Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 15.08.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСОГЛАСОВАНИИ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗАКУПКУ

АМЕЛЬЧЕНЯ Ю.А.,

доцент кафедры гражданского и хозяйственного права

Академии управления при Президенте Республики Беларусь,

кандидат юридических наук, медиатор

 

 

Материал подготовлен

с использованием нормативных

правовых актов по состоянию

на 31 октября 2017 г.

 

Сфера государственных закупок включает в себя наряду с процедурными особенностями также и договорные обязательства, требования к которым подчиняются как специальным актам законодательства о государственных закупках, так и общегражданским правилам.

Для договорных правоотношений, которые можно считать позитивным результатом проводимых процедур государственных закупок, предусмотрено, что договор на государственную закупку заключается по результатам проведения процедуры государственной закупки – любой из предусмотренных ст. 17 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон). К числу таких видов процедур относятся открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, биржевые торги закупка из одного источника.

За исключением биржевых торгов, для иных видов процедур действует правило, в соответствии с которым договор между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения, а в случае проведения электронного аукциона – по цене последней ставки этого участника, в том числе с учетом ее уменьшения, если такое уменьшение имело место, а также с учетом применения преференциальной поправки (п. 1 ст. 25 Закона).

В приведенной норме принципиальным видится подход законодателя о неизменности условий проекта договора на государственную закупку (проект договора является частью конкурсных документов, аукционных документов, документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений) в сравнении с договором, заключаемым по результатам проведения процедуры государственной закупки. Так, заказчик (организатор), разработав и разместив в составе документов по конкурентным процедурам государственных закупок (открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) проект договора на государственную закупку, устанавливает те условия договора, которые соответствуют требованиям законодательства и отвечают потребностям заказчика при приобретении товаров (работ, услуг). И эти условия, с которыми может ознакомиться любой заинтересованный субъект, включаются в заключаемый договор на государственную закупку, а в дальнейшем регулируют отношения между сторонами.

Норма в п. 1 ст. 25 Закона указывает на то, что условия договора могут определяться на основании предложения участника-победителя, в этой связи следует учитывать, в какой части условия предложения участника-победителя включаются в условия договора, о чем также должна содержаться информация в конкурсных документах, аукционных документах, документах, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.

Подобная неизменность содержания проекта договора на государственную закупку и фактически заключаемого договора, по нашему мнению, обусловлена действием принципов осуществления государственных закупок (ст. 4 Закона) и необходимостью создания равных условий (имеются ввиду юридически равные условия, тогда как фактическое равенство может и не обеспечиваться в силу статуса участников процедур, резидентства и иных объективных обстоятельств) участникам конкурентных процедур государственных закупок, обеспечения возможности оценки различных рисков тех условий, в которых проводится процедура и на которых заключается договор на государственную закупку.

Тем не менее сам Закон для конкурентных процедур государственных закупок (открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) предусматривает, как нам видится, ряд правил для взаимосогласования условий исполнения обязательств по будущему договору. Но осуществляется это в рамках законодательства о государственных закупках и имеет свою специфику.

Как отмечалось выше, для указанных конкурентных процедур государственных закупок в составе конкурсных документов, аукционных документов, документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, должен содержаться проект договора на государственную закупку (п. 1 ст. 33, ст. 40, п. 1 ст. 43, п. 3 ст. 49 Закона).

Очевидно, это предполагает разработку условий договора на государственную закупку одной стороной – заказчиком (при соблюдении ч. 2 п. 1 ст. 12 Закона – организатором). Подобная ситуация для участника-победителя как будущей стороны по договору отличается дисбалансом его интересов, ограничивая последнего в согласовании условий договорного обязательства.

Между тем Законом созданы условия потенциальным участникам для устранения подобного дисбаланса. Так, участник или любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, до истечения срока для подготовки и подачи предложений для участия в конкурентных процедурах закупок вправе:

1) обратиться к заказчику (организатору), который проводит процедуру, с запросом о разъяснении конкурсных документов, аукционных документов, документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (п. 6 ст. 33, п. 5 ст. 43 Закона, подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»). В таком запросе может содержаться вопрос, в том числе касающийся уточнения условий проекта договора и исполнения договорных обязательств, и при ответе на него заказчик таким образом может уточнить их;

2) обратиться к заказчику (организатору) с запросом об изменении конкурсных документов, аукционных документов, документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, в части условий проекта договора на государственную закупку и условий исполнения договорных обязательств с тем, чтобы заказчиком (организатором) такие изменения были внесены (п. 5 ст. 33, п. 6 ст. 43, ч. 3 п. 2 ст. 49 Закона). Если заказчик (организатор) согласен с предложением участника об изменении условий проекта договора, условий исполнения договорных обязательств, то вносит соответствующие изменения. При этом продлевается срок для подготовки и подачи предложений по правилам п. 5 ст. 33, п. 6 ст. 43, ч. 3 п. 2 ст. 49 Закона. Кроме того, при изменении условий проекта договора не могут быть изменены те условия, которые являются основаниями для отмены процедуры государственной закупки (п. 5 ст. 21 Закона);

3) обратиться к заказчику (организатору) в порядке, предусмотренном ст. 52 Закона. Так, если действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов нарушают права и законные интересы участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, такое лицо вправе обратиться к заказчику (организатору) с заявлением о прекращении таких действий (бездействия) и об устранении их результатов и (или) об отмене решений. По результатам рассмотрения такого заявления принимается решение, которое должно содержать указание основания его принятия и при необходимости предусматривать меры, которые должны быть приняты. Среди прочих мер, очевидно, могут быть связанные с изменением условий проекта договора и условий исполнения договорных обязательств.

Во всех приведенных случаях обращение участников и иных лиц в период до истечения срока для подготовки и подачи предложений к заказчику (организатору) позволяет им выразить свою волю и оказать влияние на содержание условий договорных обязательств. При этом все изменения, которые только могут быть внесены в проект договора и условия его исполнения, в период до истечения срока для подготовки и подачи предложений представляются в открытом доступе (на официальном сайте, электронной торговой площадке) всем заинтересованным, что также обеспечивает создание равных условий для участия.

Для закупки из одного источника принцип определения условий договора на государственную закупку следующий. Заказчик (организатор) разрабатывает проект договора на государственную закупку и направляет его с приглашением к участию в процедуре выбранному по результатам исследования конъюнктуры рынка участнику. При получении проекта договора участник имеет правовую возможность предложить свою редакцию условий договора в ходе переговоров, которые в данной процедуре допустимы (п. 4 ст. 50 Закона). И тем самым взаимосогласовываются с заказчиком (организатором) условия договора на государственную закупку.

Таким образом, Законом в конкурентных процедурах государственных закупок (открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) устанавливается правовая возможность для потенциальных участников взаимосогласовывать или определять условия проекта договора и условий исполнения договорных обязательств, а соответственно – и будущего договорного обязательства, наряду с заказчиком (организатором). Для этого действуют специальные правила, а именно, обращение потенциальных участников к заказчику (организатору) в срок для подготовки и подачи предложений с запросом о разъяснении документов по процедуре, с запросом о внесении изменений в проект договора, с заявлением об устранении нарушений, если усматривается нарушение прав и законных интересов потенциальных участников.

Именно поэтому, полагаем, недопустимы различного рода согласования условий на этапе заключения договора (протоколы разногласий, внесение изменений в договоры под угрозой срыва процедуры и отказа от заключения договора и проч.), изменения условий фактически заключаемого договора на государственную закупку в сравнении с теми, которые содержались в проекте договора в составе документов по процедуре. Любое изменение создает ситуацию неравных условий участия в процедуре, наделяет участника-победителя измеримыми и неизмеримыми преимуществами, создает ситуацию коррупционных рисков. Участник-победитель должен подписать договор на государственную закупку с тем содержанием, которое было определено проектом договора и условиями исполнения договорных обязательств в документах по процедуре, а также в его предложении.

Для процедуры закупки из одного источника процесс взаимосогласования условий договора обусловлен правовой возможностью проведения переговоров при его заключении.

Также обращаем внимание на то, что для целей заключения договора подписанный заказчиком договор следует направлять участнику-победителю или участнику процедуры государственной закупки. Именно такой порядок действий позволяет исключить недобросовестность участников, которые по своей инициативе направляют подписанный ими договор для подписания заказчику, но при этом изменяют те условия, которые их не устраивали в проекте договора.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.