Официальная правовая информация |
10 июля 2012 г. № 425-З
О государственной инновационной политике и инновационной деятельности
Принят Палатой представителей 31 мая 2012 года
Одобрен Советом Республики 22 июня 2012 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. № 364-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.05.2016, 2/2362);
Закон Республики Беларусь от 6 января 2022 г. № 152-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2022, 2/2872)
Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ государственной инновационной политики и инновационной деятельности.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:
введение в гражданский оборот продукции, технологии, услуги, организационно-технического решения – совершение любых сделок, предметом которых являются оказание услуг, предоставление права пользования продукцией, технологией, переход к другому лицу имущественных прав на продукцию, технологию, организационно-техническое решение, в том числе имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые при создании этих продукции, технологии, организационно-технического решения;
венчурная организация – организация, одним из направлений деятельности которой является финансирование венчурных проектов;
венчурный проект – финансируемый венчурной организацией инновационный проект, реализация которого связана с повышенным риском инновационной деятельности, обусловленным неопределенностью технологических и рыночных перспектив применения соответствующих новшеств;
государственная инновационная политика – составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности;
инновационная деятельность – деятельность по преобразованию новшества в инновацию;
инновационная инфраструктура – совокупность субъектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности;
инновационный проект – комплекс работ, направленных на преобразование новшества в инновацию;
инновация – введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера;
научно-технологический парк (далее – технопарк) – субъект инновационной инфраструктуры, содействующий развитию предпринимательства в научной, научно-технической и инновационной сферах и создающий условия для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности;
национальная инновационная система – совокупность взаимосвязанных законодательных, структурных и функциональных компонентов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, ее развития и поддержки;
новшество – результат интеллектуальной деятельности (новое знание, техническое или иное решение, экспериментальный или опытный образец и др.), обладающий признаками новизны по сравнению с существующими аналогами для определенного сегмента рынка, практической применимости, способный принести положительный экономический или иной полезный эффект при создании на его основе новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новой услуги, нового организационно-технического решения;
портфель венчурных проектов – совокупность венчурных проектов, отличающихся по степени новизны используемой информации, объему комплекса работ и финансирования, формируемая в целях снижения риска инновационной деятельности;
резидент технопарка – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие инновационную деятельность с использованием предоставленного технопарком движимого и (или) недвижимого имущества, в том числе комплекса программно-технических средств, информационных систем, информационных сетей, и при необходимости оказываемых технопарком услуг (выполняемых работ), пользующиеся статусом резидента на основании решения технопарка;
риск инновационной деятельности – вероятность недостижения цели инновационной деятельности, в том числе цели инновационного проекта;
система технологического прогнозирования – совокупность организационной структуры, технических средств, информационных и научно-методических ресурсов для организации и осуществления технологического прогнозирования в целях: определения наиболее значимых областей научно-технологического развития на долгосрочную перспективу; выбора приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности; принятия государственными органами, физическими и юридическими лицами решений, связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью;
субъект инновационной деятельности – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, осуществляющие инновационную деятельность;
субъект инновационной инфраструктуры – юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законодательством порядке в качестве субъекта инновационной инфраструктуры или признанное таковым законодательным актом, содействующее осуществлению инновационной деятельности;
технологическое прогнозирование – деятельность, направленная на предвидение тенденций развития и будущего состояния техники и технологий в определенной области, выполненное научно обоснованными методами на основе анализа и оценки предыдущих этапов развития техники и технологий и их современного состояния;
трансфер технологий – комплекс мероприятий, направленных на передачу новшеств из сферы их получения (разработки) в сферу практического использования;
центр трансфера технологий – субъект инновационной инфраструктуры, имеющий среднесписочную численность работников до 100 человек, содействующий осуществлению трансфера технологий, или имеющий обособленное подразделение с численностью работников не менее семи человек, содействующее осуществлению трансфера технологий.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на отношения в сфере государственной инновационной политики и инновационной деятельности.
К отношениям, связанным с проведением научных исследований, разработок в рамках осуществления инновационной деятельности, в части, не урегулированной настоящим Законом, применяется законодательство о научной и научно-технической деятельности.
Отношения, связанные с осуществлением инновационной деятельности в сферах обороны, обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, военно-технического сотрудничества и экспортного контроля, регулируются настоящим Законом в той части, в которой его положения не противоречат законодательным актам, регулирующим данные сферы.
Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере государственной инновационной политики и инновационной деятельности
Отношения в сфере государственной инновационной политики и инновационной деятельности регулируются законодательством о государственной инновационной политике и инновационной деятельности, а также международными договорами Республики Беларусь.
Законодательство о государственной инновационной политике и инновационной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Статья 4. Цель и основные задачи государственной инновационной политики
Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Основными задачами государственной инновационной политики являются:
обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;
формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;
создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере;
содействие созданию и развитию рынка инноваций;
создание благоприятных условий для доступа субъектов инновационной деятельности к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам, необходимым для осуществления инновационной деятельности;
содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;
развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;
создание и развитие системы технологического прогнозирования;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;
обеспечение государственных интересов (обороны и национальной безопасности) в сфере инновационной деятельности;
содействие обеспечению цифровой трансформации национальной экономики;
инновационное развитие традиционных секторов национальной экономики;
формирование и ускоренное развитие высокотехнологичных секторов национальной экономики.
Статья 5. Основные принципы государственной инновационной политики
Государственная инновационная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
свободы научного и технического творчества;
охраны и защиты интеллектуальной собственности;
направленности инновационной деятельности на достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь;
обеспечения эффективного взаимодействия компонентов национальной инновационной системы;
оптимального сочетания форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных механизмов развития инновационной деятельности;
стимулирования инновационной деятельности;
экономической эффективности и результативности государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры;
выделения бюджетных средств на конкурсной основе для реализации инновационных проектов и мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь по развитию инновационной инфраструктуры.
Статья 6. Формирование государственной инновационной политики
Государственная инновационная политика формируется Президентом Республики Беларусь с участием Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, других государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь, местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов областного территориального уровня в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, а также с участием представителей субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры, общественных объединений и иных организаций.
Государственная инновационная политика формируется в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяемыми в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Статья 7. Национальная инновационная система
Компонентами национальной инновационной системы являются:
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, другие государственные органы (организации), подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, местные Советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы областного территориального уровня, регулирующие в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности;
субъекты инновационной деятельности;
инновационная инфраструктура;
учреждения образования, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие финансирование инновационной деятельности;
иные юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие и (или) обеспечивающие инновационную деятельность;
законодательство о государственной инновационной политике и инновационной деятельности;
система научно-технической информации;
система технологического прогнозирования;
единая система государственной научной и государственной научно-технической экспертиз.
Комплексное развитие национальной инновационной системы осуществляется на основании программы социально-экономического развития Республики Беларусь, государственной программы инновационного развития Республики Беларусь и других государственных программ, Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 9. Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь
Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, другими государственными органами (организациями), подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь, местными Советами депутатов и местными исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 10. Формы государственного регулирования инновационной деятельности
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:
принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;
разработки и реализации государственной программы инновационного развития Республики Беларусь;
осуществления технологического прогнозирования;
осуществления технического нормирования и стандартизации;
в иных формах, предусмотренных законодательством.
Статья 11. Компетенция Президента Республики Беларусь в сфере государственного регулирования инновационной деятельности
Президент Республики Беларусь в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:
определяет основные направления государственной инновационной политики;
утверждает государственную программу инновационного развития Республики Беларусь;
определяет уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 12. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в сфере государственного регулирования инновационной деятельности
Совет Министров Республики Беларусь в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:
участвует в формировании государственной инновационной политики;
обеспечивает реализацию государственной инновационной политики;
обеспечивает разработку и реализацию государственной программы инновационного развития Республики Беларусь;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.
Статья 13. Компетенция уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности
Уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:
проводит государственную инновационную политику, осуществляет регулирование и управление в сфере инновационной деятельности;
координирует деятельность республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, других государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь, местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов областного территориального уровня в сфере инновационной деятельности;
формирует государственную программу инновационного развития Республики Беларусь и координирует ее реализацию;
содействует созданию и развитию инновационной инфраструктуры;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 14. Компетенция республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, других государственных органов (организаций), подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь, в сфере государственного регулирования инновационной деятельности
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, другие государственные органы (организации), подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:
разрабатывают предложения о направлениях государственной инновационной политики и инновационной деятельности;
осуществляют реализацию государственной инновационной политики в пределах своей компетенции;
участвуют в формировании государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, обеспечивают ее реализацию в пределах своей компетенции;
обеспечивают формирование и реализацию инновационных проектов и мероприятий, выполняемых в рамках государственных программ;
разрабатывают предложения по совершенствованию механизмов правового, экономического регулирования и стимулирования инновационной деятельности;
обеспечивают создание и развитие инновационной инфраструктуры;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 15. Компетенция местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов областного территориального уровня в сфере государственного регулирования инновационной деятельности
Местные Советы депутатов областного территориального уровня в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:
формируют региональную инновационную политику;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Местные исполнительные и распорядительные органы областного территориального уровня в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:
осуществляют реализацию региональной инновационной политики;
участвуют в формировании государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, обеспечивают ее реализацию в пределах своей компетенции;
обеспечивают формирование и реализацию инновационных проектов и мероприятий, выполняемых в рамках государственных программ;
осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств соответствующего местного бюджета, выделяемых на инновационную деятельность;
обеспечивают создание и развитие инновационной инфраструктуры региона;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 16. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь. Функции ответственного заказчика и заказчиков программы
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь (далее в настоящей статье – государственная программа) формируется сроком на пять лет и после утверждения Президентом Республики Беларусь является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики.
Государственная программа включает в себя:
цель, задачи и целевые показатели;
основные направления государственной инновационной политики;
направления развития национальной инновационной системы;
организационно-экономический механизм реализации государственной программы;
ожидаемые результаты реализации государственной программы;
финансовое обеспечение реализации государственной программы;
иные элементы.
На основании государственной программы Совет Министров Республики Беларусь определяет:
перечень проектов государственной программы по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь (далее – проекты государственной программы);
перечень мероприятий государственной программы по развитию инновационной инфраструктуры (далее в настоящей статье – мероприятия государственной программы);
план-график реализации проектов государственной программы;
объемы финансирования проектов государственной программы и мероприятий государственной программы;
целевые показатели для заказчиков государственной программы;
комплекс мероприятий по развитию национальной инновационной системы;
иные элементы, необходимые для обеспечения реализации государственной программы.
Проекты государственной программы являются инвестиционными, соответствующими приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций.
Ответственный заказчик государственной программы и заказчики государственной программы определяются Президентом Республики Беларусь при ее утверждении на очередной период.
Ответственный заказчик государственной программы:
обеспечивает достижение цели государственной программы;
осуществляет координацию реализации государственной программы и деятельности заказчиков;
ежегодно представляет в Совет Министров Республики Беларусь отчеты о ходе реализации государственной программы;
на основании предложений заказчиков государственной программы вносит в Совет Министров Республики Беларусь проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в государственную программу и (или) документы, указанные в части третьей настоящей статьи;
осуществляет иные функции, необходимые для обеспечения реализации государственной программы.
Заказчики государственной программы:
координируют деятельность исполнителей проектов государственной программы и мероприятий государственной программы;
обеспечивают достижение целевых показателей государственной программы, определяемых Советом Министров Республики Беларусь для заказчиков государственной программы;
совместно с ответственным заказчиком государственной программы осуществляют мониторинг реализации проектов государственной программы и (или) мероприятий государственной программы;
в случае необходимости вносят ответственному заказчику государственной программы предложения о корректировке государственной программы и (или) документов, указанных в части третьей настоящей статьи;
осуществляют анализ целевого использования соответствующих бюджетных средств, выделяемых на реализацию проектов государственной программы и мероприятий государственной программы;
в пределах своей компетенции представляют ответственному заказчику государственной программы информацию о ходе ее реализации по форме, определяемой ответственным заказчиком государственной программы;
осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения реализации государственной программы.
Представление отчетности о реализации государственной программы и внесение изменений в государственную программу и (или) документы, указанные в части третьей настоящей статьи, осуществляются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь при утверждении государственной программы на очередной период.
Статья 17. Формирование инновационной политики по видам экономической деятельности
Инновационная политика по видам экономической деятельности формируется республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, как правило, на пятилетний период. По решению Совета Министров Республики Беларусь инновационная политика по видам экономической деятельности может формироваться в виде мероприятий, направленных на решение задач государственной инновационной политики, с учетом положений государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, иных государственных программ.
Статья 18. Формирование региональной инновационной политики
Региональная инновационная политика формируется местными Советами депутатов областного территориального уровня, как правило, на пятилетний период посредством принятия комплекса мероприятий по инновационному развитию регионов с учетом положений государственной программы инновационного развития Республики Беларусь и иных государственных программ.
ГЛАВА 4
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 19. Содержание инновационной деятельности
Инновационная деятельность может включать в себя:
выполнение научно-исследовательских работ, необходимых для преобразования новшества в инновацию;
разработку новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, создание новых услуг, новых организационно-технических решений;
выполнение работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии, подготовке применения новых организационно-технических решений;
производство новой или усовершенствованной продукции, производство продукции на основе новой или усовершенствованной технологии;
введение в гражданский оборот или использование для собственных нужд новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новых услуг, новых организационно-технических решений;
иную деятельность, направленную на преобразование новшества в инновацию.
Статья 20. Формирование и реализация инновационных проектов
Инновационные проекты могут выполняться самостоятельно или быть составной частью государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, научно-технических программ, иных государственных и других программ.
Конкурсный отбор инновационных проектов для их финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на основе результатов государственной научно-технической экспертизы инновационных проектов с учетом оценки риска инновационной деятельности при их выполнении.
Порядок формирования и реализации инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, определяется Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Статья 21. Перечень высокотехнологичных товаров
Для предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, производящим и реализующим высокотехнологичные товары, уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, формируется перечень высокотехнологичных товаров.
Перечень высокотехнологичных товаров утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 22. Риск инновационной деятельности и его оценка
При осуществлении инновационной деятельности, учитывая риск инновационной деятельности, обусловленный неопределенностью технологических и рыночных перспектив применения новшеств, используются следующие принципы:
распределение риска инновационной деятельности между субъектами инновационной деятельности, инвесторами, субъектами инновационной инфраструктуры, государством и другими участниками инновационной деятельности;
диверсификация (одновременное распределение денежных средств между различными, не связанными друг с другом, инновационными проектами), осуществляемая в целях снижения риска инновационной деятельности;
свобода субъектов инновационной деятельности в выборе методики оценки риска инновационной деятельности;
возможность использования страхования при выполнении инновационных проектов.
Оценка риска инновационной деятельности осуществляется в целях принятия мер по его минимизации, а также принятия обоснованного решения о целесообразности финансирования инновационного проекта.
При оценке риска инновационной деятельности упущенная выгода не учитывается.
Уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности совместно с Национальной академией наук Беларуси разрабатывает рекомендации по оценке риска инновационной деятельности.
Субъект инновационной деятельности вправе самостоятельно разработать и использовать методику оценки риска инновационной деятельности с учетом особенностей технического или экономического характера работ, выполняемых при реализации инновационного проекта.
Юридическое лицо и (или) физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, финансирующие инновационный проект, самостоятельно определяют лицо (лиц), осуществляющее (осуществляющих) оценку риска инновационной деятельности при выполнении этого проекта.
При финансировании инновационного проекта за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов оценка риска инновационной деятельности при его выполнении осуществляется исполнителем инновационного проекта и представляется вместе с проектом в уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности для прохождения государственной научно-технической экспертизы инновационных проектов.
Статья 23. Исключена
Статья 24. Государственная научно-техническая экспертиза инновационных проектов
Государственная научно-техническая экспертиза инновационных проектов представляет собой анализ и оценку этих проектов с подготовкой заключений о целесообразности их выполнения и финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
Для проведения государственной научно-технической экспертизы инновационных проектов могут привлекаться на договорной основе научные организации, учреждения высшего образования, общественные организации ученых, а также отдельные ученые и специалисты, в том числе зарубежные.
Государственная научно-техническая экспертиза инновационных проектов осуществляется в рамках функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз. Порядок функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, в том числе порядок организации и проведения этих экспертиз, определяется Советом Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Статья 25. Субъекты инновационной инфраструктуры
К субъектам инновационной инфраструктуры относятся:
технопарки;
центры трансфера технологий;
иные юридические лица в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.
Субъект инновационной инфраструктуры имеет право на государственную поддержку, если это право предусмотрено законодательными актами.
Регистрация (продление срока действия регистрации) юридических лиц в качестве субъектов инновационной инфраструктуры и лишение юридических лиц, прошедших регистрацию, этого статуса осуществляются по решению уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности. Порядок регистрации (продления срока действия регистрации) юридических лиц в качестве субъектов инновационной инфраструктуры и лишения юридических лиц, прошедших регистрацию, этого статуса определяется Президентом Республики Беларусь.
Предоставление статуса субъекта инновационной инфраструктуры и лишение этого статуса для отдельных юридических лиц возможны на основании законодательного акта.
Особенности деятельности субъектов инновационной инфраструктуры регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства.
Направлениями деятельности технопарка являются:
оказание поддержки резидентам технопарка;
содействие в создании и развитии на его базе субъектов малого предпринимательства в сфере инновационной деятельности с приобретением ими статуса резидента технопарка и осуществление материально-технического, финансового, организационно-методического, информационного, консультационного и иного обеспечения их деятельности;
осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности;
осуществление иной деятельности в соответствии с законодательством.
Оказание поддержки резидентам технопарка является обязательным направлением деятельности технопарка и может осуществляться путем:
содействия в создании производств по выпуску новой или усовершенствованной продукции, освоении новой или усовершенствованной технологии для их реализации на рынке;
проведения работ, связанных с изготовлением и испытаниями опытного образца, иных опытно-конструкторских работ;
оказания инженерно-консультационных и проектных услуг (инжиниринговых услуг);
проведения работ по оценке соответствия техническим требованиям в случае, если технопарк имеет аккредитацию органа по оценке соответствия техническим требованиям, полученную в соответствии с законодательством об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия;
предоставления на договорной основе в соответствии с законодательством движимого и (или) недвижимого имущества, в том числе комплекса программно-технических средств, информационных систем, информационных сетей;
оказания услуг по подготовке бизнес-планов инновационных проектов и управлению инновационными проектами;
оказания услуг по получению правовой охраны объектов права промышленной собственности в Республике Беларусь и за рубежом;
оказания услуг по организации и проведению оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов;
организации и проведения маркетинговых исследований;
содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения инноваций на внешний рынок;
содействия в привлечении инвестиций, поиске инвесторов и (или) деловых партнеров;
информационного продвижения новшеств и (или) продукции, технологий, услуг, организационно-технических решений, созданных на основе новшеств, посредством организации участия резидентов технопарка в проведении выставок, ярмарок, конференций и других мероприятий, изготовления рекламно-информационной продукции;
оказания услуг по организации и (или) совершенствованию производственных процессов;
привлечения в технопарк субъектов сервисного обслуживания. Под субъектом сервисного обслуживания понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги технопарку (его резидентам) и использующие на договорной основе в соответствии с законодательством недвижимое имущество технопарка;
осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством.
Отношения технопарка с резидентами технопарка строятся на основании заключаемых между ними договоров на осуществление инновационной деятельности.
Статья 27. Центр трансфера технологий
При содействии осуществлению трансфера технологий центр трансфера технологий может оказывать услуги (выполнять работы), в том числе:
консультационные услуги (в частности, в области финансов, права, техники и технологий) на всех этапах передачи новшества;
исследования конъюнктуры рынка по выявлению возможностей введения в гражданский оборот новшеств, а также продукции, технологий, услуг, организационно-технических решений, созданных на основе новшеств;
услуги (работы) в целях обеспечения правовой защиты новшеств;
инженерно-консультационные и проектные услуги (инжиниринговые услуги);
услуги по подготовке бизнес-планов инновационных проектов;
содействие в привлечении инвестиций, поиске инвесторов и (или) деловых партнеров;
услуги по управлению инновационными проектами;
услуги по информационному продвижению новшеств и (или) продукции, технологий, услуг, организационно-технических решений, созданных на основе новшеств, посредством организации участия субъектов инновационной деятельности в проведении выставок, ярмарок, конференций и других мероприятий, изготовления рекламно-информационной продукции;
образовательные услуги, направленные на формирование знаний и компетенций в области трансфера технологий;
иные услуги (работы), связанные с содействием осуществлению трансфера технологий.
Центр трансфера технологий помимо деятельности, указанной в части первой настоящей статьи, вправе осуществлять иную деятельность в соответствии с законодательством.
В случае, если статусом центра трансфера технологий наделено юридическое лицо, имеющее обособленное подразделение, содействующее осуществлению трансфера технологий, это юридическое лицо пользуется предоставляемыми ему как центру трансфера технологий льготами и преимуществами в части деятельности соответствующего обособленного подразделения.
ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 29. Источники финансирования инновационной деятельности
Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, внешних государственных займов, кредитов, собственных средств юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством.
Статья 30. Государственное финансирование и использование средств на инновационную деятельность
В целях реализации государственной инновационной политики республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, другим государственным органам (организациям), подчиненным (подотчетным) Президенту Республики Беларусь, предусматриваются средства в республиканском бюджете для финансирования инновационной деятельности.
Средства, предусмотренные в республиканском бюджете для финансирования инновационной деятельности, используются на:
выполнение мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь по развитию инновационной инфраструктуры;
реализацию инновационных проектов, выполняемых, как правило, в рамках государственных программ;
организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы, в соответствии с законодательством;
проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок и иных мероприятий);
иные цели, связанные с осуществлением инновационной деятельности, в соответствии с законодательными актами.
Выбор юридических и физических лиц для осуществления инновационной деятельности с использованием бюджетных средств, а также лиц, осуществляющих изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг) в ходе реализации государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, осуществляется с учетом результатов государственной научно-технической экспертизы (в том числе ведомственной научно-технической экспертизы), если планируемые к реализации этими лицами мероприятия (задания, проекты, планы, работы, услуги) в сфере инновационной деятельности в соответствии с порядком функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз являются объектами экспертизы.
Статья 31. Финансирование инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов
Финансирование инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на конкурсной возвратной или безвозвратной основе по результатам их государственной научно-технической экспертизы с учетом оценки риска инновационной деятельности при их реализации.
ГЛАВА 7
ВЕНЧУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕНЧУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
Статья 32. Венчурная организация
Деятельность венчурной организации может осуществляться в следующих направлениях:
финансирование венчурных проектов;
передача субъектам инновационной деятельности по договору лизинга оборудования, необходимого для осуществления инновационной деятельности;
создание юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;
приобретение имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе созданные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, с целью последующей передачи этих прав субъектам инновационной деятельности, являющимся исполнителями венчурных проектов, на возмездной или безвозмездной основе;
оказание управленческих, консультационных и иных услуг субъектам инновационной деятельности, являющимся исполнителями венчурных проектов;
иные направления деятельности в соответствии с законодательством.
Венчурная организация может передавать свое имущество, включая денежные средства, в доверительное управление в соответствии с законодательством.
Венчурная организация может приобрести статус субъекта инновационной инфраструктуры в случае ее регистрации в установленном порядке в качестве такого субъекта.
Статья 321. Финансирование венчурных проектов
Финансирование венчурных проектов осуществляется путем:
покупки акций (долей в уставных фондах) субъектов инновационной деятельности, созданных в форме хозяйственных обществ;
предоставления субъектам инновационной деятельности целевых займов на реализацию венчурных проектов;
иными способами, не запрещенными законодательством.
Денежные средства могут предоставляться субъекту инновационной деятельности венчурной организацией без залога, поручительства, гарантии или иного способа обеспечения исполнения обязательств.
Доля финансирования одного венчурного проекта не может превышать 50 процентов балансовой стоимости активов венчурной организации, определяемой на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, если меньший предел доли финансирования не установлен в ее учредительном документе.
Статья 33. Отбор венчурных проектов
Отбор венчурных проектов для финансирования осуществляется венчурной организацией по результатам их экспертизы с учетом оценки риска инновационной деятельности, если иное не определено законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Экспертизу венчурных проектов с оценкой риска инновационной деятельности, связанного с реализацией венчурных проектов, вправе осуществлять доверительный управляющий, венчурная организация или по договору с ней иная организация либо индивидуальный предприниматель.
В целях снижения риска инновационной деятельности из проектов, имеющих положительные результаты экспертизы, венчурной организацией или ее доверительным управляющим формируется портфель венчурных проектов.
Оценка риска инновационной деятельности, связанного с реализацией венчурных проектов, осуществляется в целом для портфеля венчурных проектов с учетом рисков составляющих его проектов.
ГЛАВА 8
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 34. Цель и основные принципы стимулирования инновационной деятельности
Целью стимулирования инновационной деятельности являются ускоренное развитие субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры, создание благоприятных условий для формирования и функционирования рынка инноваций.
Государство осуществляет стимулирование инновационной деятельности путем проведения соответствующей бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, таможенной и иной политики.
Стимулирование инновационной деятельности осуществляется на принципах:
равенства субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры независимо от их формы собственности;
гласности при проведении государственной научно-технической экспертизы инновационных проектов и принятии решения о стимулировании субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры;
конкурсного отбора инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
целевого и эффективного использования средств республиканского и (или) местных бюджетов, выделенных для осуществления инновационной деятельности.
Статья 35. Формы стимулирования инновационной деятельности
Стимулирование инновационной деятельности может осуществляться в форме:
финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов инновационных проектов и мероприятий, выполняемых, как правило, в рамках государственных программ;
резервирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся исполнителями (соисполнителями) инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, доли финансирования в общем объеме финансирования этих проектов;
финансирования расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы;
предоставления права пользования государственным имуществом, права использования объектов интеллектуальной собственности для осуществления инновационной деятельности;
передачи субъектам инновационной деятельности имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и необходимые для осуществления инновационной деятельности;
осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) в сфере инновационной деятельности;
предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, производящим и реализующим высокотехнологичные товары, и субъектам инновационной инфраструктуры;
выплаты вознаграждения (компенсации) автору (соавторам) служебного объекта права промышленной собственности, созданного и (или) используемого в процессе осуществления инновационной деятельности;
возмещения расходов субъектам инновационной деятельности по патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом;
содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
финансирования участия субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры в международных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и иных подобных мероприятиях;
в иных формах, предусмотренных законодательством.
Для субъекта инновационной деятельности на период окупаемости финансовых затрат, понесенных им при получении инновации, могут применяться устанавливаемые законодательством меры, стимулирующие его деятельность, в отношении:
экспорта продукции и технологий, созданных на основе новшеств;
ввозимых сырья, оборудования, комплектующих, необходимых для производства продукции на основе новшеств, создания нового технологического оборудования (технологической линии) при условии, что эти сырье, оборудование, комплектующие не производятся в Республике Беларусь или производятся, но не соответствуют техническим условиям производства.
Порядок и условия осуществления стимулирования инновационной деятельности, в том числе в формах, указанных в части первой настоящей статьи, определяются законодательством.
Статья 36. Стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инновационной деятельности
Для субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инновационной деятельности, являющихся исполнителями (соисполнителями) инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, при формировании этих проектов предусматривается резервирование средств в размере не менее 10 процентов от общего объема финансирования инновационных проектов.
Статья 37. Стимулирование автора (соавторов) служебного объекта права промышленной собственности, созданного и (или) используемого в процессе осуществления инновационной деятельности
Автор (соавторы) служебного объекта права промышленной собственности, созданного и (или) используемого в процессе осуществления инновационной деятельности, имеет право на вознаграждение за создание и (или) использование этого объекта или компенсацию за его создание в соответствии с законодательством.
Порядок и условия стимулирования автора (соавторов) служебного объекта права промышленной собственности, созданного и (или) используемого в процессе осуществления инновационной деятельности, а также минимальные размеры вознаграждения (компенсации) за создание и вознаграждения за использование этого объекта определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Президентом Республики Беларусь для отдельных категорий обладателей исключительных прав на служебные объекты права промышленной собственности, созданные и (или) используемые в процессе осуществления инновационной деятельности, могут устанавливаться иные условия стимулирования авторов (соавторов) таких объектов, а также минимальный размер вознаграждения за использование этих объектов.
ГЛАВА 9
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 38. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.
Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 38, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |