![]() | Официальная правовая информация |
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
При экспорте (импорте) товаров за непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются экономические санкции в размере до 10 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров (подпункт 2.11 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (с изменениями и дополнениями») (далее – Указ № 7)
Таможенный орган вынес решение о применении к иностранному предприятию (далее – ИП), резиденту Республики Беларусь, экономических санкций за несвоевременное представление экспортных статистических деклараций об отгрузке товара в адрес российской фирмы.
Ввиду того, что жалоба на решение в вышестоящий таможенный орган оставлена без удовлетворения, ИП обратилось в хозяйственный суд с иском о признании недействительным этого решения. В обоснование заявленного требования истец сослался на то, что действовавший на момент регистрации ИП Указ Президента Республики Беларусь от 8 февраля 1995 года № 52 «Об установлении порядка регулирования экспортно-импортных и валютных операций и о повышении ответственности за нарушение законодательства в области внешнеэкономической деятельности» (далее – Указ № 52) не устанавливал для ИП обязанности представлять при экспортных операциях статистические декларации.
По мнению истца, предусмотренная Указом № 7 обязанность представления статистической декларации при экспорте (импорте) товаров существенно ухудшила условия деятельности ИП. В связи с этим в силу гарантий, установленных статьей 34 Закона «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» и статьей 79 Инвестиционного кодекса, ИП имело право действовать в соответствии с положениями Указа № 52 и не представлять статистических деклараций.
Суд признал указанный довод истца неправомерным, так как с принятием Указа № 7 правовой режим истца как предприятия с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь не изменился. Указом № 7 установлены соответствующие обязанности для всех субъектов предпринимательской деятельности вне зависимости от того, созданы они с участием иностранного капитала или нет.
Вместе с тем суд удовлетворил иск, мотивируя решение тем, что применение к ИП санкций, установленных за нарушение, связанное с отсутствием факта исполнения установленной Указом № 7 обязанности, при наличии иного правонарушения – совершения предписанных действий по истечении установленных сроков, – является необоснованным.
Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал истцу в иске, исходя из следующего.
Суд первой инстанции неправильно истолковал положение абзаца одиннадцатого подпункта 2.11 пункта 2 Указа № 7, предусматривающего применение экономических санкций за непредставление в установленный срок статистической декларации в размере до 10 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров.
Поскольку абзац десятый подпункта 2.11 пункта 2 Указа № 7 предусматривает применение экономических санкций в размере до 100 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров за нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций, в том числе за отсутствие статистической декларации, данный Указ разграничивает эти правонарушения:
в первом случае ответственность наступает за непредставление статистической декларации в установленный подпунктом 2.7 пункта 2 5-дневный срок;
во втором – за отсутствие статистической декларации.
В соответствии с подпунктом 2.13 пункта 2 Указа № 7 применение экономических санкций за совершение правонарушения, предусмотренного подпунктом 2.11, осуществляется уполномоченными должностными лицами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а за совершение правонарушений, предусмотренных абзацем одиннадцатым – также и уполномоченными должностными лицами таможенных органов. Поскольку экспортные статистические декларации были представлены ИП в таможню после пятого дня с даты отгрузки товара, таможня правомерно применила к ИП экономические санкции.
Подготовлено |
|
|