![]() | Официальная правовая информация |
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Обжалование решений (предписаний, заключений) антимонопольного органа осуществляется в судебном и (или) ином порядке, установленном законодательством
В хозяйственный суд с иском о признании недействительным решения Департамента антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь обратилось ОАО «А».
Определением хозяйственного суда исковое заявление было возвращено на основании пункта 5 части 1 статьи 126 ХПК по причине несоблюдения истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Так, общий порядок обжалования актов органов государственной власти и управления установлен постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 года «Об утверждении Положения о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 6 данного Положения субъект хозяйствования при вынесении акта государственного органа, затрагивающего его интересы, обращается в этот орган с требованием отменить данный акт, то есть Положением установлен обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории споров.
Отменяя определение хозяйственного суда, надзорная коллегия руководствовалась следующим.
Оспариваемое решение вынесено Департаментом антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь в связи с нарушением ОАО «А» статьи 15 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон). Порядок обжалования данных актов установлен статьей 18 Закона, согласно которой обжалование решений (предписаний, заключений) антимонопольного органа осуществляется в судебном и (или) ином порядке, установленном законодательством.
Таким образом, норма статьи 18 Закона предусматривает право субъекта хозяйствования на обращение в суд без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» закон обладает более высокой юридической силой по отношению к постановлениям Верховного Совета Республики Беларусь.
Кроме того, согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь от 15 декабря 1995 года № З-27/95 «О соответствии Конституции статьи 2 Закона «О соотношении актов Верховного Совета Республики Беларусь, имеющих юридические последствия», статья 2 данного Закона признана не соответствующей Конституции в части придания постановлениям Верховного Совета Республики Беларусь одинаковой с законами юридической силы.
Подготовлено управлением обеспечения
надзора и обобщения судебной практики
Высшего Хозяйственного Суда