Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 05.05.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24 июня 2004 г. № 9

О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. № 10 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 160, 6/459);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 6/673);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 44, 6/1144);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 июня 2018 г. № 5 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.07.2018, 6/1652);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 сентября 2021 г. № 8 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.10.2021, 6/1811);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2023 г. № 7 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.10.2023, 6/1850)

 

Обсудив практику применения судами законодательства при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов, что отношения по возмещению вреда, причиненного транспортными средствами, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), Уставом Белорусского бюро по транспортному страхованию, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1999 г. № 701, а также иными нормативными правовыми актами.

К отношениям по возмещению вреда с участием иностранных граждан и юридических лиц применяются правила международных договоров Республики Беларусь, в частности ст. 45 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. (заключена в г. Кишиневе, вступила в силу 27 апреля 2004 г.), а также Соглашение об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках от 13 января 1999 г.

2. Судам надлежит иметь в виду, что правила о выплате страхового возмещения распространяются на отношения по возмещению вреда, причиненного транспортными средствами, возникшие с 1 июля 1999 г. (с момента введения данного вида страхования). Если факт причинения такого вреда имел место до 1 июля 1999 г., то вред возмещается в соответствии с положениями главы 58 ГК, при этом в случае причинения вреда жизни и здоровью гражданина учитываются правила ст. 1149 Заключительных положений ГК.

3. Разъяснить судам, что в силу обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий, возмещается страховщиком в виде страхового возмещения. При отсутствии у причинителя вреда договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, причинении вреда транспортным средством, вышедшим из обладания владельца без его вины, а также в других случаях, прямо предусмотренных в Уставе Белорусского бюро по транспортному страхованию, расчеты с потерпевшим осуществляет Белорусское бюро по транспортному страхованию.

В случае предъявления иска о возмещении полученного вследствие дорожно-транспортного происшествия вреда непосредственно к его причинителю либо законному владельцу транспортного средства суду необходимо выяснить наличие договора обязательного страхования в отношении транспортного средства причинителя вреда и в зависимости от установленного обсудить вопрос об участии в деле в качестве ответчика страховщика, заключившего такой договор, либо Белорусского бюро по транспортному страхованию.

4. Обратить внимание судов, что обязательным условием ответственности страховщика по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является наступление страхового случая, которым признается факт причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия.

Если факт причинения вреда в силу п. 158 Положения не относится к страховому случаю, то потерпевший вправе требовать возмещения вреда на основании общих правил, установленных ГК.

5. Судам надлежит иметь в виду, что для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств понятие транспортного средства дано в п. 149 Положения.

Когда вред причинен по вине водителя иного транспортного средства (например, гужевой повозки, велосипеда) либо механизма, не относящегося к транспортным средствам (сельскохозяйственные уборочные машины, косилки и т.п.), гражданская ответственность владельца которых не подлежит обязательному страхованию, он возмещается по общим правилам, установленным ГК.

6. Владельцами транспортных средств, гражданская ответственность которых подлежит обязательному страхованию, могут быть юридические и физические лица, являющиеся собственниками или владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, по договору аренды, по доверенности на управление транспортным средством (за исключением аренды транспортного средства с экипажем (ст. 611 ГК), в силу распоряжения соответствующего органа о передаче им транспортных средств либо по иному основанию, предусмотренному законодательством или договором.

Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее им в силу выполнения профессиональных обязанностей водителя либо по поручению или с согласия законного владельца. Страховое возмещение вреда, причиненного в таких случаях по вине лица, управлявшего транспортным средством, осуществляется на основании договора страхования, заключенного с лицом, являющимся его законным владельцем.

7. Разъяснить судам, что по сделкам купли-продажи транспортных средств, отчуждаемых физическими лицами, покупатель приобретает все права и несет все обязанности законного владельца, в том числе вытекающие из отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, только после регистрации договора купли-продажи транспортного средства в порядке, установленном законодательством (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств»).

8. Следует учитывать, что если недобросовестными действиями страхователя, указавшего страховщику заведомо ложные сведения либо не сообщившего ему об увеличении страхового риска в период действия договора обязательного страхования, допущена недоплата страхового взноса, то соответствующая задолженность и штраф, предусмотренный п. 156 Положения, подлежат взысканию со страхователя на основании исполнительной надписи нотариуса. В судебном порядке данные требования могут быть рассмотрены только при наличии спора.

9. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства действует в течение срока, указанного в договоре. Досрочное прекращение договора возможно при наступлении обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 848 ГК и п. 173 Положения.

10. Судам надлежит иметь в виду, что на требования, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, распространяется общий срок исковой давности, исчисляемый со дня окончания действия договора (ст. 856 ГК).

11. Разъяснить судам, что страховое возмещение вреда, причиненного потерпевшему, производится страховщиком (Белорусским бюро по транспортному страхованию в случаях, предусмотренных п. 39 Устава) в пределах лимита ответственности, установленного на момент страхового случая (дорожно-транспортного происшествия).

Лимиты ответственности страховщиков за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, как и за вред, причиненный имуществу потерпевшего, определяются Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования».

Если страхового возмещения, выплаченного в пределах установленного лимита ответственности, недостаточно для полного возмещения вреда, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба возмещается лицами, ответственными за причинение вреда (ст. 941 ГК).

При наличии спора суд не вправе освободить страховщика от выплаты страхового возмещения по тем мотивам, что вред возмещен непосредственно владельцем транспортного средства, виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях полученная сумма от непосредственного владельца транспортного средства зачисляется в счет возмещения вреда, если лимита ответственности страховщика оказалось недостаточно. Когда страховое возмещение полностью покрывает причиненный ущерб, то полученное выгодоприобретателем возвращается как неосновательно приобретенное по требованию владельца транспортного средства, возместившего вред (п. 4 ст. 972 ГК).

12. Судам надлежит иметь в виду, что при повреждении транспортного средства страховому возмещению подлежит реальный ущерб, то есть затраты, связанные с его восстановлением, а при гибели (уничтожении) транспортного средства компенсируется его стоимость (п. 187 Положения).

Убытки в виде неполученных доходов (упущенная выгода), а также утрата товарной стоимости транспортного средства в денежном выражении могут быть взысканы только с лица, ответственного за причинение вреда.

13. При повреждении транспортного средства в размер страхового возмещения вреда включаются расходы на его восстановительный ремонт с учетом износа на день наступления страхового случая, эвакуацию с места дорожно-транспортного происшествия, оформление необходимых документов по страховому случаю и исчислению размера вреда. При этом в случаях, определенных в частях третьей и четвертой п. 187 Положения, которые наступили в результате страхового случая после 31 августа 2019 г., при замене поврежденных деталей рулевого управления, тормозной системы, систем активной безопасности, указанных в перечне, утверждаемом Белорусским бюро по транспортному страхованию, расчет стоимости восстановительного ремонта осуществляется страховщиком без учета износа поврежденных деталей.

Расчет стоимости ремонта транспортного средства производится страховщиком в соответствии с Правилами определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14 сентября 2004 г. № 30-од.

При оспаривании заключения о стоимости ремонта суд проверяет его соответствие указанным Правилам, имея при этом в виду, что отдельно взятые справки-счета, чеки и другие документы о стоимости ремонта могут приниматься во внимание, если они соответствуют методике оценки, установленной Правилами. Расчет стоимости ремонта определяется судом на день страхового случая. При заявлении истцом соответствующих требований взыскание страхового возмещения производится с учетом правил ст. 366 ГК.

14. Судам следует учитывать, если фактические затраты на ремонт транспортного средства превысили определенную страховщиком расчетную стоимость ремонта, страховщик (Белорусское бюро по транспортному страхованию) обязан пересчитать стоимость восстановительного ремонта и возместить разницу путем доплаты страхового возмещения в пределах установленного лимита ответственности при предоставлении документов, подтверждающих фактически понесенные расходы по восстановлению транспортного средства с учетом стоимости нормо-часа работ организации автосервиса, приобретенных и использованных при ремонте деталей и материалов, относящихся к данному страховому случаю, а также включенных в затраты ремонтной организации налогов, сборов (п. 187 Положения).

Если разница образовалась в связи с необходимостью замены деталей и производства ремонтных работ, которые не были указаны при расчете страховщиком стоимости ремонта, суд должен выяснить, обусловлена ли такая необходимость характером повреждений транспортного средства в дорожно-транспортном происшествии. В необходимых случаях для выяснения данного вопроса и определения действительной стоимости ремонта суд назначает автотехническую экспертизу.

15. При гибели (уничтожении) транспортного средства размер вреда определяется рыночной стоимостью этого средства на день наступления страхового случая, расходами на его эвакуацию с места дорожно-транспортного происшествия, утилизацию остатков, оформление необходимых документов по страховому случаю и исчислению размера вреда.

При наличии спора о рыночной стоимости транспортного средства для целей страхового возмещения вреда суды должны исходить из методики ее определения, установленной Правилами определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Возмещение вреда в натуре в виде предоставления потерпевшему вещи (транспортного средства) того же рода и качества допускается, когда факт причинения вреда не является страховым случаем и с согласия потерпевшего.

16. Обратить внимание судов, что если расчетная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость превышает рыночную стоимость транспортного средства на день наступления страхового случая, то в силу экономической нецелесообразности ремонта транспортное средство также считается погибшим (п. 187 Положения).

17. При решении вопроса о возмещении вреда в случаях, когда участниками дорожно-транспортного происшествия являются несколько владельцев транспортных средств, судам необходимо учитывать, что причинение вреда владельцу транспортного средства, который в установленном порядке признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия, не является страховым случаем (за исключением причинения вреда транспортному средству, в отношении которого заключен договор комплексного внутреннего страхования). Страховое возмещение владельцам таких транспортных средств не выплачивается. Если в совершении дорожно-транспортного происшествия виновны все его участники, их ответственность друг перед другом регулируется правилами ст. 933 ГК, то есть размер возмещения определяется соразмерно степени вины каждого.

Вред, причиненный другим лицам, возмещается соответствующими страховщиками путем страховых выплат потерпевшим пропорционально степени вины его причинителей, определяемой компетентными органами (например, органом, ведущим административный процесс) или судом. Потерпевший имеет право обратиться к одному из этих страховщиков, который обязан возместить вред в соответствии с Положением. В силу п. 186 Положения страховщик, полностью возместивший вред, приобретает право требования к другим страховщикам о возврате ему страхового возмещения либо соответствующей доли страхового возмещения.

Наличие у потерпевшего договора добровольного страхования в отношении поврежденного (погибшего) имущества не лишает его права выбора на обращение к страховщику, с которым у него заключен указанный договор, или к страховщику, с которым у него либо у лица, ответственного за вред, заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

18. Страховое возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии, а также лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, производится в порядке, предусмотренном § 2 главы 58 ГК и п. 180 Положения.

За период временной нетрудоспособности потерпевшему выплачивается страховое возмещение в размере утраченного заработка (дохода) при условии, что он не получил пособия по государственному социальному страхованию. Если размер пособия не покрывает утраченного заработка, страховому возмещению подлежит разница между утраченным заработком (доходом) и выплаченным пособием.

В случаях временного выполнения нижеоплачиваемой работы, обусловленного состоянием здоровья потерпевшего, страховому возмещению подлежит разница в заработке, а если потерпевший нуждается в обучении (подготовке) другой профессии, страховщик возмещает расходы по обучению и среднемесячный заработок по работе, которую потерпевший выполнял до страхового случая, за весь период обучения.

19. Судам надлежит иметь в виду, что страховому возмещению подлежат дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья потерпевшего. К ним, в частности, относятся расходы на лечение, приобретение лекарств, дополнительное питание, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, включая оплату проезда потерпевшего к месту лечения и обратно, а в необходимых случаях также и сопровождающего его лица, приобретение изделий индивидуального ухода и технических средств социальной реабилитации.

Потерпевшему, нуждающемуся в нескольких видах помощи, возмещаются расходы, связанные с получением каждого из них.

Нуждаемость в дополнительных расходах устанавливается в соответствии с Правилами определения размера вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 11 августа 2004 г. № 29-од.

Размер дополнительных расходов определяется на основании счетов соответствующих организаций и других документов, за исключением тех расходов, документального подтверждения оплаты которых не требуется (например, на дополнительное питание, специальный медицинский и бытовой уход). Если величина расходов на отдельные виды помощи в централизованном порядке не установлена, то размер таких расходов исчисляется по ценам, сложившимся в местности, где потерпевший понес эти расходы.

20. Разъяснить судам, что страховому возмещению подлежат необходимые расходы на погребение потерпевшего, если смерть наступила в результате страхового случая (ст. 963 ГК).

Необходимыми следует признавать расходы, связанные с обрядовыми действиями по захоронению тела (останков) умершего в землю (могилу) или преданию огню (кремации) с захоронением урны с прахом (пеплом) в могилу, стену скорби (колумбарий) в соответствии с вероисповеданием, обычаями и традициями, а также природоохранными, градостроительными и иными нормами, установленными законодательством. К ним, в частности, относятся расходы, связанные непосредственно с погребением умершего (приобретение одежды, гроба, венков), расходы на поминальный стол, если это отвечает вероисповеданию, обычаям и традициям, которых придерживался умерший, затраты на приобретение и установку стандартного памятника (обелиска, плиты) с благоустройством места захоронения (устройство ограды, цветника).

В обоснование того, что расходы были действительно понесены, лица, понесшие такие расходы, должны представить справки, платежные поручения, документы, а также иные доказательства, подтверждающие факт оказания конкретных услуг или приобретения вещей.

Расходы на поминальный стол после непосредственного погребения умершего возмещаются на основании представленных документов, подтверждающих их размер. При отсутствии таких документов размер расходов определяется с учетом количества участвовавших в этом лиц и применительно к меню предприятия общественного питания, оказывающего услуги по организации поминального стола.

21. Обратить внимание судов, что страховщик (Белорусское бюро по транспортному страхованию) имеет право требования, перешедшее к нему в порядке суброгации, лишь в случаях, предусмотренных п. 206 Положения.

В зависимости от оснований иска ответчиками по таким делам являются юридические или физические лица, ответственные за причинение вреда (в частности, законный владелец транспортного средства, не заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности), и (или) лица, причинившие вред (например, водитель в состоянии алкогольного опьянения или водитель, совершивший преступные действия с использованием транспортного средства).

Взыскание суммы выплаченного страхового возмещения с нескольких ответчиков (к примеру, с находившегося в состоянии алкогольного опьянения водителя и с законного владельца транспортного средства, передавшего управление такому лицу) производится в долевом порядке исходя из степени вины каждого из них.

22. Разъяснить судам, что право требования переходит к страховщику с момента выплаты им страхового возмещения. При этом срок исполнения обязательства должником при осуществлении страховщиком перешедшего к нему права требования определяется в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК. В случае просрочки уплаты требуемой суммы проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению в соответствии с установленными в п. 1 ст. 366 ГК правилами до полного исполнения обязательства.

В размер страхового возмещения включаются и в пределах выплаченных сумм могут быть возмещены страховщику расходы на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия к месту хранения, а также на однократную перевозку к месту осуществления ремонта, иные расходы, связанные с оформлением необходимых документов в связи со страховым случаем и по определению размера вреда (оплата экспертизы, услуг специалистов, вызова заинтересованных лиц для осмотра поврежденного транспортного средства, оплата утилизации и т.п.). Возмещение расходов по оплате комиссионного вознаграждения банку или услуг почты за осуществление операций по перечислению страховых выплат законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств не предусмотрено.

Суд может уменьшить размер подлежащей взысканию в порядке суброгации страховой выплаты с учетом имущественного положения виновного, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (п. 3 ст. 952 ГК).

23. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических (токсических) веществ либо передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических (токсических) веществ, являющееся основанием для суброгации, может быть подтверждено приговором суда, постановлением о наложении административного взыскания либо иными доказательствами, с достоверностью устанавливающими данное обстоятельство, а при передаче транспортного средства лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических (токсических) веществ, такое состояние должно быть известно лицу, передающему транспортное средство.

24. Под отсутствием у лица, виновного в причинении вреда, предусмотренных законодательством оснований на право управления транспортным средством следует понимать невозможность представления документов, подтверждающих право на управление транспортным средством, из-за того, что лицо не обладает такими документами либо лишено данного права в установленном законом порядке.

25. Совершение преступных действий с использованием транспортного средства влечет право на суброгацию в случаях, когда транспортное средство было использовано в целях умышленного причинения вреда личности или имуществу потерпевшего и явилось орудием совершения преступления.

26. При предъявлении исков о взыскании в порядке суброгации выплаченного страхового возмещения по тем основаниям, что вред причинен лицом, изъявшим транспортное средство в результате противоправных действий из обладания владельца без его вины, судам надлежит иметь в виду, что ответчиком по таким искам является лицо, изъявшее транспортное средство. Однако если владелец транспортного средства не обеспечил сохранность транспортного средства, что способствовало его изъятию, то он может быть привлечен в качестве соответчика. Ответственность в таких случаях является долевой.

27. Судебным коллегиям по гражданским и экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным (Минскому городскому) судам, экономическим судам областей (города Минска) постоянно анализировать судебную практику о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, своевременно устранять судебные ошибки, принимать меры по повышению качества и оперативности в работе судов по рассмотрению дел данной категории.

 

Председатель
Верховного Суда
Республики Беларусь

В.О.Сукало

 

 

Секретарь Пленума, судья
Верховного Суда
Республики Беларусь

И.Н.Минец

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.