Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 07.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 декабря 2017 г. № Р-1113/2017

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом».

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 7 декабря 2017 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2017 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом вносятся дополнения и изменения в Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» (далее – Закон о борьбе с терроризмом), обусловленные необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, связанных с предупреждением терроризма.

Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет соответствие Закона Конституции:

исходя из норм Конституции, устанавливающих, что Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1), человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства (часть первая статьи 21);

основываясь на конституционных положениях об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59 Конституции);

руководствуясь нормами о возможности ограничения прав и свобод личности в соответствии с частью первой статьи 23 Конституции, устанавливающей, что такое ограничение допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц;

учитывая предписания Конституции, согласно которым Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8), государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).

1. В соответствии с Законом (пункты 1 и 6 статьи 1) в Законе о борьбе с терроризмом устанавливается определение термина «критически важные объекты» как объектов социальной, производственной, инженерно-транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, нарушение функционирования которых в результате акта терроризма может способствовать дестабилизации общественного порядка и достижению иных целей терроризма и (или) повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей; предусматриваются обязанности государственных органов и иных организаций в отношении таких объектов (включая организацию и (или) осуществление охранной деятельности и соблюдение требований безопасности, а также выполнение профилактических, режимных, организационных и иных мер по предупреждению террористической деятельности и минимизации ее последствий), направленные на недопущение совершения актов терроризма на указанных объектах.

По мнению Конституционного Суда, законодательное регулирование действий государственных органов и иных организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, по недопущению совершения актов терроризма на данных объектах основывается на положениях Конституции, в соответствии с которыми Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Кроме того, предусматриваемое Законом положение о том, что меры по предупреждению террористической деятельности и минимизации ее последствий осуществляются в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (пункт 6 статьи 1), согласуется с конституционными полномочиями Главы государства принимать меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивать политическую и экономическую стабильность (часть вторая статьи 79 Конституции).

Дополнения и изменения, касающиеся критически важных объектов, корреспондируют также международным рекомендациям, содержащимся в Резолюции Совета Безопасности ООН 2341 (2017) от 13 февраля 2017 года, согласно которым каждое государство само определяет, какие объекты его инфраструктуры являются критически важными и как обеспечить их эффективную защиту от террористических нападений; стратегии государств-членов по уменьшению рисков террористических нападений должны предусматривать, в частности, оценку и улучшение понимания соответствующих рисков, принятие мер по обеспечению готовности, в том числе эффективного реагирования на такие нападения, а также содействие повышению оперативной совместимости в области безопасности и ликвидации последствий и поддержку эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон (преамбула, пункт 2).

2. В соответствии с Законом (пункт 3 статьи 1) Закон о борьбе с терроризмом дополняется статьей 41, устанавливающей, что государственные органы и иные государственные организации обеспечивают в пределах их компетенции принятие мер по выполнению резолюций Совета Безопасности ООН в отношении организаций и граждан, включенных в формируемый Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь (далее – КГБ) перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности (далее – перечень лиц, причастных к террористической деятельности); КГБ взаимодействует в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с Комитетом Совета Безопасности ООН путем обмена информацией, а также внесения предложений о включении или об исключении организаций и граждан из санкционного перечня, формируемого Комитетом Совета Безопасности ООН; иностранные граждане и лица без гражданства, включенные в перечень лиц, причастных к террористической деятельности, по решению КГБ подлежат включению в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.

Приведенные положения Закона определяют КГБ в качестве национального контактного центра, отвечающего за поддержание связи с Комитетом Совета Безопасности ООН, учрежденным резолюциями Совета Безопасности ООН № 1267 (1999), № 1989 (2011) и № 2253 (2015), а также наделяют его полномочиями по формированию перечня лиц, причастных к террористической деятельности.

При этом включение вышеуказанных субъектов в данный перечень предполагает установление в отношении их определенных запретов и ограничений, в том числе предусмотренных Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», который решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 3 июня 2016 г. признан соответствующим Конституции.

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование соответствует конституционным предписаниям и международным обязательствам государства и призвано способствовать защите Республикой Беларусь своей независимости и территориальной целостности, конституционного строя (статья 1 Конституции).

Одновременно Конституционный Суд отмечает, что ограничения, вводимые в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, включенных в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, являются объективно оправданными и конституционно допустимыми, поскольку в соответствии со статьей 11 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

3. В соответствии с вносимым в Закон о борьбе с терроризмом изменением Вооруженные Силы Республики Беларусь (далее – Вооруженные Силы) определяются в качестве субъекта, непосредственно осуществляющего борьбу с терроризмом, вместо Министерства обороны Республики Беларусь, наделенного такими полномочиями действующим законодательством (абзац четвертый пункта 5 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд констатирует, что данное изменение более точно соответствует компетенции и задачам, решаемым Вооруженными Силами и Министерством обороны, поскольку согласно Закону Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» Министерство обороны является центральным органом военного управления Вооруженных Сил (статья 4), а Вооруженные Силы – структурным элементом военной организации государства, предназначенным для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности (статья 1).

Таким образом, Вооруженные Силы призваны непосредственно решать задачи, связанные с применением имеющихся в их распоряжении сил, средств и ресурсов для вооруженного противодействия внешним и внутренним опасностям, в том числе в случае необходимости выступать в качестве субъекта борьбы с терроризмом как серьезной угрозой национальной безопасности государства.

Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание законодателя на то, что указанное изменение, касающееся новых полномочий Вооруженных Сил, не вносится в Закон «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», являющийся основным законодательным актом, устанавливающим их предназначение, задачи и принципы деятельности.

Исходя из принципа верховенства права, предполагающего создание такой правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи и согласуются между собой, Конституционный Суд приходит к выводу, что в целях комплексного определения задач Вооруженных Сил и способов их выполнения законодателю необходимо при последующем совершенствовании Закона «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» предусмотреть в нем положения об участии Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом.

4. Законом уточняются основания и условия для признания организации террористической, порядок получения фактических данных, на основе которых Верховный Суд Республики Беларусь принимает решение о признании организации террористической (пункт 11 статьи 1).

В частности, положения Закона о борьбе с терроризмом, регулирующие порядок подачи Генеральным прокурором Республики Беларусь в Верховный Суд заявления, на основании которого Верховный Суд принимает решение о признании организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, террористической, запрещении ее деятельности, дополняются нормами, согласно которым предложения о подготовке соответствующего заявления с приложением фактических данных, касающихся деятельности такой организации, Генеральному прокурору вносит КГБ; копия решения Верховного Суда о признании организации террористической в пятидневный срок со дня его принятия направляется Генеральному прокурору и в КГБ.

По мнению Конституционного Суда, указанные дополнения, конкретизирующие порядок деятельности и полномочия названных государственных органов, направлены на совершенствование законодательных основ взаимодействия Верховного Суда, Генеральной прокуратуры и КГБ по вопросам признания организации террористической в целях реализации конституционного принципа верховенства права и вытекающего из него принципа правовой определенности, предполагающего ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность норм законов, в том числе регулирующих взаимосвязанную правоохранительную и судебную деятельность нескольких субъектов, а также обеспечение однозначного понимания и единообразного применения указанных норм на практике.

Судебный порядок признания организации террористической является гарантией соблюдения прав и свобод человека, предусмотренной частью первой статьи 60 Конституции, и соответствует международно-правовым стандартам в области отправления правосудия (статья 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), при соблюдении которых обеспечиваются демократическая практика и законность.

Конституционный Суд констатирует, что предусматриваемое Законом правовое регулирование, основанное на положениях Конституции и соответствующее общепризнанным международно-правовым стандартам, служит целям дальнейшей конституционализации законодательства в области обеспечения национальной безопасности, совершенствования правовых механизмов предотвращения и пресечения террористической деятельности, что в полной мере согласуется с конституционной обязанностью государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.