Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 30.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 июня 2014 г. № 11

О применении судами законодательства о договорах найма жилых помещений государственного жилищного фонда

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 сентября 2021 г. № 8 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.10.2021, 6/1811);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 4 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.07.2022, 6/1841);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 октября 2024 г. № 7 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.11.2024, 6/1860)

 

Обсудив судебную практику, в целях единообразного применения судами законодательства по делам, вытекающим из договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что при разрешении споров, вытекающих из договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда, следует руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь (далее – ЖК), Положением о специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда и типовым договором найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 1408 (далее – Положение о специальных жилых помещениях), типовым договором найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2013 г. № 193, Положением об общежитиях и типовым договором найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 269, другими нормативными правовыми актами, регулирующими жилищные отношения.

2. Судам необходимо иметь в виду, что договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда заключается на основании решения государственного органа, другой государственной организации о предоставлении гражданину и членам его семьи жилого помещения государственного жилищного фонда, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 96 ЖК.

Договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда заключается в письменной форме и считается заключенным с даты его регистрации исполнительными комитетами, городскими районными администрациями.

Несоблюдение положений о порядке заключения и форме договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда может являться основанием удовлетворения иска об установлении факта ничтожности договора найма и применения последствий его недействительности.

3. При разрешении споров о праве владения и пользования жилым помещением государственного жилищного фонда судам следует учитывать, что согласно статье 23 ЖК такое право возникает не только на основании договора найма жилого помещения, но и на основании заключенного в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 24 ЖК письменного соглашения о признании членом семьи, а также по другим основаниям, предусмотренным ЖК и иными актами законодательства (например, в силу пункта 10 статьи 118 ЖК и пункта 17 Положения о специальных жилых помещениях у воспитанников детских интернатных учреждений право владения и пользования специальными жилыми помещениями возникает на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа).

Письменное соглашение о признании членом семьи заключается между нанимателем и его родственниками (за исключением близких родственников), свойственниками, нетрудоспособными иждивенцами. Отсутствие письменного соглашения не исключает возможности признания указанных лиц, а также иных граждан членами семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда в судебном порядке, если они не менее пяти лет проживают совместно с нанимателем в жилом помещении, о праве владения и пользования которым возник спор, и в течение этого срока ведут с ним общее хозяйство.

4. Разъяснить судам, что наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда вправе предоставить право владения и пользования занимаемым жилым помещением членам своей семьи, перечисленным в пункте 1 статьи 57 ЖК, с письменного согласия всех совершеннолетних членов его семьи, проживающих совместно с ним, а также с письменного согласия других нанимателей, если жилое помещение предоставлено по договорам найма нескольким нанимателям. Письменное согласие может быть выражено соответствующей записью в заявлении о регистрации по месту жительства.

Для предоставления нанимателем права владения и пользования жилым помещением родителям (усыновителям, удочерителям), детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругу (супруге) получение согласия других лиц не требуется.

Члены (бывшие члены) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, проживающие совместно с ним, вправе предоставить право владения и пользования занимаемым жилым помещением без согласия нанимателя и других лиц только своим несовершеннолетним детям.

5. Судам следует учитывать, что для отдельных видов жилых помещений государственного жилищного фонда законодательством могут быть установлены особенности предоставления нанимателями права владения и пользования занимаемым жилым помещением членам семьи. В частности, в соответствии с пунктом 7 статьи 116 ЖК предоставление такого права нанимателями жилых помещений в общежитиях членам семьи допускается только с согласия руководителя (уполномоченного им лица) государственного органа, другой организации, в ведении которых находится общежитие, и профсоюзного комитета (при его наличии).

6. Обратить внимание судов, что основания и порядок изменения, прекращения и расторжения договора найма жилого помещения определены статьями 60–62 ЖК.

Изменение договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда по требованию нанимателей, объединяющихся в одну семью, или вследствие признания нанимателем другого члена семьи, или по требованию совершеннолетнего члена семьи нанимателя при согласии заинтересованных лиц производится в порядке осуществления административных процедур (подпункт 1.1.13 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200).

Административное решение об отказе в изменении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда может быть обжаловано непосредственно в суд в порядке статей 353–358 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК).

7. Судам надлежит учитывать, что при отказе нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда и (или) проживающих совместно с ним членов семьи от изменения договора найма жилого помещения совершеннолетний член семьи нанимателя жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного договора найма в судебном порядке.

При заключении отдельного договора найма подсобные помещения остаются в общем владении и пользовании проживающих в жилом помещении граждан. Поэтому исковое требование об изменении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда с заключением отдельного договора найма может быть удовлетворено судом, если в соответствии с приходящейся на долю истца жилой площадью либо в соответствии с письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением ему может быть выделена изолированная жилая комната (комнаты).

Следует иметь в виду, что арендное жилье, жилые помещения социального пользования, в общежитиях, специальные жилые помещения разделу не подлежат (пункт 3 статьи 104, статья 115, пункт 3 статьи 117 ЖК). Поэтому члены семьи нанимателей таких жилых помещений не вправе требовать заключения с ними отдельного договора найма.

8. Обратить внимание судов, что договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда, заключенный на определенный срок или без указания срока, прекращается в связи со смертью, признанием судом безвестно отсутствующим или объявлением умершим нанимателя, если в жилом помещении не остались проживать совершеннолетние члены его семьи, имеющие право требовать заключения договора найма и признания их нанимателями на условиях ранее заключенного договора найма жилого помещения.

Договор найма жилого помещения, заключенный на определенный срок (в том числе на время трудовых (служебных) отношений), прекращается в связи с истечением его срока.

9. Разъяснить судам, что в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 62 ЖК договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда может быть расторгнут по инициативе каждой из сторон.

Особенностью расторжения договора найма жилого помещения по инициативе наймодателя является обязательное направление нанимателю предварительно, за один месяц, письменного предупреждения с указанием мотивов расторжения договора найма (пункт 5 статьи 62 ЖК). Срок предупреждения исчисляется со дня получения нанимателем письменного предупреждения.

Предварительное предупреждение не требуется при предъявлении иска о расторжении договора найма жилого помещения в связи с выездом нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи на место жительства в другое жилое помещение.

10. В силу положений пункта 2 статьи 64 ЖК правовым последствием прекращения либо расторжения договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда является выселение в судебном порядке нанимателя и проживающих совместно с ним граждан без предоставления другого жилого помещения в случае их отказа освободить занимаемое жилое помещение, если иные последствия не установлены законодательными актами. В частности, при расторжении или прекращении договора найма жилого помещения социального пользования с одним из членов семьи, проживавших совместно с нанимателем, может быть заключен договор найма жилого помещения социального пользования при наличии условий, предусмотренных пунктами 2–4 статьи 109 ЖК.

11. Если иск о расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда и выселение ответчиков затрагивает права и законные интересы проживающих в жилом помещении граждан, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности судом, выселение нанимателя жилого помещения и членов, бывших членов его семьи без согласия органа опеки и попечительства не допускается (часть вторая пункта 1 статьи 80 ЖК).

12. В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЖК при выезде нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда и проживающих совместно с ним членов семьи на место жительства в другое жилое помещение договор найма ранее занимаемого жилого помещения считается расторгнутым со дня их выезда.

Если из жилого помещения выехала не вся семья, то выбывшие наниматель, член (бывший член) семьи нанимателя могут быть в судебном порядке признаны утратившими право владения и пользования жилым помещением.

13. Разрешая спор об утрате ответчиком права владения и пользования жилым помещением государственного жилищного фонда, суду необходимо учитывать, что доказыванию и исследованию подлежит не только факт выезда ответчика из жилого помещения, о котором возник спор, но и то, в какое жилое помещение ответчик выехал и является ли оно постоянным или временным местом его проживания.

При этом следует иметь в виду, что в период временного отсутствия (в том числе в связи с выбытием по месту пребывания в другое жилое помещение) у нанимателя, членов, бывших членов его семьи сохраняются все права на жилое помещение в соответствии с договором найма жилого помещения (статья 59 ЖК).

14. Разъяснить судам, что доказательствами выбытия ответчика на место жительства в другое жилое помещение могут быть, в частности, сведения о приобретении им права владения и пользования другим жилым помещением и проживании в нем; об уклонении от выполнения обязанностей по договору найма жилого помещения, в том числе от внесения платы за пользование жилым помещением и (или) жилищно-коммунальными услугами; о снятии с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, о котором возник спор; о регистрации брака и проживании с семьей в другом жилом помещении.

15. Обратить внимание судов, что договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда может быть расторгнут по инициативе наймодателя при нарушении существенных условий договора нанимателем жилого помещения и (или) проживающими совместно с ним членами его семьи, что влечет их выселение (часть первая пункта 3 статьи 62 ЖК). В частности, подлежат выселению в соответствии с положениями статьи 80 ЖК наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда и проживающие совместно с ним члены семьи, имеющие без уважительных причин задолженность в течение шести месяцев по плате за жилищно-коммунальные услуги, плате за пользование жилым помещением, возмещению расходов на электроэнергию.

Правило пункта 2 статьи 80 ЖК о том, что такое выселение осуществляется после расторжения договора найма, не исключает совместного рассмотрения судом требований о расторжении договора найма жилого помещения и выселении.

Жилое помещение для выселения ответчиков предоставляется с соблюдением вида ранее заключенного договора найма жилого помещения и срока его действия, если договор найма жилого помещения был заключен на определенный срок. Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания и соответствовать санитарным и техническим требованиям. По площади это жилое помещение может быть менее 15 квадратных метров на одного человека и уступать ранее занимаемому жилому помещению по своим потребительским качествам.

Ненадлежащее исполнение обязательств по плате за пользование жилым помещением и (или) жилищно-коммунальные услуги, возмещению расходов на электроэнергию в случаях, предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 87 ЖК и абзацем третьим пункта 1 статьи 86 ЖК, влечет выселение нанимателей со всеми проживающими с ними лицами из общежитий и из арендного жилья без предоставления другого жилого помещения.

16. Разрешая споры о выселении нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда со всеми проживающими с ними гражданами по основаниям ненадлежащего исполнения обязательств по плате за жилищно-коммунальные услуги и пользование жилым помещением, по возмещению расходов на электроэнергию, судам следует иметь в виду, что истцом должны быть представлены, а судом надлежаще оценены доказательства, подтверждающие наличие задолженности в течение шести месяцев (для нанимателей, проживающих в арендном жилье, – наличие задолженности в размере шестимесячной платы за пользование арендным жильем и (или) платы за жилищно-коммунальные услуги, возмещения расходов на электроэнергию) без уважительных причин, расчет задолженности по каждому месяцу с указанием основного долга и пени.

Уважительными причинами невнесения платы за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали выполнению обязанностей по договору найма (например, беспомощное состояние плательщика, его тяжелая болезнь, последствия стихийных бедствий и иных чрезвычайных происшествий).

Суд вправе отказать в иске о выселении и в том случае, когда ответчик полностью погасил имеющуюся задолженность по плате за жилищно-коммунальные услуги и пользование жилым помещением до вынесения решения по существу спора.

17. При рассмотрении исков о выселении нанимателя, членов (бывших членов) его семьи по основаниям абзаца пятого пункта 1 статьи 79 ЖК в связи с нарушением правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, выразившимся в разрушении, порче жилого помещения государственного жилищного фонда, использовании его не по назначению, либо за иные нарушения требований ЖК, что делает невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном жилом доме, судам необходимо проверять, связаны ли действия виновных лиц с владением и пользованием одним жилым помещением, привлекались ли они за эти действия к административной ответственности, предупреждались ли собственником (уполномоченным им лицом) о возможности выселения без предоставления другого жилого помещения и допускали ли они аналогичные правонарушения в течение года после предупреждения.

В силу положений абзаца второго пункта 2 статьи 26 ЖК гражданам в области жилищных отношений запрещаются действия, приводящие к нарушению условий проживания граждан в жилых помещениях, а также препятствующие осуществлению прав и законных интересов других граждан. Поэтому к нарушениям ЖК, делающим невозможным проживание с нарушителем в одной квартире или в одном жилом доме, могут быть отнесены не только правонарушения, предусмотренные статьей 22.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), но и иные противоправные действия (например, предусмотренные статьей 10.1 КоАП).

Принимая во внимание порядок выселения по указанным основаниям нанимателя жилого помещения, предварительное предупреждение о расторжении договора найма не требуется.

18. В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 87 ЖК, пунктом 62 Положения об общежитиях прекращение трудового договора с организацией, предоставившей жилое помещение государственного жилищного фонда в общежитии в связи с трудовыми (служебными) отношениями, является основанием выселения работника из общежития со всеми проживающими совместно с ним гражданами без предоставления другого жилого помещения. Заявление гражданина о желании трудоустроиться в организацию, предоставившую жилое помещение в общежитии, может быть учтено судом только в том случае, когда уполномоченное должностное лицо этой организации согласно принять его на работу.

Наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда в общежитии, предоставленных до 2 марта 2013 года, не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения типовых потребительских качеств по мотиву прекращения трудовых отношений, если относятся к лицам, перечисленным в пункте 3 статьи 188 ЖК. Действие указанной гарантии сохраняется при предоставлении в установленном порядке организацией, в ведении которой находится общежитие, другого жилого помещения в этом или ином общежитии. Эти правила не относятся к работникам, трудовой договор (контракт) с которыми прекращен по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения (например, перечисленные в пункте 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).

Судам следует иметь в виду, что гарантии, предусмотренные пунктом 3 статьи 188 ЖК, не распространяются на граждан, которым жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитии предоставлены по ходатайству других организаций.

19. Разъяснить судам, что в силу положений пункта 2 статьи 87 ЖК независимо от наличия трудовых отношений с организацией, предоставившей жилое помещение, подлежат выселению из жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи:

имеющие в данном населенном пункте в собственности и (или) во владении и пользовании по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда жилые помещения общей площадью не менее 15 квадратных метров (в городе Минске – 10 квадратных метров) на одного человека, соответствующие установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

являющиеся членами организации застройщиков, – по истечении трех месяцев после приемки жилого дома в эксплуатацию;

имеющие без уважительных причин задолженность в течение шести месяцев по плате за жилищно-коммунальные услуги, плате за пользование жилым помещением, возмещению расходов на электроэнергию;

в случае систематического (три и более раза в течение календарного года) разрушения или порчи жилых помещений и мест общего пользования в общежитии либо использования их не по назначению либо систематического нарушения правил внутреннего распорядка в общежитии и правил пожарной безопасности, что делает невозможным для других проживание с ними в одном общежитии, если они были предупреждены о возможности выселения без предоставления другого жилого помещения и в течение календарного года после такого предупреждения допускали аналогичные нарушения.

Указанные обстоятельства влекут расторжение договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии, поэтому их установление не освобождает наймодателя от обязанности соблюдать требования пункта 5 статьи 62 ЖК о предварительном и своевременном направлении нанимателю жилого помещения в общежитии письменного предупреждения с указанием мотивов расторжения договора найма.

20. Судам надлежит учитывать, что по исковым требованиям о выселении из жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии по основаниям прекращения трудовых отношений с организацией, предоставившей общежитие, установленный законом трехлетний срок исковой давности исчисляется со дня прекращения трудовых отношений с лицом, которому это жилое помещение было предоставлено.

На требования о выселении граждан, которым право владения и пользования жилыми помещениями государственного жилищного фонда в общежитии было предоставлено по ходатайству других организаций (пункт 4 статьи 87 ЖК), а также о выселении членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения в общежитии, выехавшего на место жительства в другой населенный пункт или другое жилое помещение в данном населенном пункте (пункт 8 статьи 116 ЖК), срок исковой давности не распространяется.

Срок исковой давности не распространяется и на иски о выселении граждан, самоуправно занявших жилые помещения, о выселении граждан, которым жилое помещение государственного жилищного фонда предоставлено временно в безвозмездное владение и пользование, о выселении граждан, которым предоставлено право проживания в качестве опекунов (попечителей), так как независимо от срока проживания они самостоятельного права владения и пользования жилыми помещениями не приобретают.

21. Обратить внимание судов, что договор найма арендного жилья носит срочный характер. Исключения из этого правила допускаются в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Истечение срока действия договора найма арендного жилья влечет выселение нанимателя и проживающих с ним лиц без предоставления другого жилого помещения, кроме случаев, когда данный договор подлежит заключению на новый срок.

При разрешении споров о пользовании и владении арендным жильем следует иметь в виду, что с нанимателем, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по договору найма, по истечении срока действия договора заключается договор найма того же жилого помещения на новый срок. Это правило не распространяется на случаи прекращения трудовых (служебных) отношений, в связи с характером которых было предоставлено арендное жилье.

В случае включения в состав арендного жилья заселенных жилых помещений государственного жилищного фонда отказ нанимателя, совершеннолетних членов, бывших членов семей выбывших (умерших) нанимателей жилых помещений от заключения соответствующего договора найма арендного жилья не влечет их выселения, но не освобождает от обязанности оплачивать пользование арендным жильем.

22. Разрешая споры о жилых помещениях социального пользования государственного жилищного фонда, судам надлежит учитывать, что указанные жилые помещения предоставляются в наем только гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и требующим социальной защиты, перечень которых предусмотрен статьей 105 ЖК. Поэтому в случаях выезда нанимателя жилого помещения социального пользования на другое место жительства или его смерти (объявления умершим) совершеннолетние члены его семьи, обеспеченные в данном населенном пункте другим жилым помещением, соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров (в городе Минске – не менее 10 квадратных метров) на одного человека, подлежат выселению из жилого помещения социального пользования без предоставления другого жилого помещения (пункт 1 статьи 85 ЖК).

Для проверки соответствия жилого помещения установленным для проживания санитарным и техническим требованиям суд вправе поручить компетентным органам (например, санитарно-эпидемиологической службе) провести обследование жилого помещения и предоставить заключение, которое подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами.

23. Принимая во внимание, что специальные жилые помещения государственного жилищного фонда предназначаются для постоянного или временного проживания отдельных категорий граждан при наличии у них для этого оснований, особенности предоставления, владения и пользования такими жилыми помещениями наряду с ЖК определены специальным законодательством, в частности нормами Положения о специальных жилых помещениях. Прекращение оснований, по которым гражданам были предоставлены специальные жилые помещения, влечет их выселение.

К специальным жилым помещениям относятся в том числе жилые помещения маневренного фонда, в которые могут быть выселены для временного проживания наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда и члены их семей на период капитального ремонта или реконструкции жилого дома.

На основании решения о предоставлении на время капитального ремонта или реконструкции жилого дома жилого помещения маневренного фонда организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой это помещение находится, заключает срочный договор найма специального жилого помещения. При этом договор найма ранее занимаемого жилого помещения не расторгается.

В случае отказа граждан возвратиться в отремонтированное, реконструированное жилое помещение они подлежат выселению в это жилое помещение в судебном порядке. При рассмотрении таких дел судам следует тщательно проверять доводы ответчиков об уменьшении после ремонта (реконструкции) дома общей площади ранее занимаемого жилого помещения, поскольку у нанимателя возникает право требовать предоставления другого жилого помещения типовых потребительских качеств в порядке статьи 102 ЖК.

24. Основания для признания договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда недействительным и правовые последствия такого признания установлены статьями 65, 66 ЖК.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ЖК требование о признании недействительным договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда может быть предъявлено заинтересованным лицом в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания такого договора недействительным.

Судам следует учитывать, что в силу пункта 3 статьи 27 ЖК правила Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) о приостановлении, перерыве, восстановлении срока исковой давности (статьи 203, 204, 206 ГК) применяются и по требованиям в области жилищных правоотношений.

Суд вправе одновременно рассмотреть требования о недействительности договора найма и о выселении, так как признание договора найма жилого помещения недействительным влечет выселение нанимателя и проживающих с ним граждан в случае их отказа освободить жилое помещение.

25. Если при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства о договорах найма жилых помещений государственного жилищного фонда, будут обнаружены существенные недостатки в деятельности должностных лиц и государственных органов, факты нарушения жилищных прав и законных интересов граждан, судам в соответствии со статьей 325 ГПК необходимо реагировать на них вынесением частных определений.

26. Утратил силу.

27. Признать утратившими силу:

постановление Пленума Верховного Суда Белорусской ССР от 1 июня 1988 года № 2 «О применении судами республики жилищного законодательства и выполнении постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда БССР по делам о выселении»;

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 3 «О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 37, 6/218);

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 8 «О практике применения судами жилищного законодательства по делам о расторжении договора найма жилого помещения и выселении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 171, 6/686);

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 9 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 3 «О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 171, 6/687).

 

Председатель
Верховного Суда
Республики Беларусь

В.О.Сукало

 

 

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Республики Беларусь

Р.Г.Анискевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.