Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31 октября 2018 г. № Р-1146/2018
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи, Закона Республики Беларусь «О внесении дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь», Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 октября 2018 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 24 октября 2018 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона, которым вносится дополнение в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК), обусловлено необходимостью повышения эффективности применения судами норм Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи 2007 года (далее также – Конвенция), ратифицированной Республикой Беларусь 28 декабря 2017 г.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции:
определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);
предусматривающих право всех без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, гарантирование каждому защиты его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (статья 22, часть первая статьи 60);
закрепляющих, что правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (часть первая статьи 112);
устанавливающих, что семья, детство находятся под защитой государства; родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (части первая и третья статьи 32).
1. Согласно статье 1 Закона глава 41 ГПК дополняется статьей 5611, определяющей особенности рассмотрения судами просьб о признании решения, о признании и исполнении решения, о вынесении решения, о совершенствовании решения о взыскании алиментов (далее – просьбы о взыскании алиментов) на основании Конвенции.
В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка 1989 года государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (пункт 1); родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (пункт 2); государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа. В частности, если лицо, несущее финансовую ответственность за ребенка, и ребенок проживают в разных государствах, государства-участники способствуют присоединению к международным соглашениям или заключению таких соглашений, а также достижению других соответствующих договоренностей (пункт 4).
Конституционный Суд отмечает, что Закон, принятый в развитие взаимосвязанных положений статьи 32 Конституции и статьи 27 Конвенции о правах ребенка, а также Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи, призван гарантировать надлежащее исполнение международных обязательств в области защиты прав и законных интересов ребенка, основанных на современных способах защиты семейных прав и конвенционных механизмах государственного взаимодействия.
2. Согласно части первой статьи 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Данной норме Конституции корреспондируют закрепленный в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года общепризнанный принцип международного права «договоры должны соблюдаться», в соответствии с которым каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, и часть первая статьи 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь», согласно которой международные договоры Республики Беларусь подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом.
При проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» Конституционный Суд в решении от 7 мая 2018 г. указал, что наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права. Такие подходы учитывают важную роль и значение международных договоров в правовой системе Беларуси как непосредственно действующего права, обязывают суды, другие государственные органы и должностных лиц применять нормы международного права.
Наряду с этим Конституционный Суд обращает внимание на определяемые Законом особенности рассмотрения судами просьб о взыскании алиментов на основании Конвенции.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции Центральные органы оказывают содействие в отношении просьб, подаваемых в соответствии с Главой III данной Конвенции; в частности, они должны передавать и принимать такие просьбы; возбуждать или способствовать возбуждению производства на основании таких просьб.
Законом в соответствии с указанной нормой Конвенции и статьей 2 Закона Республики Беларусь «О ратификации Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи» в качестве Центрального органа для осуществления функций, возложенных Конвенцией на Центральные органы, определяется Министерство юстиции Республики Беларусь (части первая и десятая статьи 5611 ГПК).
В целях обеспечения оперативного и качественного рассмотрения просьб о взыскании алиментов в статье 5611 ГПК предусматривается, что такие просьбы рассматриваются областным, Минским городским судом по месту жительства (месту пребывания) лица, имеющего право на получение алиментов (кредитора), или лица, обязанного уплачивать алименты (должника), а также месту нахождения имущества должника (часть первая); просьбы о взыскании алиментов являются процессуальными документами; требования к форме и содержанию просьб о взыскании алиментов устанавливаются Конвенцией (часть вторая). Так, согласно пункту 4 статьи 11 Конвенции подаваемая просьба может быть составлена по форме, рекомендованной и опубликованной Гаагской конференцией по международному частному праву.
В соответствии с Законом в частях седьмой и восьмой статьи 5611 ГПК закрепляются положения о том, что просьба о совершенствовании решения о взыскании алиментов, вынесенного в Республике Беларусь либо в иностранном государстве, может быть подана лицом, имеющим право на получение алиментов (кредитором), или лицом, обязанным уплачивать алименты (должником), в отношении которого вынесено такое решение; суд вправе при изменении материального и (или) семейного положения лица, имеющего право на получение алиментов (кредитора), и (или) лица, обязанного уплачивать алименты (должника), изменить размер алиментов, способы и порядок их уплаты, предусмотренные решением о взыскании алиментов, путем вынесения нового решения на основании ранее вынесенного решения о взыскании алиментов (совершенствование решения о взыскании алиментов).
По мнению Конституционного Суда, вносимое в ГПК дополнение направлено на защиту прав и законных интересов всех участников регулируемых Законом правоотношений, а также призвано обеспечить вынесение судами законных, обоснованных и справедливых решений.
3. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции).
Согласно статье 543 ГПК, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о гражданском судопроизводстве Республики Беларусь, применяются правила международного договора Республики Беларусь.
Конституционный Суд отмечает, что дополнение гражданского процессуального закона нормами о рассмотрении просьб о признании или о признании и исполнении решений иностранных судов о взыскании алиментов обусловлено необходимостью недопущения коллизии между положениями Конвенции и действующими нормами ГПК о признании и исполнении в Республике Беларусь решений иностранных судов.
Так, в соответствии с Законом в части третьей статьи 5611 ГПК предусматривается, что просьбы о признании или о признании и исполнении решений иностранных судов о взыскании алиментов рассматриваются по правилам приложения 4 к ГПК с учетом положений Конвенции. В части четвертой данной статьи реализуются также нормы статьи 21 Конвенции о делимости решений, частичном признании и исполнении решений иностранных судов, что призвано обеспечить более эффективное применение положений данной Конвенции для гарантирования прав и свобод участников регулируемых Законом правоотношений независимо от их гражданства и места жительства.
Таким образом, Конституционный Суд считает, что Закон направлен на установление гарантий исполнения Республикой Беларусь международных обязательств в области защиты прав и законных интересов ребенка и обеспечение эффективного применения судами норм Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |