Официальная правовая информация |
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ГУРЩЕНКОВ П.В.,
Учреждение образования «Витебский государственный университет
имени П.М.Машерова»
В Республике Беларусь проводится активная государственная политика, направленная на создание системы специализированных организаций, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Цель данной научной работы – определение теоретических и практических проблем особенностей правового регулирования взаимоотношений субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства.
The Republic of Belarus pursues an active state policy of setting up a system of specialized organizations that support small and medium-sized businesses. The aim of the research is to determine theoretical and practical problems of legal regulation of relations between subjects of support of small and medium-sized businesses with small and medium-sized businesses.
Исходя из необходимости целенаправленной поддержки малого и среднего предпринимательства, в Республике Беларусь проводится активная государственная политика, ориентированная на создание системы специализированных организаций, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. Требование об усовершенствовании инфраструктуры малого предпринимательства содержится в Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [1]. В Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы, целью которой является развитие малого и среднего предпринимательства как одного из факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения и экономического роста, в качестве одной из задач предусматривается совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466 [2], поставлена задача создать к 2020 году центры поддержки предпринимательства на территории районов с численностью населения свыше 30 тысяч человек, увеличить к этому сроку не менее чем в два раза количество инкубаторов малого предпринимательства, сформировать к концу 2017 г. пакет базовых услуг, которые будут предоставляться для начинающего бизнеса центрами поддержки предпринимательства и инкубаторами малого предпринимательства на безвозмездной основе.
Цель данной научной работы – определение теоретических и практических проблем особенностей правового регулирования взаимоотношений субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства, выработка мер по их разрешению путем формулирования теоретических выводов и предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Материал и методы. Материалом проведенного исследования послужили законодательство Республики Беларусь, специальная научная литература по проблематике правового статуса субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными методами являются диалектический, системного анализа, логический, аналитико-критический, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Результаты и их обсуждение. В актах законодательства Республики Беларусь отсутствует детальное регулирование взаимоотношений субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Исходя из задач и направлений деятельности субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства, можно выделить две формы их взаимоотношений с субъектами малого и среднего предпринимательства: осуществление мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, не требующих оформления договорных отношений, и оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на договорной основе. Проанализируем указанные формы взаимоотношений с учетом задач и направлений деятельности соответствующих субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» основными задачами центра поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке и переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведении обучающих курсов и маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности. В целях реализации основных задач базовый центр, помимо деятельности, указанной в ч. 2 ст. 19 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: анализ тенденций развития малого и среднего предпринимательства; организация взаимодействия центров поддержки предпринимательства, расположенных на территории области (г. Минска), по проведению мероприятий и оказанию субъектам малого и среднего предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности; участие в разработке программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; информирование субъектов предпринимательства о системе поддержки предпринимательства в регионе (п. 9 Положения о центрах поддержки предпринимательства).
Взаимодействие центра (базового центра) поддержки предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства на договорной основе происходит в соответствии с законодательством. Договоры заключаются на проведение семинаров для действующих и потенциальных субъектов малого и среднего предпринимательства по основам предпринимательской деятельности, налогообложению, правилам ведения кассовых операций, законодательству о труде и охране труда, таможенному законодательству, защите прав потребителей и другой тематике. Центры поддержки предпринимательства также осуществляют консультирование по различным вопросам создания и управления организацией, подготовку бизнес-планов и заявок на получение кредитов, оказывают содействие в переподготовке кадров, способствуют участию субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках и ярмарках.
Анализ договорных отношений центров (базовых центров) поддержки предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства позволяет сделать вывод, что заключаемые центрами договоры в основном относятся к группе договоров об оказании услуг. В Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК) имеется глава 39 «Возмездное оказание услуг» и главы о различных видах услуг. Согласно п. 1 ст. 733 ГК по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В юридической науке ряд исследований посвящен услугам как объекту гражданских прав и договорам об оказании услуг [3]. Однако договоры, регулирующие оказание услуг центрами поддержки предпринимательства субъектам малого и среднего предпринимательства, нуждаются в отдельном и детальном изучении.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества (специально оборудованные под офисы и производство товаров, выполнение работ, оказание услуг помещения и находящееся в них имущество), информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, проведении обучающих курсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.
В п. 10 Положения об инкубаторах малого предпринимательства конкретизируется, что инкубатор в соответствии с утверждаемым положением о порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления площадей в аренду (субаренду), безвозмездное пользование предоставляет помещения в аренду (субаренду), безвозмездное пользование субъектам малого предпринимательства для размещения офисов и производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Инкубатор предоставляет помещения в аренду (субаренду), безвозмездное пользование при условии, что срок деятельности субъектов малого предпринимательства с даты государственной регистрации не превышает трех лет, а предоставляемые помещения используются для размещения офисов и производства товаров, выполнения работ или оказания услуг. Не допускается предоставление помещений в инкубаторе субъектам малого предпринимательства, которые осуществляют следующие виды деятельности: деятельность в сфере игорного бизнеса; лотерейная деятельность; деятельность по организации и (или) проведению электронных интерактивных игр; деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров; деятельность по производству и (или) реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней; деятельность по добыче полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; риэлтерская деятельность; страховая деятельность.
Органы местного управления предоставляют льготные условия для создания и функционирования инкубаторов малого предпринимательства. По практике зарубежных стран инкубатор и инкубируемое предприятие чаще всего подписывают типовой договор аренды и Соглашение о партнерстве или Соглашение об использовании услуг инкубатора, в которых закрепляется ответственность сторон по предоставлению помещения, услуг административной инфраструктуры и правила оплаты [4, с. 83].
Исходя из задач, реализуемых инкубаторами малого предпринимательства в соответствии с законодательством, имеющиеся у них помещения и оборудование предоставляются субъектам малого предпринимательства на основании договоров аренды (субаренды) или безвозмездного пользования.
Указанные договоры регулируются ГК и другими нормативными правовыми актами. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 577 ГК). В силу договора безвозмездного пользования (договора ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 643 ГК).
Однако только этим отношения между инкубаторами и субъектами малого предпринимательства не ограничиваются. Инкубаторы осуществляют консультирование по вопросам бизнеса и управления организацией, финансовой и коммерческой деятельности, по выработке стратегии и тактики поведения организации, по вопросам выбора наиболее перспективных направлений кредитования и инвестирования, по вопросам погашения и отражения в учете дебиторской и кредиторской задолженности, по вопросам применения трудового и хозяйственного законодательства. Субъектам малого предпринимательства оказывается помощь в подготовке локальных актов, связанных с деятельностью организации (приказов, договоров и т.д.), в определении учетной политики организации; в подготовке аналитических записок по финансово-бухгалтерским вопросам, пояснительных записок к годовому бухгалтерскому отчету; в поиске партнеров, инвесторов и кредиторов; в проведении маркетинговых исследований; в поиске рынков сбыта, информации о рынках материалов, ценах на услуги; в оценке и обзоре предпринимательских проектов. Инкубаторы осуществляют при необходимости налоговую оценку финансово-хозяйственной деятельности, отдельных сделок с целью совершенствования первичного, бухгалтерского, налогового, статистического учета; содействуют внедрению современных технологий, укреплению связей научно-исследовательских и учебных учреждений с промышленностью; предоставляют справочную и нормативную информацию; организуют взаимодействие с государственными органами по вопросам создания благоприятного климата для развития субъекта малого предпринимательства; ведут претензионную работу; представляют интересы своих клиентов в суде и других государственных органах при рассмотрении правовых вопросов. Указанные отношения также строятся на договорной основе.
Предоставление субъектам малого предпринимательства со стороны инкубаторов малого предпринимательства помещений и имущества и одновременно оказание различных услуг не является чем-то новым в мировой практике. Так, в Германии бизнес-инкубаторы предоставляют в течение определенного времени молодым малым предприятиям на выгодных условиях инфраструктуру (помещения и технику) и проводят консультации. Речь идет о своего рода совместном офисе с консалтинговым сопровождением [5, с. 38].
Как видим, в договоре на инкубирование говорится о предоставлении имущества в безвозмездное пользование и возмездном оказании услуг. Согласно п. 2 ст. 391 ГК, если иное не предусмотрено законодательными актами, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством. Такие договоры именуются смешанными и в ГК, и в литературе. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Следовательно, по своей правовой природе договор на инкубирование – это договор возмездного оказания услуг, охватывающий многочисленные услуги.
Вместе с тем инкубатор малого предпринимательства может заключать отдельный договор на оказание определенной услуги.
Тесная увязка отношений инкубатора с клиентом по безвозмездному пользованию имуществом и оказанию услуг вызывается, на наш взгляд, экономическими причинами. Поскольку помещение предоставляется субъекту малого предпринимательства безвозмездно, то получать доход от этого клиента возможно лишь за счет оказания услуг. Однако даже если помещение сдается клиенту инкубатора в аренду (субаренду), оказание услуг этому же субъекту принесет дополнительный доход. В любом случае целесообразность оформления таким образом договорных отношений между инкубатором и субъектом малого предпринимательства определяется по их усмотрению.
Следует сделать вывод, что из всех типов (видов) договоров, заключаемых центрами поддержки предпринимательства и инкубаторами малого предпринимательства с субъектами малого (среднего) предпринимательства, наибольшей спецификой обладают договоры на оказание услуг ввиду большого разнообразия оказываемых услуг. В то же время услуги центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства в целом однородны, поскольку направлены на создание благоприятных условий для деятельности и развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Для оказания помощи в оформлении таких договорных отношений представляется целесообразным утвердить в качестве приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 Примерную форму договора оказания услуг между центром поддержки предпринимательства (инкубатором малого предпринимательства) и субъектом малого (среднего) предпринимательства.
В ст. 21 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» указана цель деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей – финансовое обеспечение государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Указами Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 «О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей» и от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства со стороны Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления: финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; имущества на условиях финансовой аренды (лизинга); гарантий по льготным кредитам, в том числе микрокредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.
Согласно Положению об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255, государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по следующим направлениям: создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг); организация, развитие производства, реализация экспортоориентированной, импортозамещающей продукции; производство продукции, ориентированной на энерго- и ресурсосбережение; внедрение новых технологий. Иные направления инвестиционных проектов, при реализации которых субъектам малого предпринимательства оказывается государственная финансовая поддержка, могут быть определены Советом Министров Республики Беларусь при оказании такой поддержки из средств республиканского бюджета, облисполкомами и Минским горисполкомом – за счет средств местных бюджетов. Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, бизнес-проекты, в целях строительства, приобретения капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и (или) их ремонта и реконструкции, приобретения оборудования, транспортных средств, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и оказания услуг. Оказание государственной финансовой поддержки осуществляется на конкурсной основе, и обязательным ее условием является создание новых рабочих мест.
Учреждения финансовой поддержки предпринимателей могут оказывать субъектам малого предпринимательства финансовую поддержку, если иное не предусмотрено законодательными актами, путем предоставления финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; имущества на условиях финансовой аренды (лизинга); гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков; субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами; субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя; субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией (ст.ст. 22, 10 Закона от 1 июля 2010 года; п. 8 Положения об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей).
В действующем законодательстве о Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей и учреждениях финансовой поддержки предпринимателей нет достаточной четкости в определении договорных отношений с субъектами малого предпринимательства, не говоря уже о более детальном регулировании. Положение о Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей содержит нормы (пп. 9, 27) о том, что фонд имеет право в предусмотренном законодательством порядке вступать в гражданско-правовые отношения с юридическими и физическими лицами и что от имени фонда договоры с субъектами малого предпринимательства заключает генеральный директор исполнительной дирекции фонда. Выводы о правовой природе договоров, заключаемых Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей, следует делать исходя из Положения об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255. В п. 13 названного Положения предусматривается, что в случае принятия решения об оказании государственной финансовой поддержки фондом с субъектом малого предпринимательства заключается договор, в котором указываются вид оказываемой государственной финансовой поддержки, условия ее предоставления и порядок использования.
Цивилистическая доктрина подразделяет договоры на предусмотренные и не предусмотренные законодательством, первые называются именными (поименованными), вторые – безымянными (непоименованными) [6, с. 158]. Приведенный выше договор не имеет названия, но можно ли его считать безымянным (непоименованным)?
В Положении об учреждении финансовой поддержки предпринимателей (п. 10) есть норма об осуществлении учреждением контроля за целевым использованием денежных средств, выделенных субъектам малого предпринимательства в соответствии с заключенными с ними договорами об оказании финансовой поддержки.
Отношения по предоставлению субъектам малого предпринимательства финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе – это отношения займа. В силу п. 1 ст. 760 ГК по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Поскольку финансовые средства предоставляются субъекту малого предпринимательства на определенные цели, к этим отношениям применяются правила ст. 767 ГК о целевом займе.
Если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа. В случае невыполнения заемщиком условия договора займа о целевом использовании суммы займа, а также при нарушении вышеуказанной обязанности заимодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, несмотря на определенные особенности, можно сделать вывод о договорах по предоставлению финансовых средств на возвратной основе как виде договора займа.
При предоставлении финансовых средств на возвратной основе субъектам малого предпринимательства учреждениями финансовой поддержки предпринимателей между сторонами также возникают заемные отношения.
Иную правовую природу договоры Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей или учреждения финансовой поддержки предпринимателей по предоставлению финансовых средств субъектам малого предпринимательства будут иметь в случаях их заключения на предоставление: финансовых средств в виде субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами; субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя; субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией. Субсидия – это пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам [7, с. 607]. Легальное определение субсидии дано в ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь [8]: субсидия – бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов.
Отношения по оказанию государственной поддержки в форме субсидий, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, не получили должного анализа в юридической литературе. К примеру, указывается, что в результате предоставления субсидий из бюджета возникают обязательства по передаче средств из бюджета [9, с. 335–336]. Однако такие обязательства возникают из соответствующих договоров. В то же время, как пишет М.В.Кустова, обращение к вопросам использования договорной формы при предоставлении бюджетных средств на безвозвратной основе (речь идет о предоставлении субсидий. – П.Г.) обнажает целый ряд серьезных проблем, связанных с отсутствием должной определенности в их правовом регулировании, что способно негативно отразиться на уровне правовой защищенности имущественных интересов сторон соответствующих отношений [10, с. 256].
Мы предлагаем различать договоры о предоставлении финансовых средств (в случае предоставления финансовых средств на возвратной основе) и договоры об оказании финансовой поддержки (в случае предоставления субсидий) при заключении соответствующих договоров с субъектами малого предпринимательства Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и учреждениями финансовой поддержки предпринимателей и закрепить данные договоры в Законе «О поддержке малого и среднего предпринимательства».
По своей правовой природе договоры о предоставлении субъектами поддержки малого и среднего предпринимательства финансовых средств субъектам малого и среднего предпринимательства являются разновидностью договора займа как целевого займа. Как указано выше, отношения по предоставлению финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе – это отношения займа.
В отличие от займа субсидия предоставляется на безвозвратной основе. Действительно, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 543 ГК). В силу п. 1 ст. 553 ГК пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям, а также Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам.
Особенностью договоров, заключаемых с субъектами малого и среднего предпринимательства по их поддержке путем предоставления субсидий, является регулирование отношений, связанных с такой поддержкой. Регулируемые этими договорами отношения предопределяют содержание договоров. К их существенным условиям, без которых договор не может считаться заключенным (п. 1 ст. 402 ГК), следует отнести вид предоставляемой субсидии, правила ее предоставления и порядок использования.
По нашему мнению, договоры такого рода следует относить к новому типу гражданско-правового договора, опосредующего безвозмездное оказание имущественной (финансовой) помощи.
Мы исходим из гражданско-правового характера договорных отношений между субъектами поддержки малого и среднего предпринимательства и субъектами малого и среднего предпринимательства.
Отношения, опосредуемые договорами между субъектами поддержки малого и среднего предпринимательства и субъектами малого и среднего предпринимательства, – это имущественные отношения, которые основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Такие отношения составляют предмет гражданско-правового регулирования (ст. 1 ГК). В то же время гражданско-правовые договоры могут содержать условия публично-правового характера. Таким условием является право субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства осуществлять контроль за целевым использованием предоставленных финансовых средств.
Как показано выше, отношения по предоставлению субъектам малого предпринимательства финансовых средств на возвратной основе рассматриваются в судебной практике как гражданско-правовые. Судебная практика исходит также из гражданско-правовой природы договоров о предоставлении субсидий субъектам предпринимательства [11].
Если заключенный с субъектом малого предпринимательства договор на предоставление финансовых средств будет предусматривать одновременно предоставление финансовых средств на возвратной основе и предоставление субсидий, такой договор следует считать смешанным.
При ненадлежащем исполнении субъектом малого предпринимательства обязательств по возврату сумм финансовой помощи, оказанной фондом (учреждением) финансовой поддержки предпринимателей, последний в соответствии с договором и законодательством вправе потребовать взыскания сумм основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Если государственная поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления имущества в лизинг, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей или учреждение финансовой поддержки предпринимателей заключают с этими субъектами договор финансовой аренды (лизинга). Об этом прямо говорится в Положении об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 (п. 20), и в Положении об учреждении финансовой поддержки предпринимателей (п. 8).
В Положении от 21 мая 2009 г. содержится также ряд норм, относящихся к договору финансовой аренды (лизинга). Имущество на условиях договора финансовой аренды (лизинга) предоставляется субъекту малого предпринимательства после заключения с Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей такого договора на срок от одного года до пяти лет. Стоимость имущества, передаваемого по договору, не должна превышать 8000 базовых величин.
Исполнение обязательств по уплате лизинговых платежей обеспечивается залогом имущества, гарантией, поручительством и другими предусмотренными законодательством способами. При нарушении субъектом малого предпринимательства сроков уплаты лизинговых платежей начисляется пеня в размере 0,1 процента недовнесенной суммы за каждый день просрочки. Начисление пени производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их перечислению.
Вознаграждение (доход) Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей по договору финансовой аренды (лизинга) устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка от суммы денежных средств, направленных фондом на приобретение объекта лизинга.
Другие вопросы лизинговых отношений между Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей (учреждением финансовой поддержки предпринимателей) и субъектами малого предпринимательства регулируются нормами ГК, Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» [12] и другими актами законодательства.
Для обеспечения исполнения обязательств по льготным кредитам, в том числе микрокредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам малого предпринимательства за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей может предоставлять гарантии банкам. Гарантия предоставляется по льготному кредиту, в том числе микрокредиту, выданному на реализацию инвестиционного проекта, бизнес-проекта, в котором доля собственных средств кредитополучателя составляет не менее 30 процентов суммы кредита, в том числе микрокредита. Для получения гарантии по льготному кредиту, в том числе микрокредиту, субъект малого предпринимательства представляет в фонд заявление и проект кредитного договора с банком-кредитором или письменное предварительное согласие банка-кредитора с указанием размера и условий предоставления кредита, в том числе микрокредита. Срок действия гарантии не может превышать трех лет.
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей несет субсидиарную ответственность по предоставленным гарантиям в случае неисполнения субъектом малого предпринимательства обязательств перед банком-кредитором. Для обеспечения выполнения договора гарантии, заключенного между фондом и субъектом малого предпринимательства, фонд размещает денежные средства во вклады (депозиты) в банке-кредиторе на срок действия кредитного договора.
Субъект малого предпринимательства перечисляет Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимателей плату за предоставление гарантии в размере 5 процентов от суммы предоставленной гарантии. При неисполнении субъектом малого предпринимательства обязательств по возврату льготного кредита, в том числе микрокредита, банк по истечении 5 банковских дней со дня наступления срока платежа по льготному кредиту, в том числе микрокредиту, направляет в фонд документы, необходимые для исполнения гарантии фонда, и копии документов, подтверждающих предъявление требования к кредитополучателю. При этом платежи в соответствии с гарантией фонда взыскиваются банком в бесспорном порядке со счетов фонда. Сам фонд может взыскать произведенные им в соответствии с гарантией платежи с субъекта малого предпринимательства, не исполнившего обязательства по возврату льготного кредита, в том числе микрокредита, в судебном порядке.
В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» целью общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства выступает оказание финансовой помощи своим членам в форме предоставления микрозаймов. Общество вправе предоставлять микрозаймы только лицам, являющимся членами такого общества, и только на цели осуществления предпринимательской деятельности. Это же правило предусмотрено в Указе Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325.
Таким образом, отношения общества взаимного финансирования с субъектами малого и среднего предпринимательства как участниками (пайщиками) общества по предоставлению финансовой помощи строятся на основе договора займа как типа договора, предусмотренного ГК (ст. 760–770). Определенные нормы об этих отношениях содержатся в специальных нормативных актах.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями на основании договора микрозайма – вида договора займа, по условиям которого одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на дату заключения договора, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денежных средств и уплатить проценты за пользование средствами. Для сравнения, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 2 июля 2010 года «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [13] микрофинансовые организации предоставляют микрозаймы на основании договора микрозайма (ст. 8) как договора займа, сумма которого не превышает суммы, установленной данным Законом (ст. 1).
Предоставление микрозаймов осуществляется на основании утверждаемых микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов, соответствующих устанавливаемым Национальным банком Республики Беларусь требованиям к их содержанию. Правила предоставления микрозаймов должны быть размещены микрофинансовой организацией в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними лиц, заинтересованных в получении микрозайма, и заемщиков, а также на своем официальном сайте (при его наличии) в глобальной компьютерной сети Интернет.
Не допускается предоставление микрофинансовой организацией заемщику микрозайма (микрозаймов), если общая сумма обязательств заемщика перед этой микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов при предоставлении такого микрозайма (микрозаймов) превысит 15 000 базовых величин на день заключения договора микрозайма.
Существенными условиями договора микрозайма, помимо существенных условий, установленных в соответствии с законодательством, являются:
размер получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовая процентная ставка) по микрозайму и порядок его определения;
право заемщика на досрочный возврат по собственной инициативе микрозайма и порядок досрочного возврата;
указание на статус заемщика, дающий ему право на обращение за предоставлением микрозайма.
Не допускается включение в договор микрозайма следующих условий:
о взимании микрофинансовой организацией с заемщика каких-либо дополнительных платежей (комиссионных и иных) за пользование микрозаймом;
об изменении микрофинансовой организацией в одностороннем порядке размера получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовой процентной ставки) по микрозайму и (или) порядка их определения, размера неустойки (штрафа, пени) по договору и сроков действия этих договоров;
о применении к заемщику неустойки (штрафа, пени) за досрочный возврат микрозайма.
Размер неустойки (штрафа, пени) по договору микрозайма не может превышать размера микрозайма, предоставленного микрофинансовой организацией заемщику.
Микрофинансовая организация обязана в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь, до предоставления микрозайма предоставлять лицам, заинтересованным в получении микрозайма, а также заемщикам полную и достоверную информацию об условиях договора микрозайма, возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и (или) заемщика, порядке и условиях предоставления микрозайма, правах заемщика и его обязанностях, связанных с получением микрозайма, размере получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовой процентной ставке) по микрозайму и порядке его определения, перечне и размере платежей, связанных с нарушением условий договора микрозайма, порядке досрочного возврата микрозайма по инициативе заемщика. Кроме того, микрофинансовая организация должна формировать досье каждого заемщика (документы и сведения, представленные заемщиком в соответствии с правилами предоставления микрозаймов и заключенным договором микрозайма); хранить досье заемщика в течение не менее трех лет с даты исполнения сторонами всех обязательств по договору микрозайма; представлять в Национальный банк отчетность и иную информацию для целей формирования финансовой статистики и осуществления контроля за соблюдением микрофинансовыми организациями законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, в сроки и порядке, которые установлены Национальным банком; выполнять иные обязанности, установленные законодательством.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2004 г. № 519 «О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства» [14] установлено, что некоммерческие организации, созданные (создаваемые) областными и Минским городским исполнительными комитетами, иными юридическими и физическими лицами, вправе осуществлять в соответствии с учредительными документами деятельность, направленную на развитие и поддержку субъектов малого предпринимательства, в том числе посредством предоставления поручительств по кредитам и займам, выдаваемым этим субъектам. Следует сделать вывод, что действие данного постановления распространяется также на общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом из действующего законодательства не вытекает ограничение по предоставлению поручительств по кредитам и займам субъектам малого предпринимательства, если они не являются участниками (пайщиками) общества взаимного финансирования. В случае принятия решения о предоставлении поручительства общество взаимного финансирования заключает договор поручительства с банком либо организацией, предоставляющей заем субъекту малого предпринимательства. Такие отношения сторон регулируются ГК (ст. 341–347).
Заключение. Таким образом, в результате исследования взаимоотношений субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства можно сделать следующие выводы.
Основной правовой формой взаимоотношений субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства является договор. При этом типы и виды используемых договоров предопределяются теми направлениями, по которым оказывается поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, и складывающимися соответствующими экономическими отношениями.
Необходимо различать договоры о предоставлении финансовых средств (в случае предоставления финансовых средств на возвратной основе) и договоры об оказании финансовой поддержки (в случае предоставления субсидий). Договоры по предоставлению финансовых средств на возвратной основе, заключаемые Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и учреждениями финансовой поддержки предпринимателей с субъектами малого предпринимательства, следует рассматривать как разновидность договора займа. Договоры об оказании финансовой поддержки в случае предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства следует относить к новому типу гражданско-правового договора, опосредующего безвозмездное оказание имущественной (финансовой) помощи. Если заключенный с субъектом малого предпринимательства договор на предоставление финансовых средств будет предусматривать одновременно предоставление финансовых средств на возвратной основе и предоставление субсидий, такой договор будет смешанным.
В Законе Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» целесообразно предусмотреть главу «Регулирование договорных отношений в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства», в которой следует отразить и договорные отношения субъектов поддержки малого и среднего предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства.
СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь : Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 3. – 1/12259.
2. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 15 дек. 2016 г., № 466 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
3. Амельченя, Ю. А. Комментарий к Положению о центрах поддержки предпринимательства, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» : [по состоянию на 26.01.2011 г.] [Электронный ресурс] / Ю. А. Амельченя, О. А. Бакиновская // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология ПРОФ / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
4. Амельченя, Ю. А. Обсуждаем субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: инкубатор малого предпринимательства : [по состоянию на 26.01.2011 г.] [Электронный ресурс] / Ю. А. Амельченя, О. А. Бакиновская // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология ПРОФ / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
5. Курц, Ш. Возможности поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии / Ш. Курц // Правовое государство: законодательство о предпринимательской деятельности в Беларуси и Германии : материалы междунар. семинаров / Герм. фонд междунар. правового сотрудничества. – Минск, 2004. – С. 36–39.
6. Богданов, Е. В. Предпринимательские договоры / Е. В. Богданов. – М. : Кн. сервис, 2003. – 192 с.
7. Словарь современных экономических и правовых терминов / В. Н. Шимов [и др.] ; под ред. В. Н. Шимова, В. С. Каменкова. – Минск : Амалфея, 2002. – 816 с.
8. Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. Предпринимательское (хозяйственное) право : учебник / Н. Н. Вознесенская [и др.] ; под ред. В. В. Лаптева, С. С. Занковского ; Рос. акад. наук, Ин-т гос-ва и права, Акад. правовой ун-т. – М. : Волтерс Клувер, 2006. – 560 с.
10. Кустова, М. В. Договоры о предоставлении средств бюджета: проблемы природы и правового регулирования / М. В. Кустова // Договор в публичном праве : сб. науч. ст. / под ред. Е. В. Гриценко, Е. Г. Бабелюк. – М. : Волтерс Клувер, 2009. – С. 245–256.
11. Постановление кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь от 27 дек. 2012 г., дело № 89-7/2012/79А/997К [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Судебная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. О вопросах регулирования лизинговой деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 25 февр. 2014 г., № 99 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях [Электронный ресурс] : Федер. закон, 2 июля 2010 г., № 151-ФЗ // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 2017.
14. О некоторых вопросах деятельности некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 6 мая 2004 г., № 519 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
Дата поступления в редакцию: 30.01.2017