Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 декабря 2012 г. № Р-787/2012
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы».
Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 декабря 2012 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом вносится изменение в Закон Республики Беларусь «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь», а также изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О рекламе». Вносимые изменения и дополнения касаются языка распространения рекламы, понятийного аппарата, общих требований к рекламе отдельных товаров и услуг, способов распространения рекламы, устранения ненадлежащей рекламы, обеспечения прав и обязанностей рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя по представлению соответствующей информации. Законом уточняются также полномочия государственных органов в области рекламы, предусматривается создание Межведомственного совета по рекламе, определяются цели его деятельности.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В соответствии с Конституцией человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).
Провозглашение в Конституции обеспечения прав и свобод граждан Республики Беларусь высшей целью государства означает необходимость надлежащего исполнения положений Конституции, закрепляющих права граждан и гарантии их реализации.
Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а также гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части вторая и четвертая статьи 13 Конституции).
Положениями Закона в качестве цели деятельности Межведомственного совета по рекламе закрепляется совершенствование взаимодействия по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития рекламного рынка; уточняются объемы рекламного вещания, условия размещения рекламы с использованием электросвязи, средств наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве; устанавливается, что к договору на размещение рекламы применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон; определяется порядок устранения выявленных нарушений законодательства о рекламе (пункты 6, 8–11, 26, 27 статьи 2).
Конституционный Суд отмечает, что данные нормы направлены на совершенствование механизма реализации указанных конституционных прав и гарантий при осуществлении предпринимательской деятельности по производству и размещению (распространению) рекламы.
2. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды; пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (части первая и третья статьи 34 Конституции).
По сравнению с действующим правовым регулированием в Законе предусматривается возможность производства мультимедийной рекламы, размещаемой (распространяемой) с помощью программно-технических средств, реализующих информацию в звуковом и (или) зрительном виде (текст, графика, фотография, видео, мультипликация (анимация), звуковые эффекты и др.), за исключением рекламы на телевидении и радио, а также размещения рекламы выполненных на иностранном языке наименований товаров, творческих псевдонимов, оригинальных названий творческих коллективов, произведений, доменных имен сайтов (абзац третий пункта 1, абзац третий пункта 7 статьи 2). Законом уточняются требования к информации, размещаемой в рекламе лекарственных средств, биологически активных добавок к пище, алкогольных напитков, пива, культурно-зрелищного мероприятия, рекламе о привлечении банками и небанковскими организациями денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклад, рекламе лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари, а также определяется информация, размещение которой в рекламе не допускается (пункты 11, 12, 14, 15, 20–22 статьи 2).
Исходя из анализа приведенных положений Закона в их взаимосвязи с нормами абзаца седьмого статьи 2, статьи 26 Закона «О рекламе», согласно которым реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, она не должна быть ненадлежащей, то есть недобросовестной и недостоверной, Конституционный Суд приходит к выводу о направленности Закона на создание дополнительных гарантий реализации конституционного права на информацию, предупреждение нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан в сфере рекламы.
3. В соответствии с Конституцией гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья (часть первая статьи 45).
В излагаемой в новой редакции статье 15 Закона «О рекламе» предусматривается, что реклама лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники допускается только при наличии у рекламодателя согласования Министерства здравоохранения Республики Беларусь, за исключением случаев, указанных в данной статье. Одновременно устанавливается запрет рекламы лекарственных средств, не зарегистрированных в Республике Беларусь в установленном законодательством порядке; методов оказания медицинской помощи, не разрешенных к применению Министерством здравоохранения; работ и услуг в области здравоохранения, не являющихся работами и услугами, составляющими медицинскую деятельность (пункт 11 статьи 2 Закона). Закон «О рекламе» дополнен статьей 151, содержащей аналогичные требования к рекламе биологически активных добавок к пище (пункт 12 статьи 2 Закона).
Реклама алкогольных напитков и пива должна содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления, которая должна занимать не менее десяти процентов площади рекламы и в мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы (пункты 14, 15 статьи 2 Закона).
Указанные положения Закона Конституционный Суд рассматривает в качестве законодательных гарантий реализации конституционного права на охрану здоровья в случаях рекламирования объектов, потенциально опасных для человека.
Конституционный Суд отмечает также устанавливаемые Законом повышенные правовые гарантии защиты здоровья, прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в соответствии с которыми запрещается обращаться непосредственно к несовершеннолетним в рекламе лекарственных средств, биологически активных добавок к пище, а также использовать образы несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы лотерей, игр, в том числе рекламных и азартных игр, пари. Данные положения Закона согласуются с пунктом «е» статьи 17 Конвенции ООН «О правах ребенка», ратифицированной Республикой Беларусь 28 июля 1990 года, согласно которому государства – участники Конвенции поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
4. Согласно Конституции Республика Беларусь является социальным государством; государство регулирует экономическую деятельность в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть первая статьи 1, часть пятая статьи 13).
Исходя из данных конституционных положений, Конституционный Суд считает, что социальная реклама как не носящая коммерческого характера реклама прав, охраняемых законом интересов или обязанностей организаций или граждан, здорового образа жизни, мер по охране здоровья, безопасности населения, социальной защите, охране окружающей среды (абзац четырнадцатый статьи 2 Закона «О рекламе»), то есть реклама, привлекающая внимание к социально значимым проблемам, предполагает необходимость эффективного законодательного регулирования ее производства и размещения.
По мнению Конституционного Суда, на достижение такого регулирования направлены положения пункта 23 статьи 2 Закона, которыми определяется, что организациям и гражданам предоставляется право оказывать содействие государственным органам в производстве социальной рекламы; устанавливается запрет на размещение (распространение) ненадлежащей социальной рекламы; уточняются порядок производства, размещения (распространения) и содержание социальной рекламы; предусматривается возможность признания Межведомственным советом по рекламе качества социальной рекламы ненадлежащим.
5. Устанавливаемые Законом запрет на рекламу услуг по обучению деятельности гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, колдунов, прорицателей, а также разрешение размещения (распространения) рекламы эротической продукции и услуг по распространению такой продукции на телевидении и радио только с 24.00 до 4.00 (абзац девятнадцатый пункта 7, абзац шестой пункта 8 статьи 2) влекут ограничение прав соответствующих субъектов рекламной деятельности.
Оценивая данные нормы Закона, Конституционный Суд исходит из положений части первой статьи 23 Конституции, допускающих ограничение прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц, а также принципа пропорциональности.
Указанные выше ограничения правомерны, поскольку они предусмотрены законом, социально оправданны как направленные на достижение конституционно значимых целей, связанных с обеспечением прав и свобод других лиц, соразмерны этим целям и не искажают сущности конституционных прав граждан, а также гарантий на осуществление предпринимательской деятельности в области рекламы.
6. Конституционный Суд констатирует согласованность норм Закона с правилами, закрепленными в международно-правовых актах, что отвечает конституционному положению о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства (часть первая статьи 8 Конституции).
Данный вывод относится прежде всего к закрепленным в статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах праву каждого человека искать, получать и распространять всякого рода информацию и возможности ограничений осуществления этого права, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и (или) нравственности населения.
Республика Беларусь участвует в Соглашении о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере регулирования рекламной деятельности от 19 декабря 2003 года. Положения Закона в части языка распространения рекламы, рекламы эротической продукции, права абонента или адресата требовать прекращения размещения рекламы в его адрес, рекламы лекарственных средств согласуются с соответствующими положениями указанного Соглашения.
Анализ норм Закона позволяет сделать вывод о том, что Закон в целом направлен на совершенствование правового регулирования отношений в области производства и размещения (распространения) рекламы, способствуя таким образом наполнению реализуемых в этой сфере конституционных прав граждан реальным содержанием.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |