Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 20.06.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 августа 2007 г. № П-219/2007

 

30.08.2007 № 05-10/66-285

На № 30/23-50/348 от 14.08.2007

 

Министерство экономики

Республики Беларусь

О терминах «товар», «услуга» для целей осуществления закупок

В Конституционном Суде Республики Беларусь рассмотрено обращение Министерства экономики Республики Беларусь, касающееся вопросов отнесения аренды (в том числе лизинга) и банковских операций к услугам, недвижимости к товарам для целей разъяснения вопросов осуществления закупок в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1633 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) унитарными предприятиями, государственными объединениями, хозяйственными обществами» (далее – постановление № 1633).

В обращении приводится ссылка на правовую позицию Конституционного Суда, сформулированную в Заключении от 7 февраля 2002 г. № З-137/2002, предметом рассмотрения которого являлась Инструкция о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений), утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 96. В Заключении от 7 февраля 2002 г. Конституционный Суд не согласился с доводами Министерства экономики о том, что сдачу в аренду нежилых зданий (помещений) следует рассматривать как услугу, поскольку эти доводы не основаны на положениях Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). По мнению Конституционного Суда, отнесение доходов, полученных арендодателем за сдачу имущества в аренду, на иной счет не изменило экономической сущности арендных отношений. Договоры аренды направлены на возмездную передачу имущества в пользование, а не на возмездное оказание услуг. В настоящее время данная позиция Конституционного Суда не изменилась.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (часть первая статьи 577 ГК).

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (часть первая статьи 636 ГК).

Вопросам возмездного оказания услуг в ГК посвящена отдельная глава 39 (статьи 733–737). В соответствии со статьей 733 ГК по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1). Согласно пункту 2 данной статьи ГК правила главы 39 применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, риэлтерских услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44–47, 49, 51 ГК.

Конституционный Суд обращает внимание на то, что отношения по договору аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), регламентированы в главе 34 ГК. Таким образом, в силу положений ГК аренда (в том числе финансовый лизинг) к возмездному оказанию услуг не относится.

По вопросу отнесения банковских операций к услугам необходимо отметить следующее.

Перечень банковских операций содержится в статье 14 Банковского кодекса Республики Беларусь. К ним, в частности, относятся: привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц; открытие и ведение счетов в драгоценных металлах; осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов и др.

В свою очередь, отношения по договору банковского вклада и договора текущего банковского счета наряду с Банковским кодексом Республики Беларусь (статьи 181, 197) также урегулированы в ГК (статьи 773, 774).

Исходя из содержания пункта 2 статьи 733 ГК, договоры банковского вклада (глава 44 ГК) и банковского счета (глава 45 ГК) относятся к услугам.

Определение термина «услуга» содержится в налоговом законодательстве. Согласно пункту 2 статьи 30 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

В отношении отнесения недвижимости к товару необходимо учитывать следующее.

В пункте 1 постановления № 1633 определено, что государственные унитарные предприятия, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, а также хозяйственные общества, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими обществами, осуществляют закупки товаров (работ, услуг), за исключением государственных закупок (далее – закупки за счет собственных средств), в соответствии с ГК и порядком, установленным для государственных закупок Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках», с учетом особенностей, предусмотренных данным постановлением.

Конституционный Суд отмечает, что в гражданском законодательстве отсутствуют определения таких понятий, как «товар», «услуга», «закупка». Данные дефиниции не раскрываются также в Указе Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках» и в постановлении № 1633.

В свою очередь, товаром в соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил статьи 129 ГК.

Термин «товар» используется также в договоре поставки (статья 476 ГК), договоре мены (статья 538 ГК), поставке товаров для государственных нужд (статья 495 ГК).

Согласно статье 128 ГК к объектам гражданских прав, в частности, относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. В свою очередь, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам также приравниваются предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река–море», космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (часть первая статьи 130 ГК).

Таким образом, недвижимое имущество в силу соответствующих положений ГК относится к одному из видов объектов гражданских прав – вещам и, следовательно, является товаром.

В соответствии с действующим законодательством термин «товар» имеет и другие значения.

Согласно статье 1 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» под товаром понимаются все виды объектов гражданских прав, могущие быть предметами сделок купли-продажи, мены, а также не запрещенные законодательством работы и услуги, которые выполняются, оказываются, могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются либо оказываются потребителям на возмездной основе.

В соответствии с подпунктом 1.37 пункта 1 статьи 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь товаром признается любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу в соответствии с законодательными актами.

В налоговом законодательстве товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством (статья 29 Общей части Налогового кодекса).

Конституционный Суд считает, что для правильного исполнения законодательства о закупках, устранения пробелов, неясностей и неточностей в практике его применения целесообразно, чтобы в нем получил закрепление ряд терминов, используемых в данной сфере.

Конституционный Суд обращает внимание на то, что такой подход использовался в Положении о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2003 г. № 652 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг» (утратило силу в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1632).

Согласно пункту 3 указанного Положения для целей данного Положения в нем раскрывались, в частности, следующие термины:

«закупка» – приобретение путем заключения договоров купли-продажи (поставки), аренды (включая финансовую) товаров, подряда, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции;

«товары» – материальные вещи, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг, а также компьютерные программы и иные объекты интеллектуальной собственности;

«работа» – деятельность по созданию, переработке, обработке или уничтожению вещей, а также иная деятельность, продукт которой приобретает овеществленную форму;

«услуга» – продукт деятельности, не приобретающий овеществленной формы и закупаемый заказчиками отдельно от товаров и работ.

Согласно статье 73 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» после принятия (издания) нормативных правовых актов и введения их в действие должна быть осуществлена надлежащая организация их реализации – своевременное доведение содержания принятых актов до сведения исполнителей, официальное толкование актов уполномоченными государственными органами, должностными лицами; разъяснение содержания акта, издание комментариев, практических пособий; финансовое, материально-техническое, правовое и организационно-техническое обеспечение реализации актов; обеспечение соблюдения сроков реализации актов.

В случае выявления в нормативных правовых актах пробелов, противоречий актам большей юридической силы, а также внутренних противоречий либо иных недостатков нормотворческий орган (должностное лицо) обязан их устранить, а иные уполномоченные специальные органы (лица) – внести предложения полномочным органам (должностным лицам) об изменении и (или) дополнении или прекращении действия соответствующих нормативных правовых актов (часть вторая статьи 77 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Выражая свою позицию, Конституционный Суд также отмечает, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1633 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) унитарными предприятиями, государственными объединениями, хозяйственными обществами» Министерству экономики предоставлено право разъяснять вопросы осуществления закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с указанным постановлением (пункт 8).

Принято на заседании Конституционного Суда 28 августа 2007 г.

 

Председатель

Г.А.Василевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.