Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
28 марта 2024 года |
город Минск |
Коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе председательствующего судьи-докладчика Кайыпова М.Т., судей Забары А.А., Кишкембаева А.Б., Павловой Н.В., Туняна А.Г.,
при секретаре судебного заседания Асаналиевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Азовчане» об оспаривании решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317 в части включения в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), группировки товаров «Колбасы и аналогичные продукты мяса, мясных субпродуктов, крови или насекомых; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе» (товарная позиция 1601 00 ТН ВЭД ЕАЭС) не соответствующим Договору, Соглашению о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере от 16 февраля 2021 года и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью «Азовчане» (далее – ООО «Азовчане», истец) обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением о признании решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе» (далее – Решение № 317) в части позиции по коду в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года № 80, 1601 00 Единого перечня товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), – «Колбасы и аналогичные продукты мяса, мясных субпродуктов, крови или насекомых <**>; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе <*>, где <*> в части эпизоотического благополучия» не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), Соглашению о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере от 16 февраля 2021 года (далее – Соглашение) и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Истец указал, что Решением № 317, опубликованным на официальном сайте Комиссии Таможенного союза, утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), согласно которому «Колбасы и аналогичные продукты мяса, мясных субпродуктов, крови или насекомых <**>; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе <*>» подлежат ветеринарному контролю (надзору) в части эпизоотического благополучия.
ООО «Азовчане» отмечает, что в настоящее время согласно законодательству Евразийского экономического союза наименование товара «Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе» поименовано как в Едином перечне продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, так и в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
Истец в обоснование требования приводит следующие доводы.
Так, по мнению истца, Решение № 317 внутренне несогласованное, что открывает возможность для расширенного толкования и административного произвола в части одновременного проведения в отношении колбасных изделий ветеринарной сертификации и ветеринарного контроля, в то время когда ветеринарная сертификация исключает ветеринарный контроль.
Включение в Решение № 317 позиции «Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов, крови или насекомых; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе» не соответствует статьям 56–58 Договора и статье 3 Соглашения.
Истец считает, что технические регламенты и другие акты Союза не содержат понятия «в части эпизоотического благополучия» и конкретных требований к нему. Неопределенность данного понятия ведет к широкому усмотрению правоприменителя и, как следствие, создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, влечет нарушение статей 3, 6, 53 Договора, статьи 2 Соглашения через включение в понятие «в части эпизоотического благополучия» санитарно-эпидемиологических требований, а также требований технического регулирования.
Рассмотрев заявление ООО «Азовчане», а также прилагаемые к нему документы, Коллегия Суда считает, что заявление подлежит принятию к производству по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 39 Статута Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Статут Суда) Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, в том числе по заявлению хозяйствующего субъекта о соответствии Решения Комиссии, или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
ООО «Азовчане» зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации как юридическое лицо, в этой связи оно признается хозяйствующим субъектом на основании подпункта 2 пункта 39 Статута Суда.
Истец полагает, что оспариваемое решение Комиссии повлекло нарушение предоставленных ему Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов.
В заявлении указаны права и законные интересы, которые, по мнению истца, нарушены оспариваемым решением, приведены обстоятельства и доводы в обоснование предъявленных требований.
Требования к заявлению хозяйствующего субъекта указаны в статье 9 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент Суда).
Как следует из заявления ООО «Азовчане», а также из прилагаемых к нему документов истец письмом от 15 августа 2023 года № 360 обращался в Комиссию с целью досудебного регулирования спора, а Комиссия письмом от 11 октября 2023 года № НВ-2430/03 ответила на обращение, таким образом досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден. К заявлению приложены необходимые документы, однако среди них отсутствует свидетельство о регистрации юридического лица. Вместе с тем подтверждено, что ООО «Азовчане» зарегистрировано и поставлено на учет как хозяйствующий субъект в налоговом органе Российской Федерации и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.
Сведений о наличии вступившего в силу решения Суда по ранее рассмотренному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям и обстоятельствам не имеется.
Пошлина уплачена в полном размере.
Изучив заявление и прилагаемые к нему документы, Коллегия Суда приходит к выводу, что заявление ООО «Азовчане» отвечает требованиям статьи 9 Регламента Суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Регламента Суда Суд выносит постановление о принятии заявления к производству, если иное не предусмотрено пунктами 2 или 3 статьи 33 Регламента Суда.
Оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 Регламента Суда, для отказа в принятии заявления к производству или для оставления его без движения не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 39, 43, 62 Статута Суда, статьями 9, 33, 34, 84 Регламента, Коллегия Суда
ПОСТАНОВИЛА:
Принять к производству заявление общества с ограниченной ответственностью «Азовчане» об оспаривании решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317 в части включения в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), группировки товаров «Колбасы и аналогичные продукты мяса, мясных субпродуктов, крови или насекомых; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе» (товарная позиция 1601 00 ТН ВЭД ЕАЭС) не соответствующим Договору, Соглашению о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере от 16 февраля 2021 года и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебное заседание по рассмотрению дела назначить на 21 мая 2024 года в 10 часов 00 минут в помещении Суда Евразийского экономического союза.
Копию постановления направить сторонам по делу.
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
М.Т.Кайыпов |
Судьи: |
А.А.Забара |
|
А.Б.Кишкембаев |
|
Н.В.Павлова |
|
А.Г.Тунян |