Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 27.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

7 мая 2020 г. № Р-1216/2020

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» (далее – Закон об амнистии) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 5 мая 2020 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 6 мая 2020 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона об амнистии исходя из норм Конституции, согласно которым:

Республика Беларусь защищает конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1);

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);

ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23);

государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности; ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (часть первая статьи 25);

семья и детство находятся под защитой государства (часть первая статьи 32);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона об амнистии на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. В Конституции провозглашается приверженность народа Беларуси общечеловеческим ценностям и выражается желание обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства (преамбула). Данные положения в их системной взаимосвязи с нормами Конституции, согласно которым Республика Беларусь является социальным правовым государством, защищает конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1), Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8), государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59), определяют основное содержание политики в уголовно-правовой сфере, с одной стороны, направленной на неотвратимость уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, а с другой – характеризующейся проявлением гуманизма к таким лицам, в том числе отбывающим различные виды уголовных наказаний.

В соответствии с правовым принципом гуманизма лицу, совершившему преступление, должны быть назначены наказание или иная мера уголовной ответственности, необходимые и достаточные для его исправления; наказание и иные меры уголовной ответственности не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (часть 7 статьи 3 УК). Амнистия применяется на основании закона Республики Беларусь в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц; на основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, а лицо, осужденное за преступление, может быть полностью или частично освобождено от наказания как основного, так и дополнительного, либо освобождено от наказания условно, либо такому лицу неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо ему может быть снята судимость (части 1 и 2 статьи 95 УК).

По мнению Конституционного Суда, главное этико-правовое предназначение амнистии заключается в проявлении милосердия и великодушия к лицам, совершившим преступления. Путем освобождения от уголовной ответственности и наказания тех, кто возместил причиненный преступлением ущерб, устранил иные вредные последствия преступления, встал на путь исправления и не представляет опасности для общества, амнистия выполняет также важные социальные функции, мотивируя указанных лиц к исправлению.

Принимаемый в связи со знаменательной датой – 75-летием Победы в Великой Отечественной войне Закон об амнистии имеет особое общественно-политическое значение, а также символизирует духовно-нравственную силу государства, способного к прощению членов общества, заслуживающих уголовное наказание, в расчете на их моральное раскаяние в содеянном и исправление.

3. Законом об амнистии предусматривается освобождение от уголовной ответственности, наказания и иных мер уголовной ответственности определенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних; беременных женщин; женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до 18 лет; лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста; инвалидов I и II группы; ветеранов боевых действий на территории других государств; граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и некоторых других категорий лиц (статьи 1–6), а также освобождение отдельных категорий осужденных от наказания частично сроком на один год (статья 7).

В соответствии со статьей 11 Закона об амнистии предусматривается также снятие судимости с лиц, освобожденных от наказания или иных мер уголовной ответственности на основании статей 1 и 3 данного Закона.

Конституционный Суд отмечает, что Парламент, являющийся представительным и законодательным органом Республики Беларусь, наделен правом рассматривать проекты законов, в том числе об уголовной ответственности, об амнистии (часть первая статьи 90, пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции). Указанное конституционное полномочие предполагает, что при установлении правового режима амнистии законодатель обладает определенным объемом дискреции (усмотрения) в регулировании вопросов освобождения от уголовной ответственности и наказания, в том числе при определении категорий лиц, подпадающих под действие амнистии, оснований и порядка ее применения, требований к амнистированным, а также правовых последствий амнистии.

При этом Конституционный Суд отмечает, что при выработке законотворческих решений Парламент ограничен принципами и нормами Конституции, его деятельность должна быть направлена на защиту и развитие конституционных ценностей, достижение конституционных целей. Амнистируя лиц, к которым нецелесообразно применять или продолжать применять меры уголовной ответственности, законодатель исходит из необходимости обеспечения устойчивого баланса интересов человека, общества и государства, соблюдения конституционных гарантий личной безопасности законопослушных граждан и недопущения осложнения криминогенной обстановки в стране.

4. Наряду с установлением достаточно широкого круга лиц, подпадающих под действие амнистии, законодателем определяются категории лиц, не подлежащих освобождению от наказания и иных мер уголовной ответственности, а также лиц, на которых амнистия не распространяется.

4.1. Согласно Закону об амнистии не могут быть освобождены от наказания и иных мер уголовной ответственности лица, перечисленные в статьях 1, 3–6 данного Закона, осужденные за: преступления, относящиеся к категории менее тяжких, предусмотренные статьей 140, частью 1 статьи 168, частью 2 статьи 169, частью 2 статьи 170, частью 1 статьи 171, частью 2 статьи 1711, частью 2 статьи 173, частью 1 статьи 210, частью 1 статьи 328, частью 1 статьи 329, частью 1 статьи 331, частью 1 статьи 332, частью 2 статьи 363, статьей 364, частью 1 статьи 366, статьей 388, частью 1 статьи 413, частью 2 статьи 424, частью 2 статьи 425, частью 2 статьи 426, статьей 429, частью 1 статьи 431, частями 1 и 2 статьи 432, частью 1 статьи 455 УК; преступления, отнесенные УК к категории тяжких преступлений; преступления, отнесенные УК к категории особо тяжких преступлений, а также лица, осужденные за умышленные преступления в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь от 29 декабря 1960 г. (далее – УК 1960 г.), за которые было предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 12 лет, пожизненного заключения или смертной казни; лица, судимые более двух раз с назначением наказания в виде лишения свободы за умышленные преступления, а также ранее судимые с назначением наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений, указанных в абзацах третьем–пятом части первой статьи 8, абзаце десятом части первой статьи 10 Закона об амнистии.

4.2. В статье 10 Закона об амнистии определяется перечень категорий лиц, на которых амнистия не распространяется. К ним, в частности, относятся лица, к которым в течение 2015–2020 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости; которые на день постановления приговора (вступления приговора в законную силу) либо рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), не уплатили доход, полученный от предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии), неосновательно приобретенную выгоду, иной доход, полученный преступным путем; злостно нарушающие установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности; допустившие особо опасный рецидив преступлений (часть 3 статьи 43 УК) либо признанные в установленном порядке особо опасными рецидивистами (статья 24 УК 1960 г.); которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного заключения либо которым наказание в виде пожизненного заключения заменено наказанием в виде лишения свободы; осужденные к наказанию в виде пожизненного заключения.

Законодателем также предусматривается, что амнистия не распространяется на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК: преступления против мира и безопасности человечества (статьи 122, 124, 126), убийство (статья 139), умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (часть 3 статьи 147), изнасилование (части 2 и 3 статьи 166), создание преступной организации либо участие в ней (статья 285), бандитизм (статья 286), участие в террористической деятельности (статьи 289, 2901–2905), захват заложника (статья 291), захват зданий и сооружений (статья 292), массовые беспорядки (статья 293), организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них (статья 342), преступления против государства (статьи 356–3613), убийство сотрудника органов внутренних дел (статья 362) и др.

По мнению Конституционного Суда, при установлении в Законе об амнистии для отдельных категорий лиц запрета на освобождение от наказания и иных мер уголовной ответственности (статья 8) и определении категорий лиц, на которых амнистия не распространяется (статья 10), учитываются характер и степень общественной опасности совершенного деяния, личность виновного, его поведение после совершения преступления. При этом, осуществляя правовое регулирование амнистии, законодатель исходит из конституционных принципов социального и правового государства с целью гарантирования соблюдения законности и правопорядка, исключения возникновения угроз национальной и общественной безопасности.

5. Определяя в статье 10 Закона об амнистии категорию лиц, на которых амнистия не распространяется, в том числе лиц, совершивших преступления, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 328 УК («Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов»), законодатель в абзаце десятом части первой этой статьи делает исключение для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет. Таким образом, по смыслу Закона об амнистии для указанной категории лиц может быть сокращен срок наказания на один год.

При оценке конституционности приведенных норм Закона об амнистии Конституционный Суд учитывает положения Конституции, согласно которым семья и детство находятся под защитой государства (часть первая статьи 32); государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).

Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятыми 29 ноября 1985 года Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН, установлено, что государства-члены должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая, в тот период жизни, когда она или он наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений (правило 1.2).

В Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятых 14 декабря 1990 года Резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи ООН, отмечено, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе; участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность (пункт 1); для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства (пункт 2).

Конституционный Суд также отмечает, что принцип приоритета интересов ребенка закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года (вступила в силу для Республики Беларусь 31 октября 1990 г.), согласно которой во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (пункт 1 статьи 3). Пунктом «b» статьи 37 данной Конвенции предусматривается также, что какое-либо лишение свободы ребенка следует использовать лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени.

Таким образом, по мнению Конституционного Суда, устанавливаемое правовое регулирование отвечает положениям Конституции, поскольку несовершеннолетние как одна из наиболее уязвимых групп населения обладают особым правовым статусом и нуждаются в повышенном внимании общества и государства, реализация их конституционных прав и свобод обеспечивается в соответствии с положениями части первой статьи 2, части первой статьи 21, части первой статьи 32 Конституции и норм международно-правовых актов в области правосудия в отношении несовершеннолетних на основе принципов уважения человеческого достоинства, справедливости и гуманизма с учетом социальных, возрастных и психофизиологических особенностей данной категории лиц.

6. Статьей 22 Закона об амнистии закрепляются нормы, согласно которым применение амнистии производится по постановлению начальника исправительного учреждения, следственного изолятора, исправительного учреждения открытого типа, органа внутренних дел, органа дознания, утвержденному прокурором, либо по постановлению следователя или прокурора (часть первая); при рассмотрении материалов о применении амнистии судами участие прокурора обязательно (часть третья).

Конституционный Суд отмечает, что приведенное правовое регулирование согласуется с положениями Конституции о полномочиях прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по уголовным делам (часть вторая статьи 125). Участие прокурора в принятии решений о применении амнистии является дополнительной гарантией обеспечения верховенства права, законности, защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции.

Оценивая в целом содержание Закона об амнистии, Конституционный Суд приходит к выводу, что амнистия как одна из форм проведения государственной уголовно-правовой политики, приуроченная к знаменательному общественно-политическому событию – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, является актом проявления гуманизма к лицам, совершившим преступление, в отношении которых имеются достаточные социально-правовые основания для освобождения от уголовной ответственности на досудебной стадии либо для смягчения назначенного судом наказания или иных мер уголовной ответственности при условии соблюдения оптимального баланса конституционных ценностей, выражающегося, с одной стороны, в обеспечении законности и правопорядка, прав и свобод всех граждан, а с другой – в необходимости осуществления успешной ресоциализации (социальной адаптации) лиц, заслуживающих прощения, с целью возвращения их к нормальному образу жизни, законопослушному поведению и занятию общественно полезным трудом.

Закон об амнистии принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон об амнистии соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
заместитель Председателя Конституционного Суда
Республики Беларусь

Н.А.Карпович

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.