Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
21 октября 2005 г. № П-147/2005
О законодательстве, регулирующем предоставление служебных жилых помещений, и практике его применения
24.10.2005 № 01/482
Совет Министров
Республики Беларусь
В Конституционном Суде рассмотрено обращение гражданина, который по требованию районной администрации при получении служебного жилья произвел отчуждение находившейся в его собственности квартиры. После увольнения заявитель вместе с членами семьи (жена и двое детей, один из которых несовершеннолетний) выселен из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения.
Требование об отчуждении жилого помещения предъявлялось на основании пункта 30 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 1999 г. № 1468 (далее – Правила). Согласно указанному пункту, если гражданину на момент принятия решения о предоставлении жилого помещения принадлежит на праве собственности жилое помещение либо он занимает жилое помещение по договору найма в домах государственного жилищного фонда, в котором не остаются проживать члены его семьи, то он обязан произвести отчуждение (сдачу) этого жилого помещения местному Совету депутатов, исполнительному и распорядительному органу, организации, предоставляющим жилое помещение, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Конституционный Суд отмечает, что пункт 30 Правил содержит общую норму, определяющую в качестве условия предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда отчуждение жилого помещения, находящегося в собственности, без учета особенностей правового режима жилых помещений, предоставляемых по договору найма служебного жилого помещения, а также особенностей правового статуса нанимателей этих жилых помещений. Указанной нормой не регулируются отношения, складывающиеся между сторонами при предоставлении служебных жилых помещений.
Согласно части первой статьи 91 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) служебные жилые помещения предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений. Договор найма служебного жилого помещения заключается, как правило, на время работы (статья 95 ЖК).
Статьей 96 ЖК установлено, что работники, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними гражданами без предоставления другого жилого помещения, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Кроме того, проживание в служебном жилом помещении рассматривается как одно из самостоятельных оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (статья 43 ЖК).
Таким образом, договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению в связи с утратой оснований для проживания в таком жилом помещении.
В соответствии со статьей 48 Конституции Республики Беларусь конституционное право граждан на жилище обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.
По мнению Конституционного Суда, получение служебных жилых помещений не может рассматриваться в качестве самостоятельного средства реализации конституционного права граждан на жилище, поскольку служебные жилые помещения предоставляются только отдельным гражданам, к тому же при наличии трудовых отношений.
Согласно части второй статьи 21 Конституции каждый имеет право на постоянное улучшение условий, необходимых для реализации права на достойный уровень жизни, включая жилье. Граждане имеют право самостоятельно выбирать формы и способы улучшения своих жилищных условий (абзац десятый части первой статьи 9 ЖК). В качестве основных задач жилищного законодательства в статье 4 ЖК указаны обеспечение юридических гарантий получения или приобретения жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечение свободы граждан и их организаций в реализации жилищных прав и интересов (абзацы второй и третий статьи 4 ЖК).
Проанализировав приведенные положения, Конституционный Суд считает, что требования, изложенные в пункте 30 Правил об обязательном отчуждении жилого помещения собственником в случае предоставления ему жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, не могут применяться в случаях предоставления служебного жилого помещения лицу, имеющему жилое помещение на праве собственности, поскольку служебное жилье имеет свой особый статус и предоставляется, как правило, на время работы. При прекращении трудовых отношений гражданин подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, установленных актами законодательства.
Следовательно, если в целях получения служебного жилого помещения гражданин производит отчуждение жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, то в случае утраты права проживания в служебном жилом помещении его жилищные условия ухудшаются настолько, что он оказывается вообще без жилья.
Согласно Конституции государство гарантирует каждому право собственности; собственность, приобретенная законным способом, защищается государством (части первая, третья статьи 44); никто не может быть произвольно лишен жилья (часть третья статьи 48). Принудительное отчуждение имущества допускается только по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом (часть пятая статьи 44). Ограничение прав и свобод личности допускается также только в случаях, предусмотренных законом (статья 23).
Конституционный Суд отмечает, что законы Республики Беларусь не содержат как таковое требование об отчуждении жилых помещений, находящихся в собственности граждан при получении ими служебного жилья. Применение на практике содержащегося в пункте 30 Правил требования об отчуждении жилого помещения при предоставлении служебного жилья нарушает право собственности граждан.
Следует также обратить внимание на необходимость закрепления дополнительных гарантий конституционного права на жилище граждан, которые при получении служебного жилья занимают по договору найма жилые помещения государственного жилищного фонда.
С учетом изложенного Конституционный Суд предлагает Совету Министров Республики Беларусь в целях защиты жилищных прав и законных интересов граждан, а также права собственности в установленном порядке решить вопрос о надлежащем правовом регулировании предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим жилые помещения на праве собственности либо занимающим их по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
Вносится в порядке статьи 7 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь».
Принято на заседании Конституционного Суда 21 октября 2005 г.
Председатель |
Г.А.Василевич |