечня зарегистрированных информационных систем, разрешенных к использованию субъектами информационных отношений.
33. Формирование и ведение регистра осуществляет регистрирующая организация.
34. Актуализация регистра осуществляется на основании заявлений о регистрации информационных систем, а также в результате проведения регистрирующей организацией мониторинга соответствия информации об информационных системах в регистре их реальному состоянию.
35. Регистрирующая организация ежегодно представляет в Министерство связи и информатизации отчет о регистрации информационных систем в виде электронного документа.
36. Исключен.
37. Исключен.
38. Архивная копия регистра при выводе его из эксплуатации передается регистрирующей организацией на постоянное хранение в порядке, установленном законодательством в сфере архивного дела и делопроизводства.
ГЛАВА 5
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
39. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий и (или) прав при использовании информационных систем имеют право:
использовать ОАИС для доступа к информационным ресурсам либо иным информационным системам;
распространять и (или) предоставлять информацию, пользоваться ею;
обоснованно запрещать или ограничивать передачу, распространение и (или) предоставление информации, содержащейся в информационных системах;
определять дополнительные правила и условия доступа и использования информационных систем, не противоречащие Закону Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», настоящему Положению и иным актам законодательства;
требовать от других субъектов информационных отношений в определенных законодательством случаях выполнения общих требований, правил, протоколов и форматов взаимодействия с информационными системами;
осуществлять иные действия в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», настоящим Положением, иными актами законодательства.
40. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий и (или) прав при использовании информационных систем обязаны:
выполнять общие требования, правила, протоколы и форматы взаимодействия информационных систем;
оказывать информационные и (или) электронные услуги с соблюдением требований, установленных Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», настоящим Положением и иными актами законодательства;
соблюдать права и законные интересы иных субъектов информационных отношений;
использовать и своевременно предоставлять объективную, полную и достоверную информацию;
распространять и (или) предоставлять информацию, в отношении которой законодательными актами установлена обязательность ее распространения и (или) предоставления;
в случаях, предусмотренных законодательными актами, обеспечивать защиту информации, обрабатываемой в информационных системах;
осуществлять контроль состояния информационных систем и порядка ее использования;
исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Положением и иными актами законодательства.
41. Субъекты информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий при использовании информационных систем несут ответственность за:
распространение и (или) предоставление информации лицам, не имеющим права доступа к такой информации;
нарушение порядка распространения и (или) предоставления общедоступной информации, а также информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами;
неправомерный доступ, уничтожение, изменение, использование, распространение и (или) предоставление информации, а также иные неправомерные действия, совершенные как непосредственно, так и вследствие неправомерных действий другими субъектами информационных отношений;
непринятие в случаях, предусмотренных законодательными актами, соответствующих мер по защите информации;
невыполнение установленных общих требований, правил, протоколов и форматов взаимодействия информационных систем.
42. Субъекты информационных отношений при использовании информационных систем, распространении и (или) предоставлении содержащейся в них информации несут ответственность за допущенные ими нарушения в соответствии с законодательными актами.
43. Субъекты информационных отношений могут обладать правами и обязанностями, нести ответственность на основании заключаемых между ними договоров (соглашений).
|
Постановление |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке государственной регистрации государственных цифровых платформ
1. Настоящим Положением определяется порядок государственной регистрации государственных цифровых платформ.
Действие настоящего Положения не распространяется на порядок государственной регистрации государственных цифровых платформ, содержащих сведения, составляющие государственные секреты.
2. Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и Указом Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации».
3. Предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся на государственных цифровых платформах, допускается только после их государственной регистрации.
4. Государственная регистрация государственных цифровых платформ осуществляется республиканским унитарным предприятием «Центр цифрового развития» (далее – Центр цифрового развития) на основании заявления о регистрации государственной цифровой платформы, подаваемого ее собственником (владельцем) (далее, если не предусмотрено иное, – заявитель).
5. Форма заявления о регистрации государственной цифровой платформы устанавливается Министерством связи и информатизации.
6. Центр цифрового развития оказывает методическую помощь субъектам информационных отношений в подготовке заявления о регистрации государственной цифровой платформы.
7. Заявление о регистрации государственной цифровой платформы представляется в Центр цифрового развития заявителем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки государственной цифровой платформы в постоянную эксплуатацию.
Заявление о регистрации государственной цифровой платформы может быть представлено в письменной форме либо с 1 января 2025 г. в электронной форме через единый портал электронных услуг в соответствии с законодательством об административных процедурах.
8. Ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлениях о регистрации государственной цифровой платформы, несут заявители.
9. Центр цифрового развития в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления о регистрации государственной цифровой платформы осуществляет проверку правильности его оформления и в случае несоблюдения требований к форме или содержанию заявления о регистрации государственной цифровой платформы принимает решение об отказе в принятии такого заявления и направляет заявителю уведомление о принятом решении в соответствии с законодательством об административных процедурах.
10. Условием государственной регистрации государственных цифровых платформ является их соответствие заявленным характеристикам.
11. В целях оценки соответствия условию, указанному в пункте 10 настоящего Положения, Центр цифрового развития создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии и положение о ней утверждаются приказом руководителя Центра цифрового развития по согласованию с Министерством связи и информатизации.
12. Экспертная комиссия рассматривает заявления о регистрации государственной цифровой платформы в течение пяти рабочих дней со дня их поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать вывод о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) государственной цифровой платформы условию, указанному в пункте 10 настоящего Положения.
13. Центр цифрового развития в срок не позднее семи рабочих дней со дня получения положительного экспертного заключения включает государственную цифровую платформу в регистр государственных цифровых платформ (далее – регистр) посредством государственной информационной системы «Витрина цифровых проектов» с присвоением государственной цифровой платформе регистрационного номера и направляет заявителю уведомление о принятом решении в письменной форме либо электронной форме через единый портал электронных услуг в соответствии с законодательством об административных процедурах.
14. При получении отрицательного экспертного заключения Центр цифрового развития отказывает в регистрации государственной цифровой платформы, о чем в срок не позднее пяти рабочих дней уведомляет заявителя в письменной форме либо электронной форме через единый портал электронных услуг в соответствии с законодательством об административных процедурах.
15. Дата включения государственной цифровой платформы в регистр является датой готовности государственной цифровой платформы к предоставлению информационных и (или) электронных услуг на ее основе.
16. В случае прекращения эксплуатации зарегистрированной государственной цифровой платформы ее собственник (владелец) в срок не позднее тридцати календарных дней до даты прекращения такой эксплуатации в письменной форме либо электронной форме посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов извещает об этом Центр цифрового развития с указанием регистрационного номера государственной цифровой платформы, причин и даты прекращения эксплуатации.
На основании полученного извещения Центр цифрового развития вносит сведения в регистр о прекратившей действие государственной цифровой платформе с даты, указанной в извещении.
17. В случае внесения изменений в действующую и зарегистрированную государственную цифровую платформу ее собственник (владелец) в срок не позднее тридцати календарных дней с даты внесения изменений в письменной форме либо электронной форме посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов (по форме заявления о регистрации цифровой платформы) извещает об этом Центр цифрового развития, что является основанием для внесения сведений о таких изменениях в регистр (в случае необходимости).
18. Регистр является республиканским государственным информационным ресурсом, включающим в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных государственных цифровых платформ с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к содержащейся в них информации.
19. Основными задачами регистра являются:
учет, обработка, систематизация, накопление и предоставление информации об имеющихся в Республике Беларусь государственных цифровых платформах, их назначении и составе, способах и условиях доступа к ним, иных сведений;
формирование перечня зарегистрированных государственных цифровых платформ, разрешенных к использованию субъектами информационных отношений.
20. Формирование и ведение регистра осуществляет Центр цифрового развития.
21. Актуализация регистра осуществляется на основании заявлений о регистрации государственной цифровой платформы, а также в результате проведения Центром цифрового развития мониторинга соответствия указанной в регистре информации о государственных цифровых платформах их реальному состоянию.
22. Центр цифрового развития ежегодно представляет в Министерство связи и информатизации отчет о государственной регистрации государственных цифровых платформ в виде электронного документа.
23. Архивная копия регистра при выводе его из эксплуатации передается Центром цифрового развития на постоянное хранение в порядке, установленном законодательством в сфере архивного дела и делопроизводства.
|
к постановлению 26.05.2009 № 673 |
ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 494 «Об утверждении Положения о порядке информационного взаимодействия государственных кадастров, регистров и иных информационных систем» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 31, 5/594).
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2000 г. № 1344 «О государственной регистрации информационных ресурсов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 84, 5/3953).
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784 «О Перечне информационных ресурсов, имеющих государственное значение» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 56, 5/6111).
4. Пункт 88 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2002 г. № 288 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 32, 5/10103).
5. Пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2002 г. № 1441 «О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784 и от 12 августа 2002 г. № 1098 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 119, 5/11324).
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 января 2004 г. № 69 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2000 г. № 1344» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 18, 5/13724).
7. Подпункт 5.4 пункта 5 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2004 г. № 298 «Вопросы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 52, 5/13979).
8. Подпункт 3.19 пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 302 «Об утверждении Положения о Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 54, 5/14018).
9. Подпункт 1.8 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2004 г. № 1056 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 144, 5/14785).
10. Пункт 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2005 г. № 1485 «О мерах по усилению контроля за использованием документов об образовании, выданных учреждениями образования Республики Беларусь, и внесении дополнения и изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 784» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 2, 5/16990).
11. Подпункт 1.35 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2006 г. № 990 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь в связи с реорганизацией системы республиканских органов государственного управления» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 146, 5/22839).
12. Подпункт 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 579 «Об отдельных вопросах Министерства связи и информатизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 5/25168).
13. Подпункт 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 1943 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 1, 5/28978).
14. Подпункт 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 2045 «О некоторых мерах по реализации Кодекса Республики Беларусь о недрах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 14, 5/29088).