Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
6 декабря 2021 г. № Р-1283/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь», Уголовного кодекса Республики Беларусь и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 9 ноября 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 29 ноября 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в связи с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности за действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.
1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:
Республика Беларусь является демократическим социальным правовым государством, обеспечивает законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1);
человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21);
любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону (часть вторая статьи 3);
в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7);
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);
Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права (часть первая статьи 18);
каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд (часть первая статьи 41);
государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), в том числе свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (часть первая статьи 33);
ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23);
государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Указанные конституционные нормы корреспондируют положениям международно-правовых актов в области прав человека, которые, декларируя право каждого на свободу мысли, совести, свободу собраний и объединений, свободное выражение своего мнения, вместе с тем предусматривают, что любые действия, нарушающие общепризнанные принципы международного права о невмешательстве во внутренние дела суверенного государства, или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права (пункт 7 статьи 2 Устава Организации Объединенных Наций, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятая Резолюцией 2625(XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств, принятая Резолюцией 36/103 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981 года, и др.), а публичные призывы к таким действиям признаются подстрекательством к политически мотивированной дискриминации государства, причинению ему экономического и иного ущерба, демонстративному отрицанию конституционно охраняемых ценностей, разжиганию социальной вражды или розни.
Конституционный Суд считает необходимым обратить внимание на то, что введенные Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки, иными иностранными государствами, иностранными или международными организациями без надлежащей международно-правовой процедуры экономические, финансовые и иные санкции в отношении Республики Беларусь, направленные на причинение вреда ее национальным интересам, правам граждан и субъектов хозяйствования Республики Беларусь, являются грубым нарушением норм международного права, предусмотренных главой VII Устава Организации Объединенных Наций, в соответствии с которыми меры экономического и иного характера могут быть приняты исключительно Советом Безопасности ООН при существовании угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии и лишь в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Согласно Резолюции 45/5 Совета по правам человека ООН «Права человека и односторонние принудительные меры» от 6 октября 2020 года (A/HRC/RES/45/5) под не соответствующими международному праву и Уставу Организации Объединенных Наций мерами следует понимать санкции, принятые вне сферы действия резолюций Совета Безопасности ООН, примененные одним государством по отношению к другому государству или поощряемое государством применение любого рода мер принудительного характера, включая экономические или политические меры, направленные на ущемление суверенных прав другого государства и извлечение из этого какой-либо выгоды.
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом (статья 1) статья 361 Уголовного кодекса Республики Беларусь излагается в новой редакции, в том числе наименование статьи «Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь» заменяется названием «Призывы к мерам ограничительного характера (санкциям), иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь», уточняются конструктивные признаки объективной стороны данного состава преступления, устанавливается дифференциация уголовной ответственности за различные виды этого общественно опасного деяния, усиливается наказание за его совершение.
Законом предусматривается ответственность не только за публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, но и за призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь.
Оценивая конституционность данных законоположений, Конституционный Суд отмечает следующее.
2.1. Введение иностранным государством, иностранной или международной организацией не имеющих международно-правовых оснований мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь в качестве средств политического или экономического воздействия на государство, как механизм принуждения, побуждающий к совершению определенных действий или к воздержанию от их совершения в нарушение принципов равенства государств, невмешательства во внутренние дела (часть первая статьи 18 Конституции), является угрозой для суверенитета Республики Беларусь, возможности самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (часть вторая статьи 1 Конституции).
Указанные ограничительные меры (санкции) могут привести к причинению вреда национальным интересам Республики Беларусь в соответствующих сферах, стать дестабилизирующим фактором в устойчивом развитии государства, нанести ущерб его экономической безопасности и социально-политической стабильности и тем самым создать препятствия для роста благосостояния населения, ущемляя право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21 Конституции).
2.2. Конституционный Суд отмечает, что Парламент Республики Беларусь, являющийся представительным и законодательным органом Республики Беларусь, наделен правом рассматривать проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, об уголовной ответственности (часть первая статьи 90, пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции). Данное конституционное право, по мнению Конституционного Суда, означает наличие у органа законодательной власти необходимых дискреционных полномочий по регламентации вопросов реализации гражданами Республики Беларусь прав и свобод исходя из требований части первой статьи 23 Конституции, допускающей возможность ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В рамках предоставленных дискреционных полномочий законодатель определяет, какие из деяний с учетом степени их общественной опасности, тяжести последствий и иных обстоятельств подлежат запрету.
Конституционный Суд считает, что уголовно-правовой запрет публичных призывов к действиям, направленным на применение мер ограничительного характера (санкций), а равно распространение материалов, содержащих такие призывы, устанавливается законодателем для противодействия применению санкций в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь.
Установление уголовной ответственности за указанные общественно опасные действия расширяет возможности государства более эффективно реагировать на факторы, создающие угрозы для национальной безопасности Республики Беларусь, прав и свобод ее граждан, прав и законных интересов организаций, совершенствует публично-правовой механизм защиты, позволяющий упредить негативные последствия применения ограничительных мер (санкций), что отвечает взаимосвязанным положениям Конституции об обязанности государства обеспечивать законность и правопорядок, защищать свою независимость, конституционный строй (часть третья статьи 1), о гарантировании государством прав и свобод граждан Беларуси (часть первая статьи 2, часть вторая статьи 21 и др.).
Оценивая содержание норм Закона, Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование соответствует положениям Конституции, согласуется с требованиями международно-правовых актов и направлено на дальнейшее совершенствование юридических средств противодействия антиконституционным посягательствам на государственный суверенитет и национальную безопасность Республики Беларусь, защиту прав, свобод и законных интересов личности, конституционно охраняемых ценностей и интересов общества и демократического социального правового государства.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |