Официальная правовая информация |
Вопрос: Индивидуальный предприниматель – плательщик подоходного налога с физических лиц доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – доходы от реализации) учитывает по принципу начисления, к деятельности привлекает одного работника. В феврале 2023 г. индивидуальный предприниматель выплатил наемному работнику пособие по временной нетрудоспособности и в связи с этим в последующих месяцах при начислении заработной платы фактически не уплачивал страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – ФСЗН) за этого наемного работника.
В каком порядке включаются в состав расходов отчисления в ФСЗН за наемного работника?
Ответ: Согласно пункту 35 статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу начисления, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21–30 статьи 205 НК, признают расходами в том отчетном (налоговом) периоде, в котором получены доходы, независимо от даты проведения расчетов по таким расходам.
При этом в пункте 26 статьи 205 НК независимо от выбранного индивидуальным предпринимателем принципа учета доходов от реализации закреплен специальный порядок определения размера расходов на социальные нужды, к которым относятся обязательные страховые взносы в ФСЗН, определяемые в порядке, установленном законодательством (далее – взносы в ФСЗН за наемного работника). Такие расходы учитываются в размере их фактической уплаты плательщиком.
Уплата плательщиком обязательных страховых взносов производится за вычетом сумм расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании (п. 3 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»).
В соответствии с пунктом 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569, работникам, а также лицам, работающим по гражданско-правовым договорам у индивидуальных предпринимателей, пособия назначаются плательщиком и выплачиваются в счет начисленных обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН. Выплата пособий производится за счет средств бюджета ФСЗН (п. 5 вышеуказанного Положения).
Исходя из изложенного поскольку в рассматриваемой ситуации индивидуальным предпринимателем фактически произведена выплата пособия за счет средств ФСЗН и такое пособие засчитывается в счет начисленных взносов в ФСЗН за наемного работника, то индивидуальный предприниматель вправе включить в состав расходов, учитываемых при налогообложении, суммы начисленных взносов в ФСЗН за наемного работника, засчитываемые в счет выплаченного пособия.
После того как пособие полностью засчитано в счет начисленных взносов в ФСЗН за наемного работника, в дальнейшем взносы в ФСЗН за наемного работника учитываются в размере их фактической уплаты. При этом обращаем внимание, что выплаченное наемному работнику пособие не включается в состав расходов, учитываемых при налогообложении, так как выплачивается за счет средств ФСЗН.
Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: https://nalog.gov.by/question-answer/, 11.04.2023