Официальная правовая информация |
22 апреля 1992 г. № 1605-XІІ
О профессиональных союзах
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1999 г. № 327-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 95, 2/102);
Закон Республики Беларусь от 14 января 2000 г. № 371-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 23, 2/146) – новая редакция;
Закон Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 416-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 69, 2/191);
Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 226-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 2/1322);
Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 267-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 60, 2/1819);
Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877);
Закон Республики Беларусь от 1 января 2015 г. № 232-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2015, 2/2230);
Закон Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2016, 2/2395);
Закон Республики Беларусь от 19 мая 2022 г. № 171-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.05.2022, 2/2891)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Профессиональные союзы
Профессиональный союз (далее – профсоюз) является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не установлено иное, – граждане), в том числе получающих профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, научно-ориентированное образование, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты и реализации трудовых, социально-экономических прав и интересов.
Статья 2. Право граждан на объединение в профсоюзы
Граждане Республики Беларусь имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в профсоюзы, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами.
Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские союзы (ассоциации) и иные объединения (далее – объединения профсоюзов), обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них.
Республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставами, территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов.
Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры в соответствии с законодательством и их уставами являются юридическими лицами.
Статья 3. Независимость профсоюзов
Профсоюзы свою деятельность осуществляют в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства. Деятельность профсоюзов может быть ограничена в случаях, которые предусмотрены законодательными актами в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц.
Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.
Профсоюзы (объединения профсоюзов), их символика, изменения и дополнения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.
Профсоюзы в соответствии со своими уставными целями и задачами имеют право сотрудничать с профсоюзами других стран, по своему выбору вступать в международные и другие профсоюзные объединения и организации.
Статья 4. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности к профсоюзам
Принадлежность или непринадлежность граждан к профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод, гарантируемых законодательством.
Статья 5. Прекращение или приостановление деятельности профсоюзов
Прекращение деятельности профсоюза осуществляется по решению его членов в порядке, определяемом уставом данного профсоюза.
В случаях, когда деятельность профсоюзов (объединений профсоюзов) противоречит Конституции Республики Беларусь и иным законодательным актам, причиняет вред государственным или общественным интересам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов, их объединений решением Верховного Суда Республики Беларусь по заявлению Генерального прокурора, а территориальных профсоюзов – решением суда по заявлению прокурора данной административно-территориальной единицы.
Статья 6. Взаимодействие органов государственного управления, контролирующих (надзорных) органов и профсоюзов
Совершенствование и развитие системы социального партнерства, форм и методов взаимодействия профсоюзов (объединений профсоюзов), нанимателей (их объединений) и органов государственного управления являются одной из приоритетных задач социально-экономической политики Республики Беларусь.
Профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства.
Профсоюзы вправе вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам. Нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права и интересы граждан (за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты), принимаются органами государственного управления с предварительным уведомлением соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).
Профсоюзы через своих полномочных представителей имеют право участвовать в работе коллегиальных органов министерств и других республиканских органов государственного управления, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, органов управления организаций в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с соответствующими профсоюзами.
В республиканском, местных бюджетах могут предусматриваться средства на реализацию по предложениям соответствующих республиканских, областных объединений профсоюзов общегосударственных, местных программ (образовательных, научно-исследовательских, культурно-просветительных, физкультурно-оздоровительных, информационных и др.), направленных на реализацию прав, свобод и интересов граждан.
Профсоюзы при осуществлении общественного контроля взаимодействуют с органами государственного управления, контролирующими (надзорными) органами и иными организациями.
Статья 7. Представительность профсоюзов
Основаниями представительности республиканских профсоюзов (объединений профсоюзов) и их организационных структур в органах государственного управления являются:
наличие соответствующих выборных, руководящих, исполнительных органов и их правомочность в соответствии с нормами уставов и требованиями законодательства;
данные ежегодной внутрипрофсоюзной отчетности по структуре и членству, а также сводной финансовой отчетности.
При наличии указанных оснований республиканские профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры, включая первичные организации, созданные в организациях, обладают всеми полномочиями, предоставленными настоящим Законом, и на соответствующих уровнях обеспечивают защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов.
Республиканские профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры, включая первичные организации, созданные в организациях, не имеющие установленных настоящим Законом оснований представительности, отстаивают интересы своих членов в пределах предоставленных законодательством полномочий, а также путем присоединения (с согласия сторон) к коллективным договорам (соглашениям), заключаемым наиболее представительными профсоюзами или их объединениями.
Статья 8. Законодательство о профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности
Законодательство о профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Настоящий Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Республики Беларусь.
Особенности применения настоящего Закона в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям определяются соответствующим законодательством.
Статья 9. Соотношение законодательства о профсоюзах и норм международного права
Нормы, регулирующие деятельность профсоюзов, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства о профсоюзах, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ
Статья 10. Права профсоюзов по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов граждан
Профсоюзы защищают трудовые и социально-экономические права и интересы своих членов, принимают участие в разработке государственной политики занятости, вносят предложения по социальной защите лиц, высвобождаемых из организаций, в соответствии с коллективным договором (соглашением) и законодательством.
Профсоюзы защищают трудовые права граждан – членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых договоров, знакомят вновь принятых на работу с содержанием коллективного договора (соглашения) и уставом юридического лица.
При осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства о труде правовые инспекторы труда профсоюзов имеют право в порядке, определяемом законодательными актами, требовать от нанимателя в интересах работника – члена профсоюза изменения условий трудового договора в случае несоответствия трудового договора законодательству, коллективному договору (соглашению).
При осуществлении общественного контроля в форме проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав и интересов граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок (далее – общественный контроль в формах, не связанных с проведением проверок), за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения).
В случаях, предусмотренных законодательством, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя производится после предварительного, но не позднее чем за две недели уведомления или с одновременным уведомлением (в день увольнения) соответствующего профсоюза. В случаях, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Ликвидация или реорганизация организаций, их структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, влекущие сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться лишь при условии предварительного уведомления (не позднее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов граждан.
Статья 11. Права профсоюзов по социальной защите граждан
Профсоюзы вправе в соответствии с законодательством участвовать в разработке социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие личности, а также мер по социальной защите граждан, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, в решении вопросов, связанных с оздоровлением и медицинским обслуживанием граждан, и осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства по социальной защите граждан.
Профсоюзы в порядке, установленном законодательством, участвуют в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений, а также в случаях, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), – в распределении средств, предназначенных для жилищного строительства.
Профсоюзы осуществляют общественный контроль в формах, не связанных с проведением проверок, за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на улучшение жилищных условий, распределением жилых помещений в государственных органах, других организациях.
Статья 12. Участие профсоюзов в решении вопросов приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества
Профсоюзы осуществляют общественный контроль в формах, не связанных с проведением проверок, за соблюдением законодательства по вопросам приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
В случаях, когда профсоюзы являются полномочными представителями работников, они вправе в порядке, установленном законодательством, участвовать в приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, иметь своих представителей в создаваемых комиссиях по приватизации государственного имущества и по преобразованию государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
Статья 13. Права профсоюзов в области охраны труда
Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном законодательством.
Профсоюзы имеют право в порядке, установленном законодательством, участвовать в экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, в аттестации рабочих мест по условиям труда.
Профсоюзы вправе участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и экологической безопасности.
При осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства об охране труда технические инспекторы труда профсоюзов имеют право в порядке, определяемом законодательными актами, требовать от нанимателя устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья – приостановления этим нанимателем выполнения работ, в том числе деятельности цехов (производственных участков), оборудования, до устранения нарушений.
При осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за соблюдением законодательства об охране труда профсоюзы вправе в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения), требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих.
Статья 14. Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений)
Профсоюзы (объединения профсоюзов), их организационные структуры имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений) в соответствии с законодательством.
Переговоры и отчеты по выполнению заключенных коллективных договоров (соглашений) с профсоюзами ведутся гласно.
Статья 15. Право профсоюзов на заключение соглашений в социально-трудовой сфере
Профсоюзы могут заключать с соответствующими нанимателями (их объединениями), органами государственного управления соглашения по вопросам защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов, определения основных критериев жизненного уровня, размеров компенсаций в зависимости от роста цен, установления прожиточного минимума и своевременного пересмотра размеров пенсий, стипендий, пособий в зависимости от индекса цен, по контролю за осуществлением этих мероприятий, а также по другим вопросам в соответствии с законодательством.
Статья 16. Право профсоюзов на осуществление общественного контроля за выполнением коллективного договора (соглашения)
Профсоюзы осуществляют общественный контроль за выполнением коллективного договора (соглашения).
При осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за выполнением коллективного договора (соглашения) правовые и технические инспекторы труда профсоюзов имеют право в порядке, определяемом законодательными актами, требовать от стороны коллективного договора (соглашения) устранения выявленных нарушений коллективного договора (соглашения).
При осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за выполнением коллективного договора (соглашения) профсоюзы вправе в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать стороне коллективного договора (соглашения) рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения).
Статья 17. Полномочия профсоюзов в области социального обеспечения и социального страхования
Профсоюзы вправе представлять и защищать права и интересы граждан в государственных органах по вопросам социального обеспечения и социального страхования, осуществлять общественный контроль за их деятельностью в соответствии с законодательством.
Статья 18. Полномочия профсоюзов в области охраны здоровья
Профсоюзы осуществляют общественный контроль в формах, не связанных с проведением проверок, в области охраны здоровья в случаях, установленных законодательством.
Профсоюзы управляют находящимися в их собственности (ведении) санаторно-курортными и оздоровительными организациями, помогают своими денежными и другими материальными средствами в создании и организации работы принадлежащих организациям санаториев-профилакториев, баз отдыха, оздоровительных лагерей, участвуют в развитии массовой физической культуры, спорта, туризма.
Профсоюзы на основании соглашений, заключаемых с Советом Министров Республики Беларусь, органами государственного управления, республиканскими объединениями нанимателей, организуют за счет государственных и профсоюзных средств, прибыли нанимателей работу по улучшению санаторно-курортного лечения и развитию оздоровительных организаций, организаций физической культуры и спорта, туризма с использованием находящейся в их собственности (ведении) материально-технической базы.
Статья 19. Право профсоюзов на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах
Правовые инспекторы труда профсоюзов имеют право в порядке, определяемом законодательными актами, осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде и о профсоюзах и требовать устранения выявленных нарушений.
При осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах профсоюзы вправе в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения).
Профсоюзы вправе по просьбе своих членов и других граждан обращаться в суд с исковым заявлением в защиту их трудовых и социально-экономических прав и интересов. В этих целях профсоюзы могут создавать профсоюзные юридические службы, другие органы, компетенция которых определяется уставами профсоюзов и актами законодательства.
Для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов профсоюзы имеют право создавать службы доверенных врачей, компетенция которых определяется актами законодательства.
Статья 20. Право профсоюзов на информацию
Профсоюзы вправе в соответствии с законодательством получать от нанимателей (их объединений), субъектов хозяйствования, а также от органов государственного управления информацию по вопросам, связанным с трудом и социально-экономическим развитием.
Профсоюзы наравне с другими общественными объединениями имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации.
Профсоюзы имеют право на освещение своей деятельности в средствах массовой информации в порядке, установленном законодательством, могут быть учредителями средств массовой информации, проводить социологические исследования, иметь научные, информационные и учебно-исследовательские центры.
Право профсоюзов на информацию осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Статья 21. Права профсоюзов в сфере образования
Профсоюзы вправе создавать в порядке, установленном законодательством, учреждения среднего специального, высшего образования, центры подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, реализовывать в соответствии с законодательством об образовании образовательные программы дополнительного образования взрослых.
Статья 22. Право профсоюзов на объявление забастовок
Профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством.
При проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований.
ГЛАВА 3
ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ
Статья 23. Обязанности нанимателей (их объединений), государственных органов, субъектов хозяйствования, общественных объединений и должностных лиц по отношению к профсоюзам
Наниматели (их объединения), государственные органы, субъекты хозяйствования, общественные объединения и должностные лица обязаны соблюдать права профсоюзов. Указанные органы и лица за нарушение прав профсоюзов или воспрепятствование их законной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Наниматели (их объединения), государственные органы, субъекты хозяйствования, общественные объединения и должностные лица не вправе препятствовать представителям профсоюзов посещать организации, в которых работают члены этих профсоюзов, если иное не установлено законодательными актами.
Статья 24. Гарантии прав профсоюзных работников
В случае, если профсоюз является участником заключенного коллективного договора (соглашения), то профсоюзным работникам этого профсоюза предоставляются следующие гарантии (если иное не предусмотрено этим договором (соглашением)):
расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными в состав профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается лишь с письменного предварительного уведомления (не позднее чем за два месяца) профсоюзного органа, членом которого они избраны;
расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными руководителями профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа;
лицам, избранным в состав профсоюзных органов, предоставляется преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников при прочих равных условиях;
работникам, освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, после окончания их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника – другая равноценная работа (должность) в той же организации;
привлечение к дисциплинарной ответственности представителей профсоюзов, уполномоченных в порядке, установленном законодательством, на осуществление общественного контроля, и работников, уполномоченных профсоюзом на участие в создаваемых в организации комиссиях по коллективным переговорам, рассмотрению трудовых споров, примирительных комиссиях, допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа;
коллективным договором (соглашением) могут предусматриваться дополнительные гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы.
Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же социальными и трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором (соглашением).
Статья 25. Проведение профсоюзами массовых мероприятий
Профсоюзы в целях осуществления своих уставных задач имеют право организовывать и проводить в соответствии с законодательством митинги, уличные шествия, демонстрации и другие коллективные действия по защите интересов своих членов.
Статья 26. Защита прав профсоюзов
Защита прав профсоюзов осуществляется в соответствии с законодательством. Незаконное ограничение прав профсоюзов и создание препятствий в реализации ими своих полномочий не допускаются.
Статья 27. Собственность профсоюзов
Профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами в соответствии с гражданским законодательством.
В собственности профсоюзов могут находиться капитальные строения (здания, сооружения), санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации физической культуры и спорта, туризма, культурно-просветительные организации, учреждения среднего специального, высшего образования, центры подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров и другие организации, жилищный фонд, издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.
Профсоюзы не отвечают по обязательствам других общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.
Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами профсоюзов.
Источники доходов организаций, принадлежащих профсоюзам, размеры полученных ими средств и уплата налогов контролируются финансовыми и налоговыми органами в соответствии с законодательством.
Профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в порядке, установленном законодательством, осуществлять коммерческую деятельность, формировать необходимые фонды солидарности и иные фонды.
Статья 28. Создание нанимателем условий для осуществления деятельности профсоюзов
Наниматель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с договором (соглашением).
Наниматель вправе передавать в пользование профсоюзам капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, их части, иное имущество, находящиеся у него на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. Содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также иное обслуживание и оборудование указанных объектов осуществляются в соответствии с договором (соглашением).
Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзам средств на проведение ими социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективным договором (соглашением).
Статья 29. Ответственность профсоюзов
Профсоюз, нанесший своими незаконными действиями ущерб государству, физическим или юридическим лицам, обязан возместить его в порядке, установленном законодательством.
Председатель Верховного Совета Республики Беларусь |
С.Шушкевич |