Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
9 июля 2012 г. № Р-755/2012
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания».
Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания», Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (далее – Закон о социальном обслуживании) и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 27 июня 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 29 июня 2012 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при организации и оказании социальных услуг, с учетом тенденций и особенностей современного этапа развития системы социального обслуживания населения.
Законом вносятся изменения и дополнения в Закон о социальном обслуживании путем изложения его в новой редакции и изменение в Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства», которыми определяется ряд терминов в области социального обслуживания («государственный социальный заказ», «социальная услуга», «социальный проект»), устанавливается система социального обслуживания, закрепляются права и обязанности граждан в области социального обслуживания, уточняется основание оказания социальных услуг – наличие трудной жизненной ситуации, предусматриваются формы социального обслуживания, виды социальных услуг и раскрывается их содержание, уточняется перечень государственных организаций, оказывающих социальные услуги, регламентируются основания для отказа в оказании социальных услуг, а также основания для прекращения оказания таких услуг и др.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Республика Беларусь является социальным правовым государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашены в качестве высшей ценности и цели общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2, части первая и вторая статьи 21 Конституции).
Статьей 47 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
В статье 25 Всеобщей декларации прав человека закреплено право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Приведенные нормы Конституции и международных правовых актов означают, что если гражданин по тем или иным не зависящим от него обстоятельствам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство обязано оказать ему необходимую помощь.
В целях реализации указанной обязанности государства и совершенствования законодательного регулирования общественных отношений в сфере социального обслуживания граждан положениями Закона уточняются перечень государственных организаций, оказывающих социальные услуги, источники финансирования расходов по социальному обслуживанию, включая безвозмездную (спонсорскую) помощь юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иные источники, не запрещенные законодательством, основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, формы такого обслуживания и виды социальных услуг (статьи 8, 9, 28–30 Закона о социальном обслуживании).
Приведенные нормы Закона, регламентирующие деятельность по организации и оказанию социальных услуг, направлены на обеспечение важнейших социальных прав граждан, достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни и свидетельствуют, по мнению Конституционного Суда, о проявлении социального характера государства.
2. Согласно Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства; Президент Республики Беларусь, являясь Главой государства, выступает гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина (часть третья статьи 21, часть первая статьи 79).
С целью реализации данных конституционных положений нормами Закона определяются основные направления государственного регулирования в области социального обслуживания и система государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области социального обслуживания (статьи 10 и 11 Закона о социальном обслуживании).
В Законе о социальном обслуживании предусматривается, что Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет государственное регулирование в области социального обслуживания в соответствии с Конституцией, этим Законом и другими законодательными актами (статья 12); в качестве государственного органа, ответственного за координацию деятельности республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области социального обслуживания и взаимодействие с иными государственными органами и другими организациями, определяется Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (статья 14).
Конституционный Суд считает, что закрепление в соответствии с Законом норм об определении единой государственной политики в области социального обслуживания Президентом Республики Беларусь и возложении на государственные органы обязанности по регулированию и управлению в области социального обслуживания направлено на поддержание социальной стабильности в обществе, оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, активизацию их собственных усилий и создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем, что позволит таким гражданам ощущать себя полноценными членами всего общества.
3. В соответствии с частью первой статьи 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан.
В Республике Беларусь собственность может быть государственной и частной; государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (части первая и вторая статьи 13).
Исходя из признания равенства всех форм собственности и с целью формирования рынка социальных услуг на основе государственно-частного партнерства, законодателем предусматривается введение государственного социального заказа – механизма привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и реализации социальных проектов.
В Законе о социальном обслуживании закрепляются цели, задачи и принципы государственного социального заказа (статья 17), регламентируются полномочия государственного заказчика (статья 20), а также порядок взаимодействия государства с негосударственными некоммерческими организациями в связи с заключением и выполнением государственного социального заказа (статьи 22–24).
По мнению Конституционного Суда, внедрение в систему социального обслуживания конкурентных отношений позволит повысить качество социальных услуг, доступность социального обслуживания и тем самым удовлетворить спрос граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, на социальные услуги.
4. Статьей 26 Закона о социальном обслуживании определяются права граждан в области социального обслуживания, в том числе права на получение социальных услуг в соответствии с условиями и порядком их предоставления, установленными этим Законом и другими актами законодательства, а при получении социальных услуг на возмездной основе – также в соответствии с условиями договора на оказание социальных услуг; на качественное оказание социальных услуг; на выбор организации и индивидуального предпринимателя, оказывающих социальные услуги, вида социальных услуг и формы социального обслуживания; на защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.
Указанная норма Закона основана на положениях Конституции, согласно которым государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах, в том числе право на судебную защиту (часть третья статьи 21, часть первая статьи 60).
Гражданин, в свою очередь, ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2). На реализацию этой конституционной нормы направлены положения статьи 27 Закона о социальном обслуживании, закрепляющие обязанности граждан в области социального обслуживания.
Конституционный Суд в Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году» указал, что конституционное содержание принципа взаимной ответственности государства и гражданина заключается в том, что Конституция, закрепляя права и свободы личности, ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, одновременно устанавливает и конституционные обязанности гражданина, за неукоснительное исполнение которых он ответствен перед государством.
В связи с изложенным Конституционный Суд считает, что надлежащая организация социального обслуживания, удовлетворение спроса граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, на социальные услуги возможны, с одной стороны, при условии осуществления государственного регулирования и управления в области социального обслуживания, а с другой – при добросовестном распоряжении своими правами и ответственном отношении граждан к выполнению своих обязанностей в области социального обслуживания.
Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на повышение доступности социального обслуживания граждан и качества социальных услуг, развитие инновационных форм социальной защиты и реализацию тем самым социальной функции государства.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |