Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 03.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕЗЮМЕ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

(дело № СЕ-2-2/4-19-БК)

 

Ключевые слова:

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

О разъяснении положений пунктов 1 и 2 статьи 53 Договора во взаимосвязанном прочтении с положениями абзацев шестого и седьмого пункта 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Техническое регулирование – колесные транспортные средства – выпуск продукции в обращение – оценка соответствия объектов технического регулирования; заявители при оценке соответствия – юридические лица; заявители при оценке соответствия – физические лица.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 – Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Консультативное заключение – разъяснение Договора о Союзе – особые мнения.

 

Описание:

Евразийская экономическая комиссия обратилась в Суд ЕАЭС с заявлением о разъяснении положений Договора о Союзе, а именно пунктов 1 и 2 статьи 53 Договора о Союзе во взаимосвязанном прочтении с положениями абзацев шестого и седьмого пункта 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Союзе).

Основанием для обращения послужили результаты мониторинга и контроля исполнения государствами – членами ЕАЭС положений Договора о Союзе и решений Комиссии в сфере технического регулирования, в ходе чего была выявлена различная практика применения в государствах-членах положений технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877. Так, государства практиковали различный подход к регулированию получения физическими лицами документов об оценке соответствия в отношении транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Союза для личного пользования.

По мнению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, в соответствии с Договором о Союзе физическое лицо не может быть заявителем при осуществлении оценки соответствия требованиям ТР ТС 018/2011 единичных транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Союза для личного пользования.

Другие государства-члены, придерживаясь иного подхода, полагали, что любая продукция, в отношении которой установлены обязательные требования, должна быть безопасной, и может выпускаться в обращение только после прохождения процедур оценки соответствия.

31 октября 2019 года Большая коллегия Суда предоставила консультативное заключение, в котором пришла к выводу о том, что круг заявителей при оценке соответствия устанавливается техническим регламентом из числа лиц, зарегистрированных на территории государства-члена в соответствии с его законодательством – юридических лиц или физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, являющихся изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом, – в зависимости от особенностей объекта технического регулирования.

К консультативному заключению Суда приложены особые мнения судей Нешатаевой Т.Н. и Чайки К.Л.

 

Правовые позиции Большой Коллегии Суда:

1. Отсутствие у поставщика (лица, осуществляющего ввоз) продукции, входящей в единый перечень, в отношении которой действует технический регламент Союза, цели распространения этой продукции на территории Союза в ходе коммерческой деятельности не предполагает проверку продукции на соответствие требованиям технического регламента.

(абзац 3 п. 5 раздела «Выводы Суда»)

2. При оценке соответствия заявителями могут быть только субъекты, которые по смыслу нормы-определения пункта 2 Протокола занимаются поставкой или ввозом продукции с целью ее распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Из этого следует, что физические лица, ввозящие единичные товары для личного пользования, не могут быть заявителями при оценке соответствия.

(абзацы 4–5 п. 6 раздела «Выводы Суда»)

3. Круг субъектов, обладающих правом подавать заявление на оценку соответствия продукции, ограничен двумя категориями лиц: юридическими лицами, физическими лицами в качестве индивидуального предпринимателя, к которым предъявляются следующие обязательные требования:

они должны быть зарегистрированы на территории государства-члена в соответствии с его законодательством;

они должны являться изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом.

(абзац 2 п. 7 раздела «Выводы Суда»)

4. В соответствующем техническом регламенте Союза из числа субъектов, отмеченных в абзаце шестом пункта 5 Протокола, уточняется (детализируется) субъектный состав лиц, подающих заявление, исходя из конкретного вида и свойств продукции, являющейся объектом технического регулирования, и применительно к конкретной форме оценки соответствия.

Иное толкование, подразумевающее, что абзац седьмой пункта 5 Протокола позволяет дополнить в техническом регламенте Союза субъектный состав нормы, установленной абзацем шестым данного пункта, фактически лишает сам абзац шестой полезного действия, поскольку его отсутствие при подобном толковании никак не влияет на результат правового регулирования правоотношения.

(абзац 2, 4 п. 8 раздела «Выводы Суда»)

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.