Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 12.06.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей

В соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ) от 19 мая 1956 года перевозчик грузов в международном сообщении несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей.

Хозяйственным судом были рассмотрены исковые требования ОДО «К» к СП «Б» о взыскании стоимости поврежденного в процессе перевозки груза. При приемке груза было обнаружено, что целостность паллет нарушена, поскольку водитель самостоятельно, в целях избежания перегруза по осям, произвел разборку паллет и перераспределил груз. Проведенная истцом микробиологическая экспертиза установила непригодность данного груза для дальнейшего использования в соответствующих целях.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований, указав на отсутствие причинно-следственной связи между действиями перевозчика по нарушению упаковки и возникшими убытками. На основании пункта 1 статьи 30 КДПГ, если получатель принял груз и не установил состояния груза в присутствии перевозчика или самое позднее в момент принятия груза, когда речь идет о заметных потерях или повреждениях, или в течение семи дней со дня доставки груза, не считая воскресенья и прочих нерабочих дней, когда речь идет о незаметных внешне потерях или повреждениях, не сделал перевозчику оговорок, указывающих общий характер потери или повреждений, имеется, поскольку не доказано обратное, основание для презумпций, что груз был принят получателем в состоянии, описанном в накладной. Когда речь идет о незаметных снаружи утратах или повреждениях, указанные выше, оговорки должны быть сделаны в письменной форме. Согласно пункту 2 названной статьи, когда состояние груза было установлено в присутствии как получателя, так и перевозчика, то доказательство, необходимое для отрицания результата этой констатации, может быть представлено лишь в том случае, если речь идет о внешне незаметных потерях или повреждениях и если получатель адресовал письменные оговорки перевозчику в течение семи суток, не считая воскресенья и прочих нерабочих дней, со дня такой констатации.

Как было установлено судом, водитель действительно перераспределил груз по осям, нарушив целостность паллет. Однако грузополучатель, принимая груз, не сделал соответствующих оговорок в товарно-транспортной накладной (CMR), выгрузку не приостановил, а о проведении экспертизы не поставил в известность перевозчика. Таким образом, акт экспертизы, проведенной истцом единолично, без участия представителя ответчика, оценивался судом наряду с другими доказательствами по делу и заранее установленной силы не имел.

Истец не доказал суду обоснованность своих требований и не подтвердил существования причинно-следственной связи между повреждением транспортной упаковки в автофургоне перевозчика и причиненным ущербом, выразившемся в невозможности использования груза вследствие его загрязнения.

Необходимо отметить, что правила об основаниях ответственности перевозчика установлены также и нормами национального законодательства. Так, Законом Республики Беларусь от 21 июля 2001 года № 50-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» в статье 87 предусмотрено, что обстоятельства, которые подтверждают ответственность при автомобильных перевозках грузов, удостоверяются записями (отметками) в товарно-транспортной накладной, а при возникновении разногласий между сторонами договора – актами установленной формы. Аналогичные требования по составлению коммерческих актов, актов-извещений или иных актов общей формы, как доказательств обоснованности имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, нашли свое отражение в статье 135 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1196, статье 306 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь от 15 ноября 1999 года, статье 128 Воздушного кодекса Республики Беларусь от 11 января 1999 года.

 

Подготовлено
управлением обеспечения надзора
и обобщения судебной практики

Высшего Хозяйственного Суда

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.