Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
30 декабря 2014 г. № Р-971/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов».
Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования норм Закона Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов» (далее – Закон о донорстве крови) с учетом практики его применения, а также уточнения отдельных связанных с донорством крови и ее компонентов положений законов Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и Трудового кодекса Республики Беларусь.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Конституция, провозглашая человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства, обязывает государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 2, часть первая статьи 59).
Согласно частям первой и второй статьи 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.
В решении от 5 июля 2013 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» Конституционный Суд указал, что характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей и, соответственно, за содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами конституционного права на охрану здоровья, предопределяется ценностью здоровья, по сути являющегося неотчуждаемым благом, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности.
Законом в новой редакции излагаются статьи 6 и 10 Закона о донорстве крови, в которых конкретизируются основные направления государственной политики Республики Беларусь в области донорства, уточняются полномочия Министерства здравоохранения Республики Беларусь и иных государственных органов в этой области (пункты 4, 6 статьи 4).
В статье 15 Закона о донорстве крови, излагаемой в новой редакции пунктом 8 статьи 4 Закона, предусматривается пропаганда социальной значимости донорства через средства массовой информации, а также посредством издания и распространения произведений науки, литературы, рекламных материалов и иными способами информирования населения. В изложенной в новой редакции статье 16 указанного Закона определяются организации, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, реализацию крови, ее компонентов, а также организацию, осуществление переливания крови, ее компонентов на территории Республики Беларусь. Законом (пункт 9 статьи 4) Закон о донорстве крови дополняется статьей 161, в которой закрепляется положение об установлении Советом Министров Республики Беларусь нормативов обязательного обеспечения потребностей государственной системы здравоохранения Республики Беларусь в крови, ее компонентах, в том числе с учетом необходимости создания резервов на случай чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 15 статьи 4 Закона излагаются в новой редакции статьи 26–28 Закона о донорстве крови, определяющие условия реализации крови, ее компонентов, заготовленных сверх нормативов обязательного обеспечения потребностей, в том числе за пределы Республики Беларусь, а также ввоза крови, ее компонентов в Республику Беларусь.
Содержание приведенных и иных норм Закона позволяет Конституционному Суду констатировать направленность Закона на дальнейшее обеспечение реализации конституционного права граждан на охрану здоровья путем совершенствования правового механизма заготовки, переработки, хранения и реализации крови и ее компонентов на территории Республики Беларусь.
2. В статьях 21 и 22 Закона о донорстве крови, излагаемых пунктом 14 статьи 4 Закона в новой редакции, закрепляются обязательность прохождения донорами медицинского осмотра в день сдачи крови, ее компонентов; создание и ведение Единой базы данных донорства крови, ее компонентов; устанавливается перечень информации, которая должна содержаться в указанной базе, что имеет целью обеспечить безопасность крови, ее компонентов, качество их заготовки, переработки, хранения, а также оперативное оказание медицинской помощи реципиентам. Таким образом, вместо действующего учета доноров в различных организациях переливания крови предусматривается создание единого государственного информационного ресурса данных донорства для оперативного удовлетворения клинических потребностей в безопасной крови, ее компонентах с целью обеспечения своевременного оказания медицинской помощи реципиентам.
Конституционный Суд оценивает данные нормы Закона как законодательное закрепление дополнительных условий и возможностей для реализации гражданами конституционного права на охрану здоровья.
3. Законом дополняются обязанности нанимателя по содействию донорству (абзац четвертый пункта 10 статьи 4). В частности, предусматривается, что наниматель обязан беспрепятственно отпускать работника в день выполнения донорской функции, а в случае невозможности по производственным причинам отпустить работника в указанный им день предложить другой день, выбранный по согласованию с работником (за исключением случаев выполнения донорской функции в экстренном порядке в целях сохранения жизни и здоровья реципиента). Конституционный Суд считает, что установлением данной обязанности нанимателя создаются реальные условия осуществления донорской функции лицами, связанными трудовыми обязанностями и не имеющими возможности по собственному усмотрению прибыть в организацию переливания крови в любое удобное для себя время, чем устраняется один из факторов, сдерживающих активность доноров.
Вместе с тем на донора возлагается обязанность не позднее чем за два рабочих дня (за исключением случаев выполнения донорской функции в экстренном порядке в целях сохранения жизни и здоровья реципиента) предупредить нанимателя о датах выполнения донорской функции и использования дней отдыха, а также своевременно представить нанимателю документы, подтверждающие выполнение донорской функции (абзацы четвертый и пятый пункта 17 статьи 4 Закона).
Такое правовое регулирование устанавливает, по мнению Конституционного Суда, баланс прав и обязанностей доноров-работников и нанимателей, является основой справедливого согласования ими как сторонами трудового договора своих законных интересов, способствует гармонизации трудовых отношений в Республике Беларусь как социальном правовом государстве (часть первая статьи 1 Конституции).
4. Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона устанавливаются порядок и условия предоставления донорам, сдавшим кровь, ее компоненты, определенных гарантий. Гарантии касаются, в частности, освобождения работников в день выполнения донорской функции от работы с сохранением среднего заработка, а обучающихся – от занятий с производством денежных выплат, предоставления дня отдыха с сохранением среднего заработка, денежных компенсаций при возмездном донорстве и бесплатного питания при безвозмездном, а также оказания медицинской помощи, предоставления трудового отпуска и повышения пенсий донорам, награжденным нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Ганаровы донар Рэспублікі Беларусь».
Проверяя конституционность указанных норм, Конституционный Суд отмечает, что донорская функция как добровольное прохождение донором медицинского осмотра и возмездная или безвозмездная сдача им крови, ее компонентов выполняется гражданином с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Выполнение гражданином данной общественно значимой функции предполагает соответствующие действия государства по защите прав донора и охране его здоровья, необходимость которых основывается на положениях части первой статьи 21 Конституции, определяющей обеспечение прав и свобод граждан высшей целью государства, и части первой статьи 59 Конституции, обязывающей государство принимать все доступные ему меры для полного осуществления прав и свобод граждан.
5. В части второй излагаемой в новой редакции статьи 22 Закона о донорстве крови устанавливается, что в Единую базу данных донорства крови, ее компонентов включаются в том числе сведения, позволяющие установить личность донора и личность реципиента. Кроме того, предусматривается, что в указанную Единую базу включаются сведения о посттрансфузионных реакциях и осложнениях (последствиях переливания крови, ее компонентов) и о лицах, у которых выявлены медицинские противопоказания для сдачи крови, ее компонентов. По мнению Конституционного Суда, эти сведения также позволяют прямо или косвенно идентифицировать лицо, к которому они относятся.
Частью четвертой указанной статьи Закона о донорстве крови закрепляется положение о том, что порядок создания и ведения Единой базы данных донорства крови, ее компонентов, использования и предоставления содержащейся в данной базе информации определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» данные, позволяющие идентифицировать физическое лицо, являются персональными данными (абзац двадцать четвертый статьи 1); в отношении персональных данных должны быть приняты меры по защите от разглашения с момента, когда персональные данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся (часть первая статьи 32); порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь (часть третья статьи 18).
В связи с изложенным Конституционный Суд обращает внимание законодателя на то, что нормы Закона об использовании и предоставлении информации, касающейся доноров и реципиентов, содержащейся в Единой базе данных донорства крови, ее компонентов, не предусматривают гарантий ее защиты и не в полной мере согласуются с соответствующими положениями Закона «Об информации, информатизации и защите информации».
Содержание Закона свидетельствует о его направленности на совершенствование конституционно-правового регулирования общественных отношений, связанных с обеспечением комплекса мер по организации донорства крови, ее компонентов и защите прав доноров.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |