Официальная правовая информация |
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Таможенное законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по прекращению таможенной задолженности в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки, при вывозе продуктов их переработки в режиме экспорта
Акционерное общество обратилось в хозяйственный суд с заявлением о признании недействительным решения таможни.
Из материалов дела следует, что на основании заключенного договора заявитель получил от российской фирмы товар, происходящий из третьих стран, задекларировав его. В результате операций последующего контроля таможня вынесла решение о взыскании с заявителя таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость (далее – НДС), пеней и экономических санкций в связи с нарушением срока подачи импортной таможенной декларации на вышеназванные товары.
В обоснование своего требования заявитель указал на то, что ввезенный им товар заявлен в режиме переработки под таможенным контролем, в свободное обращение выпущен не был. Продукция, произведенная с использованием этого товара, вывезена за пределы таможенной территории Республики Беларусь, поэтому таможенная пошлина и НДС уплате не подлежат.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования со ссылкой на пункты 1.1, 1.5.3, 1.5.6 постановления Государственного таможенного комитета (далее – ГТК) от 20 сентября 2000 г. № 55 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации» (далее – постановление № 55). Из данных норм следует, что товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации, которые ввозятся с российской территории, подлежат таможенному оформлению в срок не позднее 15 календарных дней с даты доставки их в пункт разгрузки. При помещении товаров, в отношении которых возникла таможенная задолженность, под один из таможенных режимов взысканные суммы таможенных платежей и экономических санкций возврату не подлежат, за исключением случаев, когда такой возврат предусмотрен законодательством.
Кассационной коллегией принятое по делу решение суда первой инстанции изменено, оспариваемое решение таможни признано недействительным частично.
В кассационном постановлении указано следующее. На момент оформления заявителем таможенной декларации по ввезенному товару вопросы возникновения и прекращения таможенной задолженности регулировались Положением о возникновении и погашении таможенной задолженности и задолженности по процентам, утвержденной постановлением ГТК от 7 февраля 2000 г. № 8 (далее – Положение № 8). Данным Положением предусмотрены случаи возврата (либо зачета) взысканных таможенных платежей, а также случаи, когда обязанность по уплате таможенных платежей прекращается. Так, пунктом 7 Положения № 8 определено, что обязанность по уплате таможенных платежей прекращается при вывозе за пределы таможенной территории Республики Беларусь товаров, находящихся под таможенным контролем, если иное не предусмотрено таможенным законодательством.
В связи с несвоевременным таможенным оформлением ввезенного товара у заявителя возникла задолженность по уплате таможенной пошлины и НДС. Однако с момента вывоза за пределы территории Республики Беларусь товара, находящегося под таможенным контролем, обязанность по уплате таможенных платежей прекращена.
Таким образом, Кассационная коллегия подтвердила неправомерность решения таможни в части взыскания с заявителя таможенной пошлины, НДС и пеней за период после вывоза продуктов переработки за пределы территории Республики Беларусь. Решение таможни в части применения экономических санкций за несвоевременное таможенное оформление ввезенного товара признано правомерным.
В принесении протеста по жалобе таможни в порядке надзора отказано. При этом отмечено, что нормы Положения № 8 не устанавливают каких-либо ограничений по прекращению таможенной задолженности в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки, при вывозе продуктов их переработки в таможенном режиме экспорта.
Подготовлено |
|