Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 июля 2021 г. № Р-1279/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 25 июня 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 25 июня 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Закон принят в целях совершенствования правового регулирования таможенных правоотношений с учетом положений международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), и практики применения Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
Законом (статья 1) Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» излагается в новой редакции (далее – Закон о таможенном регулировании), что обусловлено необходимостью приведения Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс ЕАЭС), иными международными договорами и актами ЕАЭС, регулирующими таможенные правоотношения.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона исходя из положений Конституции:
устанавливающих, что Республика Беларусь – правовое государство; обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (статья 1);
предусматривающих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства; Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них (части первая и вторая статьи 8);
устанавливающих, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части вторая и четвертая статьи 13);
определяющих, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21); государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению, защиту собственности, приобретенной законным способом, включая судебную защиту (части первая и третья статьи 44, часть первая статьи 60);
устанавливающих, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Согласно статье 1 Закона о таможенном регулировании таможенное регулирование в Республике Беларусь – это правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь, их нахождением и использованием на таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь или за ее пределами, совершением таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь, их убытием с таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведением таможенного контроля, а также регламентация властных отношений между таможенными органами Республики Беларусь и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами.
Законом о таможенном регулировании предусматривается, что Президент Республики Беларусь определяет государственную таможенную политику и осуществляет общее руководство таможенным делом; республиканским органом государственного управления, реализующим государственную таможенную политику и осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет (пункт 3 статьи 1); определяются также государственные органы и должностные лица, которые осуществляют правовое регулирование отдельных вопросов в сфере таможенного регулирования (пункт 4 статьи 209, пункт 4 статьи 222, пункт 1 статьи 294 и др.).
Согласно пункту 3 статьи 2 указанного Закона, если регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС, определены отдельные вопросы, подлежащие регулированию законодательством государств – членов ЕАЭС, такие вопросы регулируются Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами (пункт 2 статьи 35, пункт 3 статьи 40, пункт 2 статьи 88, пункт 6 статьи 154 и др.).
Конституционный Суд отмечает, что нормы Закона о таможенном регулировании, определяющие компетенцию государственных органов и должностных лиц в сфере таможенных правоотношений, имеют целью совершенствование государственного управления и регулирования в указанной сфере, оптимальное распределение полномочий между государственными органами, эффективное решение задач по таможенному регулированию в Республике Беларусь, создают дополнительные механизмы защиты интересов государства для поддержания суверенитета, экономической безопасности Республики Беларусь, обеспечивают режим законности и правопорядка. Такое правовое регулирование согласуется с нормами статьи 1, части второй статьи 7, частей первой и второй статьи 59 Конституции, а также с положениями Конституции о компетенции Президента Республики Беларусь и Правительства (часть вторая статьи 79, пункт 30 статьи 84, абзацы третий, шестой, десятый статьи 107).
3. Согласно статье 2 Закона о таможенном регулировании правовое регулирование отношений в сфере таможенного дела в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Республики Беларусь, иными международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством о таможенном регулировании (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 2 Закона о таможенном регулировании предусматривается, что законодательство о таможенном регулировании применяется для регулирования отношений в сфере таможенного дела, не урегулированных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Республики Беларусь, иными международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, либо регулирование которых отнесено регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Республики Беларусь, иными международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, к компетенции государств – членов ЕАЭС.
На необходимость руководствоваться при перемещении товаров через таможенную границу и их выпуске международными договорами и актами ЕАЭС, прежде всего Таможенным кодексом ЕАЭС, указывается в ряде статей данного Закона: статье 6 (о порядке исчисления сроков), статье 8 (о перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь), статье 20 (об определении происхождения товаров), статье 27 (об определении таможенной стоимости товаров) и др.
При проверке конституционности приведенного законодательного регулирования Конституционный Суд учитывает правовые позиции, изложенные в решениях от 8 июля 2016 г. № Р-1058/2016 и от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018. Суть данных правовых позиций заключается в том, что, исходя из актуальности вопросов соотношения национального и наднационального права, законодателю при дальнейшем совершенствовании нормативно-правового регулирования соответствующих отношений необходимо учитывать право ЕАЭС, обеспечивая единые принципы и подходы к гармонизации и унификации законодательства государств – членов указанного межгосударственного образования; наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права.
Конституционный Суд считает, что осуществляемое Законом правовое регулирование согласуется с принципами и нормами Конституции, предусматривающими, что в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7), Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8), государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), а также с общепризнанным принципом международного права «договоры должны соблюдаться», в соответствии с которым каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (статья 26 Венской конвенции о праве международных договоров).
4. Законодателем предусматривается ряд изменений, касающихся правового регулирования участия юридических и физических лиц в таможенных правоотношениях.
4.1. Положениями Закона о таможенном регулировании расширяется перечень обязанностей физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
В указанном Законе закрепляются положения о необходимости получения разрешения на изменение места временного хранения товаров до их выпуска (пункт 5 статьи 82); об обязанности залогодателя проводить независимую оценку предмета залога за свой счет не реже одного раза в три года (подпункт 8.4 пункта 8 статьи 48); об обязанности плательщика при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов представить в таможенный орган, в котором зарегистрирована декларация на товары, корректировку декларации на товары с отраженными сведениями об уплате таможенных платежей в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня наступления срока уплаты таможенных платежей за очередной период (пункт 2 статьи 159); об обязанности физического лица, постоянно или временно проживающего либо временно пребывающего на территории Республики Беларусь, являющегося получателем (отправителем) товаров, при представлении назначенному оператору почтовой связи сведений, подлежащих указанию в электронном виде пассажирской таможенной декларации, также представлять сведения о документе, удостоверяющем личность получателя товаров (номер и дата выдачи, идентификационный номер (при наличии)) (часть четвертая пункта 7 статьи 199).
В подпункте 2.3 пункта 2 статьи 351 Закона о таможенном регулировании предусматривается, что уполномоченный экономический оператор обязан подтверждать соответствие условиям включения в реестр уполномоченных экономических операторов посредством заполнения опросного листа, а также представления подтверждения значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданного аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).
Конституционный Суд отмечает, что законодатель в силу дискреционных полномочий вправе устанавливать правовые механизмы соблюдения порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь. Осуществляемое Законом правовое регулирование способствует предупреждению нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, достижению баланса частных и публичных интересов, обеспечивает стабильность таможенных правоотношений и основано на взаимосвязанных нормах Конституции о равенстве всех перед законом и праве без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22), о государственном регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13).
4.2. В Законе о таможенном регулировании уточняются порядок и условия совершения таможенных операций.
Положениями указанного Закона ряду лиц предоставляется право совершать действия от имени перевозчика: таможенному представителю либо иным лицам, действующим по поручению перевозчика, – представлять предварительную информацию о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь автомобильным транспортом (пункт 1 статьи 10), таможенному представителю или экспедитору, действующим по поручению перевозчика, – представлять документы и сведения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 92 Таможенного кодекса ЕАЭС (пункт 1 статьи 80), экспедитору, иным лицам, действующим по поручению перевозчика, – совершать таможенные операции, связанные с таможенным декларированием транспортных средств (пункт 2 статьи 194) и др.
Законом о таможенном регулировании предусматривается необходимость осуществлять определенные действия с разрешения таможенных органов, их должностных лиц, в частности совершать операции с товарами, находящимися на временном хранении, указанными в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса ЕАЭС (статья 87); продлять сроки выпуска товаров (пункт 3 статьи 101); вывозить с территории свободного склада товары, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, в случаях, установленных пунктом 5 статьи 213 Таможенного кодекса ЕАЭС (пункт 5 статьи 155).
Подпунктом 5.8 пункта 5 статьи 318, подпунктом 5.3 пункта 5 статьи 323 Закона о таможенном регулировании устанавливается дополнительное требование по оснащению склада временного хранения, таможенного склада системой видеонаблюдения за периметром, внутренней территорией, в том числе местами проведения таможенного контроля, с выводом информации на таможню, функционирующей в круглосуточном режиме, позволяющей осуществлять просмотр, запись и хранение видеоинформации в течение 30 календарных дней.
Конституционный Суд отмечает, что путем совершенствования правового регулирования таможенной деятельности государство выполняет обязанность по созданию такого правопорядка, при котором в наибольшей мере реализуются права и законные интересы юридических и физических лиц при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь, их использовании на таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь и совершении таможенных операций, обеспечивается оптимальный баланс прав и обязанностей всех участников таможенных правоотношений, что согласуется с частью третьей статьи 1, частью первой статьи 59 Конституции.
4.3. В Законе о таможенном регулировании уточняются требования, предъявляемые к специалисту по таможенному декларированию и таможенному представителю.
Положениями указанного Закона определяется, что специалист по таможенному декларированию вправе работать по трудовому договору только у одного таможенного представителя; перечень лиц, которые могут быть специалистом по таможенному декларированию, дополняется физическим лицом, имеющим высшее образование по специальности «Таможенное дело» (пункт 2 и подпункт 3.1 пункта 3 статьи 308); закрепляется норма об обязанности повторного прохождения аттестации при неуплате таможенного сбора за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена (часть третья пункта 6 статьи 309).
Законодателем предусматриваются дополнительные условия для включения юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов в соответствующие реестры. Так, необходимо наличие в штате юридического лица не менее двух специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы по трудовому договору (для таможенного представителя); срок действия договора страхования гражданской ответственности не может быть менее одного года (для таможенного представителя, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада); требуется наличие системы внутреннего контроля (для таможенного представителя, уполномоченного экономического оператора) (статьи 310, 319, 324 и 343 Закона о таможенном регулировании).
Конституционный Суд считает, что установление требований к специалистам по таможенному декларированию – лицам, непосредственно совершающим таможенные операции, деятельность которых затрагивает экономические интересы государства, не ограничивает право граждан на труд, то есть право на выбор профессии и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой (часть первая статьи 41 Конституции), и не нарушает принцип равенства всех перед законом (статья 22 Конституции).
5. Законом о таможенном регулировании предусматривается ряд положений, касающихся процедуры уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
Согласно пункту 5 статьи 37 указанного Закона, регламентирующей порядок исчисления процентов за пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенных пошлин и налогов, уплата пеней, начисленных на суммы таможенных платежей, таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, производится в размере, рассчитанном в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Налогового кодекса Республики Беларусь, уменьшенном в два раза, в случае уплаты таких пеней: плательщиком до регистрации в таможенном органе уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, составленного в отношении плательщика, либо до истечения десяти рабочих дней со дня получения плательщиком такого уведомления; лицами, несущими с плательщиком солидарную обязанность по уплате таких платежей, до регистрации в таможенном органе уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, составленного в отношении этих лиц, либо до истечения десяти рабочих дней со дня получения ими такого уведомления. Такая же норма по уплате пеней закрепляется в отношении специальных, антидемпинговых, компенсационных и иных пошлин, применяемых в целях защиты внутреннего рынка (пункт 1 статьи 67 Закона о таможенном регулировании).
Законом о таможенном регулировании расширяется перечень товаров, в отношении которых не возникает обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций. Согласно подпункту 5.2 пункта 5 статьи 30 данного Закона обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций не возникает в отношении товаров, указанных в пункте 2 статьи 136 и пункте 2 статьи 225 Таможенного кодекса ЕАЭС, и иных товаров, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную двести евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, и в отношении которых не уплачиваются таможенные пошлины, налоги.
Конституционный Суд считает, что в силу положений статьи 13 во взаимосвязи с пунктом 2 части первой статьи 97 и пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции законодатель при принятии законов в области таможенного регулирования обязан исходить не только из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, но и из частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности в целях оптимизации процедуры уплаты и администрирования таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Совершенствование правового регулирования таможенных правоотношений способствует реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, соблюдению баланса экономических интересов государства и частных интересов физических и юридических лиц в таможенной сфере.
6. Законодателем расширяются возможности применения электронных форм документов и электронного взаимодействия в таможенных правоотношениях.
Частью первой пункта 1 статьи 89 Закона о таможенном регулировании определяется, что таможенная декларация подается в виде электронного документа; подача таможенной декларации в письменной форме допускается в случаях, указанных в части второй данного пункта.
Законом о таможенном регулировании предусматривается подача (направление) в электронной форме документов и информации, в том числе заявления на возврат таможенных и иных платежей (пункт 7 статьи 55); уведомления о выпуске товаров лицу, осуществляющему временное хранение товаров (часть первая пункта 4 статьи 100); информации о документах, удостоверяющих личность физического лица – получателя товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (пункт 2 статьи 198); уведомления о проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, и в иных случаях (пункт 4 статьи 216); документов и (или) сведений по запросам таможенных органов для проведения таможенного контроля (часть вторая пункта 2 статьи 224).
Пунктом 2 статьи 272 Закона о таможенном регулировании устанавливается возможность консультирования таможенными органами лиц в электронной форме. Согласно статьям 301 и 349 этого Закона обмен документами и (или) сведениями между таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами осуществляется в электронной форме посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь и (или) общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Конституционный Суд отмечает, что закрепление Законом о таможенном регулировании электронной формы совершения ряда действий создает условия для полного перехода таможенных органов на электронный документооборот с целью повышения эффективности и оперативности деятельности в сфере таможенного дела, устранения излишних препятствий при обращении юридических и физических лиц в таможенные органы, упрощения их взаимодействия, создания тем самым благоприятных условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности, новых возможностей для обеспечения и защиты их прав на основе справедливого баланса частных, государственных и общественных интересов, что соответствует части второй статьи 2, части пятой статьи 13, части третьей статьи 21, части второй статьи 59 Конституции.
7. В соответствии с Законом о таможенном регулировании совершенствуются правовые механизмы осуществления информационно-коммуникационных связей в сфере таможенных правоотношений.
Законодателем устанавливаются обязанности таможенных органов по информированию (уведомлению) юридических и физических лиц. Так, согласно Закону о таможенном регулировании таможенный орган по заявлению плательщика информирует о невостребованных авансовых платежах (пункт 4 статьи 31), об излишне уплаченных суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней (пункт 11 статьи 55); таможенные органы информируют лицо, осуществляющее временное хранение товаров, о выпуске таких товаров, выдаче разрешения на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь, изменении места временного хранения товаров либо применении изъятия или ареста (часть первая пункта 2 статьи 86); о необходимости принудительного перемещения и (или) помещения транспортного средства в зону таможенного контроля лицо, управляющее транспортным средством, письменно уведомляется таможенными органами по его требованию (часть четвертая пункта 2 статьи 214).
Законом о таможенном регулировании предусматривается, что таможенные органы обязаны уведомлять лиц, обратившихся к ним с заявлениями об осуществлении тех или иных процедур в сфере таможенного дела, о принятых ими решениях: о классификации товара в несобранном или разобранном виде или об отказе в принятии такого решения и причинах отказа (пункт 4 статьи 18), о принятии таможенными органами мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности (часть вторая пункта 6 статьи 290), о возобновлении деятельности в сфере таможенного дела (пункт 8 статьи 305) и др.
Конституционный Суд отмечает, что осуществляемое законодательное регулирование информирования юридических и физических лиц выступает гарантией реализации права граждан Республики Беларусь на информацию, закрепленное статьей 34 Конституции, способствует открытости деятельности таможенных органов, создает условия для своевременного получения юридическими и физическими лицами достоверной и полной информации о своих правах и законных интересах, а также обеспечения их эффективной защиты, тем самым реализуется предусмотренная частью второй статьи 59 Конституции обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
8. Положениями Закона о таможенном регулировании совершенствуются процедуры таможенного контроля.
Согласно статье 2 Таможенного кодекса ЕАЭС под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41 пункта 1).
Пунктом 3 статьи 209 Закона о таможенном регулировании определяется, что выбор объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, осуществляется на основании профилей и индикаторов рисков. В соответствии с пунктом 7 указанной статьи таможенный контроль с применением меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, предусмотренной статьей 345 Таможенного кодекса ЕАЭС, может проводиться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.
Для обеспечения взаимодействия между таможенными органами и иными государственными органами, осуществляющими государственный контроль на Государственной границе Республики Беларусь, в статье 211 Закона о таможенном регулировании устанавливается, что государственные органы, осуществляющие санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, находятся в оперативном подчинении Государственного таможенного комитета, а также определяются вопросы, по которым они находятся в таком подчинении.
Необходимостью снижения контрольной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности обусловлено определение пунктом 3 статьи 217 Закона о таможенном регулировании условий использования результатов таможенного досмотра, проведенного при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, в случае принятия решения о проведении таможенного досмотра товаров при завершении действия таможенной процедуры таможенного транзита или замене транспортных средств без удаления наложенных таможенных пломб и печатей. Пунктом 4 указанной статьи регулируются временные интервалы составления акта таможенного досмотра в случае, если по результатам таможенного досмотра не выявлены нарушения законодательства, что позволит сократить время нахождения лиц в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.
Конституционный Суд отмечает, что приведенные нормы Закона, позволяющие своевременно выявлять и пресекать нарушения в таможенной сфере, устранять их вредные последствия, способствуют достижению баланса частных и публичных интересов, не затрагивают само существо конституционных гарантий защиты собственности, свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, являются социально оправданными и необходимыми для защиты конституционно значимых интересов.
Совершенствование процедуры таможенного контроля, сокращение времени его осуществления, которые позволяют создавать благоприятные условия для развития экономической деятельности, повысить правовую обеспеченность и правовую безопасность регулирования отношений, возникающих в связи с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь, отвечают принципу правовой определенности как неотъемлемому элементу закрепленного в Конституции принципа верховенства права (часть первая статьи 7), согласуются с положениями Конституции об осуществлении государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13), о конституционной обязанности государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).
9. Законодателем регламентируются вопросы правового статуса таможенных органов, их должностных лиц, определяются их основные функции.
9.1. Согласно статье 239 Закона о таможенном регулировании на таможенные органы возлагаются функции осуществления деятельности по автоматизации процессов совершения таможенных операций, реализации отраслевых мероприятий в сфере информатизации; осуществления деятельности по защите информации в информационных системах и информационных ресурсах, используемых таможенными органами; осуществления поиска эффективных путей совершенствования таможенного регулирования, механизмов реализации государственной таможенной политики (подпункты 1.12, 1.13 и 1.21 пункта 1).
В статье 240 Закона о таможенном регулировании основные права таможенных органов дополняются следующими правами: в целях недопущения несанкционированного убытия транспортного средства изымать у физического лица ключи и документы на транспортное средство на время проведения операций таможенного контроля; требовать в отношении транспортных средств, подлежащих таможенному декларированию, представления лицами, их перемещающими, документов, связанных с государственной регистрацией транспортных средств, в целях проверки по учетам разыскиваемых транспортных средств, в том числе с использованием технических средств контроля; безвозмездно получать электронные услуги, оказываемые государственными органами и иными организациями, необходимые для выполнения возложенных на таможенные органы функций на основании соглашений (договоров), заключенных с субъектом, оказывающим электронную услугу; задерживать в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, отправление транспортных средств железнодорожного транспорта до завершения процедур пограничного и иных видов контроля.
Конституционный Суд считает, что совершенствование правового регулирования деятельности таможенных органов, имеющее целью обеспечение выполнения возложенных на них задач и функций, согласуется с частью первой статьи 7, частью второй статьи 59 Конституции.
9.2. Статьей 245 Закона о таможенном регулировании регламентируются вопросы социальной защиты должностных лиц таможенных органов, в том числе социальных гарантий, предоставляемых в случае причинения вреда жизни или здоровью должностным лицам таможенных органов при исполнении служебных обязанностей.
Указанной статьей предусматривается выплата страхового обеспечения в случае гибели (смерти) должностных лиц таможенных органов, причинения им телесных повреждений различной степени тяжести, а также выплата страхового возмещения в случае уничтожения (повреждения) принадлежащего им имущества, которые произошли в связи с выполнением служебных обязанностей, принятием мер по предотвращению (пресечению) правонарушений, которые имеют целью восстановление нарушенных прав.
Конституционный Суд отмечает, что служба в таможенных органах, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с поддержанием режима законности в области таможенных отношений, обеспечением защиты экономических интересов Республики Беларусь, а следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
В связи с этим Конституционный Суд считает, что устанавливаемый законодателем правовой механизм обеспечивает гарантирование должностным лицам таможенных органов возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса, чем реализуются конституционные положения о правах на достойный уровень жизни, на труд, на охрану здоровья, на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, о праве собственности (часть вторая статьи 21, статьи 41, 44, 45 и 47 Конституции).
10. В Законе о таможенном регулировании предусматриваются положения, ограничивающие права и свободы граждан, права и законные интересы юридических лиц.
10.1. Нормами Закона о таможенном регулировании, касающимися задержания лиц таможенными органами (подпункт 2.2 пункта 2 статьи 227, абзац десятый статьи 240), применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, применения и использования оружия, использования служебных собак (статьи 248–252), в определенной мере ограничиваются конституционные права человека на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (часть первая статьи 25 Конституции).
В пункте 5 статьи 248 Закона о таможенном регулировании, которой совершенствуется порядок применения физической силы, специальных средств, применения или использования оружия должностными лицами таможенных органов, определяются условия, при которых должностное лицо таможенного органа не несет ответственности за вред, причиненный в результате такого применения.
Законодателем одновременно закрепляются правовые гарантии недопущения нарушения прав и законных интересов граждан, нанесения ущерба их имуществу, исключения причинения вреда наиболее уязвимым категориям лиц при применении должностными лицами таможенных органов предусматриваемых мер воздействия (пункт 3 статьи 250, пункт 4 статьи 251 Закона о таможенном регулировании).
Конституционный Суд отмечает, что наделение должностных лиц таможенных органов указанными правами обусловлено необходимостью эффективного выполнения ими служебных обязанностей, самообороны, обеспечения безопасности окружающих граждан, их собственности, когда применение ненасильственных способов не может предотвратить опасность для жизни физических лиц, угрозы для общества и государства, иные вредные последствия противоправной деятельности. Такое правовое регулирование согласуется с конституционным положением части первой статьи 23 Конституции о возможности ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты здоровья населения, прав и свобод других лиц; указанные ограничения являются соразмерными защищаемым конституционным ценностям.
10.2. Отдельными положениями Закона о таможенном регулировании, предусматривающими права таможенных органов, в определенной степени ограничиваются права, закрепленные в части второй статьи 13 и статье 44 Конституции. Наряду с правами таможенных органов входить на территорию и в помещения юридических лиц, использовать средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям, задерживать товары и документы Законом о таможенном регулировании устанавливаются также их права изымать у физического лица ключи и документы на транспортное средство на время проведения операций таможенного контроля (абзац двенадцатый статьи 240), задерживать отправление транспортных средств железнодорожного транспорта до завершения процедур пограничного и иных видов контроля (абзац двадцатый статьи 240), входить в помещения и на территорию (объекты) с пресечением сопротивления и (или) со вскрытием запертых помещений (часть первая пункта 2 статьи 223).
Данные ограничения не порождают перехода права собственности к государству, обусловлены необходимостью обеспечения законности и правопорядка, предотвращения нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, правам и интересам других лиц.
Конституционный Суд констатирует, что указанные ограничения прав, свобод и законных интересов являются вынужденным, объективно обусловленным средством обеспечения безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты экономических интересов государства, жизни, здоровья, прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций. Исходя из содержания части первой статьи 23 Конституции во взаимосвязи с положениями части второй статьи 2, части первой статьи 25, статей 28, 29, части шестой статьи 44 Конституции, такие ограничения юридически обоснованны, соответствуют требованиям справедливости, отвечают принципу пропорциональности, поскольку являются допустимыми, соразмерными (обеспечивают должный баланс интересов граждан и государства) и необходимыми для защиты конституционно значимых интересов.
10.3. Нормы Закона, устанавливающие ответственность должностных лиц таможенных органов за незаконные решения, неправомерные действия (бездействие), предусматривающие возмещение таможенными органами вреда, причиненного лицам и их имуществу такими решениями и действиями (бездействием) (статья 243), закрепляющие право на обжалование и порядок обжалования (статьи 260–270), свидетельствуют, что каждый субъект правоотношений в случае нарушения его прав, свобод и законных интересов может использовать все средства правовой защиты, в том числе обращение в суд, и основываются на конституционных положениях о человеке, его правах, свободах и гарантиях их реализации как высшей ценности и цели общества и государства (часть первая статьи 2 Конституции), о гарантировании каждому защиты прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60 Конституции).
Таким образом, Законом совершенствуется правовое регулирование отношений в таможенной сфере в целях повышения уровня защиты экономической безопасности Республики Беларусь, улучшения транзитной и инвестиционной привлекательности страны, развития благоприятных условий деловой активности, упрощения взаимодействия участников таможенных правоотношений, реализации международных обязательств Республики Беларусь в рамках ЕАЭС, что соответствует положениям Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |