Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31 октября 2018 г. № Р-1149/2018
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Заслушав судью-докладчика Рябцева В.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 октября 2018 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 24 октября 2018 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования Закона Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о транспортно-экспедиционной деятельности) с учетом правоприменительной практики и в целях согласования его норм с нормами других законодательных актов.
Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона исходя из норм Конституции:
устанавливающих принцип верховенства права, в силу которого государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
предусматривающих положения о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантировании равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности; гарантировании всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности; регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечении направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части вторая, четвертая и пятая статьи 13);
закрепляющих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд, проверяя конституционность Закона, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами, а также по порядку его принятия.
1. Закрепленные в статье 13 Конституции права граждан и организаций и гарантии их реализации в сфере экономических отношений (части вторая, четвертая) во взаимосвязи с обязанностью государства осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая) обусловливают обязанность государства создавать благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности, одним из видов которой является транспортно-экспедиционная деятельность (абзац шестой статьи 1 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
Определяя содержание и принципы осуществления прав и обязанностей субъектов правоотношений, на которых распространяется действие Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, законодатель совершенствует механизмы и способы защиты прав таких субъектов, обеспечивая посредством уточнения отдельных положений указанного Закона дальнейшую реализацию конституционных принципов и норм.
В соответствии с Законом уточняются основные понятия, используемые в Законе о транспортно-экспедиционной деятельности, и их определения. Так, на законодательном уровне понятие «сопроводительные документы» определяется как транспортные (перевозочные) и (или) грузосопроводительные документы, оформляемые при выполнении перевозки груза в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (абзац шестой пункта 1 статьи 1 Закона). Статьей 19 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, излагаемой пунктом 12 статьи 1 Закона в новой редакции, устанавливается, что при оказании транспортно-экспедиционных услуг могут быть использованы формы документов (экспедиторская накладная, экспедиторский коносамент, расписка экспедитора и иные), рекомендованные международными организациями в области транспортно-экспедиционной деятельности.
Конституционный Суд считает, что указанное уточнение направлено на обеспечение единообразного понимания и применения норм указанного Закона; обусловлено потребностью согласования содержащихся в нем понятий с понятиями, используемыми в иных нормативных правовых актах, регулирующих сходные отношения в этой сфере, что соответствует принципу верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и вытекающему из него принципу правовой определенности в части обеспечения полноты правового регулирования отношений, возникающих в области транспортно-экспедиционной деятельности, при выполнении (оказании) связанных с такой деятельностью работ (услуг), а также конституционным положениям о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства (часть первая статьи 8 Конституции).
2. Согласно статье 1 Закона из сферы действия Закона о транспортно-экспедиционной деятельности исключается деятельность, связанная с выполнением внутриреспубликанских и международных перевозок грузов (пункт 2); из перечня законодательства, регулирующего транспортно-экспедиционную деятельность, исключаются Правила транспортно-экспедиционной деятельности и норма, определяющая необходимость утверждения данного акта Советом Министров Республики Беларусь, а также соответственно отсылочные нормы к указанным Правилам (пункты 3, 4, абзац третий пункта 8 и др.).
Кроме того, Законом вносятся изменения, направленные на согласование норм Закона о транспортно-экспедиционной деятельности с соответствующими положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). В частности, из Закона о транспортно-экспедиционной деятельности исключаются нормы о предоставлении участникам транспортно-экспедиционной деятельности свободы в выборе договора, определении его условий; об одностороннем расторжении договора транспортной экспедиции (пункты 5, 13 статьи 1 Закона), содержащие положения, аналогичные положениям, установленным в статьях 391, 759 ГК.
По мнению Конституционного Суда, такое правовое регулирование обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования правовых основ транспортно-экспедиционной деятельности как одной из составляющих экономической деятельности; направлено на установление единых подходов в области транспортно-экспедиционной деятельности посредством согласования норм Закона о транспортно-экспедиционной деятельности с нормами ГК и иных законодательных актов, расширение сферы его действия, сокращение излишних обязательных требований, предъявляемых к субъектам хозяйствования, что согласуется с закрепленными в Конституции положениями, в соответствии с которыми государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях; обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (части вторая и пятая статьи 13, часть первая статьи 59).
Таким образом, Закон направлен на оптимизацию правового регулирования отношений в области транспортно-экспедиционной деятельности, создание единой внутренне согласованной законодательной базы для развития отношений в данной сфере и формирование единообразной правоприменительной практики.
Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку его принятия Закон не противоречит Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |