Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 14.05.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Рассмотрение судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

В настоящем обзоре рассматриваются некоторые вопросы применения судами законодательства по этой категории дел с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 марта 1994 г. «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».

ПРИНЯТИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ. При принятии заявлений судьи не всегда проверяют, имеет ли заявитель право обращаться в суд с таким заявлением, влечет ли установление факта правовые последствия, не связано ли установление факта с разрешением спора о праве, подлежащего рассмотрению в порядке искового производства.

К-вич А. просил установить факт регистрации брака его умерших родителей в связи с оформлением наследства. Народный судья Советского района г. Гомеля установил факт регистрации брака родителей заявителя.

Между тем из материалов дела видно, что у заявителя имеется свидетельство о рождении, из которого усматривается, что К-вич К. и К-вич М. являются родителями заявителя и нет в деле данных об отказе нотариуса в выдаче заявителю свидетельства о праве на наследство. Если нотариус отказал в оформлении права на наследство при наличии свидетельства о рождении, то заявитель был вправе обжаловать отказ в совершении нотариального действия, а не устанавливать юридический факт регистрации брака родителей.

Иногда заявители просят установить факт владения строением на праве собственности в связи с приватизацией жилого помещения. Судьи удовлетворяют такие заявления, не учитывая, что в данном случае разрешение вопроса связано со спором о праве.

Народный судья Железнодорожного района г. Гомеля установил факт владения отцом заявителя П. домом на праве собственности, который впоследствии был снесен. Заявитель указывал, что установление такого факта ему необходимо в связи с приватизацией занимаемой им квартиры.

Вынося решение, суд не учел, что право наследников на приватизацию жилых помещений, полученных их родителями в результате сноса жилых домов, принадлежащих последним на праве собственности, вытекает из ст. 13 Закона Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь», поэтому возникает вопрос о праве, который должен разрешаться в исковом порядке.

Отдельные судьи необоснованно отказывают в принятии заявления об установлении юридического факта.

Народный судья Ленинского района г. Минска отказал в принятии заявления Л., просившего установить факт нахождения в гетто. Свой отказ судья мотивировал тем, что установление такого факта не порождает для заявителя правовых последствий.

Однако в соответствии со ст.ст. 51, 52 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» время нахождения узников, в том числе детей, в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания), а также период пребывания лиц, насильственно вывезенных с временно оккупированной территории во время Великой Отечественной войны на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР, если они не совершили в этот период преступлений против Родины, засчитывается в стаж работы при назначении пенсии в двойном размере. Поэтому вывод суда о том, что установление такого факта не порождает для заявителя правовых последствий, является необоснованным. Судебная коллегия по гражданским делам Минского городского суда отменила определение народного судьи, направив материалы в суд для рассмотрения по существу.

Как показывает изучение судебной практики, суды принимают к своему производству заявления граждан об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из содержащегося в ст. 235 ГПК положения о том, что перечень фактов, подлежащих установлению в судебном порядке, не является исчерпывающим.

Соглашаясь с выводом о том, что суд вправе устанавливать и другие юридические факты, следует, однако, отметить, что суд вправе делать это при условии, что законом не предусмотрен иной порядок их установления. Действующими законодательными и нормативными актами (Закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» – ст. 72, разъяснение Госкомчернобыля Республики Беларусь от 20 марта 1991 г. № 91) установлен внесудебный документальный порядок подтверждения факта участия в работах по ликвидации последствий. Если соответствующие органы при представлении необходимых документов, подтверждающих факт участия в работах, отказывают в выдаче свидетельства участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, то гражданин вправе обжаловать отказ в порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Если же у гражданина отсутствуют документы, подтверждающие факт его участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в связи с чем он лишен возможности получить удостоверение, он вправе обратиться в суд об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в порядке особого производства.

ФАКТ РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. Условием установления факта родственных отношений является невозможность восстановления утраченных документов, подтверждающих этот факт. В связи с этим заявитель, обращаясь в суд, должен представить доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления соответствующих документов. Вместе с тем необходимо учитывать, что восстановление записи актов гражданского состояния в отношении умерших не производится.

Об установлении факта родственных отношений обращаются в основном лица, у которых утрачено свидетельство о рождении, а записи актов гражданского состояния не сохранились.

Изучение дел показывает, что заключения о невозможности восстановления утраченного свидетельства о рождении представлены заявителями по единичным делам.

Нередко народные судьи рассматривают заявления об установлении факта родственных отношений без истребования заключения органов загса о невозможности восстановления утраченной актовой записи и справки загса о том, что записи актов гражданского состояния не сохранились.

При изучении установлено, что некоторые судьи устанавливают факт родственных отношений в тех случаях, когда требовалось внесение изменений в запись актов гражданского состояния.

Вопрос о внесении изменений в запись актов гражданского состояния при отсутствии спора решается органами загса по месту жительства заявителя (ст. 185 КоБС). В случае отказа органа загса в исправлении записи жалоба заявителя рассматривается судом по правилам ст.ст. 254–256 ГПК, а не в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение.

В народный суд Светлогорского района обратилась К. с заявлением об установлении того факта, что она является дочерью умершей Б. Установление такого факта необходимо ей для получения свидетельства о наследстве. У заявительницы имелись свидетельство о рождении и свидетельство о заключении брака, в которых неправильно указана ее добрачная фамилия.

Народный суд установил факт родственных отношений, тогда как заявителю следовало разъяснить порядок установления неправильностей записей актов гражданского состояния.

Заявители, как правило, просят установить факт родственных отношений с целью вступления в права наследования. В связи с этим судьям необходимо учитывать нормы законодательства, регулирующие права наследования.

Народный судья Советского района г. Гомеля установил факт, что Ч. является внучкой Ш. Установление данного факта необходимо заявительнице в связи с оформлением права на наследство. Разрешая дело, судья не выяснил, имеются ли у Ш. наследники первой очереди, другие родственники, которые могут быть заинтересованы в исходе дела.

В тех случаях, когда заявители указывали себя единственными наследниками, судьи в нарушение ст. 234 ГПК рассматривают дела без вызова представителей налоговой инспекции.

Рассматривая заявления граждан об установлении факта родственных отношений для оформления права наследования не денежные вклады, судьи редко требуют из сберегательных банков копии лицевых счетов вкладчиков и не проверяют, не сделаны ли ими завещательные распоряжения на счетах.

Народный суд Быховского района удовлетворил заявление Ф. об установлении факта родственных отношений с братом Б. для введения в права наследования на денежный вклад, оставшийся после его смерти. Копия лицевого счета из сбербанка судом не истребовалась, и суд не выяснил, не был ли завещан вклад другому лицу, порождает ли установление факта для заявительницы право наследования вклада.

Некоторые судьи не учитывают, что супруги не являются родственниками с точки зрения кровной связи, между ними возникает особое отношение супружества. Признание супружеских отношений (факта регистрации брака и фактических брачных отношений) составляет предмет отдельной категории дел об установлении юридических фактов, и их нельзя смешивать с делами об установлении родственных отношений.

Народный суд Сморгонского района установил факт родственных отношений между С-ным и С-ой, указав в резолютивной части решения, что С-ая является женой С-на. Между тем в материалах дела имеется копия свидетельства о регистрации брака, из которого видно, что заявитель С-ин и его умершая жена С-ая состояли в зарегистрированном браке.

Нотариальная контора отказала С-ну в выдаче свидетельства о праве на наследство на имущество жены, так как она в свидетельстве о смерти значится С-ая, тогда как после заключения брака ей была присвоена фамилия С-на.

Таким образом, суду не было необходимости устанавливать тот факт, что С-ая являлась женой С-на, так как имелось свидетельство о заключении брака. Суду при таких обстоятельствах следовало разъяснить заявителю право на обращение с требованием об установлении неправильности актовой записи о регистрации брака.

ФАКТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩЕГО ДОКУМЕНТА. Необходимость в установлении факта принадлежности лицу правоустанавливающего документа возникает из-за обнаружившихся в нем ошибок, которые нельзя исправить через орган, выдавший документ. При этом судьи должны требовать от заявителя представления доказательств того, что правоустанавливающий документ принадлежит ему и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести в него соответствующие исправления.

Иногда судьи не учитывают, что согласно п. 4 ст. 235 ГПК суд не вправе рассматривать факт принадлежности свидетельств, выдаваемых органами загса.

В нарушение указанной нормы народный судья Осиповичского района и г. Осиповичи, необоснованно ссылаясь на п. 4 ст. 235 ГПК, установил факт принадлежности свидетельства о смерти умершей Т., так как в нем указана ее добрачная фамилия Г. Суд установил такой факт по заявлению З., дочери умершей.

Между тем суд не вправе был принимать такое заявление к своему производству, а принятое заявление в соответствии со ст. 215 ГПК подлежало оставлению без рассмотрения.

При определении компетенции суда по рассматриваемой категории дел должно учитываться общее правило подведомственности дел об установлении фактов (ч. 3 ст. 235 ГПК). Исходя из этой нормы в судебном порядке может подтверждаться факт принадлежности лицу правоустанавливающего документа при условии, если для этой цели закон не предусматривает внесудебного порядка. В частности, к внесудебному порядку отнесено установление пребывания в партизанском отряде или в рядах Советской Армии, получения ранения в боях, признания инвалидом Великой Отечественной войны. Эти факты могут подтверждаться только документами, выданными соответствующими органами (например, военкоматами). Несмотря на это, некоторые суды (судьи) рассматривают заявления об установлении фактов, не подлежащие рассмотрению в суде.

Народный суд Октябрьского района г. Минска установил факт нахождения И. в партизанском отряде в период с февраля 1943 г. по июль 1944 г. Решение по данному делу отменено президиумом Минского городского суда, и производство по делу прекращено.

Ж. обратился в суд с заявлением об установлении факта его участия с сентября 1944 г. по июль 1945 г. в составе специального формирования по разминированию территории д. Бохань Славгородского района. Установление такого факта необходимо было заявителю для признания его ветераном Великой Отечественной войны.

Народный суд Быховского района установил такой факт, мотивируя решение выпиской из военного билета, в котором содержится запись о том, что заявитель принимал участие в указанный период в разминировании территории Славгородского района.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь «О ветеранах» ветеранами войны признаются граждане, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территории после освобождения от немецкой оккупации в 1943–1945 гг.

Согласно Положению о порядке выдачи удостоверения участника войны категориям граждан, указанным в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О ветеранах» от 17 апреля 1992 г., утвержденному Министром обороны Республики Беларусь, удостоверения участника войны выдаются городскими и районными военными комиссариатами на основании документов, в том числе и военного билета.

Таким образом, народный суд рассмотрел неподведомственное ему дело.

В нарушение п. 4 ст. 235 ГПК суды (судьи) иногда устанавливают факт принадлежности гражданам удостоверений, относящихся к личным, а не правоустанавливающим документам.

Народный суд Ельского района установил факт принадлежности Л. удостоверения к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», тогда как суд не вправе устанавливать факт принадлежности личных документов. Эти вопросы разрешаются органом, выдавшим удостоверение.

ФАКТ ПРИНЯТИЯ НАСЛЕДСТВА. Необходимость в установлении факта принятия наследства возникает в тех случаях, когда нотариальная контора отказывает в выдаче свидетельства о праве наследования, поскольку заинтересованное лицо не может представить доказательств, подтверждающих, что оно вступило в права наследования и во владение имуществом.

В соответствии с действующей Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Республики Беларусь (от 30 апреля 1976 г.) доказательствами вступления наследодателя во владение имуществом могут быть: справка домоуправления, исполкома местного Совета о том, что наследник проживал совместно с наследодателем, или о том, что наследником было взято имущество наследодателя; справка финансового органа о том, что наследником после открытия наследства оплачивались налоги по жилому дому, или квитанция об уплате налога; другие документы, подтверждающие факт вступления наследника во владение имуществом наследодателя.

Как показывает изучение дел, судьи, как правило, не требуют от заявителей доказательств о том, что они обращались в нотариальную контору и она отказала им в выдаче свидетельства о праве на наследство, а в случае отказа в выдаче такого свидетельства не проверяют обоснованность отказа.

Народный судья Осиповичского района и г. Осиповичи установил факт принятия наследства Ч. В судебном заседании заявительница и свидетели утверждали, что после смерти отца она фактически приняла наследство в виде 1/2 части дома и приусадебного участка, пользовалась им, платила налоги и страховые взносы. В материалах дела нет данных о том, что заявительница обращалась в нотариальную контору и ей было отказано в оформлении права на наследство.

Иногда судьи отказывают в удовлетворении заявлений об установлении факта принятия наследства, тогда как возник спор о праве, подлежащий рассмотрению в исковом порядке.

Народный судья Кировского района отказал в удовлетворении заявления Х. об установлении факта принятия наследства по мотивам, что заявительница является падчерицей умершего М. Согласно же ст. 527 ГК она не может являться его наследницей. Между тем из материалов дела усматривается, что умерший являлся последним членом колхозного двора, кроме заявительницы есть другие наследники, поэтому следовало оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заявительнице возможность обращения в суд с иском о праве на наследство.

О-ва А. в заявлении суду указала, что ее мужу О-ву Е. оставлено по завещанию его матери наследственное имущество, в том числе дом. Он пользовался этим имуществом, фактически вступил во владение, но скоропостижно умер, не успев переоформить надлежащим образом право на наследство на свое имя. Просила установить факт принятия наследства ее мужем и «переход права на принятие наследства после его смерти» к ней как его жене.

Народный суд Железнодорожного района г. Гомеля удовлетворил заявление О-вой, несмотря на то, что заявленные ею требования подлежали рассмотрению в исковом порядке.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 6 декабря 1978 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» (с последующими изменениями) суд не может рассматривать иск о продлении срока, если истец принял наследство путем фактического вступления во владение или управление наследственным имуществом, но государственная нотариальная контора по каким-либо основаниям отказывает наследнику в выдаче свидетельства о праве на наследство. В этом случае заявителю должно быть разъяснено право обратиться в суд с жалобой на действия государственного нотариуса (ст. 257 ГПК), если он считает их неправильными, либо с заявлением об установлении факта принятия наследства (п. 5 ст. 235 ГПК).

Некоторые судьи в тех случаях, когда заявитель просит установить факт принятия наследства, так как пропущен шестимесячный срок для обращения в нотариальную контору за выдачей свидетельства о праве на наследство, продлевают срок для принятия наследства, а не устанавливают факт принятия наследства.

Д. просил установить факт принятия им наследства, оставшегося после смерти матери. Он пропустил шестимесячный срок для обращения в нотариальную контору, а поэтому последняя отказала ему в оформлении права на наследство.

Народный суд Калинковичского района продлил срок для принятия наследства и признал его наследником на наследственное имущество, то есть рассмотрел в порядке особого производства вопросы, подлежащие рассмотрению в исковом порядке.

По делам этой категории правовой интерес заявителей связан с реализацией наследственных прав, поэтому заинтересованными лицами являются другие наследники по закону или по завещанию либо финансовые органы, если первых нет. Однако судьи в большинстве случаев не выясняли, имеются ли другие наследники, и не привлекали их к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

ФАКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С БРАЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ. Принимая к своему рассмотрению заявления об установлении факта регистрации брака, судьи должны выяснять, обращались ли заявители для восстановления актовой записи в установленном порядке и каковы причины отказа органов загса в выдаче документа о регистрации акта или в восстановлении актовой записи. Выяснение причин имеет существенное значение, так как отказ в выдаче документа на том основании, что соответствующая актовая запись не обнаружена, хотя книги регистрации актов гражданского состояния сохранились, может свидетельствовать о том, что регистрация акта вообще не производилась.

Некоторые судьи рассматривают заявления об установлении факта регистрации брака, несмотря на то, что заявитель не обращался в органы загса для восстановления актовой записи, не требуют от заявителей и не истребуют по своей инициативе заключения органов загса о невозможности восстановления актовой записи. Так, народный суд Славгородского района рассмотрел по существу заявление З. об установлении факта регистрации брака, хотя заявительница в органы загса для восстановления актовой записи не обращалась.

Граждане не всегда проводят различие между зарегистрированным браком, браком, оформленным по религиозным обрядам, и фактическими брачными отношениями. В связи с этим при возбуждении дела, а также при его рассмотрении по существу необходимо выяснять, об установлении какого именно факта просит заявитель, а также разъяснить ему, какой факт установить целесообразнее.

Некоторые судьи устанавливают факт регистрации брака при отсутствии доказательств о его регистрации, тогда как суд должен разъяснить заявителю, что ему целесообразнее ставить вопрос об установлении фактических брачных отношений.

Х-ва, обратившаяся в суд с просьбой об установлении факта регистрации в 1933 году брака с Х-вым, не представила в суд доказательств, свидетельствующих о регистрации брака. В материалах дела имеются справка сельского Совета о том, что супруги состояли в «гражданском браке», и свидетельства о рождении детей, в которых супруги указаны в качестве родителей.

Народный суд Славгородского района установил факт регистрации брака, тогда как при таких обстоятельствах суд вправе был установить факт состояния в фактических брачных отношениях.

Иногда судьи устанавливают факт регистрации брака сельскими Советами, в частности, в годы Великой Отечественной войны, не проверив, действовали ли сельсоветы в той или иной местности республики в годы войны.

Народный судья Быховского района установил факт регистрации брака в 1943 году в Красносовецком сельском Совете Быховского района между Ш. и В., не выяснив, действовали ли сельские Советы в этой местности в 1943 году.

ФАКТ НАХОЖДЕНИЯ ЛИЦА НА ИЖДИВЕНИИ. При установлении факта нахождения лица на иждивении (п. 2 ст. 235 ГПК) необходимо учитывать, что подведомственность суду этих дел определяется прежде всего целью, для которой это заявителю необходимо. Факт нахождения лица на иждивении приобретает юридическое значение, если он порождает для заявителя право на пенсию или наследство либо на возмещение ущерба в связи со смертью кормильца.

Для установления факта нахождения на иждивении в целях оформления права на наследство необходимо, чтобы иждивенец был нетрудоспособным ко дню смерти наследодателя и находился на его иждивении не менее года до его смерти (ч. 4 ст. 527 ГК).

Е. обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения ее на иждивении умершего Б. Установление этого факта необходимо ей для получения наследства.

Народный суд Ленинского района г. Могилева установил такой факт, не проверив, являлась ли помощь со стороны умершего для заявительницы постоянным и основным источником существования, есть ли другие наследники, претендующие на наследство, нет ли спора о праве на наследство.

ДРУГИЕ ФАКТЫ, ИМЕЮЩИЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Согласно п. 1 ст. 235 ГПК дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом при условии, если действующим законодательством не предусмотрен иной, внесудебный порядок их установления.

В инструктивном письме Министерства социального обеспечения Республики Беларусь от 9 апреля 1993 г. № 2-1/77, направленном областным, Минскому городскому отделам социального обеспечения и центрам по начислению и выплате пенсий и пособий определен порядок подтверждения пребывания в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания), а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР.

Согласно названному письму такой факт подтверждается любыми документами военного или послевоенного времени, содержащими необходимые сведения, справками архивных учреждений, органов госбезопасности или внутренних дел.

При отсутствии документов либо в случаях, когда в документах имеются неполные данные, указанные периоды пребывания могут быть установлены комиссией по назначению пенсий на основании показаний одного или более свидетелей, которые располагают документами, подтверждающими пребывание свидетеля в местах принудительного содержания. При этом удостоверение, выданное в установленном порядке несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, может служить документом, подтверждающим указанные факты.

Для установления по свидетельским показаниям указанных периодов заявителем представляются в органы социального обеспечения справки органов госбезопасности и соответствующего архива об отсутствии документов.

Народный судья Калинковичского района установил факт нахождения Л. в 1944 году в концлагере для несовершеннолетних в д. Скоборовка Минского района, мотивируя решение ссылкой на показания двух свидетелей, которые в этот период находились с заявителем в этом же концлагере.

Между тем указанный факт вправе был установить орган социального обеспечения. Данных же о том, что заявитель обращался в органы социального обеспечения, в деле не имеется, и суд это обстоятельство не выяснял.

При изучении установлено, что судьи не всегда различают факт признания отцовства и факт отцовства.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об утверждении Кодекса о браке и семье Республики Беларусь» от 13 июня 1969 г. в случае смерти лица, на иждивении которого находился ребенок и которое признавало себя отцом ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке.

Установление факта признания отцовства производится только в отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г., при условии, что они находились на иждивении умершего лица, которое признавало себя их отцом. В отношении детей, родившихся после 1 октября 1968 г., в случае смерти предполагаемого отца необходимо установить отцовство, принимая при этом во внимание обстоятельства, предусмотренные ст. 53 КоБС.

Народный судья Ленинского района г. Бобруйска установил факт признания умершим Ч. отцовства в отношении сына А., родившегося 14 марта 1989 г. Рассматривая дело, судья установил обстоятельства, предусмотренные ст. 53 КоБС, поэтому суду следовало установить факт отцовства, а не факт признания отцовства.

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Решение, вынесенное по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно отвечать всем требованиям, предусмотренным ст. 194 ГПК. В решении должны быть приведены доказательства в подтверждение вывода об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела, и в случае удовлетворения заявления – четко изложен установленный факт.

Изучение дел показывает, что решения судов по этой категории дел нередко не соответствуют требованиям закона, а иногда судьи решения вообще не мотивируют либо мотивируют необоснованными ссылками.

Как показывает изучение дел, судьи чаще всего не выясняют, извещены ли заинтересованные лица о времени и месте разбирательства дела, возможно ли рассмотрение дела в их отсутствие. Между тем правила ст.ст. 151, 152 ГПК о последствиях неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей распространяются и на особое производство.

Иногда представителям заинтересованных ведомств предоставляется слово для дачи заключения о правомерности требований заявителя, тогда как, участвуя в делах особого производства в качестве заинтересованных лиц, эти органы выступают в защиту своих интересов.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.