![]() | Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
6 декабря 2005 г. № П-166/2005
07.12.2005 №05-10/88-552
На № 16-Д от 21.11.2005
Депутатам Палаты представителей
Национального собрания
Республики Беларусь Тиханской Р.,
Костяну С., Поплавскому М.,
Жуковской Л., Ковалевой В.,
Кузнецовой Л.
Об идентификационном номере
Конституционным Судом Республики Беларусь рассмотрено коллективное обращение депутатов Палаты представителей, в котором сообщается об увеличении количества поступающих к ним писем от верующих о недопустимости присвоения гражданам личных (идентификационных) номеров и необходимости введения в республике альтернативной системы регистрации и учета граждан, отказавшихся от получения паспортов с такими номерами. В обращении содержится просьба дать разъяснения в средствах массовой информации о конституционности данного акта.
Статьей 116 Конституции Республики Беларусь на Конституционный Суд возложено осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве.
Заключение Конституционного Суда относительно того, соответствует ли нормативный акт Конституции, другим актам, обладающим более высокой юридической силой, возможно в рамках процедур конституционного судопроизводства. С предложением о проверке нормативного акта на предмет его конституционности в соответствии с частью четвертой статьи 116 Конституции вправе обратиться Президент Республики Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.
Другие органы, общественные объединения, а также граждане, согласно части четвертой статьи 6 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», для вынесения заключения выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.
Занимаясь обозначенной проблемой на основании рассмотрения коллективных и индивидуальных обращений граждан, согласно статье 40 Конституции и Закону Республики Беларусь «Об обращениях граждан», Конституционный Суд изложил свою позицию в решениях от 26 июня 2001 г. «Об идентификационном номере в паспорте гражданина Республики Беларусь» (направлено Премьер-министру Республики Беларусь для рассмотрения и принятия соответствующих мер) и от 15 апреля 2004 г. «Об обращении Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси» (направлено в Министерство внутренних дел Республики Беларусь).
Требование о проставлении в паспорте гражданина Республики Беларусь номера идентификации закреплено пунктом 6 Положения о паспорте гражданина Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 1993 г. № 463.
По сообщению Министерства внутренних дел, внесение универсального номера идентификации в паспорта (идентификационные карточки) граждан предусмотрено почти в 100 странах мира. Вместе с тем в ряде развитых стран таких требований к оформлению паспортов не установлено, в частности, в США, Канаде, Новой Зеландии, Ирландии, Германии, Франции, Бельгии, Греции, Люксембурге, Португалии, Испании. В большинстве из перечисленных стран не существует универсального номера идентификации, при этом широко распространено использование номеров социального страхования. В США, например, функцию личного номера выполняет номер социального страхования, который имеют 99 процентов населения, в Нидерландах – административный номер, не содержащий информации о лице, к которому он имеет отношение.
В настоящее время, в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2005 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. № 55, разрабатывается концепция Закона Республики Беларусь «О регистре населения». Предполагается, что ведение указанного регистра будет основано на использовании идентификационного номера.
В связи с изложенным Конституционный Суд полагает, что введение альтернативных систем паспортизации и учета граждан (без использования личных номеров) может иметь место только при положительном решении уполномоченных государственных органов, обеспечивающих правовое регулирование соответствующих отношений.
Что касается «биометрического» паспорта, то вопрос о целесообразности его введения прорабатывается Министерством внутренних дел в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь от 12 сентября 2005 г. № 08/576-190 и поручением Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2005 г. № 37/102-859.
По сообщению указанного Министерства, «биометрические» паспорта с ноября 2005 г. вводят Австрия, Бельгия, Германия, Люксембург, Финляндия, Греция и Швеция. В Российской Федерации одобрена концепция создания нового поколения документов, удостоверяющих личность, с использованием биометрических параметров.
Конституционный Суд считает, что поскольку вопросы введения государством новых технологий компьютерного учета затрагивают права и законные интересы граждан, прежде всего той части верующих, которые не могут преодолеть личного предубеждения перед присвоением им идентификационных номеров, то данную проблему нельзя считать несуществующей на том основании, что от получения новых паспортов отказалась небольшая группа граждан (по информации Министерства внутренних дел, сдали обратно ранее полученные паспорта 118 человек, а отказались от получения паспорта всего 174 гражданина Республики Беларусь).
Исходя из общественной значимости поставленных вопросов, Конституционный Суд полагает оправданным принять дополнительные меры по надлежащему правовому регулированию соответствующих отношений, выработке механизмов защиты от незаконного вмешательства в личную жизнь, прямого либо косвенного ущемления внешних проявлений духовной свободы личности, давления на религиозный и мировоззренческий выбор личности, поскольку наряду с техническими преимуществами создание и объединение массивов личной информации, развитие электронных средств идентификации личности могут повлечь и некоторые негативные последствия.
По мнению Конституционного Суда, при принятии органами государственной власти соответствующих решений по обозначенной проблеме требуют взвешенного подхода и анализа все позиции, в том числе и обнародованная на официальном сайте Московского патриархата позиция Русской Православной Церкви.
Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь как представительный орган, ответственный за принятие всех доступных ему мер для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного обеспечения прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, может в пределах своей компетенции обеспечить соответствующее решение проблемных вопросов.
Одновременно Конституционный Суд сообщает, что в Совет Министров Республики Беларусь Конституционным Судом направлено решение от 6 декабря 2005 г. «Об электронной идентификации граждан».
Принято на заседании Конституционного Суда 6 декабря 2005 г.
Приложение: решения Конституционного Суда на 13 л. в 1 экз.*
______________________________
*Не приводится.
Председатель |
Г.А.Василевич |