Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

10 октября 1996 г. № З-41/96

О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 464 «О создании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Тихини В.Г., заместителя Председателя Суда Фадеева В.А., судей Василевича Г.А., Вашкевича А.Е., Кеник К.И., Пастухова М.И., Подгруши В.В., Середы Н.М., Тишкевича С.И., Филипчик Р.И., Чудакова М.Ф.

с участием:

представителей Председателя Верховного Совета Республики Беларусь, внесшего предложение о проверке конституционности нормативного акта: Гриба М.И. – члена Комиссии Верховного Совета Республики Беларусь по международным делам, Свитина В.В. – главного специалиста экспертно-правового управления Секретариата Верховного Совета Республики Беларусь;

представителя Президента Республики Беларусь, издавшего Указ: Лубовского В.Е. – заместителя начальника главного управления по работе с органами законодательной и судебной власти Администрации Президента Республики Беларусь;

эксперта Левшунова С.Е. – главного эксперта-координатора научного направления Национального центра стратегических инициатив «Восток-Запад», кандидата юридических наук;

специалиста Мелешко Х.Т. – доцента кафедры гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета, кандидата юридических наук

рассмотрел в открытом судебном заседании дело «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 464 «О создании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь».

В судебном заседании принял участие Сащеко И.Ф. – заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь.

Производство по делу возбуждено по предложению Председателя Верховного Совета двенадцатого созыва М.И.Гриба, которое подтверждено Председателем Верховного Совета тринадцатого созыва С.Г.Шарецким.

Проверке подлежал Указ Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 464 «О создании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь» (Збор Указаў Прэзідэнта і пастаноў Кабінета Міністраў Рэспублікі Беларусь, 1995 г., № 32, ст. 783).

Согласно пункту 1 названного Указа создан кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь.

Пунктом 2 Указа утверждены перечни 1–3 должностей руководящих работников центральных и других государственных органов, включаемых в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь.

Пунктом 3 Указа поручено Администрации Президента:

в двухмесячный срок:

совместно с Кабинетом Министров и другими заинтересованными разработать проект положения о порядке формирования, хранения и использования данных кадрового реестра Главы государства, а также о порядке ведения личных дел работников государственных органов, должности которых включены в указанный реестр, и представить его Президенту;

по согласованию с Президиумом Верховного Совета определить условия формирования, хранения и использования данных кадрового реестра Главы государства в части должностей руководящих работников государственных органов, избираемых на должности Верховным Советом или назначаемых подотчетными ему органами, и подготовить проект решения по данному вопросу;

совместно с Кабинетом Министров и Академией управления при Президенте Республики Беларусь представить Президенту предложения о порядке повышения квалификации, формирования резерва и аттестации руководящих работников, должности которых включены в перечень 2, утвержденный Указом.

Этим же пунктом Указа поручалось Администрации Президента в месячный срок разработать и утвердить образцы служебных удостоверений для руководящих работников центральных органов управления и органов, подотчетных Президенту Республики Беларусь, должности которых включены в перечни 1 и 2, утвержденные Указом, а также порядок выдачи и учета этих удостоверений.

Президиуму Верховного Совета рекомендовано внести предложения о порядке повышения квалификации руководителей государственных органов, должности которых включены в перечень 3, утвержденный Указом.

Пунктом 4 Указа установлено, что направление в служебные заграничные командировки руководителей, должности которых включены в перечни 1 и 2, утвержденные Указом, независимо от источников финансирования этих командировок, осуществляется с письменного согласия Президента Республики Беларусь, а руководящих работников, должности которых включены в перечень 3, утвержденный этим Указом, – с письменного согласия их руководителей.

В пункте 5 Указа содержится поручение Кабинету Министров, облисполкомам и Минскому горисполкому о создании аналогичных кадровых реестров.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 464 и в развитие отдельных его положений Президентом, Кабинетом Министров и другими государственными органами были приняты соответствующие акты.

В предложении в Конституционный Суд Председатель Верховного Совета Республики Беларусь указал, что создание Президентом кадрового реестра должностей руководящих работников государственных органов имеет целью установление президентского контроля за кадровой политикой не только в подчиненных ему органах исполнительной власти, но и в органах законодательной и судебной власти, что в свою очередь приведет к полной подконтрольности законодательных и судебных органов, а также органов государственного контроля и надзора Президенту как руководителю исполнительной власти.

По мнению Председателя Верховного Совета, лишение высших государственных органов возможности самостоятельного решения кадровых вопросов, а также вопросов, связанных с выездом руководителей этих органов за границу, нарушает баланс различных ветвей власти и приведет к непомерному возвышению исполнительной власти, полному подчинению ей всех других государственных органов.

Выслушав представителей сторон, эксперта, специалиста, изучив материалы дела, проанализировав положения Конституции, законов Республики Беларусь, Конституционный Суд пришел к следующим выводам.

Президент Республики Беларусь является главой государства и исполнительной власти. Как глава исполнительной власти он руководит системой ее органов, обеспечивая проведение эффективной кадровой политики, в том числе путем создания единой системы учета, подбора, подготовки и расстановки руководящих кадров. В соответствии с Конституцией и законами Президент имеет право назначать и освобождать от должности членов Кабинета Министров, руководящих работников Администрации Президента и других должностных лиц подведомственных ему органов исполнительной власти.

В компетенцию Президента как Главы государства входит назначение судей Республики Беларусь, кроме тех, избрание которых отнесено к компетенции Верховного Совета, а также представление Верховному Совету кандидатур для избрания на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Правления Национального банка.

Конституционный Суд считает, что создание кадрового реестра и включение в него должностей руководящих работников подведомственных Президенту органов исполнительной власти, а также должностей работников других государственных органов, назначение (избрание) которых на должности осуществляется Президентом Республики Беларусь либо по его представлению, не противоречит Конституции и законам Республики Беларусь. Установив порядок, при котором направление в служебные заграничные командировки руководителей подведомственных Президенту органов исполнительной власти осуществляется с его письменного согласия, Президент также действовал в пределах своей компетенции.

Вместе с тем отдельные положения Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 464 «О создании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь» не соответствуют Конституции и законам Республики Беларусь по следующим основаниям.

Согласно статье 6 Конституции государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

В пределах, определяемых Конституцией, Законами «О Верховном Совете Республики Беларусь», «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», «О Конституционном Суде Республики Беларусь», «О Прокуратуре Республики Беларусь», другими законодательными актами, различные ветви государственной власти самостоятельно решают вопросы учета, подбора, подготовки и расстановки кадров.

Важной гарантией независимости государственных органов является предоставленное им право самостоятельно решать вопросы расходования выделенных на их содержание средств государственного бюджета, в том числе связанные с выездом работников этих органов в заграничные командировки.

С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 464 «О создании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь» в части включения в перечни 1 и 3, утвержденные этим Указом, должностей руководящих работников государственных органов, назначение (избрание) которых на должности осуществляется без участия Президента (Председатель Верховного Совета и его заместители, Генеральный прокурор, Председатель Контрольной палаты, заместитель Председателя и члены Конституционного Суда и другие), а также пункт 4 названного Указа в части согласования с Президентом направления в служебные заграничные командировки руководителей государственных органов, неподведомственных Президенту, не соответствуют провозглашенному Конституцией принципу разделения властей, нарушают их самостоятельность, являются вмешательством исполнительной власти в деятельность других ветвей государственной власти.

Суд также обращает внимание на некорректность наименования кадрового реестра как реестра Главы государства, поскольку в соответствии со статьей 95 Конституции исполнение обязанностей Главы государства является лишь одной из функций Президента Республики Беларусь.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 127, 128, 129 Конституции Республики Беларусь, статьями 5, 6, 36, 38, 40, 43 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд РЕШИЛ:

1. Признать не соответствующими Конституции и законам Республики Беларусь пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 464 в части включения в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь должностей руководящих работников государственных органов, назначение (избрание) которых на должности осуществляется без участия Президента, а также пункт 4 этого Указа в части согласования с Президентом направления в служебные заграничные командировки руководителей государственных органов, неподведомственных Президенту Республики Беларусь.

Считать эти нормы утратившими силу со дня принятия настоящего Заключения.

2. Предложить Президенту Республики Беларусь, Кабинету Министров Республики Беларусь и другим государственным органам привести свои решения в соответствие с настоящим Заключением.

3. Опубликовать настоящее Заключение в десятидневный срок со дня принятия в «Народнай газеце», «Звяздзе», а также в «Ведамасцях Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь».

4. Настоящее Заключение вступает в силу со дня принятия, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

В.Г.Тихиня

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
судьи Конституционного Суда Республики Беларусь М.И.Пастухова по делу «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 464 «О создании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь»

Полагаю, что проверяемый Указ Президента не соответствует Конституции и законам Республики Беларусь в целом.

Во-первых, Конституция не предусматривает такого органа государственной власти как Глава государства. В ней закрепляется должность президента как главы государства и исполнительной власти (статья 95). При этом не производится разграничение функций Президента как главы государства и как главы исполнительной власти. Название Указа может свидетельствовать об установлении надгосударственных полномочий Президента, который из руководителя одной ветви власти становится руководителем государства.

Во-вторых, ни Конституция, ни законы Республики Беларусь (в том числе Закон «О Президенте Республики Беларусь») не предоставляют Президенту подобного права. Создание кадрового реестра Главы государства есть не что иное, как установление президентского контроля за кадровой политикой во всех структурах государственной власти.

Включение в названный реестр должностей Председателя и заместителя Председателя Верховного Совета, Председателя и судей Конституционного суда, Верховного и Высшего Хозяйственного Судов, Генерального прокурора, Председателя Правления Национального банка, Председателя Контрольной палаты, председателей областных и Минского городского Советов депутатов, прокуроров областей и города Минска означает вторжение Президента в сферу деятельности других ветвей власти, а, значит, свидетельствует о нарушении статьи 6 Конституции, которая закрепляет принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

По действующему законодательству предложения по осуществлению государственной кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высокопрофессиональных руководящих работников, разрабатывает Кабинет Министров (статья 12 Закона «О Кабинете Министров Республики Беларусь»). Президент же руководит системой органов исполнительной власти и обеспечивает их взаимодействие с другими ветвями государственной власти (статья 1 Закона «О Президенте Республики Беларусь»). Тем самым сфера полномочий Президента в области кадровой политики ограничивается лишь органами исполнительной власти.

В-третьих, создание указанного кадрового реестра нарушает ряд конституционных норм, закрепляющих права и свободы граждан, в частности, статьи 39 и 58 Конституции. Согласно статье 39 граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах, а кадровым реестром этого права многие из них лишаются. Статья 58 устанавливает, что никто не может быть принужден к отказу от своих прав. Между тем нормы проверяемого Указа лишают депутатов Верховного Совета и руководителей иных органов государственной власти права самостоятельно решать кадровые вопросы.

 

Судья Конституционного Суда
Республики Беларусь

М.И.Пастухов

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.